Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 17:41, контрольная работа
Задание 1. 3. Практическая философия права и общая теория права
11. Предмет философии права
12.Идея естественного права: история и современность
44. Правовой порядок как филосовско - правовая проблема
Задание 2. 1.Дать определение понятий философии права.
4. Составить список литературы, имеющейся в библиотеках г.Кирова в соответствии с разделами курса.
Задание 3.Сообщение по теме: Правовая аксиология как теоретическое направление
Согласно разработанной нами и освещаемой также и в данном учебнике либертарно-юридической концепции философии права сущность права - это формальное равенство, которое трактуется и раскрывается в данной концепции как всеобщая и равная мера свободы и справедливости в социальной жизни людей.
Такое понимание сущности права дает основание для конкретизации приведенных выше определений предмета философии права в следующем виде: предмет философии права - это формальное равенство и формы его проявления. Поскольку всякое равенство в социальной (в том числе и правовой) сфере - это именно формальное равенство, приведенное определение можно сформулировать в более краткой форме: предмет философии права - это принцип равенства и его проявления.
Формы внешнего проявления и практического
осуществления в эмпирической действительности
формального равенства - это все
реальные правовые явления нормативно-
К правовым явлениям, таким образом, относятся все те реальные явления (официально установленный закон, фактически наличное государство , поведенческие акты различных субъектов социальной жизни, их взаимоотношения и т.д.), которые соответствуют принципу формального равенства, представляют собой формы внешнего выражения и осуществления требований данного принципа. Все эти явления входят в предмет философии права не в виде эмпирических объектов, а лишь как правовые явления, как конкретизированные формы выражения формального равенства, т.е. только в их правовых измерениях и свойствах, в правовых (по своей сущности и характеру) формах закона, государства, поведения, отношений и т.д.
В предмет философии права, таким образом, вместе с другими правовыми явлениями входит и государство в качестве особого правового явления, а именно - в качестве институционально-властной формы проявления, выражения и действия всеобщей и единой правовой сущности (принципа формального равенства, его свойств и требований).
В процессе освещения предмета философии права (правовой сущности и правовых явлений, их различения и соотношения, форм их единства и т.д.) с данных предметно-правовых позиций критически анализируются и соответствующие антиподы права, различные прошлые и современные теоретические и практические формы отрицания, игнорирования или искажения смысла, специфики и ценности права как сущности и как явления, подмены права произволом, правовых норм и публично-властных институтов - антиправовымиформами организации официальной власти и ее произвольно-приказными правилами, правовых форм жизни и взаимоотношений свободных индивидов - господством силовых, принудительно сверху навязанных людям стандартов поведения и т.д.
В этом смысле можно сказать, что любая философия права - это не только философское осмысление и обоснование права, но одновременно и философское разоблачение, критика и отрицание антиправа (произвола) во всех его теоретических и практических проявлениях - в виде антиправового закона, антиправовой власти, антиправовых форм отношений и т.д. И чем глубже, четче, точней и адекватней выявлен и определен предмет философии права, тем выше, богаче и больше ее теоретическое и практическое значение - и в позитивном плане утверждения и господства права, и в критическом плане разоблачения, отрицания и преодоления всех форм и проявлений антиправа (произвола).
Приведенные краткие определения
(дефиниции) предмета развиваемой нами
концепции философии права
Сформулированное нами с либертарно-юридических позиций понимание предмета философии права имеет и общее значение в плане выявления, уяснения и определения того общего для различных учений о праве познавательно-смыслового момента, который выражает их предметное единство в качестве разных концепций такой одной общей и единой науки (научной и учебной дисциплины), как философия права. Таким общим моментом, имеющим предметообразующее значение для всей философии права (для всех его концепций, направлений, версий и вариантов), является понимание права в целом как сущности и как явления, т.е. теоретическое различение в праве особой правовой сущности объективного характера (т.е. сущности права, независимой от воли законодателя и вообще от субъективного фактора) и правового явления, зависимого от субъективного фактора (от воли и мнения законодателя, усмотрений или произвола официальной власти и т.д.).
Такое теоретическое различение объективной
правовой сущности (права как сущности)
и субъективного правового
Так, в естественноправовых
Поэтому философия права в трактовке юснатуралистов - это по сути дела философия естественного права.
Прямо противоположную позицию занимают представители легизма (от lex - закон). В своих позитивистских и неопозитивистских учениях о праве они отрицают не только естественное право, но и вообще объективную сущность права, независимую от воли законодателя, официальной власти. Право для легистов - это закон (позитивное право), который именно в силу его официально-властного, принудительно-обязательного характера является настоящим правом.
Поэтому для легизма философия права, да и любое теоретическое учение о сущности права в его различении и соотношении с законом - это метафизическое учение о нереальных (непозитивных) объектах. Максимум, что допускают некоторые представители легизма (позитивизма и неопозитивизма), - это философия позитивного права , своего рода философское обоснование легизма и позитивистского законоведения.
Легизм и юснатурализм выражают крайние, взаимоисключающие позиции в понимании права и в отношении к философии права. Односторонний характер антагонистических подходов, каждый из которых по-своему разрывает необходимые связи между сущностью и явлением в праве, преодолен в развиваемой нами концепции понимания права и предмета философии права, в рамках которой взаимосвязь между правовой сущностью и правовым явлением в контексте различения и соотношения права и закона носит необходимый характер и охватывает все юридико-логически возможные варианты соотношения права и закона.
Поэтому либертарно-юридическая трактовка предмета философии права значима не только для данной философско-правовой концепции, но и в качестве общего определения предмета философии права в целом .
Дело в том, что в рамках более развитой концепции понимания права и предмета философии права уже учтены и в преобразованном виде присутствуют также и достижения ("резоны") предшествующих, теоретически менее развитых концепций и, следовательно, есть смысловое поле для их надлежащего понимания и изложения, тогда как в ограниченных рамках менее развитой концепции такой гносеологической возможности и такого смыслового пространства для адекватного понимания и изложения более развитой концепции нет. Такая логика познания и его развития действует также и в сфере философско-правовой мысли.
12.Идея естественного права: история и современность
Концепция естественного
права относится к числу
Идеи естественного права были распространены в воззрениях древнеримских юристов, которые считали, что наряду с подвижным и изменчивым положительным правом существует вечное естественное право, коренящееся в самой природе человеческого разума и человеческих отношениях. Естественное право рассматривалось как воплощение ценностей добра и справедливости, в то время как право, создаваемое законодателем, имело смысл и оправдание лишь постольку, поскольку могло быть продуктом практического умения людей творить добро и справедливость на земле вопреки силам насилия и произвола, порока и искушения 9.
Среди мыслителей Средневековья господствовало убеждение, что существует вечное естественное право, вечные естественные законы, которые имеют божественное происхождение. В эпоху Нового времени фундаментальную разработку теории естественного права мы находим в произведениях Г. Гроция, Дж. Локка, Т. Гоббса, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, И. Канта и других видных ученых. Особый вклад в содержание теории естественного права внесли французские и английские просветители, которые предложили концепцию о священных и неотъемлемых правах человека, которые принадлежат ему по факту рождения 10.
Идеи, принципы и положения теории
естественного права нашли
Концепция естественного права
получила новое прочтение и
Даже приверженцы позитивизма в российской юридической науке этого периода, подчеркивая деление права на естественное и положительное (позитивное), не противопоставляли естественное и позитивное право и не проводили между ними резких, непреодолимых границ. Так, Б.Н. Чичерин, Н.И. Палиенко, Г.Ф. Шершеневич и некоторые другие видные юристы, признавая только положительное (позитивное) право, отводили праву естественному роль идейной оценки существующего законодательства. При этом, правда, во-первых, он предостерегает от смешения положительного права с позитивной философией, отрицающей метафизику, и во-вторых, говорит, что не следует ставить знака равенства между положительным правом в узком смысле слова и правом, исходящим от государства 12.
Интересные мысли о сущности
естественного права
Естественное право можно
Одним из самых известных в России конца XIX - начала XX в. сторонников естественно-правовой теории являлся Павел Иванович Новгородцев (1866 - 1924). Естественное право П.И. Новгородцев истолковывал не в контексте исторической эволюции, а в рамках вечного неотъемлемого права человеческой личности, имеющего нравственную природу и характер абсолютной ценности. Он определял его как "совокупность моральных (нравственных) представлений о праве (не положительном, а долженствующем быть)", как "идеальное построение будущего и нравственный критерий для оценки, существующий независимо от фактических условий правообразования"14.
П.И. Новгородцев констатировал "несводимость права и нравственности друг к другу" и установил связь обоих начал на почве естественно-правовой идеи. Это определило принципы нравственной критики позитивного права. Само естественное право понималось им как особая часть моральной философии, задающая масштаб нормативной оценке правотворчества. Преобладающую в его время правовую концепцию П.И. Новгородцев именовал "философией легального деспотизма". Согласно ей основой права считалась государственная власть, утверждаемая на праве силы. П.И. Новгородцев показал, что включение идеи естественного права в государственную науку потребует ее обязательных преобразований.