Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 04:04, курс лекций
Философия как наука, критерии научности в философии.
Философия – наиболее общее учение о мире и человеке, основа мировоззрения. Научная философия – синтез материализма и диалектики. Процесс становления философии как науки был длительнее, чем у конкретных наук: это связано с предельной широтой предмета философии.
предмет - наиболее общие стороны действительности, процессы ее развития и познания. Также предмет формулируется как сущность мира, человека, его места в мире и смысла его существования. Объект философии – вся действительность. Наука – адекватное (не противор. смыслом) отражение действительности.
Взаимопроникновение противоположностей Гегель показывал на примере таких явлений как магнетизм и электричество. Отрицание обладает диалектической природой. Эта природа проявляется в том, что отрицание представляет собой единство 3 осн. моментов: 1) преодоление старого; 2) преемственность в развитии; 3) утверждение нового. Каждая новая ступень богаче по своему содержанию, поскольку она включает в себя все лучшее, что было накоплено на предшествующей ступени. Таким образом, процесс развития характеризуется поступательным движением расширяющейся спирали.
Две разновидности диалектического отрицания:
1) Конструктивная, с преобладанием созидательных моментов.
2) Деструктивная, с преобладанием разрушительного момента.
- все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето и т. д.). Все в мире противоречиво, все движется в силу противоречий. - Противоположности – носители противоречий
- Противоречия – отношение
взаимоисключения
- Единство – отношение взаимопредположения взаимоисключ. сторон развития.
Единство и противоречия— внутренний источник движения и развития всего сущего. Противоречие и единство не могут существовать друг без друга, но при этом единство является относительной стороной (т.к. в состоянии покоя), а противоречие (борьба) абсолютной стороной (т.к. в состоянии развития).
Особый взгляд на единство и борьбу и противоположностей имел Гегель. 2 понятия — "тождество" и "различие". каждый предмет, явление обладают тождественностью и отличием. Тождественность означает то, что предмет (явление, идея) равен самому себе. В то же время в тождественном самому себе предмете есть то, что стремится выйти за рамки предмета, нарушить его тождественность. Различие - это момент изменчивости явлений. Противоречие между тождественностью и отличием приводит к изменению предмета — движению.
Можно выделить различные виды борьбы противоположностей:
• борьба, приносящая выгоду обеим сторонам (например, соревнование, где каждая сторона "догоняет" другую и переходит на более высокую качественную ступень развития);
• борьба, где одна сторона регулярно одерживает верх над другой, но побежденная сторона сохраняется и является "раздражителями" для побеждающей, благодаря чему побеждающая сторона переходит на более высокую ступень развития;
• антагонистическая борьба, где одна сторона может выжить только за счет уничтожения другой.
Помимо борьбы возможны: содействие, союзничество, нейтралитет и мутуализм (полная взаимосвязь).
существует ряд диалектических закономерностей, и дополняющие основные законы диалектики, выраженные в категориях: сущность и явление, содержание и форма, случайность и необходимость, причина и следствие, возможность и действительность, единичное, особенное и всеобщее и т.д.
1. Сущность и явление - объективные характеристики предметного мира; в процессе познания они выступают как ступени постижения объекта. Сущность – категория для обозначения совокупности внутренних необходимых сторон и связей вещей, законов их функционирования. Явление - внешне наблюдаемые, более подвижные и изменчивые характеристики предмета. Явление и сущность - диалектические противоположности. Иногда внешние черты предмета (явления) искажают сущность.
Диалектика явления и сущности:
1) явление не существует без сущности
2) в сущности нет ничего такого, чтобы как-то не проявлялось
3) сущность и явление соотносятся как общее и единичное, внутреннее и внешнее, устойчивое и изменчивое и т.п.
1) случайность - форма проявления и дополнения необходимости
2) случайность может переходить в необходимость
Необходимость связана с динамическими законами, случайность - со статистическими. Вероятность - мера возможности наступления случайного события.
Возможности: реальные - когда условия превращения возможности в действительность уже созрели или находятся в процессе становления. Абстрактные - те, которые в данных условиях не могут превратиться в действительность
Возможности - прогрессивные и регрессивные.
Условия превращения возможности в действительность:
1. в развитии природы это происходит стихийно
2. в общественной жизни:
- объективные - условия материальной жизни, процессы не зависящие от людей
- субъективные - сознательная деятельность людей.
35. Конкретно-всеобщая теория развития и единый закономерный мировой процесс.
на осн. абстрактно-всеобщей теории. Теория, включившая в себя сжатое объяснение особенного называется конкретно-всеобщей. Центральное понятие теории – единый закономерн. мировой процесс (последоват. смена осн. форм материи).
Ряд законов, которые легли в основу этой теории:
- развитие есть возникновение высшего из низшего. Последовательность основных ступеней (физ>хим>биол>соц.). Нельзя реализ. ни одного человеч. св-ва если не пройдены все этапы.
- возникая на основе низшего, высшее включает его в себя и сохраняет в кач-ве её основания. Усложнение низшего, включённого в состав высшего. Высшее развивается только на основе усложняющегося высшего. (хим соед имеет физ основу).
- в состав высшей формы
материи включается только
- высшая форма материи
зависит от низшей ка от
своего основания и среды, но
облад. собств. содержанием и оказывает
обратное определяющее
- каждая форма материи включает в себя предыдущие, образующие в составе высшего целую систему уровней, которые представлены в соподчиненном иерархическом виде.
-в процессе разв-я все
положителное содержание
- высшая форма материи возн. на основе не всей предыдущей формы низшего, а только её части (конвергенция – схождение) (в проц. эволюции объемы вещ-ва сокращаются, к прим: в созд хим материи уч-ют только p,n,e из всех миллиардов частиц)
- высшая форма материи возн не на осн. предельно развитой, а оптимально развитой формы материи ( к прим – жизнь складывается на осн. простого углерода).
-в процессе возникновения, любой матер объект в обобщенном виде проходит все этапы эволюции.
Повышение роли пограничных проблем науки, процесс интенсивного взаимодействия. Многоуровневый характер каждого объекта ставит задачу выработки логической формулы. Пограничные проблемы решаются с помощью совокупности методов смежных наук, в основе которой лежит диалектическое знание о связи высших и низших форм материи. 2 наиболее интегративных метода: сведение высшего к низшему и выведение высшего из низшего (проследование процессов возникновения высшего из низшего, обуславливание низшей основой явления его собственных высших свойств). От парадокса бесконечного переноса свойств избавляет признание ведущей роли высшего. Каждая форма материи развивается как целостный организованный ансамбль, обладающий определённой вертикальной структурой.
36. Сущность процесса познания. Принципы научной гносеологии.
Познание – процесс отражения объективного мира в голове человека . Гносеология или теория познания - раздел философии, в котором изучаются природа познания и его возможности, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности познания.
Субъект познания - это тот, кто его реализует, т.е. творческая личность, формирующая новое знание.
Объект познания - это фрагмент действительности, оказавшийся в фокусе внимания исследователя.
Познание различается использованием источников и средств. С этой стороны выделяются обыденные и научные знания. Первые не являются результатом профессиональной деятельности и, в принципе, присущи любому индивиду. Второй вид знания возникает в результате глубоко специализированной, требующей профессиональной подготовки деятельности, называемой научным познанием.
Познание делится на эмпирическое (чувственное) и теоретическое (разумно-логическое). Познание неотделимо от практической деятельности; одной из главных проблем познания является проблема истины.
Модели познания:
Материализм - познание это процесс отражения материальной реальности в сознании человека. Она сводит смысл познавательной деятельности к раскрытию подлинной сущности мира вещей и признает, что в знаниях воспроизводятся познаваемые предметы.
Объективно – идеалистическая. познание это процесс постижения абсолютной идеи.
Субъективно-идеалистическая. познание – процесс человеческого самопознания.
Религиозная – познание – процесс откровения, источник знания – бог, познание = процесс познания бога.
Символическая модель. суть познания в обнаружении скрытых смыслов жизненного мира, кодов той культуры, которая является средой человеческого обитания.
человек в познании выступает как социальный субъект, а не как автономный индивид.
Длительный путь развития гносеологии позволил вычленить следующие ее основания:
- человеческое познание
есть отражение людьми
- процесс познания есть
процесс снятия
- познание - многофазовый процесс, включающий возможности чувственного и рационального освоения мира;
- основанием, целью и средством
познания выступает практика, она
претендует быть критерием