Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2011 в 00:04, реферат
На рынке банковских услуг, исходя из самой сущности банковской деятельности, операции по привлечению и предоставлению денежных средств доминируют по отношению к остальным, отсюда и все возрастающая роль оценки кредитного риска и возможности его минимизации. Решение данных вопросов позволит снизить стоимость кредита для наиболее надежных и перспективных заемщиков, будь то организация, либо гражданин, и сделать ее адекватной их финансовым возможностям.
Введение
На
рынке банковских услуг, исходя из самой
сущности банковской деятельности, операции
по привлечению и предоставлению
денежных средств доминируют по отношению
к остальным, отсюда и все возрастающая
роль оценки кредитного риска и возможности
его минимизации. Решение данных
вопросов позволит снизить стоимость
кредита для наиболее надежных и
перспективных заемщиков, будь то организация,
либо гражданин, и сделать ее адекватной
их финансовым возможностям.
Международный опыт развития банковского
сектора признает одним из способов минимизации
кредитного риска – внедрение в инфраструктуру
финансового рынка кредитных бюро.
Бюро кредитных историй в том или ином виде существуют во всем мире. В декабре 2004 г. наконец был принят Федеральный закон N 218-ФЗ, и процесс, который давно стал привычным в большинстве стран мира, начал функционировать и в России.
Рано
или поздно к этому должны были
прийти, поскольку за последние несколько
лет российский рынок потребительского
кредитования переживает небывалый
рост. Несмотря на видимые преимущества
и признание населением сектора
потребительского кредитования, существуют
некоторые пробелы в
Сегодня мы наблюдаем, что рост спроса на потребительские кредиты ведет к заметному увеличению кредитных рисков в банковской сфере. Прежде всего, наметилась тенденция к опережающему росту просроченной задолженности по кредитам физическим лицам. Решение этой проблемы как раз и является основной целью бюро кредитных историй. В появлении БКИ заинтересованы все стороны, задействованные в процессе кредитования:
-
заемщики, имеющие положительную
кредитную историю. Данной
-
кредитные организации,
1.Понятие
кредитной истории
Федеральным законом №218-ФЗ установлено понятие и состав кредитной истории, основания, порядок формирования, хранения и использования кредитных историй, регулируется связанная с этим деятельность бюро кредитных историй, устанавливаются особенности создания, ликвидации и реорганизации бюро кредитных историй, а также принципы их взаимодействия с источниками формирования кредитной истории, заемщиками, органами государственной власти, органами местного самоуправления и Банком России.
Кредитная история – информация, характеризующая исполнение заёмщика принятых на себя обязательств по кредитам, хранящаяся в бюро кредитных историй
Кредитная история состоит из трех частей:
2. Основная – содержит информацию: 1)в отношении субъекта кредитной истории:
а) указание места регистрации и фактического места жительства;
б) сведения о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
2)
в отношении обязательства
а) указание суммы обязательства заемщика на дату заключения договора займа (кредита);
б) указание срока исполнения обязательства заемщика в полном размере в соответствии с договором займа (кредита);
в) указание срока уплаты процентов в соответствии с договором займа (кредита);
г) о внесении изменений и (или) дополнений к договору займа (кредита), в том числе касающихся сроков исполнения обязательств;
д) о дате и сумме фактического исполнения обязательств заемщика в полном и (или) неполном размерах;
е) о погашении займа (кредита) за счет обеспечения в случае неисполнения заемщиком своих обязательств по договору;
ж) о фактах рассмотрения судом, арбитражным и (или) третейским судом споров по договору займа (кредита) и содержании резолютивных частей судебных актов, вступивших в законную силу, за исключением информации, входящей в состав дополнительной (закрытой) части кредитной истории;
3.
Дополнительная (закрытая) - содержит
информацию о всех банках (организациях)
которые предоставляли
Кредитные истории заемщиков согласно закону должны храниться в БКИ в течение 15 лет. Размер будущего кредита и ставка по нему будут напрямую зависеть от добросовестности обслуживания долга заемщика в прошлом.
1.1.Внесение
изменений и дополнений
в кредитную историю
Субъект кредитной истории вправе полностью или частично оспорить информацию, содержащуюся в его кредитной истории, подав в бюро заявление о внесении изменений и (или) дополнений в кредитную историю по форме бюро.
Бюро кредитных историй в течение 30 дней со дня получения заявления, проводит дополнительную проверку информации, входящей в состав кредитной истории, запросив ее у источника формирования кредитной истории. На время проведения такой проверки в кредитной истории делается соответствующая пометка.
Бюро
кредитных историй обновляет
кредитную историю в
О результатах рассмотрения указанного заявления бюро кредитных историй сообщает в письменной форме субъекту кредитной истории по истечении 30 дней со дня его получения. Отказ в удовлетворении указанного заявления мотивируется. В случае оплаты расходов, связанных с пересылкой письма, указанное письмо должно быть направлено по истечении 30 дней в адрес заявителя. При этом датой сообщения считается дата направления письма, определяемая по почтовому штампу.
Бюро кредитных историй не обязано проводить в дальнейшем проверку ранее оспариваемой, но получившей подтверждение информации, содержащейся в кредитной истории.
Субъект
кредитной истории вправе обжаловать
в судебном порядке отказ бюро
кредитных историй в
2.Сущность
бюро кредитных историй
С 2005 года в России функционирует большое количество Бюро кредитных историй (БКИ), аккредитацию или попросту разрешение на работу которым выдает Центральный Банк России.
Кредитное бюро – это специализированное финансовое учреждение, аккумулирующее информацию обо всех кредитах, выданных физическим и(или) юридическим лицам в целях предупреждения и снижения кредитных рисков.
Основной целью деятельности кредитного бюро является предоставление банкам достоверной и максимально полной информации о потенциальном клиенте, желающем получить в банке кредит.
Создание специальных баз данных о клиентах банков позволяет лучше определять потребности клиентов, минимизировать риски, обеспечивать постоянный мониторинг за выдачей банковских кредитов и операциями банков в разных регионах, совершенствовать управление кредитной политикой, повышать качеством кредитного портфеля, и, в конечном счете, повышать надежность и эффективность банковской деятельности.
Безусловно,
наличие централизованной базы данных
о всех заемщиках упрощает процедуру
выдачи кредита и, одновременно способствует
дисциплинированности кредитополучателя
посредством формирования негативных
кредитных историй при
Федеральный
Закон «О кредитных историях» определяет
содержание сведений, входящих в состав
кредитной истории; основной порядок взаимоотношений
кредитного бюро с источниками формирования,
субъектами и пользователями кредитных
историй, государственными органами при
получении, обработке, формировании, хранении
данных сведений и предоставлении кредитного
отчета; а также организацию обеспечения
защиты сведений, входящих в состав кредитных
историй.
Создание
кредитного бюро можно считать новым
этапом в развитии экономики. Организуя
централизованную систему обмена данными
о кредитополучателях, банки получают
возможность более оперативно принимать
решения по заявкам на получение
кредита, одновременно минимизирую
риски его невозврата. В перспективе
результатом деятельности кредитного
бюро выступит снижение процентной ставки
для благонадежных клиентов и
как следствие увеличение объемов
кредитования. В то же время положительная
кредитная история будет
Наличие положительной информации в кредитной истории заемщиков позволяет значительно сократить срок оформления кредита, получать кредитные ресурсы по привлекательным ставкам, с более низкими требованиями по обеспечению. Банки и иные кредитные учреждения, являющиеся участниками кредитных бюро, получают возможность уменьшить собственные расходы на сбор информации о личности заемщика, что может продолжаться неделями, и соответственно, принимать выверенные решения относительно предоставления кредита.
Главная цель кредитного бюро - оценить риски, которым подвергаются банки при кредитовании.
Можно сделать следующие выводы в пользу Бюро:
В мире существует множество форм организации кредитных бюро. Различают две основные системы: англо-американскую и континентальную (среднеевропейскую). Англо-американская является более открытой: любой гражданин или организация могут получить в бюро информацию о кредитной истории физического лица. В континентальной системе бюро предоставляют информацию лишь своим участникам-кредиторам или самим заемщикам.