Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 18:05, реферат
Возникновение утопий относится к античным временам, когда появились буколические (пастушеские, деревенские) жанры идиллии, изображавшие мирную, гармоничную жизнь селян в единении с природой. Но сам термин "утопия" появился лишь в эпоху Возрождения. Знаменитый английский политический деятель и мыслитель Томас Мор написал роман "Золотая книга, как приятная, так и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия" (1516), труд об идеальном государстве (слово "утопия" по-гречески означает "место, которого нет"). После этого утопиями стали называть учения и книги, авторы которых создавали картину будущего; разумеется, не на основе изучения объективных закономерностей общественного развития, а по принципу долженствования: так должно быть по замыслу автора. Иными словами, утопия - желаемое устройство общества или личности в свете представлений об идеалах. Именно поэтому утопия всегда связана с определенными верованиями в истинность и осуществимость идеалов, а всякое верование, основанное на идеалах, может быть истолковано как религиозное. Значит, каждая утопия в какой-то степени религиозна.
Введение 3
ГЛАВА 1
1.1 Философия космизма: от древности до наших дней 6
1.2 Русский космизм 9
ГЛАВА 2
2.1 Космическая философия Циолковского 10
2.2 Антропокосмизм Циолковского 18
Заключение 21
Приложение
Биография Циолковского 22
Список литературы 25
Достаточно
взять для примера работу Циолковского
“Будущее Земли и человечества”.
В ней он ярко воображает наглядные
картины самого процесса будущего преобразования
планеты. Тут мы найдем немало активно
осуществляющихся федоровских проектов:
и метеорическую регуляцию, и
широкое использование
Только тогда оно сможет стать абсолютным хозяином почвы, океана. воздуха и самого себя. В своей работе Циолковский разворачивает широкий фронт многомиллионных трудовых армий, основной массированный удар которых направляется на экваториальную область для ее хозяйственного освоения. Он входит во все детали борьбы с экваториальными стихиями, вплоть до постепенно передвигающейся тонкосетчатой ограды, в пространстве которой истребляется дикая тропическая фауна и флора и культивируется полезная человеку.
В
“Философии общего дела” мы не найдем
такой научно-фантастической увлеченности,
гипнотизирующей своим
Циолковский признает существующей и действующей во Вселенной одну субстанцию и одну силу - материю в ее бесконечном превращении. Материи свойственно усложняться в своем развитии. В отличие от Федорова, Циолковский признает широчайшее распространение жизни в космосе, в разных формах (до крайне невероятных) и на различных ступенях ее развития, вплоть до самых совершенных, высокосознательных и бессмертных ее представителей. У него сознательная жизнь буквально кишит во Вселенной. Не говоря уже о бесчисленных планетах, разумные существа живут в эфире, окружают солнца, звезды. Жизнь для Циолковского возникает и продолжается в любых условиях. Сознательная жизнь не имеет никаких пределов и развивается даже без всяких условий: без атмосферного давления, без кислорода, без пищи, довольствуясь только солнечными лучами.
У
Циоковского Вселенной
Для Циолковского человек - один из немногих далеко отставших меньших братьев тех высокоорганизованных сознательных существ, которые преобладают в космосе.
Напрашивается сравнение. Для Федорова человеческая личность - высшая ценность и, следовательно, такая же ценность - ее бесконечная жизнь, причем развитое нравственное чувство личности требует спасения всех погибших, возвращения всех утраченных. Для Циолковского иначе: смерти, главного врага федоровского человека, не существует. По-настоящему существуют только атомы-граждане, что составляют мозг совершеннейших существ во Вселенной.
Но Федоров и Циолковский схожи в одном, в необходимости и возможности выхода человека в космос и космическом расселении человечества. Замечательно точны слова Циолковского: “Сначала неизбежно идут: мысль, фантазия, сказка. За ними шествует научный расчет, и уже в конце концов исполнение венчает мысль”. Сам он решительно приступает ко второму этапу этой последовательности, выводит ставшую теперь знаменитой формулу конечной скорости движения ракеты, посвящает свое научное творчество техническому обоснованию ракеты как пока единственного целесообразного снаряда для космических путешествий. Свою веру в реальность полетов за пределы земной атмосферы Циолковский основывал на расчетах для условий жизни в невесомости, что ныне является обычной практикой космонавтики. Циолковский также писал о будущем человеке, "животном космоса", прямо ассимилирующем в своем питании солнечные лучи и элементарные вещества среды и могущем быть бессмертным.
В
заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть
общие родовые черты
У
религиозных космистов высшая цель
движения носит название Царствия Божьего,
Царствия небесного. Утверждается и
несовершенство, "промежуточность"
нынешней, еще кризисной, требующей
дальнейшего роста природы
Самой науке, точнее, грандиозному синтезу наук, объединенных во всеобщую космическую науку о жизни, дается новое направление развития. Ведь пока наука, основная созидательная сила современного мира, работает с равным циничным успехом и на разрушение. За это во многом ответствен тот фундаментальный выбор, который господствует в современном мире с его фактическим обожествлением нынешней природной данности человека, его естественных границ, выбор, не дерзающий их раздвигать, т.е. идеал человека, пробующего и утверждающего себя во все измерения и концы своей природы, в том числе темные и "демонические", признающиеся одинаково правомочными, идеал, отказывающийся от императива эволюционного восхождения.
Ноосферный, космический идеал должен быть раскрыт в такой конкретности, чтобы он мог увлечь действительно всех. Высшим благом нельзя признать просто исследование и бесконечное познание неизвестно для чего и лишь для созидания временного, материального комфорта живущим. Высшим благом может быть только жизнь, причем жизнь в ее духовном цвете, жизнь личностная, сохранение, продление, развитие ее.
Сила космистов в том, что обосновали и нравственную и объективную необходимость активной эволюции, ноосферы. Ноосферное направление избрано самой эволюцией, глубинным законом развития мира, выдвинувшим разум как свое орудие. Научными фактами, эмпирическими обобщениями Вернадский доказывает нам: работать против эволюции, против нового и объективно-неизбежного, сознательного, разумного ее этапа, преобразующего мир и природу самого человека, неразумно и бесполезно.
Течение
русского космизма имеет значение общечеловеческое,
оно дает глубокую теорию, поразительные
предвосхищения, глядящие не только в
современные, но и в значительно
более далекие времена. В наши
дни, озабоченные поисками принципиально
нового типа мышления, которое могло
бы открыть горизонты
Приложение
Константин Эдуардович Цилковский родился в 1857 году в русском селе Ижевское Рязанской губернии, в семье польского дворянина, служившего по ведомству государственных имуществ. В 1860 году семья Циолковских переехала в Рязань. В возрасте 9 лет Константин Циолковский заболел скарлатиной. В результате осложнения после болезни он частично потерял слух. Это событие оказало огромное влияние на его дальнейшую жизнь.
В
1868 году семья Циолковских переезжает
в Вятку. В 12 лет Константин поступает
в гимназию, но учеба ему не дается,
в том числе и из-за плохого
слуха. Ко всему этому в 1870 году умирает
мать Циолковского, что еще больше
замыкает мальчика в самом себе.
И спустя 3 года после поступления
его отчисляют из гимназии за неуспеваемость
и плохое поведение. Он начинает заниматься
образованием самостоятельно. Единственными
друзьями мальчика становятся книги. В
отличие от гимназических учителей
книги щедро оделяют его
И вот уже через два года в 1873 году для отца становятся очевидными способности сына, и он решает послать мальчика в Москву для продолжения образования. В Москве в течение 3 лет он самостоятельно и с успехом изучает химию, физику, астрономию, высшую математику, аналитическую геометрию.
В 1876 году Циолковский в возрасте 19 лет возвращается в Вятку, с большим багажом знаний и технических идей. Именно с этого момента можно отсчитывать начало увлечения Циолковского аэродинамикой.
В 1878 году семья Циолковских возвращается в Рязань.
В
1879 году Константин Циолковский построил
первую в мире центробежную машину
(предшественницу современных
В 1880 году Константин Циолковский сдает экзамены на звание учителя уездной школы и переезжает в Боровск по назначению от Министерства просвещения на свою первую государственную должность. В том же году Циолковский женится на Варваре Евграфовне Соколовой. Молодая чета начинает жить отдельно, и молодой ученый продолжает физические опыты и техническое творчество. В доме у Циолковского сверкают электрические молнии, гремят громы, звенят колокольчики, пляшут бумажные куколки.
В
это же время Циолковский
Циолковский все больше приобщается к науке и технике, окончательно выбрав для себя аэродинамику, как дело всей жизни. С практической точки зрения аэродинамику он начинает с попыток создания цельнометаллического аэростата. Но ему не удается довести дело до реализации проекта.
В 1891 году в трудах Общества любителей естествознания публикуется статья Циолковского "Давление жидкости на равномерно движущуюся в ней плоскость".
В 1892 году семья Циолковских переезжает в Калугу в связи с переназначением Константина Эдуардовича по службе.
В это время Циолковский начинает писать статьи и просто мысли и рассказы. Публикуется его фантастическая повесть "На Луне". В 1894 году в журнале "Наука и жизнь" публикуется работа "Аэроплан или птицеподобная (авиационная) летательная машина".
В
1897 году Циолковский строит аэродинамическую
трубу. Эта труба стала второй
в России (первую построил в 1871 году
в Петербурге инженер Пашкевич для
исследования вопросов баллистики). Циолковский
же стал первым в вопросах поиска закономерностей
полета с малыми скоростями. Он стал
одним из основателей новой науки
- экспериментальной
10
мая 1897 года Циолковский вывел
формулу, установившую
В
1900 году Академия наук приняла решение
помочь Циолковскому в проведении опытов
по аэродинамике. Циолковский на основе
опытов выводит формулу, связывающую
потребную мощность двигателя с
аэродинамическим коэффициентом сопротивления
и коэффициентом подъемной