Космическая утопия Циолковского

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 18:05, реферат

Краткое описание

Возникновение утопий относится к античным временам, когда появились буколические (пастушеские, деревенские) жанры идиллии, изображавшие мирную, гармоничную жизнь селян в единении с природой. Но сам термин "утопия" появился лишь в эпоху Возрождения. Знаменитый английский политический деятель и мыслитель Томас Мор написал роман "Золотая книга, как приятная, так и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия" (1516), труд об идеальном государстве (слово "утопия" по-гречески означает "место, которого нет"). После этого утопиями стали называть учения и книги, авторы которых создавали картину будущего; разумеется, не на основе изучения объективных закономерностей общественного развития, а по принципу долженствования: так должно быть по замыслу автора. Иными словами, утопия - желаемое устройство общества или личности в свете представлений об идеалах. Именно поэтому утопия всегда связана с определенными верованиями в истинность и осуществимость идеалов, а всякое верование, основанное на идеалах, может быть истолковано как религиозное. Значит, каждая утопия в какой-то степени религиозна.

Оглавление

Введение 3
ГЛАВА 1
1.1 Философия космизма: от древности до наших дней 6
1.2 Русский космизм 9
ГЛАВА 2
2.1 Космическая философия Циолковского 10
2.2 Антропокосмизм Циолковского 18
Заключение 21
Приложение
Биография Циолковского 22
Список литературы 25

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 115.00 Кб (Скачать)

     Содержание 

Введение 3

ГЛАВА 1

    1.1 Философия космизма: от древности до наших дней 6

    1.2 Русский космизм 9

ГЛАВА 2

     2.1 Космическая философия Циолковского 10

    2.2 Антропокосмизм Циолковского 18

Заключение 21

Приложение

      Биография Циолковского 22

Список  литературы 25 

 

     Введение

 

     Возникновение утопий относится к античным временам, когда появились буколические (пастушеские, деревенские) жанры идиллии, изображавшие мирную, гармоничную жизнь селян  в единении с природой. Но сам  термин "утопия" появился лишь в  эпоху Возрождения. Знаменитый английский политический деятель и мыслитель  Томас Мор написал роман "Золотая  книга, как приятная, так и забавная, о наилучшем устройстве государства  и о новом острове Утопия" (1516), труд об идеальном государстве (слово "утопия" по-гречески означает "место, которого нет"). После этого  утопиями стали называть учения и  книги, авторы которых создавали  картину будущего; разумеется, не на основе изучения объективных закономерностей  общественного развития, а по принципу долженствования: так должно быть по замыслу автора. Иными словами, утопия - желаемое устройство общества или  личности в свете представлений  об идеалах. Именно поэтому утопия всегда связана с определенными верованиями  в истинность и осуществимость идеалов, а всякое верование, основанное на идеалах, может быть истолковано как религиозное. Значит, каждая утопия в какой-то степени  религиозна.

     За  несколько веков, прошедших со времени  опубликования романа Т. Мора, в разных странах вышло великое множество  утопий. Россия не стала исключением. Но до новейших исследований, обилие русских  утопий не было известно мировой общественности. Теперь-то мы знаем, что это не так.

     Наряду  с утопиями есть еще антиутопии. Их авторы показывают жизнь, какою она  не должна быть. Некоторые футурологи предостерегают от нежелательных, с  их точки зрения, общественно-политических стадий и структур, искажающих природу  человека.

     Немецкий  философ Людвиг Штейн считал, что  утопии возникают в кризисные  периоды, когда в обществе созревают  новые отношения, поэтому утопии оказываются как бы первыми вестниками новых явлений, переворотов или  реформ в социально-политической, религиозной, экономической и т. п. областях. Следует, однако, уточнить: не столько в моменты  развития кризисов, сколько в преддверии их. Ведь непосредственно в переломные периоды, в эпохи сдвигов и  реформ мыслителям и деятелям представляются широкие возможности участвовать  в перестройке реальной жизни  и они вместе со своим обществом  не нуждаются в утопиях, да им просто и некогда этим заниматься (если не считать скороспелых привнесений  некоторых утопических идеалов  в реальные преобразования, - например, мечтаний Ленина после 1917 года об отказе страны от денег). Утопии же в большинстве  своем чаще возникают в консервативные периоды жизни общества, в обстановке социально-политической стагнации, окостенения, когда старый мир начинает гнить  и давать трещины, но еще не видны  реальные пути переустройства этого мира.

     Под космизмом понимается целый поток  русской культуры, включающий не только философов и ученых, но и поэтов, музыкантов, художников. В нем оказываются и Ломоносов, и Тютчев, и Вячеслав Иванов, и Скрябин, и Рерих... Связь человека и космоса была предметом изучения уже первых древнегреческих мудрецов. Так в космисты недолго записать, скажем, Гераклита с его вечноживущим космосом, который не создавали ни боги, ни люди и который живет сам по себе.

     Есть  некое космическое веяние и дыхание в произведениях того или иного творца - и этого оказывается достаточным, чтобы произвести его в космисты. Ощущение глубинной причастности сознательного существа космическому бытию, мысль о человеке как микрокосме, вместившем в себя все природные, космические стихии и энергии, проходят через мировую культуру, как восточную, так и западную. В древнейших религиозных и мифологических представлениях человек уже прозревал соотношения и взаимосвязи между своим существованием и бытием Вселенной и эту свою интуицию претворял в различные, преимущественно образные, формы. Космические символы и образы народного бытового искусства и поэзии, микро- и макрокосмические соответствия выражали эту объективную идею целостности мироздания, органичной включенности в него жизни и сознания. Но рядом всегда существовал и более активный подход, являлось стремление воздействовать на мир в желательном направлении. Преображающая человека и мир мечта стремилась к преодолению ограниченности человека в пространстве и времени, она воплощалась в сказочные, фольклорные образы господства над стихиями - воздушные полеты, метаморфозы вещества, живую и мертвую воду... С древности до конца XIX в. эта космическая тема развивалась только в мифе, фольклоре, поэзии, а также в некоторых философско-утопических, фантастических произведениях (к примеру, у Сирано де Бержерака, Жюля Верна).

     Именно  в России, ставшей родиной научного учения о биосфере и  переходе ее в ноосферу и открывшей реальный путь в космос, уже начиная  с середины прошлого столетия вызревает уникальное космическое  направление научно-философской мысли, широко развернувшееся в XX в. В  его ряду стоят такие философы и ученые, как В.И. Вернадский,К.Э. Циолковский, Н.Ф. Федоров, А.В. Сухово-Кобылин и др. В  философском наследии мыслителей русского религиозного возрождения -  В.С. Соловьева, П.А. Флоренского, С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева -  также выделяется линия, близкая пафосу идей русского космизма. Имеется  в виду то склонение в русской православной философии, которое Н.А.  Бердяев называл "космоцентрическим, узревающем божественные энергии в  тварном мире, обращенным к преображению мира" и "антропоцентрическим,  обращенным к активности человека в природе и обществе". Именно здесь  ставятся "проблемы о космосе и человеке", разрабатывается активная,  творческая эсхатология, смысл которой, по словам Бердяева, в том, что  "конец этого мира, конец истории зависит и от творческого акта  человека".

     Само  зарождение русского космизма обусловлено  в значительной степени своеобразной общественной и культурной обстановкой  в России XIX в. Развитие русского космизма обязано во многом непременному противопоставлению этого философского направления  самим основам западноевропейской науки и культуры. Это противостояние заключало в себе возможность  продуктивного диалога, способствовавшего  изменению русского космизма, его  прогрессивному воздействию на культуру научного исследования в XX в. Значительный интерес представляет нравственный, социально-философский смысл русского космизма. Он способен питать собой весьма широкий спектр воззрений - от крайне реакционных до либеральных, которые озабочены поиском творческого примирения основных ценностей традиционного общества и культуры динамичной цивилизации. 

 

     ГЛАВА 1

     1.1 Философия космизма: от древности до наших дней 

     Космизм (греч. kosmos — организованный мир) — философское мировоззрение, в основе которого располагается знание о Космосе и представление о человеке как "гражданине Мира" (киники, стоики, Кант, Мамардашвили), а также о микрокосмосе, подобном Макрокосмосу. В философии понятие космизма связано с учением древних греков о мире как структурно-организованном и упорядоченном целом. Пифагор предложил понимание космоса как Универсума; Гераклит разрабатывал учение о Космосе как "Мирострое". У Платона Космос — упорядоченная часть Вселенной, противоположная Хаосу. Гностицизм, возникший на основе иудо-христианской идеи грехопадения, описывал Космос как творение злого демиурга, природу как "ущербную", а задачу человека видел в высвобождении духа из материи. Геродот ввел понятие Космоса для обозначения государственного политического строя как системы, устроенной по космическим законам. В средневековье Коперник и Бруно дополняют теорию Космоса учением о множественности обитаемых миров. В религиозных системах космизм является неотъемлемой частью теологии. Для эзотерических учений (каббала, теософия) космизм связан с астрологическими знаниями о Вселенной и человеке, который телесно и духовно отражает в себе звездное небо. В науке учение о космизме основано на теориях о рождении и эволюции Вселенной: концепции Канта — Лапласа (18 в.) об образовании солнечной системы конденсацией пылеобразных масс; теории расширяющейся Вселенной А. Фридмана, разлетающихся галактик Э. Хаббла (20 в.), теории относительности А. Эйнштейна и др. Исторически научная мысль о Космосе связана с борьбой сторонников гелио- и геоцентрической систем. В настоящее время научные представления о Космосе опираются на теорию Большого взрыва.

     Состояние современного мира поставило перед  человечество целый комплекс философских  проблем: проблему субъекта и объекта  познания, аспекты философского понятия  времени, пространства, развития мира. Возникает необходимость общетеоретического, философского осмысления достижений и  перспектив деятельности человечества, которое в настоящее время  переживает этап перехода в иное состояние  как мышления, так и бытия. Двадцать первый век выносит на повестку дня  такие важные понятия как единство мира, познание и научно-технический  прогресс, расширение границ воздействия  человеческой цивилизации. Перед человечеством  стоят не только вопросы распространения, но и сохранения цивилизации. В период освоения космоса особое место в  философской проблематике занимает вопрос развития общества во времени (А.Е.Фурман, Ю.К.Мельвиль, И.С.Шкловский и др.)

     Ряд авторов придерживаются точки зрения, что любое общество во Вселенной, в том числе и человечество, погибнет. Другие полагают, что освоение космоса обеспечит безграничный прогресс во времени. Весьма интересно  рассматривать деятельность человечества под углом взаимодействия общества и природы. Создание общей теории взаимодействия общества и природы является одной из наиглавнейших задач современной философии. Разум, мышление, интеллект сами по себе являются философскими категориями. Цивилизация может преодолеть кризис только изменяя ситуацию внутри самой себя, должен сработать принцип диалектики познания.

     Понятие "космизм" включает в себя все  направления мировоззренческого порядка: это и восприятие, и размышление, и умение строить логические цепочки, и предвидение. Объектом исследования в моей работе станет категория космизма как проявление разумности, интеллектуального роста, проявление единства и универсальности общечеловеческого мышления и связь категории космизма с научными, историческими и поэтико-культурными достижениями. Мне хотелось бы отразить в работе , что хотя понятие космизм связывают, как правило, словосочетанием "русский космизм"(например, работа Гуренка "Русские космисты", ссылаясь на интереснейшие работы философов ( Федоров Е.С. ,Соловьев В.С. , Флоренский П.А. ,Бердяев Н.А. ,Гумилев Л.Н. ), тем не менее космизм можно считать категорией присущей разным народам, странам и временам. История вопроса позволит нам заглянуть в любые временные пласты, сделает исследование необычайно интересным.

     Особого внимания заслуживают глобальные концепции  древних.( Аристотель, Анаксимандр, Демокрит, философы-орфики, Птолемей, Пифагор  и др.)Ещё в процессе преобразования древнейшего мифологического сознания начали складываться элементы научно-философского понимания мира. Специфика этого  понимания заключается в том, что оно требует обоснования  и проверки, в то время как мифология  принимает их на веру. Конечно, данная черта философского мышления сформировалась не сразу, но всё же она присутствовала уже во всех древнейших философских  системах и программах миропонимания.

     Древние философы отвергали мифологическое решение реальных проблем жизни, создатели древней, прежде всего  античной, философии попытались предложить свои подходы к решению проблем  человечества, соответствовавшие их уровню знаний. В ходе обсуждения таких  проблем, к числу которых относится  и проблема единства мира, они выработали новые понятия.

     Можно найти созвучие древних философских  принципов с теми идеями, которые  выдвигались позитивистской философией девятнадцатого века.Но ученые древности  многие законы космоса выводили чисто  эмпирическим путем, только благодаря  наблюдениям и применяя философские  методы познания. Идея Космоса, как  единого замкнутого в себе целого, легла в основу научных моделей  Вселенной, первая из которых была создана  Евдоксом. Идеи космизма применялись в философско-научной школе Пифагора (ок.580-500 г.до н..э). Ученик Сократа Платон в своей идеалистической философии широко применял идею "духовных сущностей". По Платону, Вселенная - единая, вечная, живая и совершенная сфера, одаренная душой и движением (соч. "Республика").

     Совершенно  неожиданно прозвучали в Средневековой  Европе идеи Николая Коперника, Дж. Бруно, Сванте Аррениуса. Можно проследить как совершенствовались оценки сознательности человечества. Хорошо известны труды по космизму Циолковского К.Э., Вернадского В.И., Чижевского А.Л. Концепция движения по спирали заставляет нас сегодня по-иному взглянуть на основы мировоззрения ученых прошлого. Без космического, всевселенского, всеохватного мышления человечество не сможет преодолеть нынешнее кризисное состояние. Накопление знаний способствует переходу в новую систему. Срабатывает принцип философии о переходе количества в качество. Многие ученые современности (А.Эйнштейн, А.Д. Сахаров, Хопкинс и др.) рассматривают познание мира через призму космического восприятия Сейчас наряду с узкоспециализированными исследованиями всё больше говорят об интеграции, объединении отраслей науки. Проявляет себя принцип герметизма - "большое в малом, малое - в большом". Поэтому интересно отследить влияние различных культур друг на друга. Например, многие идеи восточной философии были легко восприняты в Европе. Очень ярко проявил себя принцип космизма в искусстве.

     Многие  композиторы, художники, поэты несли  своими произведениями идею единства мира. На мой взгляд, современная философия уделяет недостаточное внимание теме космизма С 80-х годов ХХ века практически не выходило фундаментальных исследований в по данному направлению. Хотя в отдельных работах философов можно заметить, что тема носит актуальный современный оттенок. 

Информация о работе Космическая утопия Циолковского