Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 17:48, реферат
В данной работе будут рассмотрены источники, движущие силы и субъекты исторического процесса, их влияние на процесс развития общества.
Введение 3
Источники, движущие силы и субъекты исторического процесса 4
Заключение 8
Литература 9
Введение 3
Источники, движущие силы и субъекты исторического процесса 4
Заключение 8
Литература 9
В процессе развития исторической науки всегда возникает вопрос о том, почему современное общество является именно таким, а не иным, чем обусловлены его качество и специфика. Наряду с этим, возникает и сопутствующий вопрос, что определяет развитие общества, другими словами, что является движущей силой истории.
Общество находится в процессе постоянного развития. В этом можно удостовериться, сравнив современное общество с одним из его состояний, в которых оно находилось десять, пятьдесят, сто, двести, четыреста и более лет назад. При сравнении становится видно, какие качественные изменения претерпело общество, в каком направлении оно развивалось раньше и в каком продолжает развиваться. Техника, технология материального произодства, экономические отношения, духовная, политическая и социальная культура не стоят на месте. Они находятся в постоянном движении, идут вперед в своем развитии.
Исторический процесс представляет собой развитие общества от низшего состояния общества к высшему. Сам по себе процесс этот сложен и представляет собой взаимодействие многих объективных и субъективных факторов, которые диалектически взаимодействуют между собой.
Следует отметить, что говоря о развитии определенного общества, следует учитывать развитие всего человечества, так как все страны находятся в тесных экономических, политических и социальных отношениях, и степень и уровень развития отдельно взятой страны оказывает влияние на развитие общества всего мира.
В данной работе будут рассмотрены источники, движущие силы и субъекты исторического процесса, их влияние на процесс развития общества.
Проблема движущих сил или факторов исторического процесса встала перед исследователями не сразу. И первыми ее более или менее четко поставили не историки, а философы.
Одним из первых кто попытался решить эту проблему был Платон, который в своих «Законах» поставил вопрос о возникновении государственного устройства и происходящих в нем переменах. [2]
Историки же, в свою очередь,
определяли все происходящие исторические
события как результат
Вскоре пришло осознание того, что часто исход человеческих действий не зависел от сознания и воли людей, появилось понятие судьбы, принимающей либо обличье фортуны, либо рока. Так постепенно историки осознали, что в исторических событиях проявляется исторический процесс, идущий по законам, не зависящим от людей.
Развитие этой идеи получило в античном мире завершение в философско-исторической концепции Августина Аврелия. Создав первую в истории человеческой мысли концепцию всемирной истории как единого процесса, Августин Аврелий попытался решить вопрос о движущей силе этого процесса. Этой силой, по его убеждению был бог. История человечества представляет собой реализацию божественного промысла.[2]
Античный мир погиб, миновала эпоха средневековья, и на смену существующим взглядам пришло убеждение, что все исторические события имеют естественные причины, искать которые следует в головах людей.
Источник исторического развития – то, что движет историю, глубинные причины ее движения. В настоящее время выделяют три модели источника:
- социальные противоречия (Макиавелли, Гегель, Маркс) – например, борьба классов (марксизм), этнографических образований (геополитика Ратцеля) или иных противоборствующих группировок;
- солидарность (Конт, Спенсер): социальная сплоченность – гарант сбалансированного развития общества, основанного на разделении труда, а конфликты – отклонения, требующие преодоления;
- конфликт (Парк, Козер), то
есть свободное и
Субъекты, инициирующие или реализующие тот или иной способ общественного развития называются его движущими силами. Следует отметить, что движущие силы – это не отношения, не факторы, не сама по себе деятельность, а именно люди, объединенные в различные коллективы и организации, реализующие общезначимые цели общественного развития. К движущим силам общественного развития обычно относят: народные массы, классы, социальные слои (страты). В Качестве движущих сил истории могут выступать и разные другие общественные силы: партии, движения, союзы, организации, коллективы.
Довольно распространенным является представление о том, что народ, народные массы являются решающей движущей силой истории. Данное положение не лишено оснований. Действительно, в том случае, если народ не безмолвствует, он представляет из себя мощную силу. Чаще всего он представляет собой силу как бы в потенции, поскольку народ, народные массы – это общность статистическая или вероятностная и, конечно, же ситуативная.
Народные массы – это образование внутренне неоднородное, ибо оно выражает реальные противоречия конкретных ситуаций и многообразие их проявлений. Масса – это совокупность людей разных социальных слоев, профессий и уровня культуры; это обезличенная совокупность людей, поскольку она представлена, как правило анонимными индивидами; это совокупность людей, слабо взаимодействующих между собой; это совокупность людей весьма неопределенно организованных. Именно эти характеристики во многом характеризуют все структуры современной жизни, а следовательно, так называемое "массовое общество" – эру толпы, когда доминирует масса, – множество людей без собственного достоинства.
Движущей силой исторического развития может выступать и отдельная личность. Однако вопрос о реальных возможностях людей, личности влиять на ход событий истории до сих пор остается открытым, по-этому существует три подхода к решению данной проблемы.
Первый подход заключается в обосновании положения о том, что выдающимся личностям принадлежит решающая роль в истории. С таких позиций подходили к решению этого вопроса Ф. Ницше, П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский и многие другие философы и социологи. С точки зрения приверженцев этой концепции личность всецело определяет направленность истории, она как бы дает "толчок" ее ходу. Точно так же, как часовщик заводит часы, так и личность, стоящая во главе государства, общественного движения – считают сторонники этой концепции, – обусловливает их развитие и амплитуду действия.
Второй подход сводится к обоснованию идеи о том, что выдающиеся личности не могут и не должны пытаться играть какой-либо решающей роли в истории, ибо не они, народные массы являются творцами общественного процесса. Наиболее последовательно данную позицию защищал П.А. Кропоткин, который, считал, что власть портит даже самых лучших людей (отсюда его известный лозунг: "Никаких авторитетов"). Конечно, любая абсолютизация роли народных масс в истории по существу неизбежно сводит на нет значение любой личности в историческом процессе. Ибо привыкнув к обезличиванию истории, мы пренебрегаем и незаурядными современниками, если они не отмечены чинами и высокими званиями.
Личность, какой бы выдающейся она не была, не может играть всецело решающую роль в историческом процессе в целом. Вместе с тем роль политического лидера, любой личности не может не быть решающей в каких-либо отдельных ограниченных временем и местом обстоятельствах. В конкретных ситуациях, когда организация противоречивых движущих сил исторического процесса становится определяющей, такая личность может более активно воздействовать на определенные рычаги общества. В этой связи существенную роль имеют особые качества личности: ее профессиональное чутье, организаторский талант, способность к компромиссам, ум, умение предвидеть.[4, стр.397]
Третий подход можно было бы назвать примиряющим, поскольку он нейтрализует крайности первого и второго подходов. Его сторонники исходят из того, что в целом решающая роль в истории принадлежит народу, массам, а личность лишь влияет на ход исторического прогресса. Это влияние выражается в том, что действия личности придают этому процессу соответствующую окраску, в результате чего история приобретает личностный отпечаток. Наиболее отчетливо эту позицию отстаивал Г.В. Плеханов особенно в своей известной статье "К вопросу о роли личности в истории".[1,3,5]
Все субъекты исторического процесса, будь то отдельные личности, классы, нации, народы, человечество в целом, действуют исходя из своих потребностей, интересов, целей и идеалов – побудительных сил их деятельности.
Потребности людей есть выражение
того, что объективно необходимо для
их социального существования. Это
можно сказать об их потребностях
в пище, жилище, передвижении, социальной
свободе, в политическом самовыражении,
духовном творчестве и т.д. Потребности
и переживаются субъектами как выражение
объективной необходимости. Будучи
осознанными, они проявляются как
внутренние побуждения субъекта к той
или иной деятельности, к потреблению
продуктов материального и
Интересы субъектов
Подводя итог вышесказанному, можно сделать следующее выводы.
Существуют три вида модели источников исторического процесса: социальные противоречия, солидарность, конфликт.
Существует три подхода к проблеме влияния отдельной личности на ход истории: 1)выдающиеся личности творят историю; 2)личность, какой бы выдающейся она ни была, не может повлиять на ход истории; 3)решающая роль принадлежит народу, а отдельные личности влияют на ход истории.
Субъектами исторического процесса могут быть либо личность, либо целая структура: 1) этносоциальная структура общества (человеческая семья, народность); 2) социально-политическая структура; (социальная группа, класс);
Движущими силами исторического процесса могут выступать интересы, потребности, социальные противоречия и социальные конфликты.
Взаимодействие субъектов и движущих сил истории обуславливается изменением объективных условий, в которых оно происходит.
Общественный процесс определяется формами сознания (религией, политикой). Исторический процесс развивается в результате сознательной деятельности субъекта исторического процесса. Движущие силы определяются либо субъектами (Ленин сказал - сделали революцию), либо законами (НТР возникла из потребности общества).
http://www.gumer.info/
http://mx.esc.ru/~assur/ocr/
http://www.gumer.info/