Лекции по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 04:04, курс лекций

Краткое описание

Философия как наука, критерии научности в философии.
Философия – наиболее общее учение о мире и человеке, основа мировоззрения. Научная философия – синтез материализма и диалектики. Процесс становления философии как науки был длительнее, чем у конкретных наук: это связано с предельной широтой предмета философии.
предмет - наиболее общие стороны действительности, процессы ее развития и познания. Также предмет формулируется как сущность мира, человека, его места в мире и смысла его существования. Объект философии – вся действительность. Наука – адекватное (не противор. смыслом) отражение действительности.

Файлы: 1 файл

otveta_na_bilety_po_filosofii.doc

— 481.00 Кб (Скачать)

 Биосоциальный (фролов)- человек – биосоциальное существо (двойственное), в котором социальное и биологическое в равной степени определяют чел. существование. Противоречия: если они в равной степени опр. друг друга, т.е. одного уровня как они могут взаимодействовать? Субстрат человека понимают только как биологический(трудящаяся обезьяна) - несоответствие субстрата и атрибута.

интегральная антропология: человек – социально –материально- интегральное существо, т.е. все уровни организации материи представлены в человеке в соподчиненном и иерархизированном виде. Так, преодолен парадокс несоответствия субстрата и атрибута, учтены достижения социологизаторского подхода. Утверждается, что социальное зависит от биологического, но обладает своим содержанием, законами существования и развития, формирующим образом воздействующими на человеческую биологию.

Социально – философский: человек – социальное материальное родовое существо, т.е. каждый человек в отдельности обладает свойствами всего человеческого рода. Но это родовое содержание в каждом человеке представлено в неком специфическом уникальном виде, т.е. есть индивидуальная сущность, человек – социальное материальное индивидуальное существо. Индивидуальное и родовое в человеке находятся в диалектическом отношении: т.е. родовое проявляется через индивидуальное, а индивидуальное – только в связи с родовым (общественным) содержание человеческой сущности.

Т.о. человек – социальное материальное универсальное существо, а также родовое и индивидуальное. Каждый человек подобен другому человеку, обществу, миру в целом, человек – микрокосм.

- субстратный подход. Человек  – социальное материальное существо, сущность которого реализуется  в системе сущностных свойств, важнейшее из которых – труд. Аргументы: любой предмет проявляет свои сущностные характеристики только в отношении с себе подобными предметами. Отношение общения важно, но не определяющее.

 

47. Актуальный уровень  сущностных сил человека (труд, мысль, общение).

Труд – в идеализме – опредмечивание человеческих идей, всякая целесообразная деятельность. В натурализме – физиологические затраты. В материализме – высшая форма материальной активности, социальная материальная активность, это способ существования и развития человека. Труд – социальный материальный процесс, т.е. в нем в обобщенном виде представлены все формы материальной активности, труд ставит человека в практическое отношение ко всему материальному миру. Т.о. труд создает человека как универсальное существо. Кроме того, все формы материальной активности представлены в труде в соподчиненном иерархизированном виде.

Социологический план: труд – социальный материальный родовой процесс, т.к. присущ любому человеку, в труде различных индивидов проявляется общее содержание, труд ставит человека в практическое отношение к человеческому роду в целом, создает человека как объективное родовое, схожее с другими людьми, существо. Труд – социальный материальный индивидуальный процесс, т.к. реализуется каждым человеком в отдельности, у каждого проявляются индивидуальные характеристики, труд ставит человека в практическое отношение к самому себе – создает человека как объективное индивидуальное существо.

В отношении к сознанию: труд – осмысленный процесс, реализующийся на основе некого плана действий, но сам план складывается на основе трудового процесса.

В отношении к общению: труд – общественный процесс, т.е. вне общественных отношений он сложиться и реализоваться не может. Но общественные отношения складываются на основе трудовой деятельности.

Труд обладает важной характеристикой – он всегда избыточный процесс – результаты труда всегда превышают затраты на труд. Т.е. труд носит субстанциональный характер. Т.о. труд – важнейшее субстанциальное свойство человека, объективное основание социального процесса.

Мышление – Сознание возникает в результате бесконечного развития материи и является свойством человека. Мыслит чел-к, но при помощи мозга. Сознание – субъективный образ объективно существующего предмета (подчеркивает отличия). Сознание – субъективная форма, обладающая объективным содержанием (подчеркивает единство).

Общение – связи между людьми, общественные отношения. Связи всегда зависят от характера субъекта и объекта, т.е. сами по себе бессодержательны. Отношения являются стороной общественной деятельности – объективной (материальной, трудовой) и субъективной (идеальной, духовной). Т.е. характер общения зависит от объективного состояния человека и его духа. Так, выделяется 2 состояния: 1) Материальные отношения – объективные, в основе которых производственные и экономические отношения. 2) Духовные отношения – религиозные, нравственные, научные и т.д. Не самодостаточны, т.е. не рождаются сами из себя, не несут в себе источник саморазвития. Без материальных отношений не могут реализоваться. Духовное общение зависит от характера материального общения.

 

48. Потенциальный  уровень сущностных сил человека (способности и потребности).

Потребности – нужда в чём-либо, обусловленная противоречиями между наличным и необходимым состоянием человека. Предмет – то, что потребляется. Материальные потребности и духовные. В структуре потребности 3 компонента: потребное будущее, непосредственный внешний предмет потребности, собственно потребность как новое (материальное или духовное)состояние.

Матер П подразделяются на:

    • биологические = простые (есть, спать, пить, ходить в туалет, существование соответствующей природной среды, одежде, жилище, безопасности и его самого) имеют очеловеченную = социальную форму;
    • социальные = сложные, основные из к-х в труде (основное условие, средство и способ человеческого существования), общение (обмен различными видами деятельности) поскольку интегральные, имеют специфическую биологическую основу.

Дух. П по формам общественного сознания: нравственные, правовые, политические, эстетические и т.д.. + в образовании, воспитании, познании, смысле жизни и др. Тоже простые (в обыденном познании действительности, отражении повседневности) и сложные (первичны по отнош. к простым) (в теоретическом и художественном познании действительности, отражении сущности действительности) обобщенная ДП – в духовном развитии человека. Тоже есть биологическая основа. Основная, Обобщающая потребность общества -  в сохранении и развитии социальной (индивида и общества) жизни.

МП являются первичными и определяют ДП. Определяющая движущая группа из четырех: в конечном счете, потребности в труде будут определять все.

Способность = готовность человека к различным видам деятельности, преобразованию среды и самого себя. Выделяют материальные (МС) и духовные (ДС). Классификация:

Простые материальные способности: к конкретным видам трудовой деятельности.

Сложные материальные: к труду вообще (к общему в труде).

Первичны сложные материальные.

Простые духовные: к обыденному познанию действительности.

Сложные духовные: к теоретическому и художественному познанию действительности.

Первичны сложные духовные.

В целом сложные материальные определяют остальные.

Структура: своеобразное соединение материального и духовного (в зависимости от содержания определяющие – разные); + сколок или образ предмета, который будет создан в результате реализации способностей; сколок средства, при помощи которого способность будет реализована; программа действий, которые предполагается совершить.

 

Соотношение способностей и потребностей: Это противоположные по направленности свойства человека, способность – создает, потребность – расходует, поэтому они находятся в диалектическом единстве. Одно есть непосредственно другое: потребность – способность иметь потребности, а способность – потребность реализовать способности. Одно опосредует другое: потребность можно удовлетворить, реализовав способность, и наоборот. Одно создает себя как другое: способность при реализации создает предмет потребности, этим усложняет потребность, а потребность в процессе усложнения, создает импульс развития способности. Ведущее свойство: прежде чем удовлетворить потребность, нужно реализовать способность.

 

49. Проблема индивида  и общества.

Что опр. другое: индивид формирует общество или наоборот?

2 т. зр.: 1. субъективизм (крайнее – волюнтаризм) – чел-к самодостаточен, сам формирует свою жизнь. 2. фатализм – чел-к всецело подчинен общественным обстоятельствам. В обоих логич. ошибка – человек полностью противопоставляется обществу.

Общество: 3 т. зр.: 1) простая совокупность индивидов, 2) Конт: Совокупность общественных отношений (игнорир. субъекты отношений – людей), 3) диал.: люди в их отношениях друг к другу.

Индивид. 3 смысла: 1) отдельный чел-к (фиксир. отличие людей др. от др., но игнорир. общее), 2) люди вообще, каждый из нас (фиксир. общее в людях, но игнорир. особненности), 3) люди в единстве их общего и всего многообразия особенного содержания

=> Индивид в такой же мере формирует общество, в какой общественные обстоятельства формируют индивида.

Орлов. Сущностные свойства человека (труд, мысль, общение, потребности и пр.) могут существовать только как свойства индивидов и только на этой основе – как свойства общества как такового коллектива, человека вообще.

Индивидуальность предполагает освоение культуры, накопленной человечеством – вне связи с общественным не может быть индивидуального (диалектическое тождество- видовое аккумулируется в индивидуальной форме, индивидуальное может превосходить родовое, родовое развивается через индивидуальное).

Итог. Индивид и общество находятся в диалектическом единстве: индивидный уровень – исходный для общества, общее развивается через индивидуальное. Индивидуальное развивается через общее и диалектически тождественно ему.

 

50. Материальное  производство. Сущность и структура.

Материальное производство относится к экономической сфере и основано на трудовой деятельности.

Сущность. Материальное производство – объективный процесс развития человека, процесс производства и развития человеком собственной жизни и собственной сущности посредством преобразования реальности.

 Сущность материального  производства совпадает с сущностью  труда

Экономическая подсистема общества (сфера общественной жизни) основана на труде как сущностном свойстве человека. Имеет субстанциональный характер – прежде всего это процесс социального материального преобразования людей.

Структура. В широком смысле материальное производство включает: собственно производство, потребление, распределение, обмен. Относится не только к материальным благам, но и к рабочей силе.

В узком смысле это собственно производство: содержательная сторона – производительные силы и формальная сторона – производственные отношения.

Производительные силы включают личный элемент (человек как субъект трудовой деятельности) и вещный (средства производства: предмет труда и средства труда). Средства труда: орудия труда и средства хранения. Средства труда – опредмечивание сущностных свойств человека.

Производительные силы (как содержание) и произв. отношения (как форма) находятся в диалектическом единстве. (определяющими являются производительные силы - закон соответствия производственных отношений производит. силам) (Орлов).

 

51. Производительные  силы. Сущность, структура источники  развития.

Сущность: Производительные силы выражают отношение индивидов (субъект) к природе (объект) и представляет собой единство личной стороны (самый труд) и вещественной (средства производства). Предмет труда + средства труда = средства производства, в которых выделяются орудия труда.

Отношение человека к природе есть отношение человека к своей родовой сущности, именно в переработке предметного мира человек утверждает себя как родовое существо. ?? (возможно, имеется в виду, что труд ставит людей в практические отношения к человеческому роду в целом => создает человека как объективно-родовое, схожее с другими существо.) 

Структура: Личный элемент – человек как субъект трудовой деятельности. Вещный элемент: Средства производства – предмет труда и средства труда.

Предмет труда – то, на что направлена человеческая деятельность

Средства труда –  то, что служит проводником воздействия на предмет труда. Включает орудия труда (технические средства) и средства хранения.

Источники развития. Более динамичным является личный элемент, он определяет вещный: новая техника создается в результате целесообразной деятельности человека, а не автономного процесса развития самой техники. Появлению новой техники предшествует возникновение новых потребностей, которые толкают человека к ее совершенствованию, и способностей, которые в процессе создания новой техники получают дальнейшее развитие. В свою очередь, введение новой техники (изменение вещного элемента) ведет к изменению квалификации, организации труда и пр. (изменению личного элемента).

Социальные потребности выступают как проявления социальной необходимости: того, что необходимо людям в их общественной жизни. Экономические же потребности выступают как проявления экономической необходимости (потребности в пище, одежде, тепле, жилище, средствах передвижения и т.д.) Потребности имеют как социальный характер  (биосоциальный, как, например, потребности в пище и тепле, другие — чисто социальный: потребности в современной одежде, автомобиле, телевизоре и т.п.), так и экономический - данные материальные потребности удовлетворяются в процессе производства в рамках экономических отношений между людьми.

Информация о работе Лекции по "Философии"