Лекции по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 04:04, курс лекций

Краткое описание

Философия как наука, критерии научности в философии.
Философия – наиболее общее учение о мире и человеке, основа мировоззрения. Научная философия – синтез материализма и диалектики. Процесс становления философии как науки был длительнее, чем у конкретных наук: это связано с предельной широтой предмета философии.
предмет - наиболее общие стороны действительности, процессы ее развития и познания. Также предмет формулируется как сущность мира, человека, его места в мире и смысла его существования. Объект философии – вся действительность. Наука – адекватное (не противор. смыслом) отражение действительности.

Файлы: 1 файл

otveta_na_bilety_po_filosofii.doc

— 481.00 Кб (Скачать)

 

52. Сущность труда  и его формы.

Труд – высшая форма материальной активности – социальная материальная активность. Способ существования и развития человека.

Универсальный характер труда – в нем в обобщенном специфическом виде представлены все формы материальной активности. Труд ставит человека в практическое отношение к универсальному миру => создает человека как универсальное материальное существо.

Интегральный характер труда – все формы материальной активности представлены в нем в соподчиненном иерархизированном виде, т. е. труд как социальный процесс имеет биол., физ. и хим. основания.

Труд – социальный материальный родовой процесс: присущ любому человеку; в труде разных индивидов есть общее – производительность; ставит людей в практические отношения к человеческому роду в целом => создает человека как объективно-родовое, схожее с другими существо.

Труд – социальный материальный индивидуальный процесс: реализуется каждым в отдельности; у каждого проявляет индивидуальные характеристики; ставит человека в объективно-практические отношения к самому себе => создает человека как объективно-индивидуальное существо.

Труд – всегда осознанный процесс, реализуется на основе плана действий, при этом сам план складывается на основе трудового процесса.

Труд – общественный процесс, вне общественных  отношений реализоваться не может, при этом сами общественные отношения складываются на основе трудовой деятельности.

Формы труда выделяются:

- На основе характера  человеческой сущности (человек  – социальное, материальное, индивидуальное, мыслящее существо):

  • Труд вообще (общее содержание) и конкретный труд (особенные виды трудовой деятельности). Находятся в диалектическом единстве: труд вообще реализуется через конкретный, конкретный связан с трудом вообще. (определяющее - общее)
  • Индивидуальный (единство труда вообще и конкретного, реализуемое отдельным человеком) и общественный (совокупный индивидуальный, единство труда вообще и многообразие конкретного в рамка общества) – это все тоже диалектическое единство.
  • Материальный (процесс преобразования природы и тем самым человека как материального существа; процесс присоединения сил природы к материальным силам человека) и духовный (умственный – процесс отражения преобразуемой объективной реальности)

- Исторические формы труда. (ручной, машинный, автоматизированный). Критерии выделения исторических форм (этапов) труда:

  • Преобразуемый предмет: ручной  - преобразование отдельных сторон макродействительности, машинный - преобразование макромира в целом, автоматизированный - преобразование микро-, макро- и мегамира.
  • Характер средства труда: ручное орудие, машина, автомат.
  • Характер самого труда: процесс обособления отдельных функций (двигательная=энергетическая, передаточная, управления, контроля.) трудового процесса: ручной – все функции принадлежат человеку, машинный – обособление двигательной и передаточной, автоматизированный – обособление всех функций.

В итоге выделяются:

- Абстрактный  - труд вообще, простой средний труд, расходование  рабочей силы. Измеряется  общественно  необходимое рабочее время (время для создания потребительской стоимости при всех нормальных-средних условиях). Для определения объективной стоимости, возник и имеет отношение только к капитализму.

- Частичный (конкретный) –  узкосециализированный труд, доведенный  до элементарного предметного действия (нажимание кнопки). Имеет отношение только к капитализму.

- Физический (не путать  с материальным) – расходование  физиологических усилий в их  производственном значении. (физический  труд – трата энергии, материальный  – преобразование действительности)

- Общий труд – сложный  материальный, требующий высокого  интеллектуального обеспечения, сращение материального и умственного.

 

53. Производственные  отношения: сущность, структура, источники  развития.

Производственные отношения – формальная сторона материального производства.

Сущность: отношения между людьми в процессе производства.

Источник развития: производительные силы (сущность) определяют производственные отношения (форму) - закон соответствия производственных отношений производительным силам.

Структура: производственные отношения, отношения распределения, обмена и потребления. Определяющую роль играют отношения производства. Развитие зависит от производительных сил (являются главным источником) + определенная тенденция к саморазвитию. Изменение производственных отношений непосредственно обусловливает не техника как таковая, а живая человеческая деятельность.

Произв. силы и Произв. отношения органически взаимосвязаны, одна не существует без другой, одна оказывает влияние на другую, но это влияние различно. Производительные силы, будучи содержанием способа производств определяют форму - производственные отношения. Пока производственные отношения соответствуют производительным силам, они создают простор их развитию. Когда возможности развития производительных сил в рамках данной формы исчерпывается, из фактора развития они превращаются в тормоз, в оковы. Становится необходимой замена старых производственных отношений новыми, более сложными, что и осуществляется в ходе социальной революции. Взаимосвязь двух сторон способа производства определяет закон соответствия производственных отношений производительным силам, к-й выражает соответствие отношений человека и его собственной сущности.

 

54. Научно-технический прогресс. Сущность, основные направления, принципы НТР.

Научно-технический прогресс – поступательное развитие науки и техники, превращение науки в непосредственную производительную силу общества. (систематическое использование достижений науки с целью совершенствования техники и технологии)

Сущность: Фундаментальные научные открытия привели к коренным изменениям в технике и технологии производства В результате коренным образом меняется место и роль человека в системе производства и, следовательно, содержание живого труда. (человек уже не включен в производство непосредственно, ему остается контроль и регулирование). Изменение сущности труда ведет за собой изменение всей общественной жизни: общественной структуры, образования, культуры и пр.

 Основные направления:

- Производство новых ветвей эволюции основных форм материи. – Человек реализует нереализованные природой варианты сложности, доразвивает боковые линии развития основных форм материи (синтез новых элементов и соединений).

- Производство новых макрообъектов, необходимых человеку как макросуществу  для эффективного контакта с микро- и мега- мирами. Макроскопическое звено, доступное непосредственному восприятию человека. 

- Производство сверхприродных  по сложности объектов (искусственных  систем, приближающихся по свойствам, функциям и сложности к человеку – ЭВМ)

Способ развития каждой основной формы материи  составляет основу технологии и является причиной НТП.

Основные технологические принципы:

- Концентрация (аккумуляция) потоков вещества, энергии, информации. Причем концентрируются еще и свойства и качества природных объектов.

- Интенсификация, ускорение  и уплотнение природных процессов.

- Антропоморфный принцип  – дальнейшее развитие материи  невозможно без участия человека. (человек реализует заложенные  в природе потенции развития) Изменяя мир, человек не нарушает его законов, напротив, они получают в его деятельности наивысшее выражение.

 Основу технологии  составляет способ развития материи.

 

НТР поэтому не только следствие, но и причина преобразования общества, главное средство решения социальных вопросов, активизации человека. Отсюда одним из необходимых условий перехода к новой модели социализма является овладение НТП. В современных условиях выделяют пять основных направлений научно-технического прогресса: электронизацию, комплексную автоматизацию, атомную энергетику, освоение новых видов материалов, биотехнологию. Определяющие основное содержание НТП приоритетные направления связаны с сегодняшним состоянием науки и техники и в будущем дополнятся и заменятся новыми.

Диалектико-матер. теория развития выступает в качестве наиболее общей теории развития техники и технологии, теории НТП. В НТП ярко выражена гуманистическая концепция (улучшение условий труда, вмешательство в биологическую сущность человека). Знание фундаментальных направлений НТП позволяет также глубже понять решающую роль человеческого фактора в условиях ускорения темпов НТП. Создание все более сложной и "очеловеченной" техники не упрощает труд, а, напротив, усложняет, требует от человека выработки способности планирования деятельности с учетом вероятности изменения хода управляемого процесса под влиянием изменения среды.

 

55. Исторические  общности людей.

- это крупные, устойчивые объединения (коллективы), обнаруживающие общие черты жизни, материальной и духовной культуры, языка, психологии и т.д. Единственный объективный критерий – экономический!

Закономерные ступени развитий родовой, общественной сущности человека, его труда и мысли. Если нет совместной жизни и труда – нет и исторической общности. Связи в процессе производства ведут к связям территориальным, административным, к общности языка (необходимое средство общения), накопления, хранения и передачи социального опыта.

Основные типы: родоплеменная общность, народность, нация. Иногда туда же относят расы (группы людей, различающиеся по антропогенным, биологическим признакам, выраженным в социальных областях).

Первобытнообщинная формация.

На основе кровнородственных отношений складываются родовые и племенные общности.

Характерная черта: экономические отношения в оболочке родственных связей, они на первом плане.

Родство – это сложное социальное явление, имеющее свою биологическую основу (или матрицу – где формируются социальные связи – родовые, семейные, национальные). Родственные связи: материнские роды (матриархат, значительность роли женщины – период мотыжного земледелия) – переход к патриархату (скотоводство). Из патриархального рода возникает патриархальная семья (3-4 поколения ближайших родственников, потомков отца).

Семья возникает из потребности воспроизводства рода, но имеет социальную природу. Социальное содержание существенней биологического, но биологическую матрицу учитывать необходимо всегда, поскольку это основа на которой формируются социальные связи.

Народность – новая общность, экономической основой формирования которой служат частный труд и частная собственность. Чаще натуральный характер хозяйства определяет локальные, местные, хозяйственные и другие связи. Народность складывается как результат слияния разных племен, утраты ими экономической, территориальной, административной и пр. самостоятельности. Преобл. не кровнородственные, а территориальные и культ-языковые связи.

Формы народности: рабовладельческого и феодального общества. Исторически первые – древнеэллинская, древнеегипетская. В феодальном обществе – народность включает в основном трудящееся население. Некоторые народности начали складываться в условиях капитализма.

Нация характеризуется общностью самосознания,  экономической жизни, территории, истории, языка, менталитета, культуры. Её экономическая общность имеет глубокий и универсальный характер – т.к. капиталистическое товарное производство.

 

56. Классовая структура  общества.  

В работе «Великий почин» Ленин дал определение классов:

«Классами называются большие группы людей, различающиеся по месту в системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по роли в общественной организации труда, по способам получения и размещения доли общественного богатства, которой они располагают.

Классы – это такие группы людей, где одна может присваивать труд другой, из-за различия их места в системе общественного хозяйства».

3 части определения:

1) тезис о различии социальных  групп по их месту в системе  производства (общее, неразвернутое  определение классов)

2) указывает на 3 взаимосвязанных признака: отношение к средствам производства, роль в общественной организации труда, способы получения и размеры получаемой доли общественного богатства – соответствуют 3 элементам системы производственных отношений.

Буржуазия управляет капиталистическим устройством в целом. Управленческий труд – разновидность умственного труда, не создает прибавочной стоимости, но обеспечивает её создание. => роль классов обусловлена прежде всего отношением их к средствам производства, но в основе лежит разделение труда на организаторский и исполнительский, сложный и простой, физический и умственный. Но классовую структуру надо отличать от структуры профессиональной.

Различия между профессиями неправомерно сравнивать с различиями между классами. Последние более глубоки, их непосредственная причина различия – в отношениях собственности и эксплуатации.

  1. характеризует сущность взаимоотношений между классами в антагонистических обществах (присвоение чужого труда, эксплуатация одних классов другими).

Классовая структура общества выражается в соответствующей политической и правовой структуре, т.к. общественные группы отличаются по отношению к государственной власти. Особенно ярко это в сословном делении.

Сословия – социальные группы людей, принадлежность к которым закрепляется юридически в качестве особых прав и обязанностей, установленных законом. Они являются политической и юридической формой классовых различий. Классы рабского и феодального (а также крепостного) общества были и сословиями одновременно. Напротив, в буржуазном обществе все граждане равноправны, сословные деления уничтожены, поэтому классы перестали быть сословиями.

Информация о работе Лекции по "Философии"