- ЗНАЧЕНИЕ
И СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ
- Налоги
и их сущность.
Налоги
– представляют собой обязательные
сборы, взимаемые государством с хозяйствующих
субъектов и с граждан по ставке, установленной
в законодательном порядке. Налоги уплачиваются
налогоплательщиками в бюджет соответствующего
уровня и государственные внебюджетные
фонды на основании федеральных законов
о налогах и актах законодательных органов
субъектов Российской Федерации, а также
по решению органом местного самоуправления
в соответствии с их компетентностью.
Экономическая
сущность налогов характеризуется
денежными отношениями, складывающимися
у государства с юридическими и физическими
лицами. Эти денежные отношения объективно
обусловлены и имеют специфическое назначение
- мобилизацию денежных средств в распоряжение
государства. Поэтому налог может рассматриваться
в качестве экономической категории с
присущими ей двумя функциями: фискальной
и экономической. С помощью первой формируется
бюджетный фонд; реализуя вторую, государство
влияет на производство, стимулируя или
сдерживая его развитие, усиливая или
ослабляя накопление капитала, расширяя
или уменьшая платежеспособный спрос
населения.
Конкретными
формами проявления категории налога
являются виды налоговых платежей, устанавливаемые
законодательными органами власти. С организационно-правовой
стороны налог это – обязательный, индивидуально
безвозмездный платеж, взимаемый с организаций
и физических лиц в форме отчуждения принадлежавших
им на праве собственности, хозяйственного
ведения средств или оперативного управления
денежных средств в целях финансового
обеспечения деятельности государства
и (или) муниципальных образований, поступающих
в бюджетный фонд в определенных законом
размерах и установленные сроки. Совокупность
разных видов налогов, в построении и методах
исчисления которых реализуются определенные
принципы, образуют налоговую систему
страны.
- Функции
налогов
Функция
налога - это проявление его сущности
в действии, способ выражения его свойств.
Функции налогов:
1
Фискальная (бюджетная) функция -
формирование доходной части государственного
бюджета на основе стабильного и централизованного
взимания налогов превращает само государство
в крупнейшего экономического субъекта.
Благодаря этой функции формируются финансовые
ресурсы государства, аккумулируемые
в бюджетной системе и внебюджетных фондах
и необходимые для осуществления собственных
функций (военно-оборонительных, социальных,
природоохранных и др.).
2
Контрольная функция - проявляется
в возможности количественного отражения
налоговых поступлений и их сопоставления
с потребностями государства в финансовых
ресурсах. Благодаря ей оценивается эффективность
каждого налогового канала и налогового
"пресса" в целом, выявляется необходимость
внесения изменений в налоговую систему
и бюджетную политику.
3
Распределительная функция - обладает
рядом свойств, характеризующих многогранность
её роли в воспроизводственном процессе.
Это прежде всего то, что изначально распределительная
функция налогов носила чисто фискальный
характер: наполнить государственную
казну, чтобы иметь возможность содержать
армию, чиновничий аппарат. Но с тех пор,
как государство посчитало необходимым
активно участвовать в организации хозяйственной
жизни в стране, у него появились регулирующие
функции, которые осуществлялись через
налоговый механизм. В налоговом регулировании
появились стимулирующие и сдерживающие
подфункции, а так же подфункция воспроизводственного
назначения. В отлаженной налоговой системе
реализуются все функции и подфункции
налогов.
Стимулирующая
подфункция налогов реализуется через
систему льгот, исключений, преференций,
увязываемых с льготообразующими признаками
объекта налогообложения. Она проявляется
в изменении объекта обложения, уменьшения
налогооблагаемой базы, понижения налоговой
ставки.
Подфункцию
воспроизводственного назначения несут
в себе плата за воду, потребляемую промышленными
предприятиями, платежи за пользование
природными ресурсами, отчисления в дорожные
фонды, на воспроизводство природно-сырьевой
базы и лесной доход. Эти налоги имеют
чёткую отраслевую принадлежность.
Особое
значение имеет дифференциация налогов
по источнику обложения: издержки производства
(себестоимость), прибыль. Правильность
расчётов налога на прибыль требует знания
состава затрат по производству и реализации
продукции(работ, услуг), и порядка формирования
финансовых результатов (прибыли или убытка).
Непосредственно в себестоимость включаются
налоги, идущие на формирование дорожных
фондов, транспортный налог, земельный
налог, платежи за пользование природными
ресурсами.
При
классификации налогов по объектам налогообложения
образуются пять групп: налоги на имущество,
ресурсные налоги (включая земельный налог),
налоги на доход или прибыль, налоги на
действия (хозяйственные акты, финансовые
операции, обороты) и прочие, охватывающие
некоторые местные налоги.
1.3
Классификация и
виды налогов
Налоги
очень разнообразны по видам и
образуют довольно разветвленную совокупность.
Классификация позволяет упорядочить
все разнообразие налогов, свести его
к небольшому числу классов, объединенных
по признаку сходства, наличию общих свойств
и т.д. Классификация важна не только для
теории, но и для практики. Налоги делятся
на группы по многим признакам. Налоги
делятся на прямые и косвенные в зависимости
от источника их взимания.
Прямые налоги взимаются непосредственно
с дохода налогоплательщика, так что он
ощущает их в виде недополучения дохода.
К ним относятся подоходный налог, налог
на прибыль, ресурсные платежи, налоги
на имущество, владение и пользование
которым служит основой для налогообложения.
Косвенные налоги взимаются иным, менее
заметным методом, посредством введения
государственных надбавок к ценам на товары
и услуги, уплачиваемых покупателем и
поступающих в госбюджет. Это в основном
акцизные налоги, фискальные монопольные
налоги и таможенные пошлины (налог на
экспорт и импорт). К косвенным могут быть
отнесены также налог на добавленную стоимость
и применявшиеся в советские времена налог
с оборота и налог с продаж. Косвенные
налоги именуют еще безусловными в связи
с тем, что они взимаются вне зависимости
от конечных результатов деятельности,
получения прибыли.
Виды
налогов различаются также в
зависимости от характера налоговых
ставок. Налоговой ставкой называется
процент или доля подлежащих к уплате
средств, а еще точнее - размер налога в
расчете на единицу объекта налогообложения
(на рубль дохода, на автомобиль, на рубль
имущества и т.д.). В зависимости от налоговых
ставок налоги делятся на пропорциональные,
прогрессивные и регрессивные.
Налог
называется пропорциональным, если налоговая
ставка неизменна, не зависит от величины
дохода, от масштаба объекта налогообложения.
В этом случае говорят о твердых налоговых
ставках на единицу объекта. Ставка регрессивного
налога, наоборот, понижается по мере увеличения
объекта налогообложения. Регрессивный
налог вводится с целью стимулирования
роста дохода, прибыли, имущества.
Различают
также маркированные и немаркированные
налоги. Маркированным налогом называется
налог, имеющий целевой характер, что означает,
что соответствующие поступления не могут
расходоваться ни на какие другие цели,
кроме той, ради которой он был введен.
Примером могут служить отчисления во
внебюджетный Пенсионный фонд, сборы на
благоустройство территории, содержание
органов правопорядка и др. Прочие налоги
являются немаркированными. Средства,
поступившие от изъятия немаркированных
налогов, могут использоваться для решения
разнообразных задач по усмотрению государства
или иных уполномоченных органов (примером
немаркированных налогов могут служить:
налог на прибыль юридических лиц, НДС,
акцизы и др.).
В
зависимости от того, кто взимает
налог и в какой бюджет он поступает,
налоги делятся на государственные и местные.
В свою очередь, при федеральном устройстве
государства государственные налоги разделяются
на федеральные налоги и налоги субъектов
федерации.
К федеральным налогам и сборам
относятся налог на добавленную
стоимость, акцизы, налог на прибыль
предприятия, налог на доходы
от капитала, федеральный подоходный
налог с физических лиц, социальный,
государственные пошлины, таможенные
пошлины и сборы, плата за право использования
недрами, платежи за воспроизводство минерально-сырьевой
базы, платежи за загрязнение окружающей
природной среды, сбор за использование
государственной символики РФ, федеральные
лицензионные сборы.
К
Региональным налогам и сборам относятся
региональный налог на прибыль предприятия,
региональный подоходный налог с физических
лиц, налог на имущество предприятия, региональный
налог с владельцев транспортных средств,
лесной налог, налог, связанный с использованием
инфраструктуры региона, региональный
лицензионный сбор.
К
местным налогам и сборам относятся
налог на землю, налог на имущество
физических лиц, налог, связанный с
использованием муниципального жилищного
фонда и других объектов инфраструктуры
города (района), налог на рекламу, местные
лицензионные сборы, сбор за получение
имущества в собственность в порядке наследования
или дарения, курортный сбор, налог на
воду, забираемую из водохозяйственных
систем, гостиничный сбор. Если же в качестве
классификационного признака налогов
рассматривать, кто есть налогоплательщик,
т.е. субъект налогообложения, то различают
налоги с физических и юридических лиц.
По
способам взимания налогов они подразделяются
на кадастровые, декларируемые и изымаемые
у источника. Кадастровый способ взимания
налога характеризуется дифференциацией
объекта налога на группы по определенному
признаку. Перечень этих групп и их признаки
заносятся в специальные справочники.
Для каждой группы установлена индивидуальная
ставка налога. В этом случае величина
налога не зависит от доходности объекта.
Примером такого способа налогообложения
могут служить налоговые ставки на транспортное
средство без учета того, используется
оно или нет. Налог на основе декларации
взимается в результате заполнения плательщиком
декларации о полученных доходах и установления
на них налога. При таком методе уплата
налога субъектом налогообложения производится
после получения дохода. Примером данного
способа взимания налогов может служить
налог на прибыль. Способ изъятия налога
у источника характеризуется получением
дохода, уменьшенного на сумму налога
после изъятия его для перечисления в
бюджет. Например, подоходный налог с физических
лиц изымается для перечисления в бюджет
предприятием или организацией до выплаты
заработной платы путём вычитания из неё
суммы налога. Работникам выплачивается
оставшаяся часть заработной платы.
- РОЛЬ
НАЛОГОВ В ФОРОМИРОВАНИИ
БЮДЖЕТА СТРАНЫ
2.1
Налоговые доходы
федерального бюджета
и их содержание
В
соответствии с Бюджетным Кодексом
Российской Федерации доходы бюджета
– это денежные средства, поступающие
в безвозмездном и безвозвратном порядке
в соответствии с действующим законодательством
в распоряжение органов государственной
власти Российской Федерации, органов
государственной власти субъектов Российской
Федерации и органов местного самоуправления.
Формирование
доходной части бюджета с переходом
на рыночные отношения имеет в основном
налоговый характер.
В
соответствии со статьей 41 Бюджетного
Кодекса РФ «К налоговым доходам
бюджетов относятся доходы от предусмотренных
законодательством Российской Федерации
о налогах и сборах федеральных налогов
и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных
специальными налоговыми режимами, региональных
и местных налогов, а также пеней и штрафов
по ним.»
В
соответствии со статьей 50 Бюджетного
Кодекса в федеральный бюджет зачисляются
налоговые доходы от следующих федеральных
налогов и сборов, налогов, предусмотренных
специальными налоговыми режимами:
- налога на
прибыль организаций по ставке, установленной
для зачисления указанного налога в федеральный
бюджет, – по нормативу 100 процентов;
- налога на
прибыль организаций (в части доходов
иностранных организаций, не связанных
с деятельностью в Российской Федерации
через постоянное представительство,
а также в части доходов, полученных в
виде дивидендов и процентов по государственным
и муниципальным ценным бумагам) – по
нормативу 100 процентов;
- налога на
прибыль организаций при выполнении соглашений
о разделе продукции, заключенных до вступления
в силу Федерального закона от 30 декабря
1995 года №225-ФЗ «О соглашениях о разделе
продукции» и не предусматривающих специальных
налоговых ставок для зачисления указанного
налога в федеральный бюджет и бюджеты
субъектов Российской Федерации, – по
нормативу 20 процентов;
- налога на
добавленную стоимость – по нормативу
100 процентов;
- акцизов на
спирт этиловый из пищевого сырья – по
нормативу 50 процентов;
- акцизов на
спирт этиловый из всех видов сырья, за
исключением пищевого, – по нормативу
100 процентов;
- акцизов на
спиртосодержащую продукцию – по нормативу
50 процентов;
- акцизов на
табачную продукцию – по нормативу 100
процентов;
- акцизов на
автомобильный бензин, прямогонный бензин,
дизельное топливо, моторные масла для
дизельных и карбюраторных (инжекторных)
двигателей – по нормативу 40 процентов;
- акцизов на
автомобили легковые и мотоциклы – по
нормативу 100 процентов;
- акцизов по
подакцизным товарам и продукции, ввозимым
на территорию Российской Федерации, –
по нормативу 100 процентов;
- налога на
добычу полезных ископаемых в виде углеводородного
сырья (газ горючий природный) – по нормативу
100 процентов;
- налога на
добычу полезных ископаемых в виде углеводородного
сырья (за исключением газа горючего природного)
– по нормативу 95 процентов;
- налога на
добычу полезных ископаемых (за исключением
полезных ископаемых в виде углеводородного
сырья, природных алмазов и общераспространенных
полезных ископаемых) – по нормативу 40
процентов;
- налога на
добычу полезных ископаемых на континентальном
шельфе Российской Федерации, в исключительной
экономической зоне Российской Федерации,
за пределами территории Российской Федерации
– по нормативу 100 процентов;
- регулярных
платежей за добычу полезных ископаемых
(роялти) при выполнении соглашений о разделе
продукции в виде углеводородного сырья
(газ горючий природный) – по нормативу
100 процентов;
- регулярных
платежей за добычу полезных ископаемых
(роялти) при выполнении соглашений о разделе
продукции в виде углеводородного сырья
(за исключением газа горючего природного)
– по нормативу 95 процентов;
- регулярных
платежей за добычу полезных ископаемых
(роялти) на континентальном шельфе, в
исключительной экономической зоне Российской
Федерации, за пределами территории Российской
Федерации при выполнении соглашений
о разделе продукции – по нормативу 100
процентов;
- сбора за
пользование объектами водных биологических
ресурсов (исключая внутренние водные
объекты) – по нормативу 70 процентов;
- сбора за
пользование объектами водных биологических
ресурсов (по внутренним водным объектам)
– по нормативу 100 процентов;
- водного налога
– по нормативу 100 процентов;
- единого социального
налога по ставке, установленной Налоговым
кодексом Российской Федерации в части,
зачисляемой в федеральный бюджет, – по
нормативу 100 процентов;
- государственной
пошлины – по нормативу 100 процентов