Контрольная работа по "Философии права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 17:41, контрольная работа

Краткое описание

Задание 1. 3. Практическая философия права и общая теория права
11. Предмет философии права
12.Идея естественного права: история и современность
44. Правовой порядок как филосовско - правовая проблема
Задание 2. 1.Дать определение понятий философии права.
4. Составить список литературы, имеющейся в библиотеках г.Кирова в соответствии с разделами курса.
Задание 3.Сообщение по теме: Правовая аксиология как теоретическое направление

Файлы: 1 файл

контрольная вопросы.doc

— 239.00 Кб (Скачать)

Согласно разработанной нами и освещаемой также и в данном учебнике либертарно-юридической концепции философии права сущность права - это формальное равенство, которое трактуется и раскрывается в данной концепции как всеобщая и равная мера свободы и справедливости в социальной жизни людей.

Такое понимание сущности права  дает основание для конкретизации  приведенных выше определений предмета философии права в следующем  виде: предмет философии права - это формальное равенство и формы его проявления. Поскольку всякое равенство в социальной (в том числе и правовой) сфере - это именно формальное равенство, приведенное определение можно сформулировать в более краткой форме: предмет философии права - это принцип равенства и его проявления.

Формы внешнего проявления и практического  осуществления в эмпирической действительности формального равенства - это все  реальные правовые явления нормативно-регулятивного, институционально-властного и поведенческого характера, представляющие собой лишь различные формы внешнего выражения и конкретизации единой правовой сущности, одного и того же отличительного правового начала, общеправового принципа формального равенства.

К правовым явлениям, таким образом, относятся все те реальные явления (официально установленный закон, фактически наличное государство , поведенческие акты различных субъектов социальной жизни, их взаимоотношения и т.д.), которые соответствуют принципу формального равенства, представляют собой формы внешнего выражения и осуществления требований данного принципа. Все эти явления входят в предмет философии права не в виде эмпирических объектов, а лишь как правовые явления, как конкретизированные формы выражения формального равенства, т.е. только в их правовых измерениях и свойствах, в правовых (по своей сущности и характеру) формах закона, государства, поведения, отношений и т.д.

В предмет философии права, таким  образом, вместе с другими правовыми  явлениями входит и государство в качестве особого правового явления, а именно - в качестве институционально-властной формы проявления, выражения и действия всеобщей и единой правовой сущности (принципа формального равенства, его свойств и требований).

В процессе освещения предмета философии права (правовой сущности и правовых явлений, их различения и соотношения, форм их единства и т.д.) с данных предметно-правовых позиций критически анализируются и соответствующие антиподы права, различные прошлые и современные теоретические и практические формы отрицания, игнорирования или искажения смысла, специфики и ценности права как сущности и как явления, подмены права произволом, правовых норм и публично-властных институтов - антиправовымиформами организации официальной власти и ее произвольно-приказными правилами, правовых форм жизни и взаимоотношений свободных индивидов - господством силовых, принудительно сверху навязанных людям стандартов поведения и т.д.

В этом смысле можно сказать, что  любая философия права - это не только философское осмысление и обоснование права, но одновременно и философское разоблачение, критика и отрицание антиправа (произвола) во всех его теоретических и практических проявлениях - в виде антиправового закона, антиправовой власти, антиправовых форм отношений и т.д. И чем глубже, четче, точней и адекватней выявлен и определен предмет философии права, тем выше, богаче и больше ее теоретическое и практическое значение - и в позитивном плане утверждения и господства права, и в критическом плане разоблачения, отрицания и преодоления всех форм и проявлений антиправа (произвола).

Приведенные краткие определения (дефиниции) предмета развиваемой нами концепции философии права содержат лишь наиболее важные и существенные характеристики этого предмета, полное освещение которого дано во всей концепции, представляющей собой форму систематического рассмотрения и раскрытия данного предмета. Основные положения этой либертарно-юридической концепции философии права - в общем контексте всемирной и отечественной философии права, в соотношении с другими философско-правовыми концепциями прошлого и современности - содержатся в настоящем учебнике.

Сформулированное нами с либертарно-юридических  позиций понимание предмета философии  права имеет и общее значение в плане выявления, уяснения и определения того общего для различных учений о праве познавательно-смыслового момента, который выражает их предметное единство в качестве разных концепций такой одной общей и единой науки (научной и учебной дисциплины), как философия права. Таким общим моментом, имеющим предметообразующее значение для всей философии права (для всех его концепций, направлений, версий и вариантов), является понимание права в целом как сущности и как явления, т.е. теоретическое различение в праве особой правовой сущности объективного характера (т.е. сущности права, независимой от воли законодателя и вообще от субъективного фактора) и правового явления, зависимого от субъективного фактора (от воли и мнения законодателя, усмотрений или произвола официальной власти и т.д.).

Такое теоретическое различение объективной  правовой сущности (права как сущности) и субъективного правового явления (права как явления) в том или  ином виде присуще всем концепциям философии права. В общей форме  это различение мы формулируем как различение права (права как особой сущности) и закона (права как особого явления, как официально-властного установления) и их соотношение (совпадение или несовпадение). Более конкретный смысл такого различения и соотношения права и закона зависит от того конкретного понятия права (понимания правовой сущности и правового явления, характера их связей и т.д.), которое лежит в основе соответствующей концепции философии права и определяет ее своеобразие.

Так, в естественноправовых концепциях философии права предметная область философии права определяется различением и соотношением естественного права и позитивного права (сам термин "ius positivum" - "позитивное право" возник в римской и утвердился в средневековой юриспруденции). Для сторонников юснатурализма (от ius naturale - естественное право) естественное право - это единственное подлинное право, право в собственном смысле слова, тогда как государственно установленное и официально действующее право (т.е. позитивное право) - право неподлинное, ненастоящее, произвольное, искусственное, неестественное.

Поэтому философия права  в трактовке юснатуралистов - это  по сути дела философия естественного права.

Прямо противоположную позицию  занимают представители легизма (от lex - закон). В своих позитивистских и неопозитивистских учениях о праве они отрицают не только естественное право, но и вообще объективную сущность права, независимую от воли законодателя, официальной власти. Право для легистов - это закон (позитивное право), который именно в силу его официально-властного, принудительно-обязательного характера является настоящим правом.

Поэтому для легизма философия  права, да и любое теоретическое  учение о сущности права в его  различении и соотношении с законом - это метафизическое учение о нереальных (непозитивных) объектах. Максимум, что допускают некоторые представители легизма (позитивизма и неопозитивизма), - это философия позитивного права , своего рода философское обоснование легизма и позитивистского законоведения.

Легизм и юснатурализм выражают крайние, взаимоисключающие позиции в понимании права и в отношении к философии права. Односторонний характер антагонистических подходов, каждый из которых по-своему разрывает необходимые связи между сущностью и явлением в праве, преодолен в развиваемой нами концепции понимания права и предмета философии права, в рамках которой взаимосвязь между правовой сущностью и правовым явлением в контексте различения и соотношения права и закона носит необходимый характер и охватывает все юридико-логически возможные варианты соотношения права и закона.

Поэтому либертарно-юридическая трактовка предмета философии права значима не только для данной философско-правовой концепции, но и в качестве общего определения предмета философии права в целом .

Дело в том, что в рамках более  развитой концепции понимания права  и предмета философии права уже  учтены и в преобразованном виде присутствуют также и достижения ("резоны") предшествующих, теоретически менее развитых концепций и, следовательно, есть смысловое поле для их надлежащего понимания и изложения, тогда как в ограниченных рамках менее развитой концепции такой гносеологической возможности и такого смыслового пространства для адекватного понимания и изложения более развитой концепции нет. Такая логика познания и его развития действует также и в сфере философско-правовой мысли.

12.Идея естественного  права: история и современность

 

Концепция естественного  права относится к числу классических правовых доктрин, зародившихся в глубокой древности. Еще в Древней Греции философы дискутировали по вопросу о том, коренится ли право в самой природе вещей, в определенном миропорядке или же является результатом произвольного соглашения между людьми, следствием целенаправленного человеческого установления. Выдающиеся мыслители античности Сократ, Платон и Аристотель считали, что в основе права лежит "вечный, незыблемый божественный порядок, который господствует не только в человеческих отношениях, но и во всем строении мироздания: рядом с законами, изобретенными людьми, существуют вечные неписаные законы, вложенные в сердца людей самим божественным разумом"8.

Идеи естественного права были распространены в воззрениях древнеримских  юристов, которые считали, что наряду с подвижным и изменчивым положительным правом существует вечное естественное право, коренящееся в самой природе человеческого разума и человеческих отношениях. Естественное право рассматривалось как воплощение ценностей добра и справедливости, в то время как право, создаваемое законодателем, имело смысл и оправдание лишь постольку, поскольку могло быть продуктом практического умения людей творить добро и справедливость на земле вопреки силам насилия и произвола, порока и искушения 9.

Среди мыслителей Средневековья господствовало убеждение, что существует вечное естественное право, вечные естественные законы, которые имеют божественное происхождение. В эпоху Нового времени фундаментальную разработку теории естественного права мы находим в произведениях Г. Гроция, Дж. Локка, Т. Гоббса, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, И. Канта и других видных ученых. Особый вклад в содержание теории естественного права внесли французские и английские просветители, которые предложили концепцию о священных и неотъемлемых правах человека, которые принадлежат ему по факту рождения 10.

Идеи, принципы и положения теории естественного права нашли отражение  в произведениях отечественных  мыслителей XVIII - первой половины XIX в: В.Н. Татищева, С.Е. Десницкого, А.П. Куницина, А.Н. Радищева, Н.М. Муравьева, П.И. Пестеля, К.Д. Кавелина, К.А. Неволина 11.

Концепция естественного права  получила новое прочтение и распространение  в государственно-правовой мысли  России конца XIX - начала XX в.

Даже приверженцы позитивизма  в российской юридической науке  этого периода, подчеркивая деление права на естественное и положительное (позитивное), не противопоставляли естественное и позитивное право и не проводили между ними резких, непреодолимых границ. Так, Б.Н. Чичерин, Н.И. Палиенко, Г.Ф. Шершеневич и некоторые другие видные юристы, признавая только положительное (позитивное) право, отводили праву естественному роль идейной оценки существующего законодательства. При этом, правда, во-первых, он предостерегает от смешения положительного права с позитивной философией, отрицающей метафизику, и во-вторых, говорит, что не следует ставить знака равенства между положительным правом в узком смысле слова и правом, исходящим от государства 12.

Интересные мысли о сущности естественного права высказывались  в работах Льва Александровича Тихомирова (1852 - 1923), одного из видных представителей консервативного направления русской государственно-правовой мысли второй половины XIX - начала XX в. По мнению Л.А. Тихомирова, юридическое право создается самим государством. Однако в природе вещей есть нечто более высокое, чем юридическое право, - это право естественное, прирожденное, самородное, которое порождает верховную власть, эту властительницу государства и творца юридического права. Право в юридическом смысле есть то дозволение, та возможность действия, которая вытекает из свода законов. Право же естественное есть та возможность, которая вытекает из природной необходимости, по законам психологии и социологии. Естественное право существовало задолго до государства, но оно не исчезает и с его появлением. Поскольку есть некоторые как бы неизменные права, но появляются и другие. Например, право на образование долгое время считалось абсурдным, однако со временем образовательный ценз становится необходимым. Иными словами, то, что вытекает из необходимости, становится естественным. Естественное право есть то, что определяется разумом, разлитым по всему обществу.

Естественное право можно рассматривать  как совокупный результат внутреннего  самоопределения личности применительно  к внешним условиям. "Саморождение естественного права в обществе" делает необходимым связь государства с обществом через посредство верховной власти. Оно определяется нравственным сознанием, и в христианской монархии чуткое отношение к естественному праву еще более необходимо, поскольку в аристократиях и демократиях господствует юридическое понятие права в отличие от справедливости, свойственной монархическому началу. Через призму естественного права Л.А. Тихомиров рассуждал о правах человека и его взаимоотношениях с государством 13.

Одним из самых известных в России конца XIX - начала XX в. сторонников естественно-правовой теории являлся Павел Иванович Новгородцев (1866 - 1924). Естественное право П.И. Новгородцев истолковывал не в контексте исторической эволюции, а в рамках вечного неотъемлемого права человеческой личности, имеющего нравственную природу и характер абсолютной ценности. Он определял его как "совокупность моральных (нравственных) представлений о праве (не положительном, а долженствующем быть)", как "идеальное построение будущего и нравственный критерий для оценки, существующий независимо от фактических условий правообразования"14.

П.И. Новгородцев констатировал "несводимость права и нравственности друг к  другу" и установил связь обоих  начал на почве естественно-правовой идеи. Это определило принципы нравственной критики позитивного права. Само естественное право понималось им как особая часть моральной философии, задающая масштаб нормативной оценке правотворчества. Преобладающую в его время правовую концепцию П.И. Новгородцев именовал "философией легального деспотизма". Согласно ей основой права считалась государственная власть, утверждаемая на праве силы. П.И. Новгородцев показал, что включение идеи естественного права в государственную науку потребует ее обязательных преобразований.

Информация о работе Контрольная работа по "Философии права"