Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 04:04, курс лекций
Философия как наука, критерии научности в философии.
Философия – наиболее общее учение о мире и человеке, основа мировоззрения. Научная философия – синтез материализма и диалектики. Процесс становления философии как науки был длительнее, чем у конкретных наук: это связано с предельной широтой предмета философии.
предмет - наиболее общие стороны действительности, процессы ее развития и познания. Также предмет формулируется как сущность мира, человека, его места в мире и смысла его существования. Объект философии – вся действительность. Наука – адекватное (не противор. смыслом) отражение действительности.
Познание есть процесс, в котором истина не дается сразу, а постигается постепенно. Но наши знания всегда относительны. Относительная истина – это ограниченное, неполное знание о мире. В силу бесконечности мира, ограниченности человеческого познания, достигнутые знания о мире и человеке всегда неполны и неточны.
Понятие объективной истины выражает адекватность истины реальной действительности. Последняя имеет структуру: она есть бесконечность, которая состоит из конечных. Деление мира на конечное и бесконечное лежит в основе различения относительной и абсолютной истины и определяет их диалектическое взаимодействие. Относительная истина – это достоверное, адекватное знание конечного – отдельного предмета, явления, свойства. Абсолютная истина – знание о бесконечном мире в целом. Если понятие верно отображает какой-либо момент, то это будет являться частицей абсолютной истины. Абсолютная истина не может быть полностью когда-либо познана, но она постоянно познается нами по частям. Поэтому абсолютная истина – сумма бесконечного числа относительных.
42. Практика.
Практика – это материальная деятельность людей. Практика является основой познания и критерием истины. Это материальная деятельность людей по преобразованию мира. Виды: деятельность по производству средств существования (материальный труд), духовная, преобразование общества, эксперимент. Практика, как материальный труд есть высшая и универсальная форма материальной активности.
Человек может познать мир только потому, что он его преобразует. Познание – процесс отражения, которое возможно только при взаимодействии. Мы познаём лишь постольку поскольку действуем. Практика выступает в качестве основы всего процесса познания. Понятие основы познания означает что: 1) практическое отношение к миру и к самому себе делает возможным и необходимым познание мира и самого себя, 2) практика порождает потребность в знании, 3) практика создает материальные средства познания, 4) практическое применение – конечная цель познания. Чтобы процесс познания мог осуществиться, человек должен встать в реальное практическое отношение к определенным вещам. Вставать в практическое отношение к областям реального мира – это значит, что существование человека становится зависимым от данных областей действительности, которыми человек должен практически овладеть. Практика выступает в качестве решающего критерия истинности человеческих знаний. Принципиальный механизм практической проверки знаний заключается в следующем. На основе выработанных знаний о действительности человек создает мысленный план потребного для него состояния действительности и план действий, направленных на искомый результат. Если полученные вследствие практических действий результаты соответствуют планировавшимся ранее, это означает, что исходные знания о действительности были правильными. Тесная взаимосвязь теории и практики, решающая роль критерия практики, точки зрения практики фиксируются в принципе единства теории и практики. Отрыв теории от практики превращает ее в собрание бесплодных догм. Теория всегда опирается на реально возникшие в недрах практики объективные тенденции, но теория способна опережать практику.
Практика носит общественный характер, исторически развивается. Является критерием и относительным и абсолютным. Относительный, так как носит конкретно-исторический характер и на данном этапе часто не может ни опровергнуть, ни подтвердить правильность знаний. Но в конечном счёте либо подтверждает, либо опровергает.
43. Предмет, структура,
функции научной социальной
Научная социальная философия – наиболее общая теория общества. Объект науки – общество в целом, человек и исторический процесс. Предмет – наиболее общие стороны социальной действительности, процесса их развития и познания.
Предмет научной социальной фсф определяет ее структуру. Двухуровневая структура: 1 ур. – изложение концепции «человека в обществе», т.е. концепции человека применительно к соц. явлениям – производительным силам и производственным отношениям, труду, собственности, общественному сознанию и т.д. Иначе говоря, это изложение иерархической системы сфер общественной жизни: материальной, социальной, духовной, политической и т.д. Социальный процесс – процесс жизни людей в целом, сторонами которого являются политический и духовный процессы. Политический процесс – сторона духовной жизни. 2 ур. определяется идеей единого, закономерного исторического процесса. Все сферы общественной жизни необходимо представить в виде развивающегося целостного процесса, основой которого выступает общественно – экономическая формация. Стержнем исторического процесса как закономерной смены формаций служит процесс развития человеческой сущности.
Различие и единство этих двух уровней определяется тем, что они решают различные философские вопросы: материализм – основной, диалектика – второй вопрос философии.
Функции социальной философии: главная функция – прямое участие в теоретическом объяснении действительности, и благодаря этому в ее преобразовании. Также важной функцией является предсказание более или менее отдаленного будущего. В современную эпоху важной задачей научной социальной философии является дальнейшая разработка материалистического метода.
(Структура). Проблематика СФ – модификация общефилософской, т.к. у СФ свой предмет.
ОВСФ – об отношении общественного сознания к общественному бытию. Общественное бытие – материальное существование человека. В идеализме общественное бытие включает только человеческую природу (биологию) и различные преобразованные природные объекты (напр., техника). В материализме общественное бытие – сами люди как социальные материальные существа, производящие собственную жизнь посредством преобразования природы. Общественное сознание – совокупность идей, взглядов и т.д. В идеализме та же трактовка. В материализме общественное сознание – такая совокупность, которая отражает общественное бытие.
Структура ОВСФ многоуровневая: 1 уровень 1 сторона: вопрос о первичности. Не может быть решен при понимании буквально – иначе человек возник, а затем уже стал думать. «Первичность» - одно определяет другое и в этом смысле ему предшествует. Решение – только монизм (идеализм и материализм), не совпадает с решением ОВФ.
2 сторона: вопрос о познаваемости
человека, общества и истории. В
классической философии
2 уровень: вопрос о сущности
– сознания, общественного бытия,
отношения сознания и
3 уровень: вопрос о сущности
человека, сущности общества, о месте
человека в обществе и
2ВСФ – вопрос об историческом процессе: развивается ли человек, общество. Решение: метафизика и диалектика. Метафизики: общественного развития нет. Метафизика – человек неизменен, в какую бы эпоху он не жил. Релятивизм - общественная жизнь абсолютно изменчива, стало быть, всегда одна и та же. Диалектики: признание общественного развития (материализм – формационная теория, христианские мыслители средневековья, просветители, Фихте, Гегель.
44. Идеалистическое понимание истории.
Идеалистическое понимание – исторически первое направление, а до середины XIX века – единственное. 3 основных положения идеализма: общественное сознание определяет характер общественного бытия (т.е. как человек мыслит, так он и живет); общественное сознание определяет характер общественный отношений (в том числе, экономических); историю творят великие люди (т.о. существует 2 типа людей – великие люди, и толпа).
История - последствия деяний великих людей. Великие личности – люди, впервые что – либо открывшие или создавшие. Т.о. исторический процесс – история отдельных личностей. История великих людей, по сути, – история великих идей.
Предпосылки идеалистического понимания: разделение труда на материальный и умственный, причем духовный труд становится привилегией элит – создается впечатление, что материальный труд лишь воплощение идей высших слоев, значит, духовный труд первичен. Кроме того, труд был малопроизводителен, примитивен, умственный – сложнее, многообразнее.
Аргументы: ссылка на факт, что человеческая деятельность осознанна, всякому действию предшествует план действия. Но не затрагивается вопрос – откуда берется план.
Недостаток: человек воспринимается упрощенно – как духовное природное существо, отличительная черта которого – мышление. Т.о. это приводит к парадоксу несоответствия субстрата и атрибута: субстрат – природный, атрибут – социальное, простому субстрату приписывается сложный атрибут.
45. Материалистическое понимание истории.
Материалистическое понимание истории возникло в 40-е годы XIX в., родоначальники – Маркс и Энгельс. Ключевые положения: общественное бытие определяет характер общественного сознания (общественное бытие имеет социальное материальное содержание, сами люди – социальные материальные индивиды, и не сводятся лишь к природному уровню. Общественное сознание – отражение общественного бытия); общественное бытие определяет характер общественных отношений (базовые отношения – экономические, духовные связи – производственные от экономических); историю творят массы (массы – все люди в целом и каждый человек в отдельности, лидеры – выразители интересов, опирающиеся на социальную базу и направляющие ее).
История представляет собой единый (преемственность + единство людей – т.к. сущность людей одинакова, человек родовое существо), закономерный (закон – повторяющаяся сущностная связь между явлениями. Человек связан с природой, а значит, со всеми предметами. Человек действует согласно законам природы, но преобразует и себя – т.е. как саморазвивающееся существо, он сам эти связи и создает), объективный (человек объективен, а значит, история как история людей объективна), поступательный (в самой сущности человека заложено стремление к сложному) процесс.
Предпосылки: усложнение материальной деятельности. Складывается промышленность, противостояние труда и капитала, человек окончательно отчужден от средств производства, даже от себя, труд обособился от своих предметных проявлений – становится ясно, что источником существования человека является лишь труд, остальное – лишь способы, т.д.
Аргументы: прежде чем мыслить, человек должен жить – быть живым; поскольку человек – сверхприродное материальное существо, он нуждается в сверхприродных средствах жизни, т.е. в таких, которых в природе не существует, которые человек должен создать, значит, чтобы жить, человек должен трудиться; труд - источник человеческого существования (жизни и мышления), он определяет все многообразие сторон общественной жизни (т.е. характер общественных отношений – экономических, социальных, духовных, характер социально – политических организаций, характер мышления во всех его формах и видах); XX век: общественное сознание никогда полностью не охватывает всех условий, и тем более последствий человеческой деятельности – поэтому сознание не может являться первичным по отношению к этой деятельности.
В материализме человек – социальное материальное существо, производящее (изменяющее) свою жизнь посредством преобразованию природы и в силу этого мыслящее существо.
46. Проблема сущности человека.
Человек – высшая форма материи, предметное социальное существо, субстанциальный элемент общества, находящийся в отношениях с себе подобными. Человек - это главный объективный фактор общественной жизни. В аспекте своего сознания и непосредственно направляемой сознанием деятельности человек выступает в качестве субъективного фактора истории. Объективная природа и роль человека являются первичными по отношению к субъективной стороне его существования и деятельности.
Сущность – внутр. определенность предмета, то что отличает его от др, нужно найти что отличает чел-ка, с цчетом что чел-к тождественен миру и ему присуще все его многообразие.
2 подхода к проблеме
сущности: Идеалистическая и
Идеализм: Отлич. черта чел-ка - сознание, ч-к духовно природное существо, мыслящее дивотное.
- идеализм: человек – всецело духовное существо
- натурализм: человек – акцент на природной сущности
0технократизм – чел-к
создает технику и она
Т.о. во всех парадокс несоответствия субстрата и атрибута. Кроме того, увязывая человека с сознанием, идеализм не может объяснить изменчивость истории, т.к. сознание человека не является причиной себя.
Материализм: преодолевает парадокс несоответсвия, т.к. добавляет соц.-матер составляющую.
человек – социальное материальное существо, сущность которого – производство собственной жизни посредством преобразования природы. Сущность человека может описываться в двух планах: общефилософском и соц. – философском.
Общефилософский: человек определяется в отношении к миру в целом, его основным свойствам (пространство, время, развитие, отражение и т.д.) и по отношению к основным этапам мирового процесса или основным формам материи. Акцент на универсальном характере человеческой сущности: все бесконечное многообразие свойств материального мира в обобщенном и специфическом виде представлены в человеке – в силу чего человек оказывается в универсальном практическом отношении к миру и способен этот мир преобразовать.
социологизаторский подход: человек – социальное материальное существо, сущность его – социально-материальная. Но чел-к привязан к материальному миру, этот подход это игнорирует + реляционный подход: человеческая сущность – совокупность всех отношений (атрибут - общение). Исходили из факта, что вне общества человек никаких своих социальных свойств не может проявить или развить (наличие феральных людей – Маугли) – но дом животные ведь не стают людьми!