Космическая утопия Циолковского

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 18:05, реферат

Краткое описание

Возникновение утопий относится к античным временам, когда появились буколические (пастушеские, деревенские) жанры идиллии, изображавшие мирную, гармоничную жизнь селян в единении с природой. Но сам термин "утопия" появился лишь в эпоху Возрождения. Знаменитый английский политический деятель и мыслитель Томас Мор написал роман "Золотая книга, как приятная, так и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия" (1516), труд об идеальном государстве (слово "утопия" по-гречески означает "место, которого нет"). После этого утопиями стали называть учения и книги, авторы которых создавали картину будущего; разумеется, не на основе изучения объективных закономерностей общественного развития, а по принципу долженствования: так должно быть по замыслу автора. Иными словами, утопия - желаемое устройство общества или личности в свете представлений об идеалах. Именно поэтому утопия всегда связана с определенными верованиями в истинность и осуществимость идеалов, а всякое верование, основанное на идеалах, может быть истолковано как религиозное. Значит, каждая утопия в какой-то степени религиозна.

Оглавление

Введение 3
ГЛАВА 1
1.1 Философия космизма: от древности до наших дней 6
1.2 Русский космизм 9
ГЛАВА 2
2.1 Космическая философия Циолковского 10
2.2 Антропокосмизм Циолковского 18
Заключение 21
Приложение
Биография Циолковского 22
Список литературы 25

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 115.00 Кб (Скачать)

     1.2 Русский космизм

 

     Философия русского космизма — явилась откликом на духовно-интеллектуальную атмосферу кризиса цивилизации, ставшего трагически очевидным на рубеже XIX и XX веков. Философия космизма — это попытка дать ответ на глобальные проблемы (прежде всего, проблемы внутренние), с которыми столкнулась человеческая цивилизация.

     Путь  человека мыслился космистами как путь к просветлению и самообновлению людей, становлению мира между народами, сплочению всех землян в единую братскую семью. Овладение космосом не рассматривалось в русском космизме как самоцель и тем более как средство само возвеличивания человеческой гордости. Его целью является торжество жизни и человечности. При всем разнообразии подходов к рассмотрению и разрешению проблем в идейно-философской подсистеме космизма, содержатся универсальные компоненты.

     Анализ  философско-мировоззренческой проблематики русского космизма позволяет выделить его следующие родовые особенности.

     Русский космизм осознал и убедительно  доказал неразрывную связь человека и космоса, общества и окружающей природной среды. Природа и человек  в русском космизме — равновеликие ценности.

     Человек способен, преодолев пространство и время земной ограниченности, достигнуть истинного бессмертия. Идея и принцип воскрешения  в широком смысле означает и способность природы к самовосстановлению  и раскрытие и использование жизнетворчества человека.

     Природно-исторический процесс объективно служит делу объединения разрозненного человечества, превращая народы в единую семью, а человека — в гражданина мира. Однако это должно происходить на основе сохранения индивидуальности и уникальности культуры и, следовательно, социальной специфики различных народов.

     Философия русского космизма провозглашает новую  этику, основывающуюся на "Воле Вселенной", на мировосприятии живого, а не умирающего (знающего о своей неминуемой гибели) человечества. Это — глобальная этика, основанная на человеческой и сверхчеловеческой любви. Философия русского космизма актуализирует потребность в новом глобальном сознании, новом типе мышления, характеризующемся открытостью  осознанием сущностно-смысловых компонентов мира, чуткостью к противоречиям и т.д. Необходимо целостное восприятие мира, складывающееся вне зависимости от полноты знания его объективных связей и взаимодействий. Для полного описания мира нужно использовать бесконечное число связей. Не зная их объективно, человек может знать их целостно.

 

     ГЛАВА 2

     2.1 Космическая философия Циолковского

 

     Мыслителей, которые рассуждают о вселенской, космической сути бытия человека обычно называют космистами. Одним  из первых космистов был Платон, космистами были  Н. Кузанский, Дж. Бруно, И. Ньютон, и многие другие. Среди  них были учение, философы, инженеры, писатели, художники. Во второй половине XIX, начале XX века это направление научно-философской мысли с особой полнотой и силой проявилось в России. Среди русских космистов также были люди разные по своим филосовским взглядам и мировоззрению: Ф.М. Достоевский, Н. Ф. Федоров, П.А. Кропоткин, Е.П. Блаватская, В. С. Соловьев, Н.И. Вернадский, А. Л. Чижевский, К.Э. Циолковский.

     Циолковский безусловно очень известен у нас  в стране и за рубежом, но известен, главным образом, как исследователь  и изобретатель в области реактивного  движения. Гораздо менее он известен своими философскими концепциями, своей  “космической философией”, которые, пожалуй, и составляют главную часть его  научного наследия.

     Действительно, одним из главных достижений Циолковского считается то, что именно он предложил  и научно обосновал возможность  использования ракеты для полета в космос в своей знаменитой работе “Исследование мировых пространств  реактивными приборами”. Работа эта  была частично опубликована в 1903 г. Однако подобные идеи приходили в голову не только Циолковскому - примерно тогда  же этим начали заниматься ученые и  в других странах, например Р. Годдар в США и Г.Оберт в Германии, стали выходить их работы, написанные независимо от Циолковского (хотя его  приоритет очевиден). Циолковскому принадлежит также множество  технических идей и изобретений (многоступенчатые ракеты, металлический  дирижабль, поезд на воздушной подушке  и др.), однако это не главное. Сам  Константин Эдуардович писал по поводу ракет так: ”Ракета для меня только способ, только метод проникновения  в глубину Космоса, но отнюдь не самоцель... Будет иной способ передвижения в  Космосе, приму и его ”.

     Центральной, главной идеей Циолковского является то, что будущее человеческой цивилизации  неизбежно связано с выходом  в космос, более того, с расселением  в нем: “Человечество...сначала робко  выглянет за пределы земной атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство”.

     Нам, с детства читавшим фантастику, живущим  тогда когда “космические корабли  бороздят просторы Вселенной” наверное трудно представить, сколь новыми, необычными, неожиданными были эти идеи сто лет  назад, хотя выглядят они довольно логичным продолжением человеческой истории. Циолковский  был поистине уникальным человеком - глуховатый учитель физики и арифметики в провинциальной Калуге, всю жизнь  ставивший какие то опыты, писавший статьи, делавший расчеты, сумевший подняться  не только над мелочами обывательской  жизни, но сумевший превзойти по широте и “дальности прицела” мышления даже величайших ученых своего времени, попытавшийся охватить мыслью всю Вселенную, сделавший бескрайние просторы Космоса полем человеческой деятельности.

     Циолковский был ученый-естественник и материалист  до мозга костей. Он пишет, что “всякой неопределенности и философии я избегал”, хотя и очень уважал русскую классическую литературу. “Основанием моей естественной философии было полное отвлечение от рутины в познание Вселенной, какое дает современная наука. Наука будущего, конечно, опередит науку настоящего, но пока и современная наука - наиболее почтенный и даже единственный источник философии. Наука, наблюдение, опыт и математика были основой моей философии”.

     Центром своей “космической философии“ Циолковский  делает этическую доктрину счастья. “Нет ничего важнее, как наше счастье  и счастье всего живого в настоящем  и будущем”. По его мнению, бесконечный  и счастливый прогресс человечества возможен только при условии выхода в космическое пространство и  дальнейшего расселения по просторам  Вселенной. “Когда человечество найдет возможность... жить в среде без  тяжести, в безграничном эфире, окружающем наше Солнце... тогда можно будет  ожидать беспредельного размножения... и высокого совершенствования человека”.

     Взгляд  ученого на человечество таков - он рассматривает нашу цивилизацию  как единый организм, как некое  единое целостное образование. В  этом качестве человечество проходит в своем развитии несколько стадий. Сначала эмбриональная стадия - возникновение, жизнь и развитие человечества на Земле. “Земля - колыбель человечества, но нельзя вечно жить в колыбели”. Следуя этой логике, нужно признать, что человечество должно выйти из пеленок то есть за пределы Земли. Выход в околоземный космос - это вторая фаза эволюции человечества.

     По  мнению Циолковского, это также неизбежно, как превращение куколки в  бабочку. На этой ступени эволюции человечество должно распространится на все околосолнечное пространство. На этом этапе, используя  ресурсы планет и солнечную энергию  возводятся космические поселения - герметичные оранжереи в космическом  вакууме. Возведение космических поселений  и райская жизнь в них красочно описаны им в фантастической повести  “Вне Земли”.

     За  второй должна последовать третья стадия - расселение людей по всей Галактике. Причем выход в космос - в принципиально  иную для существования человека среду неизбежно наложит отпечаток  на его физический и нравственный облик. Они станут совсем другими. Живя в космосе, люди на первых порах будут  пользоваться еще привычными земными  средствами защиты от враждебной, агрессивной среды, прячась в искусственно созданных в вакууме “эфирных городах”. Однако со временем, повинуясь эволюции, люди станут истинно “космическими животными” - то есть обретут способность жить непосредственно в пустоте без специальных защитных средств (скафандров, кабин, капсул).

     Таких существ Циолковский описал в  фантастической повести “Грезы о  Земле и небе” (1895г.) и в работе “Будущее земли и человечества” (1928г.). Он представлял их в виде почти бесплотных существ с легкими прозрачными крылышками для улавливания Солнечной энергии. Существа эти функционируют по замкнутому циклу - в крылышках происходит процесс фотосинтеза, в результате которого выделяется кислород, используемый здесь же для дыхания. Существа свободного космоса, нарисованные фантазией Циолковсого, не нуждаются ни в пище, ни в жилье, летая свободно и существуя безбедно. Это настоящие жители вселенной.

     Такие необычные и несколько даже шокирующие мысли можно назвать бесплодной фантазией, однако с общебиологической  и эволюционной точек зрения это  вполне логично. Это своего рода модель возможной эволюции человека и человечества. Можно рассмотреть следующую  логическую цепочку. Жизнь зародилась в гидросфере (водной среде), затем  постепенно перешла из водной среды  в воздушную. Возникли наземные животные и человек. Теперь человек из воздушной  среды переходит в космическую. Вполне возможно, что далекие потомки  современных людей приспособятся  к жизни в вакууме и станут теми самыми “эфирными” существами с  замкнутым автотрофным циклом обменных процессов. Этим ли путем пойдет эволюция, или другим, сказать сейчас сложно. Ясно одно: “живые существа космоса” (если такие когда-нибудь возникнут ), стоящие на много более высокой  ступени эволюции, чем мы, будут  еще меньше похожи на нас, чем мы на наших водных предков.

     Циолковский считал, что жизнь и разум являются непременными атрибутами Вселенной. Сомнений в том, что существует внеземная  жизнь, более того, внеземные цивилизации, у него не было. “В известной вселенной  можно насчитать миллионы миллиардов солнц . Стало быть, мы имеем столько  же планет, сходных с Землей. Невероятно отрицать на них жизнь”. Он писал, что  возможно существуют цивилизации, обладающие “таким могуществом, которое мы себе не можем вообразить”. Существа этих цивилизаций могут путешествовать между звездами, расселяются на другие планеты. “Вселенная битком набита совершенными существами”.

     Современная наука уже не разделяет оптимизм ученого в вопросе наличия  внеземных цивилизаций, и в этой связи интересны мысли Циолковского о контакте, высказанные им в статье “Планеты заселены живыми существами” (1933г.). Он отвечает на некоторые вопросы скептиков по поводу того, что никаких признаков существования внеземных цивилизаций мы не наблюдаем. Почему они не посещают землю? Ответ: возможно просто не настало еще время. Почему никак не дают нам знать о своем существовании? Ответ: возможно мы просто еще не можем воспринять эти знаки. Далее ученый говорит, что “нашим небесным соседям” известно, что со временем люди разовьются настолько, что сами узнают об этом. Кроме того, зачем вообще сейчас большинству человечества “ввиду низкой степени его развития” это знание, не принесет ли оно вреда? “Не возникнут ли вследствие этого погромы и варфоломеевские ночи”.

     Человечество  просто стоит на слишком низкой ступени  развития для контакта. Мы по отношению  к гипотетическим могущественным инопланетным цивилизациям стоим на той же ступени  развития, что и, например, животные по отношению к людям. “Можем ли мы завести разумные сношения с собаками или обезьянами?”. Так и высшие существа просто бессильны вступить с нами в контакт. Должно прийти время, когда степень развития человечества окажется достаточной для этого. “Мы - братья - убиваем друг друга, затеваем войны, жестоко обращаемся с животными. Как же мы отнесемся к совершенно чуждым нам существам? Не сочтем ли их за соперников по обладанию Землей и не погубим ли самих себя в неравной борьбе. Они этой борьбы и гибели желать не могут.”

     На  заре космической эры - в 50-ых, 60-ых гг. казалось, что “гениальные пророчества” калужского мыслителя сбываются  с поразительной точностью. Сейчас оптимизм первых космических запусков окончательно выветрился, стало ясно, что на Марсе человек в ближайшее  время не высадится, хотя технически это возможно но, увы, не понятно, зачем  нужно. Как метко сказал один умный  человек: “мы живем в то время, когда люди уже перестали летать на Луну”. В космосе, как и везде, нас интересует теперь только экономическая выгода. Тем не менее я считаю, что человечеству волей-неволей придется и дальше осваивать космос, и погонит нас туда та же экономическая выгода, стремление решить земные проблемы, просто то, что на Земле, “в колыбели” нам станет тесно, потому что “мы живем более жизнью космоса чем жизнью Земли, так как космос бесконечно значительнее Земли по своему объему, массе и времени...”.

     Космическая философия К.Э.Циолковского ощутимо  повлияла на современную цивилизацию  посредством космонавтики, которая  стала одним из основных направлений  НТР (Научно-техническая революция). Немаловажно и то, что она относится к числу немногих в русском космизме образцов целостной философско-мировоззренческой системы.

     Взгляды Циолковского о сущности философии  навеяны эпохой Просвещения. Он считал, что философия - "вершина научного знания, его венец, обобщение, наука  наук". Все предшествующие философские  системы казались Циолковскому "странными" и их терминология ненужной, говоря, что "трудно связать мою философию  с другими". Однако в космической  философии обсуждались в основном традиционные философские проблемы, рассматриваемые с "космической  точки зрения". Также традиционны  были и представления Циолковского о структуре философского знания: философия "состоит из метафизики, гносеологии и этики. Первые два  отдела служат подготовкою для этики  или научных основ нравственности. Иногда эту подготовку не отделяют от этики. Так отчасти делаю и  я". Тем не менее Циолковский  дополнил философское знание ещё  одним разделом - социологическим, т.е. построением схем "идеального строя  жизни".

Информация о работе Космическая утопия Циолковского