Лекции по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 04:04, курс лекций

Краткое описание

Философия как наука, критерии научности в философии.
Философия – наиболее общее учение о мире и человеке, основа мировоззрения. Научная философия – синтез материализма и диалектики. Процесс становления философии как науки был длительнее, чем у конкретных наук: это связано с предельной широтой предмета философии.
предмет - наиболее общие стороны действительности, процессы ее развития и познания. Также предмет формулируется как сущность мира, человека, его места в мире и смысла его существования. Объект философии – вся действительность. Наука – адекватное (не противор. смыслом) отражение действительности.

Файлы: 1 файл

otveta_na_bilety_po_filosofii.doc

— 481.00 Кб (Скачать)

Одним из крупнейших вопросов схоластики  был вопрос о природе общих понятий, по которому были выдвинуты две основные противоположные концепции. с точки зрения реализма (Фома Аквинат)общие понятия или универсалии, существуют объективно, вне человеческого сознания и вне вещей. С позиции номинализма универсалии есть только названия, даваемые нами исходным вещам; концептуализм (Абеляр), согласно которому универсалии – не только имена вещей, но и общие понятия, существующие лишь в человеческом сознании.

Представители:

Августин. Вся история заключатся между грехопадением и страшным судом. Нужно различать два сообщества людей: земное и божественное. Земное создано любовью людей к самим себе, доведенное до презрения к Богу. Божественное создано любовью к Богу, доведенное до презрения к самому себе. Принадлежность человека к сообществу предопределена Богом еще до рождения. Прежде чем знать, надо поверить. Бог есть безпредпосылочное начало всего. Только через стремление к богу каждая вещь получает место и причину своего существования. Всё действительное разумно  разумное действительно. 3 вида зла – метафизическое (у зла нет собственной причины, оно живёт за счет добра), нравственное (отказ от бога от высших целей и предпочтение богу мирское), физическое зло (болезнь, смерть, несчастье).

Фома Аквинский

Бог это «чистая форма», причина и конечная цель всего существующего. Важное место в его философии занимает учение о божественном творении мира. Вещи суть единство материи и формы. При этом материя результат божественного творения, она есть лишь «чистая возможность» вещей. Вещи становятся вещами только благодаря форме. ФА делил все догматы веры на разумно постижимые человеком (бог существует, бог един, человеческая душа бессмертна итд) и разумно непостижимые, которые должны быть приняты человеком на веру, ибо они сверхразумны, недоступны человеческому разуму (догмат сотворения мира, троичности бога).

пять доказательств существования Бога:

• движение: все, что движется, движимо кем-то (чем-то) другим — следовательно, есть первичный двигатель всего — Бог;

• причина: все, что существует, имеет причину — следовательно, есть первопричина всего — Бог;

• случайность и необходимость: случайное зависит от необходимого —первоначальной необходимостью является Бог;

• степени качеств: все, что существует, имеет различные степени качеств (лучше, хуже, больше, меньше и т. д.) — следовательно, должно существовать высшее совершенство — Бог;

• цель: все в окружающем мире имеет какую-либо цель, направляется к цели, имеет смысл - значит, существует какое-то разумное начало, которое направляет все к цели, придает смысл всему, - Бог.

Общие идеи ФА:

• все состоит из материи и формы (идеи);

• суть любой вещи — единство формы и материи;

• форма (идея) является определяющим началом, а материя есть лишь вместилище различных форм;

• форма (идея) есть одновременно цель возникновения вещи;

• идея (форма) любой вещи троична: существует в Божественном разуме, в самой вещи, в восприятии человека.

ФА о познании:

• откровение и разум (вера и знание) - не одно и то же (как считал Августин Блаженный);

• вера и разум одновременно участвуют в процессе познания;

• вера и разум дают истинное знание;

• если человеческий разум противоречит вере, то он дает неистинное знание;

• все в мире делится на то, что можно познать рационально (разумом), и то, что разумом непознаваемо;

• разумом можно познать факт существования Бога, единство Бога, бессмертие человеческой души и др.;

• не поддаются рациональному (разумному) познанию проблемы сотворения мира, первородного греха, троичность Бога, а следовательно, могут быть познаны через Божественное откровение;

• философия может объяснить только то, что познаваемо разумом;

• все остальное (божественное откровение) может познать только теология.

 

8. философия эпохи Возрождения (XIV - XVII вв.)

Предпосылки: • совершенствование орудий труда и производственных отношений;

• кризис феодализма;

• развитие ремесла и торговли;

• усиление городов, превращение их в центры, независимые от феодалов и Церкви;

• укрепление, централизация европейских государств, усиление светской власти;

• появление первых парламентов;

• кризис Церкви и схоластической (церковной) философии;

• повышение уровня образованности в Европе в целом;

• ВГО

• научно-технические открытия (изобретение пороха, огнестрельного оружия, доменных печей, микроскопа, телескопа, книгопечатания…) Крупнейшее достижение– гелиоцентрическая система Коперника, подрывавшая религиозное представление о человеке как центре сотворенного богом мира => усиление материалистических тенденций => пантеизм - религиозные и философские учения, отождествляющие бога и мировое целое.

 Гуманизм получил распространение в Европе в XIV – сер. XV вв. центр Италия. Осн. черты:

• антицерковная и антисхоластическая направленность;

• стремление уменьшить всемогущество Бога и доказать самоценность человека;

• антропоцентризм - особое внимание к человеку, воспевание его возможностей;

• жизнеутверждающий характер и оптимизм.

гуманистическая философия сливалась с литературой, излагалась и в художественной форме. Наиболее известные философы-гуманисты одновременно были писателями. К ним относились Алигьери, Петрарка, Лоренцо Балла.

Неоплатонизм — идеалистическое направление в философии, которое ставило своей целью строгую систематизацию учения Платона, устранение из него противоречий и его дальнейшее развитие. Особого расцвета достиг в эпоху Возрождения, в XV в.

• противопоставляли сложившейся и систематизированной схоластической философии новую философскую систему, основанную на идеях Платона;

• предложили новую картину мира, в которой уменьшалась роль Бога и усиливалось значение первоначальных (по отношению к миру и вещам) идей;

• не отрицали божественную природу человека, но в то же время рассматривали его как самостоятельный микрокосм;

• призывали к переосмыслению ряда постулатов прежней философии и созданию целостной мировой философской системы, которая охватила бы собой и согласовала все имеющиеся философские направления.

Наиболее известными представителями неоплатонизма эпохи Возрождения являлись Николай Кузанский.

Николай Кузанский – философ-пантеист, утверждал что природа бесконечна, а земля не является центром мира. Человеческое познание достигается на основе чувственного опыта (включая эксперимент), а не в следствии схоластических рассуждений. В философии К. возникли важные элементы диалектики, прежде всего учение о «совпадении противоположностей», которое философ обосновывал в основном на материале математики. Однако понимание совпадения противоположностей на высшем единстве мира достигается К лишь интуитивным, а не логическим путем. Зачатки диалектики еще не получили вполне рациональную форму. Наиболее ярким синтезом противоположностей выступает   Бог, так как, с одной стороны, он находится повсюду,   поэтому есть все, а с другой, - Он нигде не находится   определенно, т.е. Он ничто. Человек тоже есть синтез   противоречий: он и конечен как телесное существо, и   бесконечен в духовных проявлениях.  С проблемой противоположностей связана проблема истины, которую он понимал в тесной связи с   заблуждением, полагая, что для истины заблуждение   требуется как тень для света. Он считал, что познание   подлинных сущностей невозможно, оно осуществляется в  представлениях.  защищал концепцию знающего  незнания- даже самое глубокое знание не   ликвидирует незнания. Знает по настоящему тот кто знает   свое незнание". Процесс познания совершается   по пути, приближающем нас к недостижимому абсолюту, Бог   же остается непознаваемым.   

Натурфилософия. В период Позднего Возрождения (XVI — XVII вв.) в Европе (особ. Италии).

• обосновывали материалистический взгляд на мир;

• стремились отделить философию от теологии;

• формировали научное мировоззрение, свободное от теологии;

• Бог, Природа и Космос едины, а Земля не является центром Вселенной;

• считали, что мир познаваем и в первую очередь благодаря чувственному познанию и разуму (а не Божественному откровению).

Наиболее яркими представителями натурфилософии эпохи Возрождения являлись Леонардо да Винчи, Н. Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей.

Джордано Бруно – пантеистическая философия, против принципа подчинения разума вере, считал неприемлемой идею «двойственной истины» (т.е существование религиозной и научной истин). Право на существование имеет только научная истина, опирающаяся на научный опыт. Материальная вселенная едина и бесконечна. Солнечная система – один из множества миров. Бруно отвергал идею творения и обусловленности природы Богом как внешнего источника ее существования. Таким образом, Бруно стоял на позициях радикального пантеизма. Материю рассматривал как состоящую из атомов. Все в природе состоит из атомов, которые определяют единство всех вещей. Атомистическое понимание природы формулирует в виде концепции минимума: в мире не существует ничего, кроме минимума, который определяет все в мире, весь максимум. В минимуме заключена вся сила, а потому он представляет собой максимум вещей. Абсолютный минимум во Вселенной - это атом, в математике - точка, в сфере метафизики - монада. Минимум или монада образуют все то, что определяют максимум и целое. В монаде отражаются все свойства природы. Здесь Бруно стоит на позициях диалектического совпадения противоположностей. 

Вся Вселенная одушевлена, ей присуще внутреннее жизненное начало, которое он называет "мировой душой". Всеобщей одушевленностью Бруно объяснял причины движения в природе, которая обладает свойством самодвижения. Признавал человека частью природы.

 

9. Философия 17 в.

 Развитие буржуазного  уклада, первые революции (в Англии  и Нидерландах), развитие новых производительных сил обусловили быстрый прогресс естествознания, прежде всего механики и ряда разделов математики. Появляется первая фундаментальная научная физическая концепция – механика Ньютона, дифференциальное и интегральное исчисление (Ньютон, Лейбниц), развивается оптика, начальные элементы химии, биологии, физиологии, медицины.

В новое время материализм возникает первоначально в Англии и представлен во взглядах Бэкона. Бэкон подверг глубокой критике основы схоластической философии, которая по его мысли, основана на 4 «идолах» или «призраках» (т.е. заблуждениях) – идолы рода, пещеры, площади и театра. Идол театра – слепая вера в авторитеты, характерная для религиозной схоластической философии. Бэкон сформулировал понятие материи как природы, или совокупности вещей. Материя по Б. обладает движением, которую он понимает как активную внутреннюю силу, «напряжение» материи. Она обладает первичными формами (формой тепла, формой света и тд).при этом Б еще не сводит движение к его механической форме. Различает 19 видов движения. Однако Б.а за ним Гоббс и Локк считали движение и покой равноправными свойствами материи. Бэкон восстановил и обосновал принцип сенсуализма (эмпиризма), исследовал индуктивный метод познания - восхождения от единичного к общему. При этом ему была свойственна некоторая недооценка рационального познания, дедуктивного метода – метода рассуждений от общего к единичному. Также материализм Б. страдал непоследовательностью: он не отрицал существования бога (деистически), признавал принцип «двойственности истины», то есть  был материалистом только в объяснении природы.

Гоббс – «систематик бэконовского материализма», развивал учение механистического материализма. Был атеистом, отвергал концепцию двойственности истины. Мир –это совокупность тел, подчиненных законам механического движения. К движениям и усилиям Г сводит также духовную жизнь. Люди – сложные механизмы, всецело определяемые воздействиями извне. Отсюда Г выводит:

  1. отрицание существования душ как особых субстанций
  2. признание материальных тел в качестве единой субстанции
  3. вера в бога только плод воображения

Г.отрицал объективный характер качественного многообразия природы, считая его свойством человеческих восприятий, в основе которых лежат механические различия вещей. Критиковал теорию врожденных идей Декарта. Выводя все идеи из ощущений, развил учение о переработке идей сравнением, сочетанием и разделением. Утверждая, что опыт, или знание единичных фактов, дет лишь вероятные истины о связях вещей, признавал все же возможность достоверного общего знания, обусловленного языком т.е. способностью имен становиться знаками общих идей. Защищал теорию общественного договора, идеал – абсолютная монархия (неограниченный характер государственной власти)

Локк – разработка и обоснование принципа сенсуализма. Все человеческие знания имеют чувственное происхождение, отрицал учение Декарта о «врожденных идеях» (разум от рождения чистая доска). Все что мы знаем - результат воздействия среды.

- теория первичных и  вторичных качеств. Первичные качества (объективными качества) – протяженность, форма, непроницаемость, движение. Вторичные качества (субъективные) – те что возникают, когда первичные качества воздействуют на человеческие органы чувств (цвет, запах, вкус).

Спиноза – материализм в пантеистической и теологической форме. Мир – бесконечная природа, или материальная субстанция, которую он называет богом.

Субстанция– то, что не нуждается для своего существования в чем-либо ином – боге, духе итд. Субстанция причина самой себя и обладает множеством всеобщих свойств (атрибутов). Нам известны два: протяженность и мышление. Материя одушевлена (гилозоизм – учение о всеобщей одушевленности мира)

Движение лишь модус т. е. частное проявление субстанции, ее атрибутов. Субстанция вечна, неизменна, бесконечна и совершенна т.к. является причиной самой себя.

Декарт – в философских взглядах выделяется два раздела: физика – учение о природе и метафизика – учение о сверхприродном. Признавал существование двух субстанций – материи (обладает атрибутом протяженности) и духа (атрибутом мышления). Материя это бесконечная вселенная, состоящая из корпускул, делимых бесконечно.

Информация о работе Лекции по "Философии"