Человек как субъект исторического процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 18:19, реферат

Краткое описание

В философии истории используется два близких, но далеко не тождественных понятия – субъект истории и движущих сил истории. Общим у них является реально оказываемое влияние на ход развития общества, а отличием – степень осознанности этого влияния.

Оглавление

Введение
1. Понятия «народ», «массы», «элита».
Философская мысль о роли народа.
2. Роль личности в истории.
Условия, масштаб, способы влияния личности на социальные изменения.
Проблема культа личности в истории.
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

философия Чел как субъект истор процесса.doc

— 135.50 Кб (Скачать)


Содержание

Введение

1.       Понятия «народ», «массы», «элита».

Философская мысль о роли народа.

2.       Роль личности в истории.

Условия, масштаб, способы влияния личности на социальные изменения.

Проблема культа личности в истории.

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ведение

В философии истории используется два близких, но далеко не тождественных понятия – субъект истории и движущих сил истории. Общим у них является реально оказываемое влияние на ход развития общества, а отличием – степень осознанности этого влияния. Воздействие субъекта истории на исторический процесс осмысленно и осуществляющегося на основе осознания определенных интересов, постановки (чаще всего идеологически обоснованных) целей и задач. Движущие силы истории, хотя и способны к кардинальному изменению ситуации в обществе, ведомы либо бессознательными внутренними импульсами, либо становятся объектом манипуляций и средством для достижения целей, поставленных историческими субъектами.

Субъектами истории могут быть отдельно взятый индивид, социальная группа, классы, а также общество в целом. Движущими силами исторического процесса могут выступать интересы, потребности, социальные противоречия и социальные конфликты. Взаимодейтсвия субъектов и движущих сил истории обуславливается изменением объективных условий, в которых оно происходит.

1. Понятия «народ», «массы», «элита».

Народ — в обычном смысле — население государства, страны; в строго научном смысле это исторически изменяющаяся общность людей, включающая в себя ту часть, те слои, те классы населения, которые по своему объективному положению способны сообща участвовать в решении задач прогрессивного развития данной страны в данный период. Содержание понятия народ, как социологической категории отражает изменение социальной структуры общества; для первобытнообщинного строя различие терминов “население” и “народ.” не имело существенного значения, в антагонистических же формациях это различие весьма важно, ибо здесь имеет место раскол между господствующими эксплуататорскими группами населения и широкими народными массами. В социалистическом обществе понятие “народ” вновь охватывает все население, все его социальные группы, за исключением сил, препятствующих поступательному развитию. Важнейший критерий для признания определенных групп населения частью народ— это их объективно обусловленная заинтересованность и способность участвовать в разрешении задач прогресса. В ходе общественного развития, по мере осуществления тех или иных революционных преобразований изменяются сами объективные задачи, меняется само содержание прогресса, а потому неизбежно изменяется и социальный состав тех слоев, которые на данном этапе составляют народ. Народ, включая в себя в качестве своих главных элементов непосредственных производителей — трудящихся, неэксплуататорские группы населения, тем не менее не может быть всегда сведен к этим классам и слоям.

И все-таки можно указать на три "атрибута" народа, которые по сей день имеют права гражданства в нашей литературе, хотя и вызывают большие сомнения.

Во-первых, к народу, как правило, относят только слои, занятые в материальном производстве. Не давая больших погрешностей при анализе исторического прошлого, такой подход может привести к курьезным выводам, когда речь заходит о современных развитых странах, где все большее количество граждан выключается из непосредственного участия в материальном производстве.

Во-вторых, принадлежность к народу зачастую жестко связывают с обязательной прогрессивной направленностью деятельности той или иной социальной группы. На этом основании, например, включают в состав народа буржуазию эпохи революционного перехода к капитализму в той или иной стране, но тут же исключают из оного буржуазию, утвердившуюся в своем господстве. При этом молчаливо исходят из того, что народ, народные массы способны только на прогрессивные по своему характеру действия. Можно говорить о двух причинах, порождающих такой подход. С одной стороны, сказывается та самая, уже рассмотренная нами, прогрессистская концепция, представляющая исторический процесс в виде сплошной восходящей линии. С другой стороны, сказывается преобладавшая в марксистской литературе апологетизация народных масс, исключающая наличие у них каких-либо негативных черт и их потенциальную способность выступать в конкретных условиях в качестве консервативной и даже реакционной силы.

В-третьих, возводится китайская стена между народом и выдающимися личностями, они абсолютно противопоставляются друг другу на том основании, что выдающимся личностям якобы не присущи именно те признаки, на основе которых складывается народ. При этом игнорируется и то, что на определенном этапе своего социально-психологического и политического развития народ в значительной степени состоит из личностей; и то, что взаимоотношения между народом и выдающейся личностью далеко не всегда приводят к их принципиальному дистанцированию друг от друга.

Это особенно важно учитывать в современных условиях, когда развертываются широкие народные движения против милитаризма, за мир, демократию и социализм. Марксизм впервые установил, что народ, народные массы — решающая сила истории: как раз они создают все материальные и значительную часть духовных благ, обеспечивая этим решающие условия существования общества; они развивают производство, что ведет к изменению и развитию всей социальной жизни; они совершают революции, благодаря чему имеет место общественный прогресс. Роль народных масс как главного субъекта, движущей силы социально-преобразующей деятельности возрастает с увеличением глубины и масштабов социальных преобразовании. Успешное развитие социализма возможно лишь тогда, когда трудящиеся массы на деле станут управлять делами государства и общества. В процессе перестройки создаются реальные предпосылки решения этой исторической задачи

Элита- группа лиц, сосредоточившая в своих руках высшие, наиболее ценные для общества функции; составляет совместно с народом дуальную оппозицию, полюса которой находятся в состоянии амбивалентности. Элита - носитель самосознания общества, составляет элемент массового сознания и одновременно противоположна ему. Элита может распадаться на различные специализированные группы, отношения между которыми является важнейшей проблемой общества. Общество, лишенное элиты, обречено на застой и скорую гибель. Понятие элита в любом случае подразумевает ведущую роль ее представителей в обществе. Отсюда и вопросы: куда элита ведет общество? есть ли она, или ее ниша занята другими - "сынками", плутократами, "номенклатурой" и т.п.? *** Итак - элита - группа наиболее выдающихся по своему характеру, знаниям, образованию, творческим способностям и т.д. людей данного общества. В этом значении элита противоположна народу.... Здесь полезно процитировать Н.А.Некрасова, который очень давно ответил на подобные рассуждения: "Труд этот, Ваня, был страшно громаден - не по плечу одному! В мире есть царь: этот царь беспощаден, голод названье ему. Водит он армии; в море судами правит; в артели сгоняет людей, Ходит за плугом, стоит за плечами каменотесцев, ткачей. Выпряг народ лошадей - и купчину с криком "ура!" по дороге помчал.... Кажется, трудно отрадней картину нарисовать, генерал?.." Суть дела заключается в том, что совершенно неизвестно "А судьи кто?" (божественного-то судьи нет); "судья - народ”, “судья-история”- как-то больше похоже на правду. В то же время история показывает, что так называемая "элита" прилагает немалые усилия, стараясь не допустить представителей "простого народа" к своей кормушке (контрасты и контрасты). Поэтому все рассуждения о народе и элите в духе Бохеньского - от лукавого. Народ - это, в первую очередь, коллективное творчество масс и мозговой штурм. же в подавляющем большинстве случаев лишь "умеет себя показать", используя специфические интеллектуальные (талант), моральные (честность или лживость, благородство или подлость и пр.) и "должностные" качества, "угождая", в конечном итоге, именно народу. С другой стороны, подобным образом она и должна работать, не следует лишь сильно обольщаться. Ассоциативный блок. Не сотвори себе кумира.

1.1 Философская мысль о роли народа

Идеологи эксплуататорских классов всегда утверждали, что свобода и творчество могут быть достоянием лишь не­многих избранных. Большинство же людей, презрительно именуемых толпой, способны лишь повиноваться и своим подневольным трудом воплощать замыслы выдающихся личностей, творцов истории и культуры. Вопрос о свободе и творчестве ока­зывается, таким образом, тесно связанным с вопросом о роли личности и народных масс в историческом процессе. В самом деле, можно ли рассматривать исторический процесс как процесс нарастания человеческой свободы, если эта свобода доступна лишь отдельным личностям? Можно ли считать, что закономерный переход из царства необходимости в царство свободы означает, что это царство свободы позволит проявить свои творческие способности лишь единицам, а широчайшие народные массы так я останутся фоном для этих единиц, простыми исполнителями их воли и замыслов? Отвечая на эти вопросы, классики марксизма-ленинизма подчеркивали, что коммунистиче­ское общество есть подлинное царство свободы для всех и что историческое развитие должно привести к обрете­нию свободы широчайшими народными массами — под­линными творцами истории. Само понятие «народ», или «народные массы», различно в различных общественно-экономических формациях.

В антагонистических обществах народ — это отнюдь не все население данной страны, данного государства, а лишь наиболее значительная его часть. Это прежде всего трудящиеся массы, создающие все материальные ценности, ма­териальную культуру общества. Роль народа в историческом процессе определяется тем, что он составляет главную производительную силу общества и в этом смысле являет­ся подлинным творцом истории. Однако деятельность на­родных масс не ограничивается одним лишь материальным производством. Трудящиеся создают основу и духовной культуры — произведения народного искусства, образцы народного архитектурно-строительного творчества; разви­вают национальные языки, являются носителями и созда­телями важнейших духовных ценностей, добросовестного отношения к труду, патриотизма, национального само­сознания и т. д.

Вместе с тем роль народных масс и степень их творческой активности в различные исторические эпохи раз­личны. Читая книги по истории общества, посещая картинные галереи, слушая великие музыкальные произведения, мы постоянно сталкиваемся с именами выдающих­ся личностей: государственных деятелей, полководцев, художников, музыкантов. Имена же миллионов простых тружеников оказываются неизвестными. Именно на по­добные факты ссылаются буржуазные идеологи, утверждая, что историю делают выдающиеся личности, а народ — это лишь пассивный материал истории. В действительно­сти же дело обстоит не так. Среди миллионов простых тружеников, оставшихся безымянными, было немало в высшей степени одаренных и талантливых людей, способ­ности которых не получили развития и должного приме­нения именно потому, что антагонистическое общество не нуждалось в их способностях, с одной стороны, и не давало им развиться, душило «избыточные таланты» — с другой. Но почему дело обстояло так? Разве господствующие классы не выиграли бы, не получили бы выгоды от развития способностей всех трудящихся? Общественное бы­тие и культура общества сложны и противоречивы. Поэ­тому и ответ на вопрос не следует упрощать. Люди не руководствуются одной выгодой, и в эксплуататорском обществе отдельные талантливые личности могут выбиться и подняться вверх. Но сама жизнь предоставляет меньше возможностей, чем могло бы быть в обществе без эксплуа­тации, основанном на социальной справедливости, в ко­тором социальная структура, вся духовная атмосфера со­действуют развитию и продвижению талантов.

Трудящиеся в той или иной мере, даже если они заняты подневольным изнурительным и монотонным трудом, всегда создают нечто новое. Однако их деятельность огра­ничена уровнем развития производительных сил и формой господствующих производственных отношений. Даже в ус­ловиях относительно быстрого развития машинного про­изводства при капитализме рабочие оказываются просты­ми придатками техники. Их изобретательность, рационализаторская деятельность, организационные способности, их творческая инициатива получают поддержку, только если это приносит дополнительные прибыли. Поэтому в условиях эксплуататорского общества инициатива и твор­чество народных масс сдерживаются условиями самого общественного бытия.

Однако в крутые переломные моменты истории по мере обострения антагонистических противоречий и в периоды социальных революций резко возрастает сознательная политическая деятельность народных масс. И каждый раз это приводит к качественному росту социальной и политической активности. Это подтверждается историей революционного и национально-освободительного движения во всех странах мира. Из среды самого народа выдви­гаются выдающиеся политические деятели, полководцы, мыслители, организаторы производства и т. д. Вместе с тем не следует думать, что установление более справед­ливых общественных отношений автоматически создает оптимальные условия для творчества каждого и каждый человек становится в силу этого выдающейся творческой личностью. И при социализме, как и во всяком другом обществе, могут существовать и действительно существу­ют люди и общественные силы, довольные уже достигнутым, склонные к консерватизму, научившиеся извлекать выгоду из существующего положения и не заинтересованные вследствие этого в творческой деятельности, ведущей к изменению сложившейся ситуации. Именно такие люди и такие силы привели к усилению застойных тенденций в нашей общественной жизни и экономике с конца 60-х и до середины 80-х годов. Разумеется, и в этот период не исчезли творческие личности, не прекращалось твор­чество народных масс, но оно было менее эффективным, менее действенным, чем это было необходимо в интересах общества. Именно поэтому важнейшей задачей проводя­щейся сейчас всесторонней перестройки нашего общества является всемерная поддержка творчества, инициативы, активности как целых трудовых коллективов, так и от­дельных граждан. Такие инициативы и творческая актив­ность реализуют глубинные возможности людей, открывая перспективы для создания общественного устройства, ко­торое в наибольшей степени соответствует нашим пред­ставлениям о свободе, гуманизме и демократии. Курс на перестройку является поэтому и курсом на развитие твор­чества во всех его проявлениях. Он позволяет выдвинуть­ся на передний план инициативным, творчески мыслящим и творчески ориентированным людям. Это показывает вместе с тем, что создание условий для широкого творче­ства масс и в социалистическом обществе требует опреде­ленных усилий и борьбы с консервативными силами тор­можения. Мы, таким образом, приходим к выводу, что между народными массами и отдельными личностями в историческом процессе существуют вполне определенные объективные отношения.

Исторический материализм не отрицает роль личности в истории и общественной жизни. В. И. Ленин подчеркивал, что «история вся и состоит из действий личностей...». В противоположность субъективным идеалистам, полагаю­щим, что выдающиеся личности в силу своей высшей ода­ренности определяют судьбы народов и по своему произ­волу направляют развитие культуры, а массы являются лишь исполнителями их замыслов, философия марксизма-ленинизма считает, что личность может оказывать замет­ное влияние на ход общественных событий при вполне оп­ределенных объективных условиях. Что же это за условия? Тот или иной деятель способен влиять на ход историче­ских событий, если он наиболее глубоко и верно отражает интересы определенного класса или социальной группы, умеет организовать борьбу масс за определенные цели, если он опирается на поддержку определенных обществен­ных сил и тем более всего народа. Такая личность может оставить заметный след в развитии общества, если в своей деятельности, в продуктах своего творчества она наиболее глубоко отражает потребности своего времени и предлагает пути для решения назревших проблем. Выдающийся рус­ский марксист Г. В. Плеханов, разъясняя марксистское понимание роли личности в истории, писал: «Великий че­ловек велик... тем, что у него есть особенности, делающие его наиболее способным для служения великим обществен­ным нуждам своего времени...». Теперь мы можем точнее оценить роль личности в историческом прогрессе. Тот или иной выдающийся общественный деятель может считать­ся прогрессивным, если он выражает интересы передовых классов и сил общества и посвящает жизнь осуществлению прогрессивных общественных идеалов. Именно такими деятелями являются К. Маркс, Ф. Энгельс и В. И. Ленин, которые боролись за достижение самых передовых историче­ских идеалов, выражавших интересы и чаяния трудящих­ся масс. Прогрессивными деятелями являются также по­литики, ученые, писатели, врачи и художники, отстаиваю­щие мир, гуманизм и свободу. В трудных условиях, часто с риском для жизни на различных континентах и в разных странах они делают все возможное для утверждения на деле социальной справедливости и разумной организации жизни.

Информация о работе Человек как субъект исторического процесса