Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 17:41, контрольная работа
Задание 1. 3. Практическая философия права и общая теория права
11. Предмет философии права
12.Идея естественного права: история и современность
44. Правовой порядок как филосовско - правовая проблема
Задание 2. 1.Дать определение понятий философии права.
4. Составить список литературы, имеющейся в библиотеках г.Кирова в соответствии с разделами курса.
Задание 3.Сообщение по теме: Правовая аксиология как теоретическое направление
Господство юридического позитивизма, отрицающего необходимость ценностного оправдания устанавливаемого законом порядка (это обычно бывает обусловлено политико-экономическими обстоятельствами), приводит к тому, что закон утрачивает правовое содержание, а потому и не воспринимается как средство защиты своих прав и интересов, исчезают всякие стимулы к его соблюдению, уважению и защите. Постепенно складывается своеобразный внезаконный порядок - реальная структура общественных отношений, возникающая в результате взаимодействия различных социальных сил, что оказывается удобным и для государства, которое, обладая наибольшими возможностями навязать обществу желаемый им порядок, освобождается от необходимости следовать им же установленным правилам26. Для юридического позитивизма весьма характерны пренебрежение правами человека и гражданина, апология власти и гипертрофия ее нормотворческих возможностей, отрицание собственно ценностного значения права и основанного на нем правопорядка. Здесь повсюду господствует взгляд на человека как на подчиненный объект власти, а не свободное существо27. Применительно к новым социально-политическим и экономическим условиям накопленные в юридической теории знания по этой проблеме явно требуют переосмысления, анализа и систематизации на современной методологической основе. Прежде всего речь идет о методологическом разнообразии подходов к пониманию права и правопорядка 28.
В целом, однако, анализ достаточно обширной литературы не свидетельствует о сколько-нибудь удовлетворительной разработке исследуемой проблемы. Наоборот, в общетеоретическом плане она оказалась едва ли не наименее разработанной. Объясняется это, на наш взгляд, тем, что многочисленные исследования по вопросам сущности права, его реализации, правовой культуры, юридической ответственности и т.п. имеют непосредственное отношение к теме и уже этим вносят свою лепту в общую теорию вопроса.
Юридическая теория предпочитает рассматривать
содержание понятия правового порядка
исключительно в
Правовой порядок есть состояние реальной правовой жизни общества, характеризующееся правомерным поведением ее участников.
Порядок выступает как гармония
правовой жизни вообще и гармоническое
состояние конкретного
Порядок, рассмотренный с точки зрения и подчиненности некоторой совокупности целей, и наличности соответствующих условий, средств, механизмов, готовых форм (норм), должен быть понят как организованность правовой жизни. Порядок видится в полноценности правомочий и правообязанностей, в обычной готовности общества (в лице определенных органов и уполномоченных) и очевидного большинства людей воспроизводить существующие правовые отношения.
Идея порядка отражает качественное состояние правовой жизни, характеризующееся тем, что и общество, и очевидное большинство людей готовы воспроизводить сложившиеся и поддерживаемые всеми регулятивными средствами отношения, позиции, роли, ценности, а также результативно сопротивляться социально негативным процессам, действиям, обстоятельствам. Конкретные права членов общества осуществляются правовым способом только при наличии порядка. В противном случае реализация прав носит силовой и, в сущности, случайный характер.
Поскольку в праве весьма значима внешняя форма, порядок предстает как упорядоченность. Последняя отражает социальные структуры как устойчивые, оговоренные, однозначные зависимости элементов (организаций, учреждений, иных субъектов права), в которых сам факт этих зависимостей имеет самостоятельное значение.
Если же речь идет о правовой деятельности,
то она, будучи обязательно упорядоченной,
предстает как некоторая
Если мы имеем в виду конкретного субъекта правовой деятельности, то ее упорядоченность предстает как четко определенная, ограниченная правомочность. Только при таком условии социально приемлемые действия правомочного субъекта становятся правомерными, вызывающими согласие.
Порядок - универсальная характеристика социальной реальности. Будучи универсальным, порядок не может не быть выражением социальной необходимости.
Все эти характеристики правового порядка находят свое проявление, когда участники правовой жизни начинают действовать.
Задание 2.
1.Дать определение понятий
Философия права - наука о наиболее общих теоретико-мировоззренческих проблемах правоведения и государствоведения. Длительное время выступала как составная часть философских систем.
Правова́я филосо́фия (или филосо́фия пра́ва) — раздел философии и юриспруденции, который занимается исследованием смысла права, его сущности и понятия, его оснований и места в мире, его ценности и значимости, его роли в жизни человека, общества и государства, в судьбах народов и человечества
Философия права - это наука, которая занимается поисками и установлением истины о праве, истинного знания о праве как специфической форме социального бытия людей и особом типе социальной регуляции.
Философия права – наука, занимающаяся исследованием смысла права, его сущности и понятия, его оснований и места в мире, его ценности и значимости, его роли в жизни человека, общества и государства, в судьбах народа и человечества.
Философия права – это наука о праве в жизни людей, в человеческом бытии.
Философия права – это научная дисциплина, которая призвана дать мировоззренческое объяснении права, его смысла и предназначения, обосновать его под углом зрения сути человеческого бытия, существующей в нем системы ценностей.
Аксиология – наука о ценностях.
Философия права - целостная многоуровневая система, звенья которой находятся в состоянии иерархической соподчиненности, которые не могут быть представлены как концептуально обособленные.
Предмет философии права - это право и закон в их различении, соотношении и искомом единстве.
Либертарный (или либертарно-юридический, юридико-формологический, формально-юридический) метод - это понятийно-правовой метод философско-правового познания изучаемой действительности в качестве правовой действительности, производства и организации знания о праве как принципе формального равенства и внешних формах его проявления.
4. Составить список
литературы, имеющейся в библиотеках
г.Кирова в соответствии с
Ч. 1. Теоретическая философия права.
Тема 1. Предмет философии права
Литература по теме:
Тема 2. Теоретическая философии
права на Западе и в России: генезис
типов теоретико-правовой рациональности
Литература по теме:
Тема 3. Правовая онтология
Литература по теме:
Тема 4. Право и ценности
Литература по теме:
Тема 5. Правосознание и правовая
культура.
Литература по теме:
Тема 6. Действие права (пространство
правовой коммуникации)
Литература по теме: