Лекции по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 04:04, курс лекций

Краткое описание

Философия как наука, критерии научности в философии.
Философия – наиболее общее учение о мире и человеке, основа мировоззрения. Научная философия – синтез материализма и диалектики. Процесс становления философии как науки был длительнее, чем у конкретных наук: это связано с предельной широтой предмета философии.
предмет - наиболее общие стороны действительности, процессы ее развития и познания. Также предмет формулируется как сущность мира, человека, его места в мире и смысла его существования. Объект философии – вся действительность. Наука – адекватное (не противор. смыслом) отражение действительности.

Файлы: 1 файл

otveta_na_bilety_po_filosofii.doc

— 481.00 Кб (Скачать)

Взаимопроникновение противоположностей Гегель показывал на примере таких явлений как магнетизм и электричество. Отрицание обладает диалектической природой. Эта природа проявляется в том, что отрицание представляет собой единство 3 осн. моментов: 1) преодоление старого; 2) преемственность в развитии; 3) утверждение нового. Каждая новая ступень богаче по своему содержанию, поскольку она включает в себя все лучшее, что было накоплено на предшествующей ступени. Таким образом, процесс развития характеризуется поступательным движением расширяющейся спирали.

Две разновидности диалектического отрицания:

1) Конструктивная, с преобладанием  созидательных моментов.

2) Деструктивная, с преобладанием  разрушительного момента.

 

33. Закон единства и борьбы противоположностей

- все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето и т. д.). Все в мире противоречиво, все движется в силу противоречий. - Противоположности – носители противоречий

- Противоречия – отношение  взаимоисключения взаимопредполагающих  сторон развития.

- Единство – отношение  взаимопредположения взаимоисключ. сторон развития.

Единство и противоречия— внутренний источник движения и развития всего сущего. Противоречие и единство не могут существовать друг без друга, но при этом единство является относительной стороной (т.к. в состоянии покоя), а противоречие (борьба) абсолютной стороной (т.к. в состоянии развития).

Особый взгляд на единство и борьбу и противоположностей имел Гегель. 2 понятия — "тождество" и "различие". каждый предмет, явление обладают  тождественностью и отличием. Тождественность означает то, что предмет (явление, идея) равен самому себе. В то же время в тождественном самому себе предмете есть то, что стремится выйти за рамки предмета, нарушить его тождественность. Различие - это момент изменчивости явлений. Противоречие между тождественностью и отличием приводит к изменению предмета — движению.

Можно выделить различные виды борьбы противоположностей:

• борьба, приносящая выгоду обеим сторонам (например, соревнование, где каждая сторона "догоняет" другую и переходит на более высокую качественную ступень развития);

• борьба, где одна сторона регулярно одерживает верх над другой, но побежденная сторона сохраняется и является "раздражителями" для побеждающей, благодаря чему побеждающая сторона переходит на более высокую ступень развития;

• антагонистическая борьба, где одна сторона может выжить только за счет уничтожения другой.

Помимо борьбы возможны: содействие, союзничество, нейтралитет и мутуализм (полная взаимосвязь).

 

34. Узловые категории диалектики.

существует ряд диалектических закономерностей, и дополняющие основные законы диалектики, выраженные в категориях: сущность и явление, содержание и форма, случайность и необходимость, причина и следствие, возможность и действительность, единичное, особенное и всеобщее и т.д.

1. Сущность  и явление - объективные характеристики предметного мира; в процессе познания они выступают как ступени постижения объекта. Сущность – категория для обозначения совокупности внутренних необходимых сторон и связей вещей, законов их функционирования. Явление - внешне наблюдаемые, более подвижные и изменчивые характеристики предмета. Явление и сущность - диалектические противоположности. Иногда внешние черты предмета (явления) искажают сущность.

Диалектика явления и сущности:

1) явление не существует  без сущности

2) в сущности нет ничего  такого, чтобы как-то не проявлялось

3) сущность и явление соотносятся как общее и единичное, внутреннее и внешнее, устойчивое и изменчивое и т.п.

  1. Содержание и форма - содержание, будучи определяющей стороной целого, представляет единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций, а форма - способ существования и выражения содержания. Мышление отражает объективный мир как содержанием, так и формой. Содержание мышления - это результат отражения в духовной культуре человечества природных и социальных явлений. Категориальная структура мышления развивается по мере развития познания, и чем полнее, глубже содержание мышления, тем в более развитых формах оно выражается. Содержание имеет внутреннюю и внешнюю формы: внешняя - объём, конфигурация, цвет и т.п.;  и  внутренняя - способ организации содержания.
  2. Необходимость и случайность - категории, которые конкретизируют представление о характере зависимости явления, выражают различные аспекты, типы связей, степень детерминированности явления. Необходимость - такая однозначная связь явлений, при которой наступление причины влечёт обязательно за собой наступление следствия. Случайность - такая связь причины и следствия, при которой причинные основания допускают реализацию любого из множества возможных следствий. Случайность также имеет причины. Диалектика необходимости и случайности:

1) случайность - форма проявления  и дополнения необходимости

2) случайность может переходить  в необходимость

Необходимость связана с динамическими законами, случайность - со статистическими. Вероятность - мера возможности наступления случайного события.

  1. Причина и следствие - категории, отображающие одну из форм всеобщей связи и взаимодействия явлений. Причина - явление, действие которого вызывает, определяет, изменяет, производит или влечёт за собой другое явление; последнее называют следствием. Производимое причиной следствие зависит от условий. Различие между причиной и условием относительно. Каждое условие в определенном отношении является причиной, а каждая причина в соответственном отношении есть следствие. П. и с. находятся в единстве: одинаковые причины в одних и тех же условиях вызывают одинаковые следствия. Так, по признаку природы отношений причинно-следственные связи подразделяются на материальные и идеальные, информационные и энергетические, физические, химические, биологические, социальные; по характеру связей - на динамические и статистические; по числу и связности воздействий - на простые, составные, однофакторные, многофакторные, системные, внесистемные. подразделяются также на внешние и внутренние, объективные и субъективные, и др.
  2. Возможность и действительность - категории диалектики, отражающие две основные ступени развития каждого предмета или явления. Действительность - то, что уже возникло, осуществилось. Возможность - то, что содержится в данной действительности как предпосылка её изменения и развития, нереализованная действительность.  Примером превращения может служить любое превращение предмета из одного качественного состояния в другое: одной элементарной частицы в другую, зерна в растение, товара в деньги и т. д.

Возможности: реальные - когда условия превращения возможности в действительность уже созрели или находятся в процессе становления. Абстрактные - те, которые в данных условиях не могут превратиться в действительность

Возможности - прогрессивные и регрессивные.

Условия превращения возможности в действительность:

1. в развитии природы  это происходит стихийно

2. в общественной жизни:

- объективные - условия материальной  жизни, процессы не зависящие  от людей

- субъективные - сознательная деятельность людей.

  1. Единичное - категория для выражения уникальных черт признаков предметов. Е. есть определенность качества внутри него самого, т. е. его однородность с вещами того же качества, служащая объективным основанием для его количественного математического выражения. Е. всегда есть продукт процессов, протекающих по всеобщим закономерностям. Появление, изменение и исчезновение Е. всегда имеют место внутри определенных всеобщих условий, внутри сложнейшего взаимодействия массы других Е., т. е. внутри действительности, управляемой конкретно-всеобщими законами. В развивающейся действительности постоянно осуществляется переход, превращение Е. во всеобщее и особенное, и обратно. Через единичные, случайные отклонения, прокладывает себе дорогу общая необходимость, закономерность.
  2. Особенное - категория, выражающая реальный предмет как целое в единстве и соотнесении его противоположных моментов - единичного и всеобщего. Обычно О. рассматривается как нечто, опосредствующее отношение между единичным и всеобщим. Напр., понятие "русский" выступает как общее по отношению к каждому русскому человеку и как О. по отношению к понятию "славянин". Последнее выступает как общее по отношению к понятию "русский" и как О. по отношению к понятию "человек". При более глубоком рассмотрении О. выступает не просто как промежуточное звено между единичным и всеобщим, а как объединяющее их начало в рамках целого. В процессе познания противоположности общего и единичного снимаются, преодолеваются в категории О., которая выражает общее в его реальном, единичном воплощении, а единичное - в его единстве с общим. О. выступает как реализованное общее. Категория О.- важный момент движения познания в глубь объекта.
  3. Категория всеобщего - есть отражение объективного единства многообразных явлений природы и общества, в сознании человека. Это общее, которое  присуще всем без исключения. Объективно В. отражается в мышлении в форме системы понятий, определений. Абстрактно В., выделенное путем сравнения из массы единичных и особенных явлений, играет в познании важную, но ограниченную роль. Само по себе абстрактно В. не в состоянии выразить подлинную всеобщность, т. к. В. существует вне сознания как живая конкретная связь различных и противоположных друг другу вещей, явлений, процессов, как закон, необходимость, включающая в свой состав случайность, противоречие формы и содержания и т. д.

 

35. Конкретно-всеобщая теория развития и единый закономерный мировой процесс.

на осн. абстрактно-всеобщей теории. Теория, включившая в себя сжатое объяснение особенного называется конкретно-всеобщей. Центральное понятие теории – единый закономерн. мировой процесс (последоват. смена осн. форм материи).

Ряд законов, которые легли в основу этой теории:

- развитие есть возникновение  высшего из низшего. Последовательность основных ступеней (физ>хим>биол>соц.). Нельзя реализ. ни одного человеч. св-ва если не пройдены все этапы.

- возникая на основе  низшего, высшее включает его  в себя и сохраняет в кач-ве  её основания. Усложнение низшего, включённого в состав высшего. Высшее развивается только на основе усложняющегося высшего. (хим соед имеет физ основу).

- в состав высшей формы  материи включается только малая  часть низшей. Большая часть предыдущей  формы материи сохраняется наряду  с высшей в кач-ве её среды, т.е. вне включенном в неё виде.

- высшая форма материи  зависит от низшей ка от  своего основания и среды, но  облад. собств. содержанием и оказывает  обратное определяющее воздействие  на низшую форму материи.

- каждая форма материи  включает в себя предыдущие, образующие в составе высшего целую систему уровней, которые представлены в соподчиненном иерархическом виде.

-в процессе разв-я все  положителное содержание предыдущих  этапов накапливается в последующих  этапах, положит. содерж. обеспеч. дальнейшую бесконечную эволюцию.

- высшая форма материи  возн. на основе не всей предыдущей  формы низшего, а только её  части (конвергенция – схождение) (в проц. эволюции объемы вещ-ва  сокращаются, к прим: в созд хим  материи уч-ют только p,n,e из всех миллиардов частиц)

- высшая форма материи  возн не на осн. предельно развитой, а оптимально развитой формы  материи ( к прим – жизнь складывается  на осн. простого углерода).

-в процессе возникновения,  любой матер объект в обобщенном виде проходит все этапы эволюции.

Повышение роли пограничных проблем науки, процесс интенсивного взаимодействия. Многоуровневый характер каждого объекта ставит задачу выработки логической формулы. Пограничные проблемы решаются с помощью совокупности методов смежных наук, в основе которой лежит диалектическое знание о связи высших и низших форм материи. 2 наиболее интегративных метода: сведение высшего к низшему и выведение высшего из низшего (проследование процессов возникновения высшего из низшего, обуславливание низшей основой явления его собственных высших свойств). От парадокса бесконечного переноса свойств избавляет признание ведущей роли высшего. Каждая форма материи развивается как целостный организованный ансамбль, обладающий определённой вертикальной структурой.

 

36. Сущность процесса  познания. Принципы научной гносеологии.

 Познание – процесс отражения объективного мира в голове человека . Гносеология или теория познания - раздел философии, в котором изучаются природа познания и его возможности, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности познания.

Субъект познания - это тот, кто его реализует, т.е. творческая личность, формирующая новое знание.

Объект познания - это фрагмент действительности, оказавшийся в фокусе внимания исследователя.

Познание различается использованием источников и средств. С этой стороны выделяются обыденные и научные знания. Первые не являются результатом профессиональной деятельности и, в принципе, присущи любому индивиду. Второй вид знания возникает в результате глубоко специализированной, требующей профессиональной подготовки деятельности, называемой научным познанием.

Познание делится на эмпирическое (чувственное) и теоретическое (разумно-логическое). Познание неотделимо от практической деятельности; одной из главных проблем познания является проблема истины.

Модели познания:

Материализм - познание это процесс отражения материальной реальности в сознании человека. Она сводит смысл познавательной деятельности к раскрытию подлинной сущности мира вещей и признает, что в знаниях воспроизводятся познаваемые предметы.

 Объективно – идеалистическая. познание это процесс постижения абсолютной идеи.

 Субъективно-идеалистическая. познание – процесс человеческого самопознания.

Религиозная – познание – процесс откровения, источник знания – бог, познание = процесс познания бога.

 Символическая модель. суть познания в обнаружении скрытых смыслов жизненного мира, кодов той культуры, которая является средой человеческого обитания.

 

человек в познании выступает как социальный субъект, а не как автономный индивид.

Длительный путь развития гносеологии позволил вычленить следующие ее основания:

- человеческое познание  есть отражение людьми объективно  существующего мира и самих  себя как части этого мира;

- процесс познания есть  процесс снятия неопределенности, движение от непознанного к познанному;

- познание - многофазовый  процесс, включающий возможности  чувственного и рационального  освоения мира;

- основанием, целью и средством  познания выступает практика, она  претендует быть критерием истины  полученного знания;

Информация о работе Лекции по "Философии"