Эти
мысли практически совпадают
с идеями других русских космистов,
особенно Циолковского. Но интерпретация
принципа космизма, вкладываемый
в него конкретный смысл у
Чижевского отличается большим
своеобразием. Он подробно обосновал
взгляд, которого у других космистов мы
не встречаем и который в 20–30-е годы прошлого
века выглядел «еретическим». Впрочем,
не менее «еретическим» воспринимается
он и сейчас. Речь идет о влиянии на науку
астрологии как социокультурного феномена.
«Может быть, первый человек, посмотревший
на звездное небо, распростертое над ним
в тишине темно-синей ночи, понял, что хор
движущихся в вышине светил составляет
нечто общее с его подножием – с Землею
и не может поэтому не иметь с нею прямой,
хотя и невидимой связи. Из такого элементарного
наблюдения, подкрепленного доводами
самой непритязательной логики, родилась
та “мнимая” наука, которая называется
астрологией» .
Астрология,
по А.Л.Чижевскому, представала влиятельным
феноменом мировой культуры на
протяжении тысячелетий, затем была похоронена,
но, как оказалось, преждевременно. Пережив
ряд глубоких преобразований, человеческая
мысль вернулась к тем «первоначальным
философским концепциям, которыми болела
на заре истории человечества», включая
и астрологию. Особенно импонировало Чижевскому
сложившееся в умах астрологов, еще за
тысячелетия до начала опытного изучения
природы, «глубочайшее убеждение в том,
что жизнь представляет собой лишь трепет
космических сил, поток космической энергии,
направленной сверху вниз». К этому он
добавлял, что, «объясняя мировой процесс
вибрацией космических сил, астрология
тем самым освобождала мысль от гнета
церковной догмы и освежала ее дуновением
широчайших просторов, шествовала впереди
всех наук как их лучшее философское завершение,
как передовой боец за свободу человеческого
духа». Конечно же, не о возрождении каких-то
древних суеверий говорил Чижевский. Он
имел в виду лишь некоторые мировоззренческие
идеи, целенаправляющие современный научный
поиск.
«В
то же время всякому ясно, что
между нашими выводами и астрологией –
такая же пропасть, как между электрической
химией и наукой о философском камне»,
– решительно подчеркивал он.
Наиболее
характерная черта космизма Чижевского,
выявляющая его глубинные связи
с эзотерикой, – энергетическая направленность.
Смысл разработанной им версии космизма
составляет принцип превращения космической,
прежде всего солнечной энергии в энергию
психических процессов людей и человеческих
сообществ, что определяет, согласно Чижевскому,
некоторые важнейшие черты социально-исторических
процессов. О влиянии энергетики космоса
на человечество говорили, как известно,
и другие космисты, особенно К.Э.Циолковский.
Он считал, что «воля космоса», то есть
психическая энергия «высших разумных
сил», передается человечеству и определяет
многие стороны его жизнедеятельности.
Но в космической философии Циолковского
эта идея не является основополагающей,
тогда как у Чижевского мысль о воздействии
энергетики космоса на энергетику земных
процессов – основная и наиболее оригинальная.
И надо сказать, что в современную эпоху,
когда освоение дальнего космоса остается
нереализованной мечтой, разрабатывавшийся
Чижевским аспект космизма, связанный
с изучением роли космических факторов
в биологических, психологических и социально-исторических
процессах, становится наиболее значимым
для современной культуры.
Принципы законообразности, единообразия
и детерминизма
Ключевое
место в философской концепции
Чижевского занимает идея существования
единого закона всего сущего.
Единство
мира Чижевский понимал как
его единообразие. «Вселенная, которой
управляет один-единственный закон,
части которого мы познаем
с таким трудом, не может быть
разнородна и не одинакова
на всем своем великом протяжении.
Как у нас на Земле, так
и на расстоянии миллиардов световых лет
– властвует та же закономерность, та
же целесообразность и гармония».
Принцип
единообразия в контексте своего
«энергетического космизма» Чижевский
обосновывал следующим образом:
«Материальный мир есть арена
последовательных, а потому и закономерных
комбинаций единого субстрата – электрона.
Поэтому мы будем утверждать, что физическая
картина отдаленного мира похожа на нашу!
Но мы смеем утверждать, что если существует
материя, то ее проявление подобно тому,
каковое наблюдаем и мы. Мы можем также
утверждать, что единый принцип, создающий
наш мир, один и тот же и проявляется в
самых удаленных участках Вселенной с
той же последовательностью и в том же
порядке действия. Таким образом, мы приходим
к утверждению Единства образующего физического
закона во всей Вселенной».
Из
этого единообразия мира как
следствие выводится «единство
логического мышления», поскольку
оно развивается в неразрывной
связи с внешним миром.
Другим
аргументом, подтверждающим единообразие
мира, была для Чижевского мировая гармония.
Идея единообразия и порядка жизни всего
мироздания «безусловно вытекает из каких-либо
основных его свойств, основных его законов».
Таким свойством и является гармония мира.
«Человеческий род, населяющий земной
шар, может служить образцом того творческого
воздействия, которое расточается Вселенной
в силу ее совершеннейшей гармонии». Постоянное
отображение этой мировой гармонии человеческим
мозгом «только и могло породить тот строй
мысли, каким наделены ныне представители
культурных рас». Таким образом осуществляется
в философской концепции Чижевского единство
различных образов мира.
Но
если «Земля и все населяющее
ее живое представляют собой
органическую систему, zoon – Платона,
следует предположить, что могущественные
нарушения, имеющие иногда место в физико-химической
среде Земли, должны вызывать мощные пертурбации
и в органическом ее царстве.
Таким
образом, следовало допустить, что
наиболее крупные движения в человеческом
мире протекают одновременно с какими-либо
колебаниями или изменениями сил окружающей
природы».
Мы
еще раз убеждаемся, что мировоззренческие
принципы действительно выступают
у А.Л.Чижевского в качестве
направляющего стержня для разработки
его научной концепции.
Принцип
единообразия космоса лежит в
основе принятого Чижевским подхода
к исследованию проблем взаимосвязи космических
и земных факторов, который был типично
редукционистским! Если свойства космоса
определяются принципом единообразия,
то «не должны ли быть приложены к изучению
исторического процесса и социальной
эволюции методы и принципы физики и математики?
Владения физики – вся Вселенная, вся
целиком, а потому физика должна сказать
свое слово при рассмотрении любого в
мире вопроса.
Она должна
осветить лицо истории своими законами
о веществе, связать человека с человеком,
человечество с природою путем установления
для органических существ законов, аналогичных
законам неорганического мира… Современная
точная наука мало-помалу уже вступает
на этот путь, человеческая воля становится
доступной опыту, и сам человек из сферы
чудес переводится в ряд закономерных
физико-химических явлений природы».
Конечно,
такой подход является спорным.
Попытки
сведения высших проявлений психической
деятельности человека к физико-химическим
факторам предпринимались неоднократно,
но успеха не имели, хотя
редукционизм – один из наиболее
популярных и признанных методов современной
науки. Обратим, однако, внимание на весь
контекст процитированных рассуждений.
Основное в них – признание единого закона
мира. Сегодня эта мысль Чижевского очень
созвучна поискам современной физики,
нацеленным на построение «единой теории
всего».
Несмотря
на прямые, казалось бы, редукционистские
рассуждения, в своей концепции
Чижевский подразумевает выведение
свойств различных структурных
уровней мира из этого пока
не открытого закона еще не
созданной физической теории, закона,
который жестко детерминирует все процессы
в космосе, связывая их единой цепью.
Принцип
пандетерминизма, то есть причинно-следственной
связи всего со всем также
является смысловым стержнем
этой концепции, соединяющей различные
образы мира. Детерминизм выступает формой
проявления единого физического закона,
лежащего в основе космоса. По словам Чижевского,
«в жизни природы все последовательно
и все сопричинно связано между собою.
Мир есть сложная система зависимых переменных,
а не музей отдельных явлений, не перечень
неподвижных фактов». Вот почему и жизнедеятельность
человечества причинно обусловлена жизнедеятельностью
Вселенной.
Принцип
детерминизма выполняется в космосе
А.Л.Чижевского с исключительной
жесткостью и без каких бы
то ни было модификаций. Ему подчинены
все энергетические процессы, среди которых
особое место занимают переходы космической
энергии в психическую энергию индивидов
и человеческих сообществ. «Силы внешней
природы связывают и освобождают заложенную
потенциально в человеке его духовную
сущность и принуждают интеллект действовать
или коснеть».
Анализируя
понимание Чижевским принципа
причинности в контексте современной
научно-философской мысли, мы
убеждаемся, что этому принципу
он иногда придавал несколько
расширенный смысл. Согласно обычному
пониманию принципа причинности, одно
явление (причина) при определенных условиях
способно порождать другое (следствие).
От связей изучаемых явлений с остальными,
а тем более с космосом в целом, при этом
отвлекаются. Если же причина и следствие
рассматриваются в контексте мирового
целого, детерминизм как бы растворяется
в образе всеобщего взаимодействия.
Специфика
исследований Чижевского состоит,
однако, именно в том, что он
решал комплексную проблему взаимодействия
множества космических и земных факторов,
в которой переплетаются разные звенья
причинно-следственных цепей, то есть
уровни причин, рождающих космические
влияния на земные процессы. Но в то же
время в своей концепции А.Л.Чижевский
рассматривал эти причинно-следственные
связи и в обычном, то есть более узком
смысле.
Необходимо
отметить, что в современных представлениях
многие уровни реальности (например,
изучаемые субатомной физикой)
описываются не строгими причинно-следственными
связями, а статистическими, вероятностными
закономерностями. Они сейчас рассматриваются
не как приблизительное знание точных
причинно-следственных законов (что было
в концепции А.Л.Чижевского), а как самостоятельная
и, возможно, даже более фундаментальная
черта космоса. Активно пробивает себе
дорогу и идея, согласно которой наиболее
глубинным космическим фактором является
не детерминизм, а, напротив, спонтанность
(самопроизвольные, беспричинные изменения).
Однако вполне возможно, что все эти принципы
и идеи не исключают друг друга, а окажутся,
в конечном счете, дополнительными, описывающими
разные аспекты мирового процесса.
Принцип
космического ритма. Универсальный
эволюционизм А.Л.Чижевского
Принцип
эволюции был высказан А.Л.Чижевским
в форме, которая по сути предвосхищает
современную концепцию универсального
эволюционизма. Космос, считал он, «не
знает истощения, ему присуща вечная жизнь,
обусловленная ритмом, отбиваемым колоссальным
космическим маятником». В духе учений
восточной мудрости размышлял Чижевский
о том, что мировая гармония обусловлена
ритмами космической эволюции. Одна из
основных задач науки состоит, по его мнению,
в создании «эволюционной теории» законов
природы.
В
этом контексте Чижевский говорил
о присущей явлениям природы
связи, выражаемой характерным
для них образом, который он возводит
«до степени принципа природы, то есть
такого начала, каковым руководствуется
природа во всех своих проявлениях. Единство
принципа вносит в мир Гармонию, а Гармония
является важнейшим пробным камнем вероятности
всякого учения. Принцип этот и есть –
principium universale circulationis – т.н. всеобщий принцип
кругооборота». Философская концепция
Чижевского пронизана «общею идеей: Палигенезиса,
Вечного Возрождения, Вечного Круговорота
– Бессмертия Космоса!». Может быть, «этот
принцип, проводимый природою во всех
своих проявлениях, и есть та удивительная,
затаенная в сокровенных основах мироздания
простота, которую предчувствовали древние,
воспели поэты и о которой говорили нам
философы.
Или это,
может быть, и есть та великая
мировая Гармония, которая одинаково
одухотворяет, движет согласно непреложных
законов по непреложным путям как самые
грандиозные, так и самые ничтожные, еле
ощутимые процессы».
А.Л.Чижевский
рассматривал бесконечную причинно-следственную
цепь событий, детерминируемых
«единым физическим законом», который
определяет не только фундаментальные
свойства космоса и его структуру, но также
процессы универсального эволюционизма.
Он пришел к выводу: идея хаоса возникает
потому, что каждое физическое явление
«оказывается результатом бесконечно
большого числа причин», совокупностью
которых определяются те или иные его
аспекты. «То есть ни одно явление, каковое
доступно нашему непосредственному наблюдению,
не является причиною и следствием одновременного
действия одного и того же физического
закона, а представляет из себя в известной
степени итог исторически складывающихся
факторов и комплекс всех местных сопричастных
его проявлению обстоятельств и условий».
Но исследователь обычно принимает во
внимание только некоторые из них, пренебрегая
другими. Отсюда и возникают в познании
образы хаоса. Если же мы, изучая природу,
частью которой является, согласно Чижевскому,
и общество, будем переходить от одного
звена к другому в общей цепи явлений,
то усмотрим в них «последовательность
и закономерность, а следовательно, и известную
гармонию», которая, в противоположность
хаосу, является, таким образом, фундаментальной
чертой бытия.
Что
можно сказать об этих размышлениях?
С
позиций современной науки они
представляют несомненный интерес,
но требуют определенных уточнений.
Во-первых,
синергетика, то есть теория
самоорганизации, не рассматривает
хаос как нечто совершенно
бесструктурное, неорганизованное
и как бы незакономерное. Хаос
заключает в себе набор аттракторов
– тенденций дальнейшей эволюции;
они и определяют направленность
космических процессов становления.