Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 04:04, курс лекций
Философия как наука, критерии научности в философии.
Философия – наиболее общее учение о мире и человеке, основа мировоззрения. Научная философия – синтез материализма и диалектики. Процесс становления философии как науки был длительнее, чем у конкретных наук: это связано с предельной широтой предмета философии.
предмет - наиболее общие стороны действительности, процессы ее развития и познания. Также предмет формулируется как сущность мира, человека, его места в мире и смысла его существования. Объект философии – вся действительность. Наука – адекватное (не противор. смыслом) отражение действительности.
Биосоциальный (фролов)- человек – биосоциальное существо (двойственное), в котором социальное и биологическое в равной степени определяют чел. существование. Противоречия: если они в равной степени опр. друг друга, т.е. одного уровня как они могут взаимодействовать? Субстрат человека понимают только как биологический(трудящаяся обезьяна) - несоответствие субстрата и атрибута.
интегральная антропология: человек – социально –материально- интегральное существо, т.е. все уровни организации материи представлены в человеке в соподчиненном и иерархизированном виде. Так, преодолен парадокс несоответствия субстрата и атрибута, учтены достижения социологизаторского подхода. Утверждается, что социальное зависит от биологического, но обладает своим содержанием, законами существования и развития, формирующим образом воздействующими на человеческую биологию.
Социально – философский: человек – социальное материальное родовое существо, т.е. каждый человек в отдельности обладает свойствами всего человеческого рода. Но это родовое содержание в каждом человеке представлено в неком специфическом уникальном виде, т.е. есть индивидуальная сущность, человек – социальное материальное индивидуальное существо. Индивидуальное и родовое в человеке находятся в диалектическом отношении: т.е. родовое проявляется через индивидуальное, а индивидуальное – только в связи с родовым (общественным) содержание человеческой сущности.
Т.о. человек – социальное материальное универсальное существо, а также родовое и индивидуальное. Каждый человек подобен другому человеку, обществу, миру в целом, человек – микрокосм.
- субстратный подход. Человек
– социальное материальное
47. Актуальный уровень сущностных сил человека (труд, мысль, общение).
Труд – в идеализме – опредмечивание человеческих идей, всякая целесообразная деятельность. В натурализме – физиологические затраты. В материализме – высшая форма материальной активности, социальная материальная активность, это способ существования и развития человека. Труд – социальный материальный процесс, т.е. в нем в обобщенном виде представлены все формы материальной активности, труд ставит человека в практическое отношение ко всему материальному миру. Т.о. труд создает человека как универсальное существо. Кроме того, все формы материальной активности представлены в труде в соподчиненном иерархизированном виде.
Социологический план: труд – социальный материальный родовой процесс, т.к. присущ любому человеку, в труде различных индивидов проявляется общее содержание, труд ставит человека в практическое отношение к человеческому роду в целом, создает человека как объективное родовое, схожее с другими людьми, существо. Труд – социальный материальный индивидуальный процесс, т.к. реализуется каждым человеком в отдельности, у каждого проявляются индивидуальные характеристики, труд ставит человека в практическое отношение к самому себе – создает человека как объективное индивидуальное существо.
В отношении к сознанию: труд – осмысленный процесс, реализующийся на основе некого плана действий, но сам план складывается на основе трудового процесса.
В отношении к общению: труд – общественный процесс, т.е. вне общественных отношений он сложиться и реализоваться не может. Но общественные отношения складываются на основе трудовой деятельности.
Труд обладает важной характеристикой – он всегда избыточный процесс – результаты труда всегда превышают затраты на труд. Т.е. труд носит субстанциональный характер. Т.о. труд – важнейшее субстанциальное свойство человека, объективное основание социального процесса.
Мышление – Сознание возникает в результате бесконечного развития материи и является свойством человека. Мыслит чел-к, но при помощи мозга. Сознание – субъективный образ объективно существующего предмета (подчеркивает отличия). Сознание – субъективная форма, обладающая объективным содержанием (подчеркивает единство).
Общение – связи между людьми, общественные отношения. Связи всегда зависят от характера субъекта и объекта, т.е. сами по себе бессодержательны. Отношения являются стороной общественной деятельности – объективной (материальной, трудовой) и субъективной (идеальной, духовной). Т.е. характер общения зависит от объективного состояния человека и его духа. Так, выделяется 2 состояния: 1) Материальные отношения – объективные, в основе которых производственные и экономические отношения. 2) Духовные отношения – религиозные, нравственные, научные и т.д. Не самодостаточны, т.е. не рождаются сами из себя, не несут в себе источник саморазвития. Без материальных отношений не могут реализоваться. Духовное общение зависит от характера материального общения.
48. Потенциальный
уровень сущностных сил
Потребности – нужда в чём-либо, обусловленная противоречиями между наличным и необходимым состоянием человека. Предмет – то, что потребляется. Материальные потребности и духовные. В структуре потребности 3 компонента: потребное будущее, непосредственный внешний предмет потребности, собственно потребность как новое (материальное или духовное)состояние.
Матер П подразделяются на:
Дух. П по формам общественного сознания: нравственные, правовые, политические, эстетические и т.д.. + в образовании, воспитании, познании, смысле жизни и др. Тоже простые (в обыденном познании действительности, отражении повседневности) и сложные (первичны по отнош. к простым) (в теоретическом и художественном познании действительности, отражении сущности действительности) обобщенная ДП – в духовном развитии человека. Тоже есть биологическая основа. Основная, Обобщающая потребность общества - в сохранении и развитии социальной (индивида и общества) жизни.
МП являются первичными и определяют ДП. Определяющая движущая группа из четырех: в конечном счете, потребности в труде будут определять все.
Способность = готовность человека к различным видам деятельности, преобразованию среды и самого себя. Выделяют материальные (МС) и духовные (ДС). Классификация:
Простые материальные способности: к конкретным видам трудовой деятельности.
Сложные материальные: к труду вообще (к общему в труде).
Первичны сложные материальные.
Простые духовные: к обыденному познанию действительности.
Сложные духовные: к теоретическому и художественному познанию действительности.
Первичны сложные духовные.
В целом сложные материальные определяют остальные.
Структура: своеобразное соединение материального и духовного (в зависимости от содержания определяющие – разные); + сколок или образ предмета, который будет создан в результате реализации способностей; сколок средства, при помощи которого способность будет реализована; программа действий, которые предполагается совершить.
Соотношение способностей и потребностей: Это противоположные по направленности свойства человека, способность – создает, потребность – расходует, поэтому они находятся в диалектическом единстве. Одно есть непосредственно другое: потребность – способность иметь потребности, а способность – потребность реализовать способности. Одно опосредует другое: потребность можно удовлетворить, реализовав способность, и наоборот. Одно создает себя как другое: способность при реализации создает предмет потребности, этим усложняет потребность, а потребность в процессе усложнения, создает импульс развития способности. Ведущее свойство: прежде чем удовлетворить потребность, нужно реализовать способность.
49. Проблема индивида и общества.
Что опр. другое: индивид формирует общество или наоборот?
2 т. зр.: 1. субъективизм (крайнее – волюнтаризм) – чел-к самодостаточен, сам формирует свою жизнь. 2. фатализм – чел-к всецело подчинен общественным обстоятельствам. В обоих логич. ошибка – человек полностью противопоставляется обществу.
Общество: 3 т. зр.: 1) простая совокупность индивидов, 2) Конт: Совокупность общественных отношений (игнорир. субъекты отношений – людей), 3) диал.: люди в их отношениях друг к другу.
Индивид. 3 смысла: 1) отдельный чел-к (фиксир. отличие людей др. от др., но игнорир. общее), 2) люди вообще, каждый из нас (фиксир. общее в людях, но игнорир. особненности), 3) люди в единстве их общего и всего многообразия особенного содержания
=> Индивид в такой же мере формирует общество, в какой общественные обстоятельства формируют индивида.
Орлов. Сущностные свойства человека (труд, мысль, общение, потребности и пр.) могут существовать только как свойства индивидов и только на этой основе – как свойства общества как такового коллектива, человека вообще.
Индивидуальность предполагает освоение культуры, накопленной человечеством – вне связи с общественным не может быть индивидуального (диалектическое тождество- видовое аккумулируется в индивидуальной форме, индивидуальное может превосходить родовое, родовое развивается через индивидуальное).
Итог. Индивид и общество находятся в диалектическом единстве: индивидный уровень – исходный для общества, общее развивается через индивидуальное. Индивидуальное развивается через общее и диалектически тождественно ему.
50. Материальное производство. Сущность и структура.
Материальное производство относится к экономической сфере и основано на трудовой деятельности.
Сущность. Материальное производство – объективный процесс развития человека, процесс производства и развития человеком собственной жизни и собственной сущности посредством преобразования реальности.
Сущность материального
производства совпадает с
Экономическая подсистема общества (сфера общественной жизни) основана на труде как сущностном свойстве человека. Имеет субстанциональный характер – прежде всего это процесс социального материального преобразования людей.
Структура. В широком смысле материальное производство включает: собственно производство, потребление, распределение, обмен. Относится не только к материальным благам, но и к рабочей силе.
В узком смысле это собственно производство: содержательная сторона – производительные силы и формальная сторона – производственные отношения.
Производительные силы включают личный элемент (человек как субъект трудовой деятельности) и вещный (средства производства: предмет труда и средства труда). Средства труда: орудия труда и средства хранения. Средства труда – опредмечивание сущностных свойств человека.
Производительные силы (как содержание) и произв. отношения (как форма) находятся в диалектическом единстве. (определяющими являются производительные силы - закон соответствия производственных отношений производит. силам) (Орлов).
Сущность: Производительные силы выражают отношение индивидов (субъект) к природе (объект) и представляет собой единство личной стороны (самый труд) и вещественной (средства производства). Предмет труда + средства труда = средства производства, в которых выделяются орудия труда.
Отношение человека к природе есть отношение человека к своей родовой сущности, именно в переработке предметного мира человек утверждает себя как родовое существо. ?? (возможно, имеется в виду, что труд ставит людей в практические отношения к человеческому роду в целом => создает человека как объективно-родовое, схожее с другими существо.)