Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 16:02, реферат
Сегодня, когда культура, включая философию, находится в кризисе, когда духовное вытесняется материальным, массовая культура доминирует над культурой подлинной, когда ослабевает интерес к науке, современному знанию о мире особенно нужны новые смыслы. В этом контексте становится все более важной роль космического мировоззрения. «Космос направляет мир к овладению Красотою». Космизм был тем целенаправляющим стержнем, который привел А.Л.Чижевского к ряду выдающихся открытий.
1.Введение…………………………………………………………………………3
2.Основная часть
2.1 Необходимость научного мировоззрении……………………………….3
2.2 «Энергетический космизм» А.Л.Чижевского……………………………6
2.3 Принципы законообразности, единообразия и детерминизма………..8
2.4 Принцип космического ритма……………………………………………11
2.5 О космических факторах геофизических, биологических социально- исторических процессов………………………………………………………...13
3.Заключение……………………………………………………………………..15
4.Список литературы…………………………………………………………….18
«Вятский
государственный
гуманитарный университет»
ФАКУЛЬТЕТ
УПРАВЛЕНИЯ
Реферат
по философии:
Космические
факторы исторического процесса у А.Л.
Чижевского.
Содержание
1.Введение……………………………………………………
2.Основная
часть
2.1 Необходимость научного мировоззрении……………………………….3
2.2 «Энергетический космизм» А.Л.Чижевского……………………………6
2.3 Принципы законообразности, единообразия
и детерминизма………..8
2.4 Принцип
космического ритма……………………………………………11
2.5 О
космических факторах геофизических,
биологических социально-
исторических процессов………………………………………………………
3.Заключение………………………………………………
4.Список
литературы……………………………………………………
Александр Леонидович Чижевский (1897–1964) – одна из выдающихся фигур нашего времени, «Леонардо ХХ века», как его иногда называли. Крупный ученый, поэт, художник, безукоризненный моральный авторитет, он был также глубоким мыслителем-космистом. Ему принадлежат многочисленные идеи мировоззренческого плана. Фундаментальное значение многих из них было очевидно и раньше. В 30-е годы за нетрадиционный взгляд на социально-исторические процессы А.Л.Чижевскому был приклеен ярлык «враг под маской ученого», и он долгие годы провел в заключении. Некоторые мировоззренческие размышления Чижевского настолько опережали свое время, что лишь сейчас мы начинаем, наконец, осознавать их эвристическую силу, все более и более убеждаясь в том, что они должны стать ориентирами современной науки и культуры, хотя и в новой, модернизированной форме.
Сегодня,
когда культура, включая философию,
находится в кризисе, когда духовное вытесняется
материальным, массовая культура доминирует
над культурой подлинной, когда ослабевает
интерес к науке, современному знанию
о мире особенно нужны новые смыслы. В
этом контексте становится все более важной
роль космического мировоззрения. «Космос
направляет мир к овладению Красотою».
Космизм был тем целенаправляющим стержнем,
который привел А.Л.Чижевского к ряду выдающихся
открытий. Одно из них – разработка ключевых
фрагментов междисциплинарного направления
исследований, которое сейчас называют
«большой историей». Это направление включает
биологическую и социальную эволюцию
человека в рамки универсального эволюционизма
– от флуктуации вакуума, породившей нашу
Вселенную, до глобальных проблем современной
цивилизации.
Необходимость научного мировоззрения
Творческое начало А.Л.Чижевский видел, прежде всего, в природе. Любовь к творчеству, проявляющая себя в разных формах, «безусловно, присуща» и человеку. Философия, наука, искусство, поэзия – каждое из этих высших творческих проявлений человеческого духа привлекало Чижевского, в каждое он внес свой вклад. Особенно его интересовали относимые им «к вопросам величайшей важности» следующие мировоззренческие проблемы: «…удастся ли нам когда-нибудь познать природу как она есть, а не как нам кажется. Хаос или гармония управляют всем происходящим в мире; однородно или многоразлично вещество, создающее видимый мир, и что оно представляет из себя; смертна или бессмертна органическая жизнь, случайна или вездесуща она; смертен или бессмертен мир; конечно или бесконечно пространство». Подобно В.И.Вернадскому, настаивавшему на необходимости «научного мировоззрения», он подчеркивал, что огромную и даже доминирующую роль в решении этих фундаментальных проблем мировоззрения должна играть наука.
Свою
философскую позицию Чижевский
называл «критическим
В
контексте своего понимания
К
числу сделанных таким путем
открытий он относил ряд
Трактовка понятия материи в философской концепции Чижевского совершенно недвусмысленна. Материя рассматривается им как проявление энергетического начала: «Материальный мир есть арена последовательных и закономерных комбинаций и колебаний единого мирового субстрата – электричества. Материя образована из электричества…». В дальнейшем движении своей философской мысли Чижевский высказывает идею, им самим называемую пифагорейско-платоновской. Это – идея о едином мировом законе, или принципе, стоящем по ту сторону природных явлений. «Если мы примем электро-атомистическое мировоззрение, согласно которому материя не существует, а есть лишь одно или два имматериальных электричеств, мы, согласно вышесказанному, должны будем невольно прийти к убеждению, что существует лишь один или два каких-то основных принципа, которые, воздействуя на то или иное “электричество”, создают и материю, и весь видимый внешний мир. Таким путем все многообразие ощущаемого мира, столь запутанное и разнохарактерное, будет объединено и сведено к обнаружению единого физического закона, действующего на единое физическое начало». Достижения современного ему естествознания Чижевский интерпретировал так: «Идея неоплатоников о едином мировом субстрате и идея пифагорейцев о едином правящем принципе постепенно отрываются из недр времени и подготавливаются к более интенсивной жизни в грядущем». Рассматривая проблемы симметрии в природе, он склонялся к тому, что иногда называют «пифагорейской мистикой чисел». Например, симметрия в строении листьев на дереве или чешуек на сосновой шишке подчиняется строгим числовым закономерностям того типа, открытие которых приписывается пифагорейцам. «Золотому сечению» пифагорейцев, которое в эпоху Возрождения называли еще Божественной пропорцией, видя в ней меру мировой Гармонии, Чижевский придавал большое значение. Все эти соображения он связывал с существованием «точного, извечно-сущего космического закона», определяющего изучаемые нами явления природы.
Помимо
материалистических, энергетистских,
пифагорейских,
В
связи с этим вспомним
С
большой искренностью это
И таким был путь не одного только Эйнштейна. И Коперник, и Кеплер, и Ньютон, и Бор, и А.А.Фридман, создатель теории расширяющейся Вселенной, – все они шли аналогичным путем. Их творчество вдохновлялось теми философско-мировоззренческими идеями, которые были наиболее созвучны их собственным научным проблемам, причем, как правило, при этом более или менее органично сочетались взгляды разных мыслителей.
Мировоззрение
Чижевского также было
«Энергетический космизм» А.Л.Чижевского
Чижевского справедливо относят к русским космистам. И действительно, все его творчество – мировоззренческое, научное, художественно-поэтическое – буквально пронизано образами, метафорами, идеями связи человека и космоса. Эта связь наполняет многообразными смыслами и понимание А.Л.Чижевским «большой истории».
Специфика
космизма Чижевского
Акцент
в мировоззренческих
Свое
понимание основного принципа
космизма Чижевский
Информация о работе Космические факторы исторического процесса у А.Л. Чижевского