Контрольная работа по "Философии права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 17:41, контрольная работа

Краткое описание

Задание 1. 3. Практическая философия права и общая теория права
11. Предмет философии права
12.Идея естественного права: история и современность
44. Правовой порядок как филосовско - правовая проблема
Задание 2. 1.Дать определение понятий философии права.
4. Составить список литературы, имеющейся в библиотеках г.Кирова в соответствии с разделами курса.
Задание 3.Сообщение по теме: Правовая аксиология как теоретическое направление

Файлы: 1 файл

контрольная вопросы.doc

— 239.00 Кб (Скачать)




Задание 1.

 

3. Практическая философия права  и общая теория права

 

Фундаментальная проблема философии  права - теория правореализации, законности и правопорядка не только отражает фактическое состояние соблюдения, исполнения и применения правовых норм, успехи в укреплении требований законности и упрочения режима правопорядка в стране, но и одновременно составляет методологическую основу для анализа отраслевыми юридическими науками тех специфических сфер правореализации, которые составляют предметы их специальных интересов.

Предметный статус философии права определяется посредством  выяснения того, каков статус философии  права в иерархии юридических  наук. Этот статус детерминирован потенциальной  возможностью философии быть методологическим ориентиром по отношению к правовому знанию. Что касается проблемы структуры теории права, ее решение представлено версиями А.Д. Керимова и С.С. Алексеева. Они соответственно таковы: общая теория права включает в себя в качестве структурных блоков философию и социологию права - структурными основаниями общей теории права являются философия, социология права и юридические теории специального, отраслевого, уровня. При этом, выделяя в составе теории права философию и социологию права, А.Д. Керимов подчеркивает условный смысл этого деления: это деление таких уровней познания правовых явлений, как онтологический и гносеологический. И в силу условности выделения самих этих уровней, в силу того, что каждый из них вне другого не существует, социология и философия права - блоки теории права: "...философия права является по отношению к общей философии специальной наукой, но вместе с тем она выступает в качестве общей науки, выполняющей методологическую роль по отношению к более узким разделам правоведения, то есть к отраслевым юридическим наукам. Подобно тому, как, например, общая биология, опираясь на философию, вооружает общими подходами и методами исследования все разделы биологической науки (ботанику, зоологию и т.д.), так и философия права разрабатывает методологические проблемы правоведения, вооружает общими методами исследования все отраслевые юридические науки"1.

Если попытаться обосновать роль и значение философии  права как основания права, как  основания правового исследования, необходимо предложить аргументы со следующим содержанием: философия предлагает для системы правовых исследований систему методов, дает возможность применить в познании юридических явлений результаты междисциплинарного знания, а также применить методы частнонаучного уровня. Как результат этого - способность философии права является основанием познавательной деятельности всех блоков юридической науки, результатом чего явится прогресс юридической практики. Последнее, на наш взгляд, не может служить веским основанием для вывода Ю.В. Тихонравова 2 о том, что Д.А. Керимов отождествляет теорию права с социологией, хотя Ю.В. Тихонравов прав, утверждая, что "современное состояние общей теории права предстает перед нами в виде социологического истолкования правовых явлений, поскольку в основном онтологически изображает объективную диалектику их реального развития, изменения и преобразования.

Но со временем общая теория права все в большей  мере стала интересоваться тем, какими путями, методами и способами происходит самопознание правовых явлений, какова их гносеологическая природа. Это вполне естественный процесс в историческом развитии любой науки, когда периоды, характеризующиеся преимущественно накоплением онтологического материала, неизбежно дополняются периодами гносеологического его осмысления и обобщения. Именно благодаря этим периодам наука приобретает способность "взглянуть на себя со стороны", проверить, отточить и обогатить ее познавательный арсенал и тем самым создавать предпосылки для перехода на качественно новую ступень освоения изучаемой действительности. То же самое происходит и с общей теорией права: постепенно, шаг за шагом происходит зарождение и становление нового направления в лоне самой общей теории права - философии права, которую можно охарактеризовать как разработку логики, диалектики и теории познания правового бытия"3. На этом основании можно полагать, что описанная выше ситуация говорит об уровне самосознания общей теории права, о ее гносеологическом потенциале.

Несколько в ином ключе познавательная ситуация разрешается  С.С. Алексеевым. В "Общей теории права" он полагает, что философию права составляют методологические проблемы правоведения, социология права - это проблемы эффективного законодательства, условий и причин правонарушений, социальной структуры и правового сознания. А социально-юридическая теория содержит такие проблемы, как источник права, юридические нормы, факторы, коллизионные нормы. С.С. Алексеев, как и Д.А. Керимов, подчеркивает условный характер этого структурирования: это не подотрасли науки, это общие направления в рамках единого целого такой науки, как философия права.

В отечественной  литературе встречается точка зрения, в соответствии с которой обе  предложенные выше версии предметного  статуса философии права могут  быть связаны с позитивистской традицией  в подходе к философии права  как дисциплине. В частности, можно выделить характерную в этом смысле исследовательскую (и позитивистски ориентированную) позицию Г. Шершеневича, который усматривал нерасторжимость общей теории права и философии права, когда писал, что основанием для построения категориальной системы философии права может служить только положительное право, но не идеальные представления, не то, что "должно быть правом". Однако Г. Шершеневич считает, что, несмотря на высочайший уровень абстрагирования (проблематика доведена здесь до философского уровня обобщения), философия права устремлена и к практическим задачам. Если бы этого не было, было бы нарушено соответствие между философией и специально-юридическими теориями, материал которых философия права синтезирует. Процесс этот взаимообусловлен, поскольку, возникнув, философия права, в представлении Г. Шершеневича, "превращается в общую теорию права, в отличие от тех теорий, которые создаются в рамках отраслевых юридических наук. Общая теория выясняет, что такое право вообще, независимо от его временной изменчивости, что такое государство вне разнообразия его форм проявления, каковы источники права, какова методика разработки норм права"4.

Возникает также  вопрос о соотношении философии  права и энциклопедии права. Последняя  представляет собой общую характеристику феноменов права, общий комментарий, но в ней нет системного анализа комплекта юридического знания. Огромен вклад в энциклопедию права Шеллинга, Фихте, Гегеля, Ганниуса, Пюттера, Гареиса, Ратковского, Рождественского, Деларова, Зверева, Суворова, Карасевича, Трубецкого. В современной литературе энциклопедия права и философия права понимаются как содержательно идентичные, как основание для становления общей теории права: "...правоведение, помимо практических целей, решает и чисто теоретические задачи. Во-первых, правоведение "отрабатывает" практический материал права в систематическом, историческом и "эмпирико-реалистическом направлении". И во-вторых, из полученного таким образом правового материала правоведение "извлекает" общие основы права, создает сообразно их внутренней связи цельную систему общей теории права и "применяет" их в качестве руководящих принципов для оценки имеющегося правового материала и для развития права и правоведения.

Н.М. Коркунов отмечал, что общая теория права не имеет непосредственного применения в жизни, так как она содержит только общие основы права, а не конкретные правовые предписания, регламентирующие реальные жизненные отношения. Однако теория права призвана понять практическое право и реальные человеческие отношения как единое целое: этот общий организм следует "разложить" на его отдельные "органы" и "элементы", определить их взаимодействие, "нормы и цели их действия", а также назначение как целого, так и частей"5.

Сегодня энциклопедия права представляет собой учебный курс "Введение в специальность".

Правомерен вывод  о самостоятельности философии  права как дисциплины. Безусловно, философия права и общая теория права - это отдельно, автономно функционирующие  дисциплины, хотя можно говорить о  том, что обе эти дисциплины имеют дело с объектами их анализа, сферы которых научно пересекаются. Для общей теории права объектом является социальный институт права, в то время как философия права исследует в феномене права проявление фундаментальных аспектов бытия: свободы, воли, материальное и духовное и т.д. В литературе существует точка зрения, в соответствии с которой общая теория права - это индуктивное знание, которое исходит из достижений юридических наук, в то время как философия права осуществляет свое становление как дедуктивное знание о праве, которое формируется посредством вывода из общих знаний о мироздании. Кроме того, как полагает, к примеру, Ю.В. Тихонравов, в то время как позитивная юриспруденция исследует право в качестве реальности, независимо от человека, философия права (ее именуют юридической антропологией) "изучает становление права из человеческой активности" 6.

Ю.В. Тихонравов предлагает определение философии  права как учения о смысле права, о том, в результате каких универсальных  причин и ради каких универсальных целей человек устанавливает право. При этом полагается, что "данная постановка проблемы не означает концентрации философии права на прямом анализе исторических ситуаций, в которых человек так или иначе обращается к использованию права, хотя и не исключает такого анализа. Для философии права характерно рассмотрение проблемы в абстрактном, общезначимом для любых исторических ситуаций аспекте, который в соответствии с традицией немецкой классической философии именуется логическим" 7. Исходя из логического подхода к предметной и концептуальной сути философии права, можно, таким образом, признать тезис о том, что задача философии права заключается не в том, чтобы воспроизвести весь многообразный процесс исторического развития права, чередование конкретно-исторических правовых памятников и фактов, смену одних правовых систем другими и показать этот процесс в последовательной конкретно-хронологической форме, что составляет задачу истории права. В отличие от нее философия права призвана раскрывать объективно-искусственное в его происхождении, в его необходимости, в освобожденном от случайностей виде, через систему абстрактных категорий, в которых историческое освобождено от всех зигзагов и отклонений, представлено как бы в снятом виде.

 

11. Предмет философии права

 

Философия права занимается поисками и установлением истины о праве, истинного знания о праве как специфической форме социального бытия людей и особом типе социальной регуляции.

Право как объект исследуется различными науками, каждая из которых рассматривает право под углом зрения своего специфического понимания и своих приемов изучения данного объекта, с позиций своего особого предмета и метода. При этом под объектом науки (научной дисциплины) имеется в виду то, что еще предстоит изучить и понять, а под ее предметом - уже определенным образом теоретически (научно) осмысленное состояние объекта, его познавательно-смысловая форма (образ, модель, конструкция) выражения, определенная концепция его понимания и понятия.

В философии права исследуется  право в целом, право как определенная универсальная целостность, весь правовой универсум, весь мир права, все правовое, охватывающее и сущность права, и формы внешнего проявления этой сущности (правовые явления). Такое понимание права как некоторой целостности, состоящей из правовой сущности и форм ее проявления (из правовых явлений), предполагает и включает в себя определенную концепцию различения и вместе с тем сочетания сущности и явления в праве, сущности права и правовых явлений, права как внутренней сущности и права как внешнего явления. Поэтому в самом общем виде можно сказать, что предметная область философии права как науки (отдельной самостоятельной научной дисциплины) - это право как сущность и право как явление в их различении, соотношении (совпадении или несовпадении) и искомом единстве.

Существенное своеобразие такого различения и соотношения сущности и явления в сфере права обусловлено тем принципиальным обстоятельством, что научно постигаемая сущность права (право как сущность) носит объективный характер, а право как явление носит официально-властный (и в этом смысле субъективный) характер, зависит от воли, усмотрения и возможного произвола субъектов официальной власти. Поэтому закон ( позитивное право ), т.е. то, что в официально-властном (государственном) порядке установлено и считается принудительно-обязательным правом, может как соответствовать сущности права (т.е. быть правовым явлением, правовым законом, выражением правовой сущности), так и противоречить этой сущности (т.е. быть неправовым явлением, неправовым, лжеправовым, правонарушающим, противоправным законом).

С учетом данного обстоятельства приведенное  определение предметной области  философии права можно сформулировать в следующей более конкретной форме: предмет философии права - это право и закон в их различении, соотношении и искомом единстве.

При этом под правом имеется в виду право как сущность, т.е. присущая только праву как особому социальному явлению и специфическому регулятору объективная по своей природе правовая сущность, независящая от воли или произвола законодателя (государства), а под законом как официально-властным явлением имеется в виду все позитивное право (все его источники, все формы его выражения), т.е. принудительно-обязательные установления (правила, нормы поведения), которые зависят от воли и возможного произвола законодателя (государства) и, следовательно, могут как соответствовать, так и не соответствовать сущности права (праву как сущности). Иначе говоря, под законом в контексте различения права и закона имеется в виду закон в собирательном смысле, т.е. все то, что обладает законной силой, является официально-обязательным.

Искомое философией права единство правовой сущности (права как сущности) и права как явления (официально-властно  установленного правового явления  в виде принудительно-обязательного закона, позитивного права) - это правовой закон, правовое позитивное право, т.е. такое государственно установленное, обладающее принудительно-обязательной (юридической) силой официально действующее право (позитивное право), которое соответствует правовой сущности (праву как сущности) и, следовательно, представляет собой не просто и не только официально-властное явление, но официально-властное правовое явление, государственную форму надлежащего выражения (внешнего проявления) правовой сущности в правовом явлении.

Дальнейшая конкретизация приведенного определения предмета философии  права зависит от того понимания (и понятия) сущности права, которое  лежит в основе той или иной конкретной концепции философии  права.

Информация о работе Контрольная работа по "Философии права"