Движущие силы исторического процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 17:48, реферат

Краткое описание

В данной работе будут рассмотрены источники, движущие силы и субъекты исторического процесса, их влияние на процесс развития общества.

Оглавление

Введение 3
Источники, движущие силы и субъекты исторического процесса 4
Заключение 8
Литература 9

Файлы: 1 файл

Движущие силы исторического процесса..docx

— 26.69 Кб (Скачать)

Содержание

Введение 3

Источники, движущие силы и субъекты исторического процесса 4

Заключение 8

Литература 9

 

Введение

В процессе развития исторической науки всегда возникает вопрос о  том, почему современное общество является именно таким, а не иным, чем обусловлены  его качество и специфика. Наряду с этим, возникает и сопутствующий вопрос, что определяет развитие общества, другими словами, что является движущей силой истории.

Общество находится в  процессе постоянного развития. В  этом можно удостовериться, сравнив современное общество с одним из его состояний, в которых оно находилось десять, пятьдесят, сто, двести, четыреста и более лет назад. При сравнении становится видно, какие качественные изменения претерпело общество, в каком направлении оно развивалось раньше и в каком продолжает развиваться. Техника, технология материального произодства, экономические отношения,  духовная, политическая и социальная культура не стоят на месте. Они находятся в постоянном  движении, идут вперед в своем развитии.

Исторический процесс  представляет собой развитие общества от низшего состояния общества к  высшему.  Сам по себе процесс  этот  сложен и представляет собой  взаимодействие многих объективных и субъективных факторов, которые диалектически взаимодействуют между собой.

Следует отметить, что говоря о развитии определенного общества, следует учитывать развитие всего  человечества, так как все страны находятся в тесных экономических, политических и социальных отношениях, и степень и уровень развития отдельно взятой страны оказывает влияние  на развитие общества всего мира.

В данной работе будут рассмотрены  источники, движущие силы и субъекты исторического процесса, их влияние  на процесс развития общества. 

 

Источники, движущие силы и  субъекты исторического процесса

Проблема движущих сил  или факторов исторического процесса встала перед исследователями не сразу. И первыми ее более или  менее четко поставили не историки, а философы.

Одним из первых кто попытался  решить эту проблему был Платон, который в своих «Законах»  поставил вопрос о возникновении  государственного устройства и происходящих в нем переменах. [2]

Историки же, в свою очередь, определяли все происходящие исторические события как результат человеческой деятельности, сознательной и целенаправленной. Поэтому историками много внимания уделялось сознанию и воле выдающихся личностей, которые рассматривались  как творцы истории.

Вскоре пришло осознание  того, что часто исход человеческих действий не зависел от сознания и  воли людей, появилось понятие судьбы, принимающей либо обличье фортуны, либо рока. Так постепенно историки осознали, что в исторических событиях проявляется исторический процесс, идущий по законам, не зависящим от людей.

Развитие этой идеи получило в античном мире завершение в философско-исторической концепции Августина Аврелия. Создав первую в истории человеческой мысли концепцию всемирной истории как единого процесса, Августин Аврелий попытался решить вопрос о движущей силе этого процесса. Этой силой, по его убеждению был бог. История человечества представляет собой реализацию божественного промысла.[2]

Античный мир погиб, миновала эпоха средневековья, и на смену  существующим взглядам пришло убеждение, что все исторические события  имеют естественные причины, искать которые следует в головах  людей.

Источник исторического  развития – то, что движет историю, глубинные причины ее движения. В настоящее время выделяют три модели источника:

- социальные противоречия (Макиавелли, Гегель, Маркс) – например, борьба классов (марксизм), этнографических образований (геополитика Ратцеля) или иных противоборствующих группировок;

- солидарность (Конт, Спенсер): социальная сплоченность – гарант сбалансированного развития общества, основанного на разделении труда, а конфликты – отклонения, требующие преодоления;

- конфликт (Парк, Козер), то  есть свободное и демократическое  сочетание конкуренции и консенсуса. Конфликтология как раз и призвана  разрешать конфликты, а их подавление  в ригидных (жестких) обществах  ведет к социальным взрывам.[2]

Субъекты, инициирующие или  реализующие тот или иной способ общественного развития называются его движущими силами. Следует отметить, что движущие силы – это не отношения, не факторы, не сама по себе деятельность, а именно люди, объединенные в различные коллективы и организации, реализующие общезначимые цели общественного развития. К движущим силам общественного развития обычно относят: народные массы, классы, социальные слои (страты). В Качестве движущих сил истории могут выступать и разные другие общественные силы: партии, движения, союзы, организации, коллективы.

Довольно распространенным является представление о том, что  народ, народные массы являются решающей движущей силой истории. Данное положение  не лишено оснований. Действительно, в  том случае, если народ не безмолвствует, он представляет из себя мощную силу. Чаще всего он представляет собой силу как бы в потенции, поскольку народ, народные массы – это общность статистическая или вероятностная и, конечно, же ситуативная.

Народные массы – это образование внутренне неоднородное, ибо оно выражает реальные противоречия конкретных ситуаций и многообразие их проявлений. Масса – это совокупность людей разных социальных слоев, профессий и уровня культуры; это обезличенная совокупность людей, поскольку она представлена, как правило анонимными индивидами; это совокупность людей, слабо взаимодействующих между собой; это совокупность людей весьма неопределенно организованных. Именно эти характеристики во многом характеризуют все структуры современной жизни, а следовательно, так называемое "массовое общество" – эру толпы, когда доминирует масса, – множество людей без собственного достоинства.

Движущей силой исторического  развития может выступать и отдельная  личность. Однако вопрос о реальных возможностях людей, личности влиять на ход событий истории до сих пор остается открытым, по-этому существует три подхода к решению данной проблемы.

Первый подход заключается  в обосновании положения о  том, что выдающимся личностям принадлежит  решающая роль в истории. С таких  позиций подходили к решению  этого вопроса Ф. Ницше, П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский и многие другие философы и социологи. С точки зрения приверженцев этой концепции личность всецело  определяет направленность истории, она  как бы дает "толчок" ее ходу. Точно  так же, как часовщик заводит часы, так и личность, стоящая во главе  государства, общественного движения – считают сторонники этой концепции, – обусловливает их развитие и амплитуду действия.

Второй подход сводится к  обоснованию идеи о том, что выдающиеся личности не могут и не должны пытаться играть какой-либо решающей роли в истории, ибо не они, народные массы являются творцами общественного процесса. Наиболее последовательно данную позицию  защищал П.А. Кропоткин, который, считал, что власть портит даже самых лучших людей (отсюда его известный лозунг: "Никаких авторитетов"). Конечно, любая абсолютизация роли народных масс в истории по существу неизбежно сводит на нет значение любой личности в историческом процессе. Ибо привыкнув к обезличиванию истории, мы пренебрегаем и незаурядными современниками, если они не отмечены чинами и высокими званиями.

Личность, какой бы выдающейся она не была, не может играть всецело  решающую роль в историческом процессе в целом. Вместе с тем роль политического  лидера, любой личности не может  не быть решающей в каких-либо отдельных  ограниченных временем и местом обстоятельствах. В конкретных ситуациях, когда организация  противоречивых движущих сил исторического процесса становится определяющей, такая личность может более активно воздействовать на определенные рычаги общества. В этой связи существенную роль имеют особые качества личности: ее профессиональное чутье, организаторский талант, способность к компромиссам, ум, умение предвидеть.[4, стр.397]

Третий подход можно было бы назвать примиряющим, поскольку  он нейтрализует крайности первого  и второго подходов. Его сторонники исходят из того, что в целом  решающая роль в истории принадлежит  народу, массам, а личность лишь влияет на ход исторического прогресса. Это влияние выражается в том, что действия личности придают этому  процессу соответствующую окраску, в результате чего история приобретает  личностный отпечаток. Наиболее отчетливо  эту позицию отстаивал Г.В. Плеханов особенно в своей известной статье "К вопросу о роли личности в истории".[1,3,5]

Все субъекты исторического  процесса, будь то отдельные личности, классы, нации, народы, человечество в  целом, действуют исходя из своих  потребностей, интересов, целей и  идеалов – побудительных сил  их деятельности.

Потребности людей есть выражение  того, что объективно необходимо для  их социального существования. Это  можно сказать об их потребностях в пище, жилище, передвижении, социальной свободе, в политическом самовыражении, духовном творчестве и т.д. Потребности  и переживаются субъектами как выражение  объективной необходимости. Будучи осознанными, они проявляются как  внутренние побуждения субъекта к той  или иной деятельности, к потреблению  продуктов материального и духовного производства.

Интересы субъектов проявляются  на основе их потребностей, но не сводятся к ним. Как правило, в интересах  выражаются оптимальные в данных условиях пути и средства удовлетворения потребностей. Тем самым в них  как бы фиксируется способ разрешения противоречия между потребностями  и условиями их удовлетворения.

Заключение

Подводя итог вышесказанному, можно сделать следующее выводы.

Существуют три вида модели источников исторического процесса: социальные противоречия, солидарность, конфликт.

Существует три подхода  к проблеме влияния отдельной  личности на ход истории: 1)выдающиеся личности творят историю; 2)личность, какой  бы выдающейся она ни была, не может  повлиять на ход истории; 3)решающая роль принадлежит народу, а отдельные  личности влияют на ход истории.

Субъектами исторического процесса могут быть либо личность, либо целая структура: 1) этносоциальная структура общества (человеческая семья, народность); 2) социально-политическая структура; (социальная группа, класс);

Движущими силами исторического  процесса могут выступать интересы, потребности, социальные противоречия и социальные конфликты.

Взаимодействие субъектов  и движущих сил истории обуславливается  изменением объективных условий, в  которых оно происходит.

Общественный процесс  определяется формами сознания (религией, политикой). Исторический процесс развивается в результате сознательной деятельности субъекта исторического процесса. Движущие силы определяются либо субъектами (Ленин сказал - сделали  революцию), либо законами (НТР возникла из потребности общества).

 

 

Литература

  1. Лавриненко В. Философия. – Режим доступа:

http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/lavr/index.php

  1. Пласковицкий А.Л., Пласковицкая А.А. Краткие ответы на экзаменационные вопросы по философии. – Режим доступа: http://plas.by/filosof/pv/filosofia_ko.php
  2. Семенов Ю.И. Философия истории. – Режим доступа:

http://mx.esc.ru/~assur/ocr/semenov/ch3.htm

  1. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М.: БЕК, 2000. – 527с.
  2. Спиркин А.Г. Философия. : Учебник. – М.: Гардарика, 1998. –816с. – Режим доступа:

http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Spirk/index.php

 


Информация о работе Движущие силы исторического процесса