Ситуационный подход к пониманию конфликта

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 17:50, доклад

Краткое описание

Наибольший вклад в изучение ситуационной детерминации конфликта внес М.Дойч, который определяет конфликт как следствие объективного столкновения интересов противоположных сторон. Ситуационный подход сосредотачивается на аспекте несоответствия цели и средств деятельности существующим условиям. Поэтому в рамках ситуационного подхода появляется возможность обсуждать проблему изменения и модификации деятельности, подстройки её под существующие условия. K.Terhune приходит к выводу, что если ситуация проста и не содержит угрозы, большую роль играют личностные переменные; в сложных и стрессовых ситуациях превалируют ситуационные факторы (1980).

Файлы: 1 файл

Наибольший вклад в изучение ситуационной детерминации конфликта внес М.docx

— 17.36 Кб (Скачать)

Наибольший вклад  в изучение ситуационной детерминации конфликта внес М.Дойч, который определяет конфликт как следствие объективного столкновения интересов противоположных  сторон. Ситуационный подход сосредотачивается  на аспекте несоответствия цели и  средств деятельности существующим условиям. Поэтому в рамках ситуационного  подхода появляется возможность  обсуждать проблему изменения и  модификации деятельности, подстройки её под существующие условия. K.Terhune приходит к выводу, что если ситуация проста и не содержит угрозы, большую  роль играют личностные переменные; в  сложных и стрессовых ситуациях  превалируют ситуационные факторы (1980). 
 
Ситуационный подход в исследовании межгрупповых конфликтов прочно связан с именем М.Шерифа. Исследователь видел проблемы межгруппового конфликта в факторах ситуации непосредственного взаимодействия между группами. В соответствии с этим он выстроил эксперимент, искусственно создав ситуации конкуренции и кооперации. В своей теории М.Шериф выдвинул положения о причинности межгрупповых конфликтов (1967). У.Клар конфликтной личностью называет человека, который является участником конфликтных взаимодействий, то есть имеет повышенную склонность к восприятию ситуаций как конфликтных или определяет ее как склонную к конфликтному реагированию на те или другие обстоятельства. По К.Хорни, конфликтность может быть характеристикой «невротической личности», т.е. человек невротически реагирует на жизненные ситуации, которые у здорового человека не вызывает конфликта вообще.  
 
В целом, ситуационный подход, как интегрирующий, позволяет, на наш взгляд, выявить следующие особенности познания и преобразования процесса межличностного взаимодействия: 1) в случае доминирования деятельностного подхода актуализируется ситуативный уровень обнаружения человеком проблемности в решаемой конкретной ситуации; 2) в случае преобладания личностного подхода осуществляется надситуативный уровень обнаружения проблемности. Учет многоуровневой природы мыслительной активности позволяет выделить следующие типы ПМ: ситуативный и надситуативный (М.М.Кашапов, Т.Г.Киселева, Ю.Н.Дубровина, И.В.Серафимович).  
 
Предметом нашего дальнейшего исследования была конфликтоустойчивость, понимаемая нами как способность оптимальным способом противостоять конфликту. Конфликтоустойчивый человек способен переводить деструктивные конфликты в конструктивные. Конфликтоустойчивость характеризуется позитивной сопротивляемостью деструктивным конфликтным ситуациям. Она включает умение преобразовывать деструктивное содержание конфликтной ситуации в конструктивное, умение анализировать ситуацию взаимодействия, адекватную оценку себя и партнера, эффективное общение, умение предотвращать возникновение деструктивных конфликтных ситуаций.  
 
В конфликтоустойчивости можно выделить два вида условий: внешние и внутренние. Внешние условия – те особенности социального окружения, которые затрудняют или облегчают общение. К ним относятся: 1. Справедливое распределение благ. 2. Открытая связь с внешним миром. 3. Внутренняя сбалансированность взаимовлияний и зависимостей между контактирующими членами группы. 4. Совместное принятие решений. 5. Адекватность формы передачи информации. 6. Формирование адекватного образа мира. Внутренние условия – присущие каждому человеку определенные стереотипы поведения и характерный для него способ установления отношений. Внутренние условия включают: 1. Эмоциональное переживание в общении. 2. Субъективная картина мира. 3. Адекватность образа собственного «Я». 4. Адекватность восприятия партнера по общению.  
 
Факторы конфликтоустойчивости: 1. Индивидуально-психодинамические особенности. 2. Индивидуальные психодинамические особенности, обнаруживающие себя в поведенческом акте. 3. Структурно-иерархические свойства индивидуальности. 4. Социально обусловленные личностные качества, проявляющиеся в особенностях построения межличностного взаимодействия. 
 
Структура конфликтоустойчивост включает такие компоненты, как 1.Самоактуализация. 2. Эмоциональный (стрессустойчивость). 3. Познавательный (креативность). 4. Личностная зрелость (ответственность). 5. Волевой. 6. Мотивационный. 7. Психомоторный. 
 
Человек, с невысоким уровнем конфликтоустойчивости, часто использует неэффективные стратегии преодоления трудностей. В этих случаях результатом бывает не конструктивное решение возникших проблем, а неадекватное приспособление. Многие заболевания, например, в юношеском возрасте можно рассматривать, как неспособность создать в напряженных условиях механизмы преодоления трудностей. 
 
В наших исследованиях (М.М.Кашапов, О.Ю.Захарычева) установлено, что степень конфликтоустойчивости зависит от уровня интернальности индивида, так как прослеживается четкая взаимосвязь высокого уровня интернальности и преобладания конструктивных стилей реагирования в конфликтных ситуациях. Объясняется это тем, что при высоком уровне интернальности человек способен брать на себя ответственность за построение межличностных отношений с другими людьми, за свои успехи и неудачи, а именно способность брать ответственность на себя является одной из основных составляющих конфликтоустойчивости. 
 
Результаты исследований показали различия в разрешении коммуникативных проблемных ситуаций у учащихся 9-х и 10-х классов: десятиклассники более эффективны в разрешении проблемных ситуаций, что позволяет сделать вывод о том, что по мере взросления школьники учатся более конструктивно разрешать проблемные ситуации, а, следовательно, у них повышается уровень конфликтоустойчивости. Это можно объяснить тем, что новые требования действительности требуют для установления адаптации подростка отказа от традиционных и заученных типов поведения и развития новых, более адекватных типов, механизмов преодоления трудностей, то есть, накапливается позитивный опыт в разрешении проблемных ситуаций.  
 
В исследовании М.М.Кашапова и А.В.Камаевой установлены различия мотивации учебной деятельности у студентов с высоким уровнем конфликтоустойчивости, по сравнению со студентами с высоким уровнем конфликтности. Студенты с высокой конфликтоустойчивостью в большей степени склонны к направленности на мотивацию успеха, чем студенты с низкой конфликтоустойчивостью. В целом, конфликтоустойчивые студенты более точно прогнозируют ситуацию и легче в ней ориентируются. Они в большей степени нацелены на успех в какой-либо деятельности, они лучше ориентируются в изменяющихся условиях, что крайне выгодно в учебной деятельности. Конфликтные же студенты, напротив, из-за постоянных трудностей в области межличностных отношений, неумения правильно предвидеть развитие ситуации как бы приобретают выученную беспомощность и в меньшей степени надеются на успех. 
 
У студентов с высокой конфликтоустойчивостью в мотивационной сфере учебной деятельности преобладают внутренние мотивы учения, связанные непосредственно с самой деятельностью учения, тогда как студенты с низкой конфликтоустойчивостью склонны к выбору внешних мотивов. Высокий уровень самоконтроля и самоорганизации в учебной деятельности студента выполняет контролирующую и побуждающую функцию. 
 
В результате апробации разработанной нами программы повышения конфликтоустойчивости для старшеклассников подтвердилась гипотеза о возможности повышения конфликтоустойчивости через реконструкцию основных составляющих концепции: параметров конфликтоустойчивости и поведенческого компонента (конструктивное реагирование в конфликтных ситуациях). Результаты тренинга свидетельствуют о следующих изменениях: 1. По методике Томаса – об изменении стиля поведения в конфликте: переходе от соперничества, избегания, приспособления к сотрудничеству и компромиссу. 2. По авторской методике на определение отношения у участников к конфликту – переосмысление понятия «конфликт» у участников занятий происходит переход от восприятия конфликта как деструктивного к конструктивному.  
 
Какое же решение можно считать творческим? Существует несколько требований к нему: адекватность решения задаче; осуществление в решении самостоятельной идеи; новизна и оригинальность решения; доработанность в решении важнейших его последствий; изящество и красота решения. 
 
Условия, способствующие быстрому нахождению творческого решения: 1. Чем больше усилия было потрачено на то, чтобы найти и применить на практике новый способ решения задач, тем вероятнее обращение к нему в будущем. Психологические затраты на обнаружение некоторого нового способа решения пропорциональны стремлению использовать его как можно чаще на практике. 2. Один из способов преодоления сложившегося стереотипа состоит в том, чтобы на некоторое время вообще прекратить попытки решения задачи, а затем вернуться к ней, с твердой установкой пробовать для поиска решения только новые пути. Чувство ожидаемого успеха для усиления интеллектуальных потенций людей столь же необходимо как и ощущение правильности какого-либо движения для его усвоения. 3. Чем больше знаний имеет человек, тем разнообразнее будет его подход к решению творческих задач. Однако соответствующие знания должны быть разнонаправленными, так как они обладают способностью ориентировать мышление на различные подходы к решению. 
 
Таким образом, разработанный нами ситуационный подход методически представлен в системе ситуаций интерактивного обучения, благодаря которому происходит освоение технологий творческого решения профессиональных и личностных проблем (формирование способов творческого мышления), формирование конфликтоустойчивости (развитие умений и навыков эффективного общения), а также актуализация творческого личностного и профессионального потенциала. Исследования, выполненные в русле ситуационного подхода, получили поддержку и были реализованы в форме различных грантовых исследований. Разработанная и описанная нами образовательная технология формирования творческого профессионального мышления прошла успешную апробацию на учебных занятиях с различными группами профессионалов Москвы, Санкт-Петербурга, Харькова, Ижевска, Костромы, Пензы, Ярославля и других городов. 

Информация о работе Ситуационный подход к пониманию конфликта