Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 17:50, доклад
Наибольший вклад в изучение ситуационной детерминации конфликта внес М.Дойч, который определяет конфликт как следствие объективного столкновения интересов противоположных сторон. Ситуационный подход сосредотачивается на аспекте несоответствия цели и средств деятельности существующим условиям. Поэтому в рамках ситуационного подхода появляется возможность обсуждать проблему изменения и модификации деятельности, подстройки её под существующие условия. K.Terhune приходит к выводу, что если ситуация проста и не содержит угрозы, большую роль играют личностные переменные; в сложных и стрессовых ситуациях превалируют ситуационные факторы (1980).
Наибольший вклад
в изучение ситуационной детерминации
конфликта внес М.Дойч, который определяет
конфликт как следствие объективного
столкновения интересов противоположных
сторон. Ситуационный подход сосредотачивается
на аспекте несоответствия цели и
средств деятельности существующим
условиям. Поэтому в рамках ситуационного
подхода появляется возможность
обсуждать проблему изменения и
модификации деятельности, подстройки
её под существующие условия. K.Terhune
приходит к выводу, что если ситуация
проста и не содержит угрозы, большую
роль играют личностные переменные; в
сложных и стрессовых ситуациях
превалируют ситуационные факторы
(1980).
Ситуационный подход в исследовании межгрупповых
конфликтов прочно связан с именем М.Шерифа.
Исследователь видел проблемы межгруппового
конфликта в факторах ситуации непосредственного
взаимодействия между группами. В соответствии
с этим он выстроил эксперимент, искусственно
создав ситуации конкуренции и кооперации.
В своей теории М.Шериф выдвинул положения
о причинности межгрупповых конфликтов
(1967). У.Клар конфликтной личностью называет
человека, который является участником
конфликтных взаимодействий, то есть имеет
повышенную склонность к восприятию ситуаций
как конфликтных или определяет ее как
склонную к конфликтному реагированию
на те или другие обстоятельства. По К.Хорни,
конфликтность может быть характеристикой
«невротической личности», т.е. человек
невротически реагирует на жизненные
ситуации, которые у здорового человека
не вызывает конфликта вообще.
В целом, ситуационный подход, как интегрирующий,
позволяет, на наш взгляд, выявить следующие
особенности познания и преобразования
процесса межличностного взаимодействия:
1) в случае доминирования деятельностного
подхода актуализируется ситуативный
уровень обнаружения человеком проблемности
в решаемой конкретной ситуации; 2) в случае
преобладания личностного подхода осуществляется
надситуативный уровень обнаружения проблемности.
Учет многоуровневой природы мыслительной
активности позволяет выделить следующие
типы ПМ: ситуативный и надситуативный
(М.М.Кашапов, Т.Г.Киселева, Ю.Н.Дубровина,
И.В.Серафимович).
Предметом нашего дальнейшего исследования
была конфликтоустойчивость, понимаемая
нами как способность оптимальным способом
противостоять конфликту. Конфликтоустойчивый
человек способен переводить деструктивные
конфликты в конструктивные. Конфликтоустойчивость
характеризуется позитивной сопротивляемостью
деструктивным конфликтным ситуациям.
Она включает умение преобразовывать
деструктивное содержание конфликтной
ситуации в конструктивное, умение анализировать
ситуацию взаимодействия, адекватную
оценку себя и партнера, эффективное общение,
умение предотвращать возникновение деструктивных
конфликтных ситуаций.
В конфликтоустойчивости можно выделить
два вида условий: внешние и внутренние. Внешние
условия – те особенности социального
окружения, которые затрудняют или облегчают
общение. К ним относятся: 1. Справедливое
распределение благ. 2. Открытая связь
с внешним миром. 3. Внутренняя сбалансированность
взаимовлияний и зависимостей между контактирующими
членами группы. 4. Совместное принятие
решений. 5. Адекватность формы передачи
информации. 6. Формирование адекватного
образа мира. Внутренние
условия – присущие каждому человеку
определенные стереотипы поведения и
характерный для него способ установления
отношений. Внутренние условия включают:
1. Эмоциональное переживание в общении.
2. Субъективная картина мира. 3. Адекватность
образа собственного «Я». 4. Адекватность
восприятия партнера по общению.
Факторы конфликтоустойчивости:
1. Индивидуально-
Структура конфликтоустойчивост включает
такие компоненты, как 1.Самоактуализация.
2. Эмоциональный (стрессустойчивость).
3. Познавательный (креативность). 4. Личностная
зрелость (ответственность). 5. Волевой.
6. Мотивационный. 7. Психомоторный.
Человек, с невысоким уровнем конфликтоустойчивости,
часто использует неэффективные стратегии
преодоления трудностей. В этих случаях
результатом бывает не конструктивное
решение возникших проблем, а неадекватное
приспособление. Многие заболевания, например,
в юношеском возрасте можно рассматривать,
как неспособность создать в напряженных
условиях механизмы преодоления трудностей.
В наших исследованиях (М.М.Кашапов, О.Ю.Захарычева)
установлено, что степень конфликтоустойчивости
зависит от уровня интернальности индивида,
так как прослеживается четкая взаимосвязь
высокого уровня интернальности и преобладания
конструктивных стилей реагирования в
конфликтных ситуациях. Объясняется это
тем, что при высоком уровне интернальности
человек способен брать на себя ответственность
за построение межличностных отношений
с другими людьми, за свои успехи и неудачи,
а именно способность брать ответственность
на себя является одной из основных составляющих
конфликтоустойчивости.
Результаты исследований показали различия
в разрешении коммуникативных проблемных
ситуаций у учащихся 9-х и 10-х классов: десятиклассники
более эффективны в разрешении проблемных
ситуаций, что позволяет сделать вывод
о том, что по мере взросления школьники
учатся более конструктивно разрешать
проблемные ситуации, а, следовательно,
у них повышается уровень конфликтоустойчивости.
Это можно объяснить тем, что новые требования
действительности требуют для установления
адаптации подростка отказа от традиционных
и заученных типов поведения и развития
новых, более адекватных типов, механизмов
преодоления трудностей, то есть, накапливается
позитивный опыт в разрешении проблемных
ситуаций.
В исследовании М.М.Кашапова и А.В.Камаевой
установлены различия мотивации учебной
деятельности у студентов с высоким уровнем
конфликтоустойчивости, по сравнению
со студентами с высоким уровнем конфликтности.
Студенты с высокой конфликтоустойчивостью
в большей степени склонны к направленности
на мотивацию успеха, чем студенты с низкой
конфликтоустойчивостью. В целом, конфликтоустойчивые
студенты более точно прогнозируют ситуацию
и легче в ней ориентируются. Они в большей
степени нацелены на успех в какой-либо
деятельности, они лучше ориентируются
в изменяющихся условиях, что крайне выгодно
в учебной деятельности. Конфликтные же
студенты, напротив, из-за постоянных трудностей
в области межличностных отношений, неумения
правильно предвидеть развитие ситуации
как бы приобретают выученную беспомощность
и в меньшей степени надеются на успех.
У студентов с высокой конфликтоустойчивостью
в мотивационной сфере учебной деятельности
преобладают внутренние мотивы учения,
связанные непосредственно с самой деятельностью
учения, тогда как студенты с низкой конфликтоустойчивостью
склонны к выбору внешних мотивов. Высокий
уровень самоконтроля и самоорганизации
в учебной деятельности студента выполняет
контролирующую и побуждающую функцию.
В результате апробации разработанной
нами программы повышения конфликтоустойчивости
для старшеклассников подтвердилась гипотеза
о возможности повышения конфликтоустойчивости
через реконструкцию основных составляющих
концепции: параметров конфликтоустойчивости
и поведенческого компонента (конструктивное
реагирование в конфликтных ситуациях).
Результаты тренинга свидетельствуют
о следующих изменениях: 1. По методике
Томаса – об изменении стиля поведения
в конфликте: переходе от соперничества,
избегания, приспособления к сотрудничеству
и компромиссу. 2. По авторской методике
на определение отношения у участников
к конфликту – переосмысление понятия
«конфликт» у участников занятий происходит
переход от восприятия конфликта как деструктивного
к конструктивному.
Какое же решение можно считать творческим?
Существует несколько требований к нему:
адекватность решения задаче; осуществление
в решении самостоятельной идеи; новизна
и оригинальность решения; доработанность
в решении важнейших его последствий;
изящество и красота решения.
Условия, способствующие быстрому нахождению
творческого решения: 1. Чем больше усилия
было потрачено на то, чтобы найти и применить
на практике новый способ решения задач,
тем вероятнее обращение к нему в будущем.
Психологические затраты на обнаружение
некоторого нового способа решения пропорциональны
стремлению использовать его как можно
чаще на практике. 2. Один из способов преодоления
сложившегося стереотипа состоит в том,
чтобы на некоторое время вообще прекратить
попытки решения задачи, а затем вернуться
к ней, с твердой установкой пробовать
для поиска решения только новые пути.
Чувство ожидаемого успеха для усиления
интеллектуальных потенций людей столь
же необходимо как и ощущение правильности
какого-либо движения для его усвоения.
3. Чем больше знаний имеет человек, тем
разнообразнее будет его подход к решению
творческих задач. Однако соответствующие
знания должны быть разнонаправленными,
так как они обладают способностью ориентировать
мышление на различные подходы к решению.
Таким образом, разработанный нами ситуационный
подход методически представлен в системе
ситуаций интерактивного обучения, благодаря
которому происходит освоение технологий
творческого решения профессиональных
и личностных проблем (формирование способов
творческого мышления), формирование конфликтоустойчивости
(развитие умений и навыков эффективного
общения), а также актуализация творческого
личностного и профессионального потенциала.
Исследования, выполненные в русле ситуационного
подхода, получили поддержку и были реализованы
в форме различных грантовых исследований.
Разработанная и описанная нами образовательная
технология формирования творческого
профессионального мышления прошла успешную
апробацию на учебных занятиях с различными
группами профессионалов Москвы, Санкт-Петербурга,
Харькова, Ижевска, Костромы, Пензы, Ярославля
и других городов.
Информация о работе Ситуационный подход к пониманию конфликта