Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2015 в 23:58, контрольная работа
Самым идеальным взаимодействием можно назвать сотрудничество. Это стремление выработать решение, полностью удовлетворяющее интересы обеих сторон. Такая стратегия в поведении требует больших усилий и времени от людей, втянутых в конфликт. Но, впоследствии, приводит к долгосрочным, перспективным и плодотворным взаимодействиям. Именно на сотрудничество между сторонами спора направлена деятельность конфликтологической службы.
Введение
II. Основная часть.
1.Цель и основание конфликтологической службы
2. Партнерство как базовая стратегия разрешения конфликтов
3. Формы работы с конфликтами и методы их разрешения.
III. Заключение
IV. Список использованных источников.
Контрольная работа
по дисциплине
ФИЛОСОФИЯ КОНФЛИКТА И МИРА
на тему:
«Конструктивный подход к конфликтам»
Содержание.
II. Основная часть.
1.Цель и основание
2. Партнерство как базовая стратегия разрешения конфликтов
3. Формы работы с конфликтами и методы их разрешения.
III. Заключение
IV. Список использованных источников.
Каждый в своей жизни наверняка хоть раз побывал в конфликтной ситуации. Кто-то в момент конфликта приспосабливается к интересам противостоящей стороны. Кто-то избегает любой ценой конфликта, представляя ситуацию так, как будто конфликта нет. Другие выбирают позицию доминирования. И это можно назвать противостоянием двух сторон друг другу до победного результата одной из них. Бывают жизненные ситуации, в которых стороны приходят к компромиссу - 50/50. То, что я хочу от оппонента и то, что я готов дать взамен.
Самым идеальным взаимодействием
можно назвать сотрудничество. Это стремление
выработать решение, полностью удовлетворяющее
интересы обеих сторон. Такая стратегия
в поведении требует больших усилий и
времени от людей, втянутых в конфликт.
Но, впоследствии, приводит к долгосрочным,
перспективным и плодотворным взаимодействиям.
Именно на сотрудничество между сторонами
спора направлена деятельность
Конструктивный подход – отношение человека к объекту действия, при котором субъект пытается понять суть объекта: превратить "вещь в себе" в "вещь для нас". Следует отличать от неконструктивного подхода, отличающегося тем, что субъект при работе с объектом пытается выразить собственное отношение или собственные априорные представления о явлении и не интересуется его сутью.
Цель конфликтологической
Конструктивное управление осуществляется с помощью следующих методов и техник:
Работа с конфликтом - анализ, профилактика, прогнозирование, предупреждение, урегулирование, моделирование, разрешение.
Медиация - переговоры между сторонами с участием третьей нейтральной, беспристрастной, незаинтересованной в данном конфликте стороны - медиатора, который помогает сторонам выработать определенное соглашение по спору.
Консилиация – поочередное общение конфликтолога с каждой стороной конфликта с целью организации переговоров между ними для принятия взаимоприемлемого решения. Проводится без непосредственной встречи сторон за одним столом;
Фасилитация – профессиональная организация процесса групповой работы с помощью нейтрального ведущего, направленная на прояснение и достижение группой поставленных целей;
Конфликтологическое
Обучение теоретическим и практическим
основам конфликтологии.
Основания
использовать конфликтологические методы:
Признаки конструктивного подхода решения конфликта:
+ общая цель сторон;
+ достижение согласия к удовлетворению нужд каждой стороны;
+ установка на то, что выиграть должен каждый участник;
+ реализуется в режиме диалога и взаимопомощи;
+ в процессе диалога – совместный поиск путей достижения согласия, решения имеющихся проблем.
Деструктивный подход к попытке решения конфликта:
+ нет общей цели;
+ участники сосредоточены только на своих интересах (лозунг– "или ты или тебя!");
+ режим открытой конфронтации;
+ каждая сторона ищет способ помешать другой стороне.
Последствия
применения конструктивного подхода решения
конфликта:
+ облегчение, освобождение,
здоровый сон и другие психо-физиологические
положительные сдвиги;
+ на личностном уровне – новый, полезный жизненный опыт, новые возможности, перспективы;
+ на уровне отношений – преодолеваются разногласия сторон, производятся полезные для обеих сторон изменения, которые позволяют сохранить отношения и даже их улучшить;
+ погружение личностей друг в друга – личностный рост, саморазвитие.
Последствия применения деструктивного подхода решения конфликта:
+ на уровне самочувствия – неудовлетворенность,
моральный ущерб, острые эмоциональные
переживания, тревога, страх, смятение,
гнев, потеря сил, ухудшение психо-физиологических
показателей, соматические проявления,
+ на личностном уровне – разрушение
личности;
+ на уровне отношений - рост разногласий, потеря контакта.
По степени разрешенности конфликты разделяются на: неразрешенные, частично разрешенные, полностью разрешенные (это конфликты, которые снимают проблему и полностью предотвращают будущие столкновения по этому же самому вопросу).
Условия успешного
разрешения конфликта (конструктивный подход):
1. Принять исходный постулат – мы
можем предотвратить неблагоприятное
развитие ситуации и привести неудовлетворительные
отношения в порядок
+ любые отношения можно привести к положительному восприятию их обеими сторонами и улучшить имеющееся положение дел;
+ любые взаимоотношения могут
быть взаимовыгодными и взаимовыигрышными.
2. Взять на себя ответственность за положительный
исход, изменения
+ инициативу взять в свои руки и идти «со своего конца»;
+ концентрируемся на самом себе, своей личности;
+ создаем предпосылки для изменения на «противоположном конце». Мы идем, но у нас нет никаких гарантий!
3. Мы должны скорректировать свое поведение по отношению к оппоненту
+ приближаем свое поведение к поведению именуемому бесконфликтным;
+ перевод отношений в партнерские;
+ перевод восприятия и слушание партнера в активное восприятие и слушание;
+ открытое высказывание собственной точки зрения;
+ нейтрализация власти, переход к совместной, равной власти;
+ управление эмоциями;
+ введение контроля над собственными эмоциями;
+ творческое раскрепощение мыслей;
+ реализация творческого подхода к возникающим проблемам;
+ системный подход к возникающим в общении проблемам.
4. Составлять и реализовывать программу выхода из конфликта. Узловые моменты этой программы следующие:
+ проверка и формирование собственной готовности, а так же готовности партнера к решению конфликта;
+ всесторонний анализ конфликтной ситуации, ее глубокое осмысление, составление письменной карты конфликта;
+ подготовка и проведение переговоров по улаживанию конфликтной ситуации;
+ приглашение посредника (медиатора) и работа с ним. В США существует институт медиаторов.
2. Партнерство
как базовая стратегия
1. Возможные стратегии поведения в конфликтной ситуации
2. Техника партнерства
Виды стратегий:
+ Стратегия ухода или прерывание отношений.
+ Физический уровень – отсутствие отношений.
+ Эмоциональный уровень – прерывание эмоциональных отношений, Тела рядом, а души не общаются. Используется, когда для нас более существенна выгода при прерывании отношений. (Причина: не способность справиться со своими эмоциями, как наказание другого, минимилизация контактов, избегание контактов, едкость в поведении, или изменение вежливости). При применении этой стратегии проблема остается. Если ситуация не затрагивает прямых существенных интересов, тогда возможно ее использовать.
+ Приспособленческий - отношения надо сохранить любой ценой, эти отношения важнее, чем цели, которые преследуются (сглаживание взаимоотношений, а внутри может быть просто буря!). Проблемная ситуация не разрешается, остается. Оснований для разрешения конфликта нет. Допустимость применения этой стратегии – партнер не готов нас слушать, наличие стресса у партнера.
+ Манипуляторский (диктаторский, авторитарный) - прибегаем к этому виду, когда для нас всего важнее цели, варианта проигрыша просто не рассматриваем! Цель – любой ценой! Варианты поведения: дуемся (обида!), отказываемся, повышение тона голоса–переговорить, перекричать. Насилие! Следствие применения: партнер озлоблен, отказывается от сотрудничества, у партнеров состояние нервного срыва. Проблема совсем не решается, либо частично решается (в одностороннем порядке). Есть ситуации, когда оправдано применение этой стратегии – экстремальные, когда нет времени для обсуждения, совещания.
+ Компромисс - когда важны и цели и отношения с партнером. Ради отношений с партнером отказываемся от каких-то целей.
+ Партнерское сотрудничество – общение между
партнерами неизбежно. Важно сохранить
отношения и качественно решить проблемы,
так же предотвратить создание подобной
ситуации в будущем. Последствия: проблема
решается + сохраняются партнерские отношения.
Когда не срабатывает? – Если партнером
является конкурент + партнер более силен
по различным параметрам (как личность,
интеллектуально, финансовое обеспечение,
связи…) + партнер–асоциальный человек.
Необходимо гибкое использование разных
стратегий в разных ситуациях с учетом
целей и последствий разрешения конфликта.
Что надо сделать, чтобы перевести
отношения в партнерские?
+ Организация совместной деятельности
на всех стадиях решения конфликта;
+ Принять позицию обоюдного выигрыша,
взаимовыгодного решения конфликта;
+ Организовать диалог с партнером, поддерживать
высказывания партнера и активизировать
свои выступления;
+ Мы должны учитывать состояние партнера;
+ Совершать специальные усилия по выявлению
истинных целей, нужд, потребностей партнера
(это наиболее сложный пункт);
+ Вовлечь партнера в совместный процесс
поиска возможных вариантов решения конфликта;
+ Учесть свое мнение и мнение партнера
при принятии конкретного решения;
+ Распределить ответственность за действия
по реализации решения;
+ Учитывать свои желания и партнера.
Существуют три главных способа урегулирования конфликтов: