Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 04:04, курс лекций
Философия как наука, критерии научности в философии.
Философия – наиболее общее учение о мире и человеке, основа мировоззрения. Научная философия – синтез материализма и диалектики. Процесс становления философии как науки был длительнее, чем у конкретных наук: это связано с предельной широтой предмета философии.
предмет - наиболее общие стороны действительности, процессы ее развития и познания. Также предмет формулируется как сущность мира, человека, его места в мире и смысла его существования. Объект философии – вся действительность. Наука – адекватное (не противор. смыслом) отражение действительности.
В отношении к миру человеческая сущность проявляется универсально — социальная, материальная сущность, так как все уровни материальной организации представлены в нем в обесцененном специфическом виде. Вследствие чего человек вступает в универсальное практическое отношение к миру, способен этот мир познать. Человек — практическое существо. Человек — некий микрокосм. Человек — социальное, материальное, родовое существо, в том смысле, что все признаки человеческого рода присущее отдельному индивиду. Открытие это сделал Кант, потом — Фихте, Гегель. Человек — микро, социокосм.
Человек способен познавать человеческий род. В отношении к самому себе. Человек — социальное, матереальное, индивидуальное существо: все признаки мира и человечества в каждом индвиде, в специфической уникальной форме. Может вступать в практическое отношение к себе, познавать себя. Человек — универсальное, родовое, индивидуальное существо.
Сущность человека проявляется в системе сущностных свойств. Представление о двухуровневой структуре сущностных сил человека. 1) актуальный уровень. Труд. Мышление, Общение 2) потенциальный уровень способности и потребности человека.
К обоим уровням можно отнести индивидуальность, коллективность, свободу, ответственность.
Способ развития — социальная и материальная активность, другими словами — практика (трудовая деятельность — способ саморазвития человека).
Противоречия между родовой и индувидуальной сущностью человека Противоречие способности и потребности проявляется в противоречии производства и потребления, производства и производственных отношений, производства труда и мышления.
Каковы перспективы человеческого существования социальной формы материи? По логике развития (форм материи мира) должна возникнуть постсоциальная форма. Должно быть непреодолимое противоречие. Можно ли обнаружить порог развития? Преобразуя бесконечный мир, человек открывает неограниченную перспективу. Нет порога развития так как мир бесконечен, а способ развития человеческое преобразование Смысл человеческого существования – осознание человеком своей сущности.
25. Проблема сущности сознания. Структура сознания.
Определение сознания: религиозная фсф: сознание есть душа. Душа - частица Бога => для определения сознания (души) нужно определить сущность Бога. От чего отличить Бога? Не находим ничего, кроме самого Бога => определение тавтологическое.
Объективный идеализм: человеческое сознание есть этап развития сознания вообще.
Субъективный идеализм: сознание есть ощущение. Мир как продукт сознания – комплекс ощущений.
С позиций идеализма сознание является первоосновой реального мира и может быть понято только из самого себя. Мир имеет духовную природу. Рациональное зерно у идеалистов: активность сознания. Гегель: о закономерно развивающ. абсолютная логич. идея, которая с необходимостью порождает человеческое сознание; в субъективном идеализме – представление о субъективности сознания.
Вульгарный материализм (осн - Пьер Кабани)- сознание материально. сознание —тонкая жидкость, выделяемая мозгом так же, как желчь выделяется печенью. Кабани отождествил психическую деятельность с физиологической. «Нервы, это — человек». Здесь возникает проблема опр. материи: от чего отличить материю, если все материально.
натурфилософия: дух (сознание) вторичен по отношению к природе. Дух попытались определить через природу. Сознание – свойство природного существа человека, возникающее в ходе развития природы, отражающее природу. Но нет содержательного определения природы –природа определяется перечислительно, как совокупность вещей.
Совр. определение сознания – Чтобы определить сознание, нужно противопоставить его материальному миру.
1 шаг определения – сознание вторично (1. то, что возникает из первичного; 2. то, что является свойством первичного; 3. то, что отражает первичное). Сознание – универсальный способ отражения объективной реальности (матер. мира), возникающий в ходе ее развития и являющийся свойством человека. сознание тоже универсально. Сознание без материи не существует. Данное определение фиксирует сходство сознания и материи, связь, но не фиксирует различия. =>
2 шаг – сознание есть идеальное. (Идеальное – предмет, лишенный своего непосредственного материального субстрата, существующий на базе другого, универсального материального субстрата – человека. Отсутствием непосредственного субстрата отличается предмет в нашей голове и вне головы. Идеальное — это форма, в которой выступают реальные предметы, отображаемые сознанием (психикой вообще). Важнейшая функция этой формы заключается в том, чтобы замещать любые материальные субстраты, сохраняя при этом свойства, качества, сущности вещей). особенностью идеальной формы является ее универсальность — способность замещать любые материальные субстраты, служить средством выражения бесконечного многообразия свойств и качеств объективного мира.
Здесь зафиксировано отличие, но утрачено понятие о единстве.
3 шаг. Сознание – субъективный образ объективно существующего предмета (подчеркивает отличия). Сознание – субъективная форма, обладающая объективным содержанием (подчеркивает единство).
Активность сознания выступает в двух формах, которые можно назвать внутренней и внешней. Активность сознания заключается в его способности познавать реальный мир. Эта внутренняя активность выражается в его внешней активности — регуляции общественного и индивидуального поведения, участии в производстве общественного и индивидуального бытия.
Структура психики и сознания:
Спиркин: три сферы познавательная, эмоцион. и волевая сфера.
Познавательная – познавательные способности, процесс получ. знаний и знания. 2 осн. познават. способности: рациональная (формир. понятий) и чувственно-сенситивная (формир. ощущений).
эмоциональная – аффекты, эмоции и чувства. уч-ет в познават. процессе.
волевая - мотивы, интересы и потребности человека в единстве с его способностью достигать цели. Главный элемент - воля - способность человека к достижению своих целей.
Сознание получает свободное развитие только при гармоническом сочетании разума, чувства и воли.
Юнг - гл. ф-ция: адаптация. 4 др. ф-ции: мышление, чувства, ощущения, интуиция. Для полной адаптации нужны все 4 ф-ции.
По Орлову: Сознание находится в трех основных отношениях к материальному миру: к бесконечному развивающемуся миру в целом, к наиболее высоко организованной материи как непосредственному носителю сознания — человеку, к бесконечному миру в целом как предмету отображения. Учитывая эти отношения, сознание можно определить как высшую форму отражения материального мира, которая возникает в результате бесконечного развития материи и осуществляется наиболее высоко организованной материей.
сознание, психика имеют важную сторону — объективное содержание, средством существования которого и выступает идеальная форма. На этом уровне анализа сознание выступает как субъективный образ объективного мира. Сознание (психическое вообще) предстает как единство двух сторон: субъективной формы и объективного содержания. Объективное содержание — это все то, что заимствовано, перенесено сознанием из внешнего мира, т. е. сходно, тождественно с объективным миром, субъективное — это отображение и познание человеком самого себя.
26. Сознание как продукт развития материи. Концепция отражения.
Сознание возникает. Как материальный мир порождает сознание? Если сознание и материю абсолютно противопоставить друг другу (со времен Платона), то проблема происхождения сознания не решаема, поскольку не ясно, как одно (природа) порождает противоположное (сознание). Чтобы проблема решалась, необходимо смягчить противопоставление сознания и материи. Необходимо у материи обнаружить такое свойство, которое было бы родственно сознанию, но не являлось бы сознанием. Первоначально догадка о существовании у всей материи свойства, родственного ощущению, психическому, была высказана Дидро. В XIX в. это свойство определено как отражение. Отражение как свойство всей материи — всеобщая предпосылка возникновения ощущений и человеческого сознания, заложенная в материи.
Отражение – способность взаимодействующих субстратов (объектов) воспроизводить свойства друг друга.
Закономерности отражения:
По мере эволюции материального мира, перехода от простых форм материи к сложным происходит эволюция и форм отражения. С возникновением человека – универсального субстрата – отражение становится универсальным, т. е. оказывается сознанием. Причины появления сознания тождественны причинам происхождения человека.
На уровне живой материи отражение приобретает две черты: 1) если в неживой природе отражение слито с общим процессом взаимодействия, то в живой материи от этой формы отражения обособляется и специализируется особый вид отражения, который 2) приобретает приспособительный характер, служит средством приспособления к среде обитания. С помощью этой формы отражения живое получает сведения о внешней среде и дает им биологическую оценку. Такой формой отражения становится раздражимость, как способность живой ткани отвечать возбуждением на внешние воздействия, выражающимся во внешней реакции организма. На уровне раздражимости различает все внешние воздействия лишь по признаку полезные — вредные. Далее в отражении появляется психическое, идеальное. Идеальное, как высшая форма отражения, возникает тогда, когда в отраженном состоянии возникает содержание, отличное от содержания субстрата отражения, объективное содержание.
Возникновение такой формы психики, главным для которой становится отображение существенных свойств, сущностей, законов действительности, связано с производящим характером (трудом).
Производя свое собственное бытие, человек должен отображать сущность окружающего мира и самого себя.
Появление универсального отражения (сознания), способного воспроизводить бесконечное многообразие качеств реального мира, обусловлено возникновением универсальной формы материи, которая включила в себя, в каком-то виде, все бесконечное качественное многообразие материального мира. Но каким образом конечный субстрат — человек может включать в себя бесконечное многообразие мира? Вторичность, производность сознания от материи означает, что сознание возникает на основе бесконечного многообразия свойств предшествующих человеку форм материи, «строится» из них, представляя в то же время высшее свойство, являющееся итогом предшествующего развития материальных свойств. Сознание в этом смысле «выводимо» из свойств предшествующих форм материи. Сознание сформировалось как итог всех предшествующих способов существования и развития форм материи.
Являясь итогом бесконечного развития материи, сознание получает способность к бесконечному познанию, заложенную в природе сознания и реальном отношении сознания к бесконечному миру.
Сознание возникает в результате бесконечного развития материи и является свойством человека.
27. Сознание как свойство человека. Психофизиологическая проблема.
Нередко сознание определяют как свойство мозга. Мозг — это биологическое образование. Сознание — социальное явление и поэтому утверждение, что оно есть свойство мозга, означает, что мы рассматриваем качественно более сложное явление — сознание как свойство биологического органа, но сложное не может быть свойством или продуктом простого. Социальное не может быть свойством биологического. «Формула связи» сознания и человека раскрыта в настоящее время диалектическим материализмом. Сознание возникает в результате бесконечного развития материи и является свойством человека.
Психофизиологическая проблема (психики и мозга, мыслит ли мозг?). Исторически 1 конц. (античн) – тождества души и тела. У Демокрита – все состоит из атомов и пустоты => душа и тело тождественны.
Вульгарный материализм не различает души и тела => нет вопроса.
Концепция абсолютного различия души и тела (Платон): противоположны по содержанию, душа в отрыве от тела, душа божественна. Полностью игнорируют единство души и тела.
С 17 в. научные концепции:
- Концепция психофизиологического параллелизма (дуализм) (Пристли, Р. Декарт). Психика и физиология абсолютно противоположны по содержанию и свойствам, но, тем не менее, существуют одновременно. Существующее в одно время – уже едино – это уже общее, как тогда абсолютно противоположны? Логич. ошибка.
- Концепция психофизиологического взаимодействия (X. Зигварт, У. Джеймс, К. Штумпф). Психика и физиология абсолютно противоположны по содержанию, но при этом находятся во взаимодействии, в равной мере определяя друг друга (телеграмма о разорении: я разорен!-> серд. приступ). Но: нет ничего общего => не могут взаимодействовать.
-концепция психофизиологического монизма (Г. Спенсер, Т. Рибо) Психика и физиология – проявление некоего третьего основания (что в одних усл-ях проявл. себя как психич., в др. – как психологич. процесс). Поиски оказались тщетными (был вар-т энергия).
психофизиологический парадокс. мозг имеет однородное нейронное строение, число нейронов конечно. Психика же представлена многообразием образов и понятий, бесконечных. Как на основе однородных и конечных нейронных процессов существует бесконечное многообразие психических образов?