Лекции по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 04:04, курс лекций

Краткое описание

Философия как наука, критерии научности в философии.
Философия – наиболее общее учение о мире и человеке, основа мировоззрения. Научная философия – синтез материализма и диалектики. Процесс становления философии как науки был длительнее, чем у конкретных наук: это связано с предельной широтой предмета философии.
предмет - наиболее общие стороны действительности, процессы ее развития и познания. Также предмет формулируется как сущность мира, человека, его места в мире и смысла его существования. Объект философии – вся действительность. Наука – адекватное (не противор. смыслом) отражение действительности.

Файлы: 1 файл

otveta_na_bilety_po_filosofii.doc

— 481.00 Кб (Скачать)

«Объект» по Ф. это другой человек. Признание существования других людей и вещей вытекает из альтруизма, и его морали, которая по Ф. должна заменить иллюзорную связь с богом и любовь к нему, как ложную форму любви к другим людям.

 

14.  Возникновение и сущность марксизма.

М. – философия созданная К. Марксом и Ф. Энгельсом во 2 ½ XIX в. и якобы развитая Лениным. М. делится на три части: м. как философское учение; м. экон.-социологическое учение; м. как полит. течение. Философское учение марксизма делится в свою очередь на диалектический и исторический материализм.

Диалектический материализм —первичность материи и три основных закона её движения и развития: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные, закон отрицания отрицания. Что бы ни думал Орлов, м. не сводится к борьбе идеализма и материализма, а требует чёткого определения философской позиции и глубокого понимания познавательного, методологического и социального смысла каждого философского учения, школы или направления.

Закон единства и борьбы противоположностей: Каждый объект заключает в себе противоположности (взаимопроникающие стороны).

Закон перехода количественных изменений в качественные: закон, основанный на взаимосвязи двух свойств объекта – количества и качества, являющимися едиными свойствами единого объекта. Это единство называется мерой и представляет собой границу, определяющую пределы возможного количественного изменения в рамках данного качества. При нарушении меры количественные изменения влекут за собой качественное преобразование. Таким образом, развитие выступает как единство двух стадий - непрерывности и скачка.

Закон отрицания отрицания: всякое развитие в живой и неживой природе осуществляется по спирали. Например, колос пшеницы вырастает благодаря смерти зерна, т.е. он как бы отрицает зерно. Однако когда сам колос созревает, в нём появляются новые зерна, а сам колос как бы умирает, и его срезают серпом. Таким образом, отрицание зерна является причиной возникновения колоса, и отрицание колоса является причиной возникновения новых зерен.

Исторический материализм — теория развития общества, разработанная в работах Маркса, Энгельса, Ленина. Осн. тезисы: необходимым условием существования людей является производство материальных благ; производство всегда носит общественный характер и всегда происходит в определенной общественной форме; существует не один, а несколько типов экономических (производственных) отношений. Собственно социальная структура общества есть сочетание базиса и надстройки.

Базис — это материальное производство, которое есть сочетание производительных сил (трудящейся массы людей и средств производства, которыми те пользуются) и производственных отношений (общественных отношений, неизбежно возникающих в связи с производством). Надстройка — совокупность политических, правовых, религиозных институтов общества, а также нравственных, эстетических, философских воззрений в нем. Надстройка вторична, зависима от базиса, но обладает относительной самостоятельностью и может в своём развитии как соответствовать базису, так и опережать его или отставать от него, таким образом, стимулируя или тормозя развитие общества.

Экономика развивается, чтобы удовлетворять потребности людей в материальных благах. Развитие производительных сил на определенном этапе вызывает необходимость изменения производственных отношений. В результате надстройка (всегда так или иначе закрепляющая существующие производственные отношения), перестаёт соответствовать уровню производства и становятся тормозом экономического развития общества. В такие моменты и происходит смена общественно-экономической формации, то есть смена устаревшей надстройки на новую. В зависимости от того, насколько гладко проходит это изменение, оно может быть как эволюционным, так и революционным. В последнем случае движущей силой революции становятся те силы общества, которые наиболее неудовлетворены текущим состоянием надстройки и наиболее заинтересованы в её изменении.

 

15.  Экзистенциализм

Выступает как философия человеческого существования (экзистенции). Предшественник – Кьеркегор, философия которого антрационалистической реакцией на Гегеля. Он считал, что эта философия страдает чрезмерным объективизмом, подчинением человека господствующему духу. Переход от философии сущностей к философии существования.

Германия – Ясперс (религиозная ветвь), Хайдеггер. Франция – Камю, Сартр (атеистическая).

Экзистенция трактуется как противоположность эссенции (сущности). Если судьба вещей и животных предопределена, то есть они обладают сущностью прежде существования, то человек обретает свою сущность в процессе своего существования. Основным проявлением экзистенции является свобода, которая подразумевает тревогу за результат своего выбора.

Центральная категория – категория человеческого существования, экзистенции. Это поток переживаний, не имеющий никакой рациональной организации, законов и смысла,  индивидуальный для каждого. Неким аналогом экзистенции можно считать душу человека.

Э. рассматривает человека как уникальное духовное существо, способное к выбору собственной судьбы. Важнейший фактор человеческого существования – смерть. Человеческое существование определено к смерти, движение к которой придаёт смысл человеческому существованию. Смерть – реальность, бытие. Из предопределённости человеческого существования выодится феномен свободы – человек свободен перед лицом смерти. Однако поскольку человек живёт в обществе себе подобных, он ангажируется, принимая на себя определённую ответственность.

Истинная экзистенция обнаруживается в критических ситуациях, прежде всего, человека перед перспективой смерти. Одна из важнейших проблем – суицид. Таким образом человек обретает свободу, состоящую по Э. в том, чтобы человек не выступал как вещь, формирующаяся под влиянием естественной или социальной необходимости, а «выбирал» самого себя, формировал своё Ego каждым своим действием или поступком. Человек Э. несёт ответственность за всё, что он делает, не оправдывая себя «обстоятельствами». Свобода в Э. это свобода этическая, а не социальная.

Важное место занимает трагедия человеческого существования. Человек определён к смерти, одинок, испытывает непрерывное давление чуждых ему бессмысленных сил природы и общественной жизни. Отчуждение человека от общества, подавление личности обществом. В общем, жизнь трудна, но к счастью коротка. Ссылаясь на Маркса (сущностные силы отчуждаются от человека и превращаются в господствующие над человеком силы общества), рассматривают отчуждение как феномен человеческой экзистенции, а не экономическое и политическое отношение.

 

16.  Позитивизм, махизм, нео- и постпозитивизм.

1)позитивизм. Основатель  — Огюст Конт. Представители: Д. Милль, Г. Спенсер.

2)Эмпириокритицизм (махизм). Представители: Эрнст Мах, Рихард Авенариус.

3)Неопозитивизм (логический позитивизм). Представители: Готлоб Фреге, Рассел, Венский кружок и др.

4) Постпозитивизм. Представители: Карл Поппер, Томас  Кун, И.Лакатос, Полани.

П. - направление философии, объявляющее единственным источником истинного, действительного знания конкретные (эмпирические) науки и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Возникновение П. было своеобразной реакцией на неспособность спекулятивной философии решить философские проблемы, выдвигавшиеся развитием наук. Впадая в др. крайность, П. вовсе отверг теоретическую спекуляцию, умозрение как средство получения знаний. Проблемы, понятия и положения прежней философии (о бытии, сущностях, причинах и т. п.), к-рые в силу их высокой абстрактности не могут быть ни разрешены, ни проверены посредством опыта, П. объявил ложными или лишенными смысла. Сам П. претендовал на звание принципиально новой, «неметафизической» («позитивной») философии, построенной по подобию эмпирических наук и являющейся их методологией. По своей сути П. есть эмпиризм, в определенных отношениях доведенный до крайних логических выводов, но сам П. не избежал участи прежней философии, ибо его собственные гл. положения (отрицание умозрения, феноменализм и др.) оказались не поддающимися опытной проверке и, следовательно, «метафизическими». Основателем П. был Конт, к-рый ввел этот термин. Наряду с проблемами гносеологии (закон трех стадий развития познания — Конт) и логики (Милль) позитивисты важное место отводили социологии (идея о преобразовании об-ва на базе науки Конта, органическая теория общества Спенсера).

Возникновение второго этапа П. связано с именами Маха и Авенариуса, отказавшихся даже от формального признания объективно реальных предметов, к-рого еще придерживались представители раннего П. В махизме проблемы познания истолковывались с позиций крайнего психологизма, переходящего в субъективизм. Основной закон познания махизма – экономия мышления. Махизм выдвигает представление о мире как совокупности «нейтральных элементов», или «ничьих» ощущений. Вводя учение о принципиальной координации, т. е. неразрывной связи субъекта и объекта, махизм превращается в систему субъективного идеализма.

В 20-е годы XX века появился неопозитивизм (Рассел, Витгенштейн, Карнап). Его основные этапы – логический позитивизм и лингвистическая философия. Одна из разновидностей – аналитическая философия. Тоже отрицал ОВФ, как не имеющий смысла. Утверждая, что человек не располагает средствами, чтобы выйти за рамки ощущений, неопозитивисты считали единственной реальностью, о которой мы имеем право говорить, «атомарные факты» или капли опыта, в качестве которых выступают сложные совокупности ощущений. «Атомарные факты» выражаются в протокольных предложениях (светит солнце, идёт дождь) предметом философии становится её языковая структура. Цель философии – имеют ли смысл те или иные утверждения науки. Для решения этого вопроса ряд принципов. Для наук типа математики и логики – принцип конвенциализма: утверждения имеют смысл, если они по правилам логики и языка выводимы из конвенций (аксиом). Для наук с эмпирической базой (физика, химия, биология) – принцип верификации: имеют смысл те утверждения, которые по правилам логики и языка могут быть выведены из протокольных предложений (верифицированы).

Постпозитивизм. Кун – концепция развития научных знаний, научных революций, основанная на понятии парадигмы (теоретической модели знания). Поппер – концепция критического рационализма. Выдвинул принцип фальсификации, позволяющий отличать научное от ненаучного. Имеют научный смысл те утверждения, которые могут быть фальсифицированы, то есть, для которых мыслимы такие условия, когда эти утверждения оказываются ложными. Фальсифицируемость или опровергаемость – признак научного знания. Наиболее общее философское основание – признание общности 3 миров: физического, ментального и мира объективного знания.

 

17.  Неотомизм.

Н. - официальная философская доктрина католической церкви, основывающаяся на учении Фомы Аквинского. Энцикликой папы Льва 13 Н. признан единственно истинной философией, соответствующей христианским догмам. В 1889 был создан Высший институт философии, к-рый и ныне является международным центром Н. Представители Н.— Маритен (Фр.), И. де Фриз, И. Лотц (ФРГ), Ван Стеенберген (Бельгия), Г. Веттер (Австрия) и др. Основу неотомистского учения составляет принцип: «Философия — служанка богословия». Н.— теологическая форма совр. объективного идеализма. Высшей реальностью неотомисты признают «чистое бытие», понимаемое как духовное, божественное первоначало. Для доказательства религиозных догм они используют фальсифицированные аристотелевские категории формы и материи, возможности и действительности, существования и сущности. Результатом неотомистских построений является признание бога первопричиной бытия и первооснованием всех философских категорий. Значительное место в Н. занимает религиозное истолкование естественнонаучных теорий. В целом философия Н. представляет собой теологически ориентированную метафизику,в котоой соединены осн. элементы учения Ф.Аквинского (принцип гармонии веры и разума и др.) с отдельными положениями новейших идеалистических систем. В совр. условиях, особенно после II Ватиканского собора, наметилась новая ориентация Н. на приобщение его к совр. философии путем синтеза томистских принципов с нек-рыми идеями экзистенциализма, феноменологии, философской антропологии и др. течений идеализма. С т. зр. Н., исторический процесс зависит от сверхъестественных трансцендентных сил. Этим фактически исключается возможность активного воздействия человека на ход мировой истории. Социальная философия Н. осуждает секуляризацию социального бытия, т. к. она угрожает существованию целостного человека, ведет к его моральной деградации. Отсюда делается вывод о главенствующей роли религии и церкви в нормальном, естественном развитии об-ва.

 

18.  Предмет, структура и функции научной философии.

Предмет ф. – наиболее общие стороны (свойства, законы, итд.) мира в целом и его познания, или, иначе, как наиболее общая сущность мира и сущность познания, или сущность мира, сущность человека, место человека в мире, смысл и сущность его существования.

Структура. Научная ф. – система философских наук. Ядро – фундаментальные философские науки: общая ф. («систематическая», онтология, гносеология или «метафизика») и социальная ф. Частные науки базируются на ядре: философия природы («философские проблемы естествознания»), этика, эстетика, логика, научный атеизм, история философии, методология философии, аксиология (теория ценностей), праксеология (теория деятельности). Часть частных наук носит «пограничный» характер – на стыке философии и других наук.

Функции. По отношению к любой сфере человеческой жизни и деятельности ф. может занимать три позиции: Исследовательская позиция (ф. как наиболее общая наука исследует данную сферу), критическая и методологическая позиция (критикует деятельность данной сферы и предписывает ей правила), позиция активного вмешательства (претендует на то, чтобы заменить собой данную сферу деятельности (например, время от времени философия пытается подменить собой науку).

В целом ф. претендует на выполнение следующих функций:

  • Мировоззренческая функция: помогает сформировать целостную картину мира.
  • Методологическая функция: формулирует правила познания для всех частных наук.
  • Эвристическая (поисковая) функция: создаёт новые области теоретического исследования.
  • Функция социальной критики: осуществляет критику существующего в обществе порядка вещей.
  • Футурологическая функция: отвечает на вопрос о том, каким должно быть будущее.
  • Идеологическая функция: создаёт представление о желательном политическом и общественном устройстве.
  • Воспитательная и образовательная функция: участвует в формировании личности.

 

19.  Проблема сущности мира. Трудности и способ определения материи.

Сущность мира — «предельная» проблема человеческого познания, входящая в состав ОВФ.

Сушность — внутренняя определенность предмета; это наиболее важное в предмете. То, что предмет отличает от других. Сущностью обладает любой предмет в мире и мир целиком. Предмет определяют через ближайший род и видовые отличия. Данная процедура не работает, когда берется мир в целом, так как у мира нет ближайшего рода и видовые признаки тоже не определяются.

Религия и религиозная философия:

Информация о работе Лекции по "Философии"