Лекции по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 04:04, курс лекций

Краткое описание

Философия как наука, критерии научности в философии.
Философия – наиболее общее учение о мире и человеке, основа мировоззрения. Научная философия – синтез материализма и диалектики. Процесс становления философии как науки был длительнее, чем у конкретных наук: это связано с предельной широтой предмета философии.
предмет - наиболее общие стороны действительности, процессы ее развития и познания. Также предмет формулируется как сущность мира, человека, его места в мире и смысла его существования. Объект философии – вся действительность. Наука – адекватное (не противор. смыслом) отражение действительности.

Файлы: 1 файл

otveta_na_bilety_po_filosofii.doc

— 481.00 Кб (Скачать)

3 критерия стратового  подхода: богатство, власть, образование.

Основа: разделение труда на матер и умственный – в связи с усложнением сист. производсва и необходимости орг-ии производства. За счет налогов, собираемых государством посредством принуждения.

Др. стр-ра: 4 осн. сферы: экономическая (основа – труд), духовная (осн – сознание), социальная (осн – общение), политич. (осн. – власть). Есть моноистический подход (1 сфера ведущая), плюрализм (несколько, в конечном счете, все).

 

57. Политическая  система общества.

Общество – сложный коллектив индивидов, осуществляющих материальную и духовную деятельность и связанных материальными и идеологическими отношениями, всегда нуждается в управлении и власти.

Власть – это способность подчинять поведение и деятельность людей воле и интересам общества в целом или отдельного класса. (1 вариант – это самоуправление, 2 – государство или, если шире – полит. организация общества, кот. включает наряду с государством партии, профсоюзы, церковь и пр. организации и движения)

Родовое общество организовывалось по кланам (родам) и управлялось в зависимости от принадлежности людей к тому или иному клану. С делением общества на антагонические классы характер управления меняется коренным образом. Место общего интереса занимает интерес экономически господствующего класса.

Государство возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены, это орган\машина подавления одного класса другим. При помощи государства экономически господствующий класс становится также политически господствующим и приобретает новые средства для подавления угнетенного класса.

Признаки государства:

  1. территориальный принцип
  2. наличие публичной\общественной власти (не совпадает непосредств. с обществом и населением). Власть состоит из особых отрядов – армии, полиции и т.д. + вещественные придатки (тюрьма и др. принудительные учреждения). Общество налогами оплачивает существование этой власти

Типы государства  - определяются по тому, какой класс стоит у власти (в итоге зависит от исторического типа труда и экономического базиса общества). 4 основных типа: рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое. Один и тот же тип государства может существовать в разных формах:

  1. монархия – власть одного
  2. республика – отсутствие невыборной власти
  3. аристократия – власть меньшинства, лучших.
  4. демократия – власть народа

Кроме форм правления, есть формы гос. устройства: унитарные (единые), федерации (союз относительно самостоятельных государственных образований: штаты, земли, республики и т.д.), конфедерации (союз полностью независимых гос. Образований, кот. имеют специальные объединенные органы для координации действий: экономических, военных, внешнеполитических и т.д.).

Также различаются по политическим режимам: парламентский, авторитарный, военно-диктаторский, фашистский, полуфашистский и другие. В условиях парламентских режимов буржуазия руководит обществом косвенно, то даже вернее. Власть в обществе зависит от слоя бюрократии – которая неотъемлемо связана с буржуазией.

Суть бюрократии: главенство формы деятельности над содержанием, подчинение правил и задач организации целям её сохранения и укрепления.

 

58. Сущность и законы развития общественного сознания.

Общественное сознание – совокупность индивидуальных сознаний (сознания индивидов, его носителей). В общественном сознании есть: всеобщее, родовое (свойственное духовному процессу жизни всей массы индивидов) и индивидуальное.

Каждое индивидуальное сознание формируется под влиянием индивидуального бытия, образа жизни и общественного сознания. Материалистическое понимание истории исходит из признания первичности общественного бытия и вторичности общественного сознания.

Общие законы определяющей роли общественного бытия:

  1. зависимость общественного сознания от общественного бытия

т.к. общественное сознание отражает общественное бытие, оно зависит от него. Зависимость общественного сознания от общественного бытия двойственна: зависит от труда как такового (непосредственная связь) и от производственных отношений (опосредованная связь).

Качественная сторона зависимости: содержательное сходство или соответствие.

Количественная – степень сходства\соответствия.

Важнейшая закономерность общественного сознания – непрерывный рост человеческого содержания.

  1. относительная самостоятельность общественного сознания

как производное, вторичное общественное сознание обладает не абсолютной, а относительной самостоятельностью. Но при этом оно также обладает собственными закономерностями, присущими его собственной природе и выраженными в ряде тенденций:

  1. отставание в конечном счете от общественного бытия
  2. преемственность
  3. неравномерность развития уровней и форм сознания

относительная самостоятельность общественного сознания проявляется также в неравномерности развития форм общественного сознания: экономического, экологического, политического, правового, нравственного, эстетического, религиозного, научного, философского.

  1. активное влияние общественного сознания на материальные процессы

будучи свободным от общественного бытия, общественное сознание не является пассивным, а оказывает активное влияние на материальные, в том числе экономические, процессы – и при определенных условиях может играть решающую роль.

Коренное различие между 2 противоположными взглядами на историю – активность сознания рассматривается ими либо как первичная, либо как вторичная. С позиций марксизма наибольшей активностью обладает социальное бытие, материальный труд.

Наибольшая активность сознания вообще, общественного в частности – способность опережать наличное бытие, предвосхищать будущее. Главное – обнаружение зачатков, ростков нового, того, что в данный момент не играет решающей роли. В этой способности предвосхищать будущее сознание реализует свою относительную самостоятельность, ибо оно лишь обнаруживает элементы, ростки будущего. То есть опережает только реализованную уже часть бытия.

Э.Фромм «переоткрыл» законы развития общественного сознания: социальный характер формируется экономическими условиями (по анализу Лютера, Кальвина. Гитлера). Этот характер – совокупность черт, свойственных той или иной социальной группе. В каждую историческую эпоху взаимодействуют экономический, психологический и идеологический факторы. Экономический – определяет психологическую структуру социальных групп, классов, их мысли, чувства, действия. Социальная группа регирует на экономические тенденции психологически. Но взаимосвязь 3 факторов не исключает их определенной самостоятельности. Экономический фактор, как ведущий, обладает наибольшей самостоятельность. Но психология и идеология, будучи зависимыми от экономики – оказывают на неё активное воздействие.

 

59. Формы общественного  сознания.

общественное сознание и его форма соотносятся как род или вид. Формы сознания различаются по предмету и способу отражения общественного бытия.

Форма сознания – это система определенных взглядов и идеологических отношений, в которых эти взгляды выражаются.

Осн. функции общественного сознания и его форм: познавательная, воспитательная, регулирования общественной жизни (деятельность и отношения людей друг с другом). Исторически непреходящие формы общественного сознание – экономическое, нравственное, эстетическое, философское, научное; исторически преходящие – политическое, правовое, религиозное.

Наиболее близкое к экономическому базису – экономическое сознание, отображающее экономическую ,хозяйственную деятельность людей и их взаимоотношения в процессе этой деятельности.

Мораль – форма общественного сознания, регулирующая поведение людей, их отношения друг к другу и к обществу. Она включает нравственные чувства, понятия, принципы, идеалы, оценки и нормы. Важнейшие понятия: добра и зла, нравственного долга. Центральное место в системе морали – совесть.

Совесть – внутренний голос, побуждающий человека поступать в соответствии с понятиями и нормами морали.

Главный вопрос нравственного сознания – вопрос о смысле жизни в концентрированном виде (основное содержание мораль, понятий, чувств, принципов, норм). Мораль имеет исторический характер. В классовом обществе –неизбежно получает классовый характер. Мораль господствующего класса при этом занимает господствующее место, при этом стремится выдать себя за общечеловеческую. Наибольшим общечеловеческим содержанием обладает мораль трудящихся, т.к. они существуют не за счет присвоения результатов чужого труда, не ассимилируют жизненные силы других.

К формам общественного сознание из древности – эстетическое сознание (высшая форма – художественное сознание, выражающееся в искусстве). Предмет эстетического сознания – как природа, так и человек, однако главный предмет – человек. Специфика эстетического сознания в том, что это прежде всего отражение реального мира в эстетических или художественных образах.

Эстетический образ – сложное образование, понятийное содержание в котором не высказано прямо, а скрыто в формах сложных чувственных образов.

Важнейшие категории эстетического сознания: прекрасное и безобразное.

Право и политика – 2 формы общественного сознания, возникающие с появлением классов и исчезающие в бесклассовом обществе.

Право – совокупность взглядов и норм, регулирующих наиболее существенные отношения людей друг к другу, классам, обществу, государству; включает правосознание и нормы, определяемые юридическими законами. Институт права – государство, которое поддерживает и защищает право (в т.ч. насильственными свойствами). Важнейшие понятия правосознания – справедливость и законность.

Политическое сознание отражает и регулирует отношения между классами, этническими общностями, государством. Политика выступает прежде всего как  концентрированное выражение экономики и в первую очередь выражает интересы господствующих классов. Включает политическую идеологию – систему взглядов господствующего класса и политическую психологию – несистематизированные психологические взгляды, а также чувства и настроения классов. Обладает своеобразной универсальностью – выступая в качестве регулятора всех сторон общественной жизни.

Религия – фантастическое представление о мире, основанное на понятии сверхъестественного духовного существа – бога. Включает в себя религиозное учение (идеология), мифы, веру в сверхъестественное + систему религиозного поведения (культ, обряды). Учреждение – церковь.

Философия – система всеобщих взглядов на мир и человека. Наиболее фундаментальная часть общественного сознания, связанная с высшими уровнями человеческого сознания (по степени абстракции). По характеру основного вопроса делится на 2 противоположных направления: реалистическое (материализм) и фантастическое (идеализм). Общая тенденция – движение к научной философии.

Наука – адекватное отражение действительности в системах понятий, центральное место среди которых занимают законы науки, отображающие законы реальной действительности: материальной и духовной. Науки делятся на естественные, общественные и технические, фундаментальные и прикладные. Наука имеет предмет (сложные стороны действительности, в первую очередь - законы) и метод (система теоретически разработанных подходов, «технологий» научного познания, главный критерий – соответствие фактам). С 19 в. постепенно превращается в непосредственную производительную силу общества.

Одна из особенностей современного кризисного периода истории – необходимость глубокого осознания человеком и обществом своего будущего. Решение вопроса кризиса мировой цивилизации возможно лишь посредством формирования глобального, общечеловеческого мышления, осознания каждым индивидом истинной сути своего существования, себя как высшей ценности общества, живущего по критериям совести, добра, ответственности.

 

60. Понятие и  структура общественно-экономической  формации. Формация и цивилизация. Сущность исторического процесса.

Формация общественно-экономическая (формация - лат. - образование, вид) - категория ист. материализма, выражающая материалистическое понимание истории, представляющая общество как органическую целостность, соответствующую определённой ступени развития всемирной истории. Категория общественно-экономической формации представляет результат исследования общества с позиции материалистической диалектики, что позволило Марксу и Энгельсу преодолеть неисторический подход в понимании общественной жизни, открыть общие и специфические законы социального развития, установить преемственность м. различными этапами истории. Системообразующим принципом общественно-экономической формации является способ производства. Смена способов производства определяет смену общественно-экономических формаций.

Информация о работе Лекции по "Философии"