Космическая утопия Циолковского

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 18:05, реферат

Краткое описание

Возникновение утопий относится к античным временам, когда появились буколические (пастушеские, деревенские) жанры идиллии, изображавшие мирную, гармоничную жизнь селян в единении с природой. Но сам термин "утопия" появился лишь в эпоху Возрождения. Знаменитый английский политический деятель и мыслитель Томас Мор написал роман "Золотая книга, как приятная, так и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия" (1516), труд об идеальном государстве (слово "утопия" по-гречески означает "место, которого нет"). После этого утопиями стали называть учения и книги, авторы которых создавали картину будущего; разумеется, не на основе изучения объективных закономерностей общественного развития, а по принципу долженствования: так должно быть по замыслу автора. Иными словами, утопия - желаемое устройство общества или личности в свете представлений об идеалах. Именно поэтому утопия всегда связана с определенными верованиями в истинность и осуществимость идеалов, а всякое верование, основанное на идеалах, может быть истолковано как религиозное. Значит, каждая утопия в какой-то степени религиозна.

Оглавление

Введение 3
ГЛАВА 1
1.1 Философия космизма: от древности до наших дней 6
1.2 Русский космизм 9
ГЛАВА 2
2.1 Космическая философия Циолковского 10
2.2 Антропокосмизм Циолковского 18
Заключение 21
Приложение
Биография Циолковского 22
Список литературы 25

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 115.00 Кб (Скачать)

     Достаточно  взять для примера работу Циолковского “Будущее Земли и человечества”. В ней он ярко воображает наглядные  картины самого процесса будущего преобразования планеты. Тут мы найдем немало активно  осуществляющихся федоровских проектов: и метеорическую регуляцию, и  широкое использование солнечной  энергии, и усовершенствование растительных форм. “Солнечная энергия теряется очень незначительно, проходя через  тонкий прозрачный покров оранжерей. Мы избавлены от ветров, непогод, туманов, смерчей и их разрушительного действия. Мы не имеем вредителей для растений и человека. Растения утилизуют более 50% солнечной энергии, так как разумно подобраны и имеют самые лучшие условия для своего существования”. Причем Циолковский считает, что для выполнения всех своих грандиозных будущих задач человечество должно умножиться в тысячу и более раз.

     Только  тогда оно сможет стать абсолютным хозяином почвы, океана. воздуха и  самого себя. В своей работе Циолковский  разворачивает широкий фронт  многомиллионных трудовых армий, основной массированный удар которых направляется на экваториальную область для ее хозяйственного освоения. Он входит во все детали борьбы с экваториальными  стихиями, вплоть до постепенно передвигающейся  тонкосетчатой ограды, в пространстве которой истребляется дикая тропическая  фауна и флора и культивируется полезная человеку.

     В “Философии общего дела” мы не найдем такой научно-фантастической увлеченности, гипнотизирующей своим единственно  возможным воплощением грядущего. Федоров вырабатывает лишь основную схему, план “общего дела”, ставит в общей принципиальной форме  главную задачу человечеству. И в  этом смысле он более философ, чем  Циолковский, для которого характерна особая художественно-образная детализация  предвосхищающей мечты.

     Циолковский признает существующей и действующей  во Вселенной одну субстанцию и одну силу - материю в ее бесконечном  превращении. Материи свойственно  усложняться в своем развитии. В отличие от Федорова, Циолковский  признает широчайшее распространение  жизни в космосе, в разных формах (до крайне невероятных) и на различных ступенях ее развития, вплоть до самых совершенных, высокосознательных и бессмертных ее представителей. У него сознательная жизнь буквально кишит во Вселенной. Не говоря уже о бесчисленных планетах, разумные существа живут в эфире, окружают солнца, звезды. Жизнь для Циолковского возникает и продолжается в любых условиях. Сознательная жизнь не имеет никаких пределов и развивается даже без всяких условий: без атмосферного давления, без кислорода, без пищи, довольствуясь только солнечными лучами.

     У Циоковского Вселенной свойственна  такая организация, при которой  она под руководством совершеннейших, подобных богам существ объединяет между собой ближайшие группы солнц, млечные пути, эфирные острова.

     Для Циолковского человек - один из немногих далеко отставших меньших братьев  тех высокоорганизованных сознательных существ, которые преобладают в  космосе.

     Напрашивается сравнение. Для Федорова человеческая личность - высшая ценность и, следовательно, такая же ценность - ее бесконечная  жизнь, причем развитое нравственное чувство  личности требует спасения всех погибших, возвращения всех утраченных. Для  Циолковского иначе: смерти, главного врага федоровского человека, не существует. По-настоящему существуют только атомы-граждане, что составляют мозг совершеннейших существ во Вселенной.

     Но  Федоров и Циолковский схожи  в одном, в необходимости и  возможности выхода человека в космос и космическом расселении человечества. Замечательно точны слова Циолковского: “Сначала неизбежно идут: мысль, фантазия, сказка. За ними шествует научный расчет, и уже в конце концов исполнение венчает мысль”. Сам он решительно приступает ко второму этапу этой последовательности, выводит ставшую теперь знаменитой формулу конечной скорости движения ракеты, посвящает свое научное творчество техническому обоснованию ракеты как пока единственного целесообразного снаряда для космических путешествий. Свою веру в реальность полетов за пределы земной атмосферы Циолковский основывал на расчетах для условий жизни в невесомости, что ныне является обычной практикой космонавтики. Циолковский также писал о будущем человеке, "животном космоса", прямо ассимилирующем в своем питании солнечные лучи и элементарные вещества среды и могущем быть бессмертным.

 

     Заключение

 

     В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть  общие родовые черты космического, активно-эволюционного направления философского и научного поиска, осуществленного в России за последнее столетие. Прежде всего это понимание восходящего характера эволюции, роста в ней разума и признание необходимости нового, сознательно-активного ее этапа, получающего различные названия - от "регуляции природы" до ноосферы.

     У религиозных космистов высшая цель движения носит название Царствия Божьего, Царствия небесного. Утверждается и  несовершенство, "промежуточность" нынешней, еще кризисной, требующей  дальнейшего роста природы человека, но вместе - и высокое его достоинство, преобразовательная роль в мироздании. И в религиозной ветви русского космизма, в центральной его теме богочеловечества, торжествует идея творческого призвания человека. Возникает новый взгляд на человека как не только на исторического социального деятеля, биологический или экзистенциальный субъект, но и на существо эволюционирующее, творчески самопревосходящее, космическое.

     Самой науке, точнее, грандиозному синтезу  наук, объединенных во всеобщую космическую  науку о жизни, дается новое направление  развития. Ведь пока наука, основная созидательная  сила современного мира, работает с равным циничным успехом и на разрушение. За это во многом ответствен тот фундаментальный выбор, который господствует в современном мире с его фактическим обожествлением нынешней природной данности человека, его естественных границ, выбор, не дерзающий их раздвигать, т.е. идеал человека, пробующего и утверждающего себя во все измерения и концы своей природы, в том числе темные и "демонические", признающиеся одинаково правомочными, идеал, отказывающийся от императива эволюционного восхождения.

     Ноосферный, космический идеал должен быть раскрыт  в такой конкретности, чтобы он мог увлечь действительно всех. Высшим благом нельзя признать просто исследование и бесконечное познание неизвестно для чего и лишь для созидания  временного, материального комфорта живущим. Высшим благом может быть только жизнь, причем жизнь в ее духовном цвете, жизнь личностная, сохранение, продление, развитие ее.

     Сила  космистов в том, что обосновали и нравственную и объективную  необходимость активной эволюции, ноосферы. Ноосферное направление избрано самой эволюцией, глубинным законом развития мира, выдвинувшим разум как свое орудие. Научными фактами, эмпирическими обобщениями Вернадский доказывает нам: работать против эволюции, против нового и объективно-неизбежного, сознательного, разумного ее этапа, преобразующего мир и природу самого человека, неразумно и бесполезно.

     Течение русского космизма имеет значение общечеловеческое, оно дает глубокую теорию, поразительные  предвосхищения, глядящие не только в  современные, но и в значительно  более далекие времена. В наши дни, озабоченные поисками принципиально  нового типа мышления, которое могло  бы открыть горизонты коллективной, планетарной надежде, наследие русских  космистов приобретает особую притягательную силу. 

     Приложение

     Биография Циолковского

     

     Константин  Эдуардович Цилковский родился в 1857 году в русском селе Ижевское Рязанской губернии, в семье польского дворянина, служившего по ведомству государственных имуществ. В 1860 году семья Циолковских переехала в Рязань. В возрасте 9 лет Константин Циолковский заболел скарлатиной. В результате осложнения после болезни он частично потерял слух. Это событие оказало огромное влияние на его дальнейшую жизнь.

     В 1868 году семья Циолковских переезжает в Вятку. В 12 лет Константин поступает  в гимназию, но учеба ему не дается, в том числе и из-за плохого  слуха. Ко всему этому в 1870 году умирает  мать Циолковского, что еще больше замыкает мальчика в самом себе. И спустя 3 года после поступления  его отчисляют из гимназии за неуспеваемость и плохое поведение. Он начинает заниматься образованием самостоятельно. Единственными  друзьями мальчика становятся книги. В  отличие от гимназических учителей книги щедро оделяют его знаниями и никогда не делают ни малейших упреков. В это же время Константин Циолковский приобщается к техническому и научному творчеству.

     И вот уже через два года в 1873 году для отца становятся очевидными способности сына, и он решает послать  мальчика в Москву для продолжения  образования. В Москве в течение 3 лет он самостоятельно и с успехом  изучает химию, физику, астрономию, высшую математику, аналитическую геометрию.

     В 1876 году Циолковский в возрасте 19 лет возвращается в Вятку, с большим  багажом знаний и технических  идей. Именно с этого момента можно  отсчитывать начало увлечения Циолковского аэродинамикой.

     В 1878 году семья Циолковских возвращается в Рязань.

     В 1879 году Константин Циолковский построил первую в мире центробежную машину (предшественницу современных центрифуг) и провел на ней опыты с разными  животными. Вес рыжего таракана был  увеличен в 300 раз, а вес цыпленка - в 10, без малейшего для них  вреда.

     В 1880 году Константин Циолковский сдает  экзамены на звание учителя уездной  школы и переезжает в Боровск  по назначению от Министерства просвещения  на свою первую государственную должность. В том же году Циолковский женится  на Варваре Евграфовне Соколовой. Молодая  чета начинает жить отдельно, и молодой  ученый продолжает физические опыты  и техническое творчество. В доме у Циолковского сверкают электрические  молнии, гремят громы, звенят колокольчики, пляшут бумажные куколки.

     В это же время Циолковский самостоятельно разрабатывает кинетическую теорию газов и отправляет рукопись в  Русское физико-химическое общество в Петербург, незадолго до этого  основанное Менделеевым. И вскоре он получает ответ от Менделеева: кинетическая теория газов уже открыта... 25 лет  назад. Но даже эта, казалось бы, неудача  принесла Циолковскому известность  в мире науки. В Русском физико-химическом обществе поверили в самостоятельность  разработок Циолковского и пригласили его войти в состав этого общества.

     Циолковский все больше приобщается к науке  и технике, окончательно выбрав для  себя аэродинамику, как дело всей жизни. С практической точки зрения аэродинамику он начинает с попыток создания цельнометаллического аэростата. Но ему не удается довести  дело до реализации проекта.

     В 1891 году в трудах Общества любителей  естествознания публикуется статья Циолковского "Давление жидкости на равномерно движущуюся в ней плоскость".

     В 1892 году семья Циолковских переезжает в Калугу в связи с переназначением  Константина Эдуардовича по службе.

     В это время Циолковский начинает писать статьи и просто мысли и  рассказы. Публикуется его фантастическая повесть "На Луне". В 1894 году в журнале "Наука и жизнь" публикуется  работа "Аэроплан или птицеподобная (авиационная) летательная машина".

     В 1897 году Циолковский строит аэродинамическую трубу. Эта труба стала второй в России (первую построил в 1871 году в Петербурге инженер Пашкевич для  исследования вопросов баллистики). Циолковский  же стал первым в вопросах поиска закономерностей  полета с малыми скоростями. Он стал одним из основателей новой науки - экспериментальной аэродинамики.

     10 мая 1897 года Циолковский вывел  формулу, установившую зависимость  между скоростью ракеты в любой  момент, скоростью истечения газов  из сопла, массой ракеты и  массой взрывных веществ. Закончив  математические записи, Циолковский  машинально поставил дату: 10 мая  1897 года. Разумеется, он ни на секунду  не подозревал, сколько радости  доставит впоследствии историкам  находка пожелтевших и измятых  листков. Ведь написав дату  вычислений, Циолковский, сам того  не ведая, закрепил свое первенство  в вопросах научного освоения  космоса. 

     В 1900 году Академия наук приняла решение  помочь Циолковскому в проведении опытов по аэродинамике. Циолковский на основе опытов выводит формулу, связывающую  потребную мощность двигателя с  аэродинамическим коэффициентом сопротивления  и коэффициентом подъемной силы. Эти труды легли в основу его  работы "Исследование мировых пространств  реактивными приборами", первая часть  которой была опубликована в 1903 году в "Научном обозрении". В этом пионерском труде Циолковский полностью доказал невозможность выхода в космос на аэростате или с помощью артиллерийского орудия, вывел зависимость между весом топлива и весом конструкций ракеты для преодоления силы земного тяготения, высказал идею бортовой системы ориентации по Солнцу или другим небесным светилам, проанализировал поведение ракеты вне атмосферы, в среде, свободной от тяготения. Правда, результат первой публикации оказался совсем не тот, какого ожидал Циолковский. Ни соотечественники, ни зарубежные ученые не оценили эти исследования.

Информация о работе Космическая утопия Циолковского