Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2011 в 18:51, контрольная работа
Посредническая деятельность по разрешению конфликтов - новая психологическая реальность нашей жизни, требующая отдельного изучения и подготовки специалистов в этой области. Сегодня проблемы конфликта актуализированы и в реалиях общественной жизни, и в сознании общества, которое постепенно переходит от неприятия и подавления конфликтов к сознанию необходимости “работы” с ними, к поиску возможностей их регулирования. Н. В. Гришина предлагает свой вариант обучения посредничеству и рассматривает условия успешности обучения, которые связаны с уяснением специфической природы посредничества и возможностями посредника выйти за привычные рамки своего профессионального опыта.
Сущность и принципы психологического посредничества в конфликте
Ситуационный подход к исследованию конфликта
Содержание:
Сущность и принципы психологического посредничества в конфликте
Посредническая деятельность по разрешению конфликтов - новая психологическая реальность нашей жизни, требующая отдельного изучения и подготовки специалистов в этой области. Сегодня проблемы конфликта актуализированы и в реалиях общественной жизни, и в сознании общества, которое постепенно переходит от неприятия и подавления конфликтов к сознанию необходимости “работы” с ними, к поиску возможностей их регулирования. Н. В. Гришина предлагает свой вариант обучения посредничеству и рассматривает условия успешности обучения, которые связаны с уяснением специфической природы посредничества и возможностями посредника выйти за привычные рамки своего профессионального опыта. Использование психологического посредничества основано на хорошо известном специалистам факте: участие в переговорном процессе третьих, нейтральных, лиц положительно сказывается на его эффективности. В отечественной практике — из-за отсутствия у нас соответствующих организационных оформлений и специально подготовленных работников — к «естественным» посредникам могут быть отнесены люди, которые в силу своей должностной позиции или профессиональной деятельности периодически вынуждены в той или иной форме брать на себя функции регулирования отношений между людьми. В первую очередь это руководители и учителя, а также социологи и психологи, занятые практической деятельностью. Медиаторство - содействие внешнего третьего двум сторонам конфликта, который выполняет обязательства со всеми сторонами, способствующий ускорению процесса выработки разрешения ситуации совместно со всеми сторонами конфликта, при условии, что все участники готовы взять ответственность за выработку решения конфликта, выгодную всем сторонам. Способ досудебного решения конфликтов альтернативным путем: - переговоры - содействие (модерация) - организаторство (не влияние) - медиация (совместная выработка возможных решений). Интрузивные взаимоотношения представлены контактами интрузивных пород и вмещающих их толщ. Обнаружение признаков таких рефератов на заказ. 1. Наличие медиатора (посредника, внешнего третьего, т.е. не задействованного в конфликте сторон человека) 2. Равноудаленность в отношении всех сторон 3. Собственная ответственность каждого участника конфликта 4. Специфичность, ориентация на конкретный случай и проблему (запрет на шаблон) 5. Открытость результатов 6. Вовлечение всех конфликтующих сторон Для медиатора важна базовая установка, характеризующая позицию в процессе медиаторства. Базируется на клиентцентрированной позиции К. Роджерса: 1. Прочувствованное понимание (эмпатия) 2. Подлинность и открытость (аутентичность) 3. Безусловное принятие каждой из конфликтующих сторон 4. Системное мышление, которое стремится принимать конфликты исходя из объективных позиций, спокойные отношения, принятие и ориентация на поиск максимально хороших решений, которые удовлетворят все стороны. В процессе работы модератор применяет методы: - кооперативные, сотрудничающие техники ведения беседы - техники формулирования вопросов - технику перефразирования - технику «я-послания»(1) констатация факта; 2) описание отношения к этому факту; 3) формулирование пожелания на будущее) и «я-высказывания» - техники креативности: мозговой штурм, операциональные техники (разработка планов действий и ограничений). Переживание конфликта: - позволяет увидеть свою ответственность в данном вопросе, а как следствие увидеть свое поведение - помогает найти альтернативные решения - возможно приводит на путь инновации - повышение солидарности, сплоченности внутри группы - ведет к сознательному выигрышу в виде опыта и навыков, в том числе, пригождается в решении будущих конфликтов.
Сущность посредничества в конфликтах состоит, как известно, в организации процесса урегулирования взаимоотношений, разрешения сложной ситуации между сторонами. Опыт работы с руководителями показывает, что типичной моделью, используемой ими при разрешении конфликтов, является модель арбитража, при которой руководитель выступает в роли третейского судьи: выслушивает стороны, собирает необходимую информацию, а затем либо признает правоту одной из сторон, либо принимает “третье” решение. Такая стратегия типична для процесса принятия организационных или технических решений: формулируется проблема, ищутся варианты решения и выбирается “правильное”, лучшее из них. Ту же логику руководители используют и при решении проблем человеческих взаимоотношений, однако здесь подобная стратегия редко приводит к успеху. Чем в большей степени конфликтная ситуация затрагивает взаимоотношения сторон во всей их неизбежности “закрытости” для окружающих, тем труднее установить “истину”, тем сомнительнее возможность решения в пользу одной из сторон. При этом, поскольку каждый из участников конфликта убежден в своей правоте, такое решение не может быть принято без ущерба для отношений самого посредника, по крайней мере с одной из сторон. Само же решение типа “вы правы, а вы нет” создает лишь видимость выхода из проблемной ситуации, но, в сущности, совсем не является разрешением конфликта. Кроме того, подобная стратегия со стороны руководителя невольно закрепляет негативный опыт взаимодействия между участниками конфликта: они не справились с проблемой сами и вынуждены были обратиться за помощью к третьему лицу, которое и решило их проблему. Немаловажны и этические аспекты: присвоение себе права или просто необходимость быть судьей в человеческих отношениях этически сомнительны и тягостны. Многие руководители говорят о том, что они часто не могут избавиться от ощущения вины, если принятое ими когда-то решение оказалось (или кажется им теперь) неверным. При сопоставлении модели арбитража с моделью посредничества становятся очевидными психологические преимущества последнего: выступая в роли посредника, руководитель организует диалог, но, если его посредничество эффективно, решение принимается самими участниками конфликта, они несут за него ответственность и приобретают позитивный опыт совместного решения сложных ситуаций. Постоянно сталкиваясь в своей работе с проблемами человеческих взаимоотношений, руководители относительно легко трансформируют этот опыт в навыки посреднической деятельности. Наиболее трудный момент в процессе их обучения, пожалуй, связан с созданием альтернативы усвоенной ими парадигме работы с конфликтами - отказом от позиции судьи и переходом в позицию посредника. Важно при этом не просто заменять одну модель на другую, а создать понимание того, что первый шаг руководителя в разрешении конфликта - выбор на основе определенных критериев модели, в соответствии с которой он будет действовать.
Другая категория «естественных» посредников— это психологи-практики. Наиболее типичные профессиональные позиции работы психолога с конфликтами — это психотерапевт и консультант, принимающий сторону клиента, действующий в его интересах, обсуждающий с ним проблему и оптимальные стратегии поведения. Обучение психологов новым для них формам профессиональной деятельности связано с рядом трудностей. Прежде всего, приходится сталкиваться с тем, что практические психологи далеко не всегда осознают необходимость выбора определенной позиции в “работе с клиентом (позиции психотерапевта, консультанта или посредника), нечетко осознают критерии, по которым выбирается та или иная позиция, неосознанно совершают переход из одной позиции в другую. Речь не идет о невозможности, так сказать, “синтетического” жанра в работе психолога. Более того, понятно, что в ряде случаев психолог вынужденно оказывается перед необходимостью перехода из одной ситуации в другую. Например, невозможность психологического посредничества в конфликте (скажем, в силу категорического отказа одной из сторон участвовать в диалоге) позволяет ему перейти в позицию консультанта обратившегося к нему лица и действовать исключительно в его интересах. Позиция консультанта, в свою очередь, может успешно сочетаться с психотерапевтической помощью. Принципиально важно, однако, чтобы психолог в каждый конкретный момент работы с клиентом, конфликтующими группами в коллективе четко осознавал свою позицию, жанр, в котором он работает, и причины, по которым он считает нужным занять ту или иную позицию или выйти из нее.
Самое трудное, пожалуй, - это провести беседу таким образом, чтобы сохранить (и внешне, и внутренне) определенную нейтральность по отношению к позиции участника конфликта, не стать его “адвокатом”, что исключит возможность посредничества и превратит психолога в лучшем случае в консультанта. Возникающая в силу сопереживания готовность встать на сторону клиента может привести психолога к прямой ошибке - принятию на себя обязательств, которые он не сможет выполнить. Особенно важно помнить об этом психологам или социологам, работающим в организациях, где их работа с конфликтом часто выходит за рамки чисто психологической и предполагает определенные действия, переговоры со значимыми лицами и т. д. Другой немаловажный этап посреднической деятельности - проведение переговоров со второй стороной конфликта - от установления контакта до согласования плана дальнейших действий. Основные психологические сложности этой стадии связаны с установлением контакта с этим участником ситуации, так как здесь инициатива контакта принадлежит не ему, а посреднику. Поэтому особое значение приобретает начальный момент диалога посредника с участником конфликта и то, как посредник ставит перед ним проблему. На этом же этапе посредник должен сформировать у второго участника конфликта позитивное отношение к своему участию в решении проблемы, склонить его к осознанию необходимости и возможности диалога по поводу сложившейся ситуации. Одна из проблем для посредника - удержаться в рамках психологически равного, сбалансированного отношения к обоим участникам конфликтной ситуации. Их поведение изначально может быть различным и даже диаметрально противоположным: один приходит к посреднику за помощью, а другой может отказаться от участия в совместной работе, от диалога не только со своим оппонентом, но и с посредником. Это требует и разной стратегии действий психолога. Психолог нередко нарушает принцип равного отношения к участникам конфликта. Например, столкнувшись с негативным отношением второго участника конфликта к самому факту обращения его “противника” к третьему лицу или с нежеланием вести диалог, психолог невольно начинает защищать интересы своего первого клиента, вызывая тем самым еще большую оппозицию второго по отношению к самой ситуации посредничества, поскольку тот чувствует себя в роли “ответчика”. Либо, помня, что он должен склонить своего второго клиента к диалогу, договориться с ним о совместном обсуждении проблемы и, пытаясь ослабить его сопротивление, поневоле начинает “сдавать” своего первого клиента и подыгрывать его оппоненту: “С ним, конечно, трудно разговаривать...”, “Вы же понимаете, если с ним как-то не договориться, он же не успокоится и пойдет дальше жаловаться” и т. п. Любой неудачный шаг посредника или просто неудачно сказанная фраза, нарушающие или хотя бы создающие видимость нарушения принципа равного отношения к обеим конфликтующим сторонам, негативно скажутся на возможности эффективного проведения диалога. И, наконец, третий этап посреднической деятельности - центральный момент всей ситуации посредничества - это сам диалог, проведение совместных встреч и обсуждений со всеми участниками конфликтной ситуации, прерываемых в случае необходимости для раздельной работы с каждой из сторон, вплоть до достижения согласия, выработки какого-то решения участниками конфликта. Поведение посредника здесь наиболее специфично. Западная практика накопила значительный арсенал приемов и техник поведения посредника на этапе совместного обсуждения проблемы участниками конфликтной ситуации. Многие из них построены на основе методики принципиальных переговоров Р. Фишера и У. Юри и хорошо знакомой отечественным психологам технике активного слушания. Бесспорно, это наиболее трудный этап в работе посредника, и для эффективного посредничества требуется прежде всего накопление опыта реальной практической работы. В сущности, смысл совместного обсуждения проблемы, диалога, организуемого посредником, состоит в том, чтобы обеспечить переход участников конфликта от конфронтации, борьбы друг с другом за утверждение своих позиций к осознанию общности их интересов в решении возникшей проблемы и необходимости объединения их усилий для поисков этого решения. Посредник и нужен, в сущности, для того, чтобы направить энергию их противостояния на “борьбу” с их общей проблемой. Так как в задачи посредника не входит решение проблемы и своими усилиями он лишь оптимизирует процесс решения проблемы самими участниками конфликта, то приемы и техники работы посредника имеют организующий характер: создание и сохранение атмосферы доверия, установление и выполнение договоренностей о принципах достижения результата и порядке обсуждения, поддержка позитивных шагов и ограничение деструктивных действий и т.д. Роль посредника, который особенно активен в начале диалога, по мере эффективного развития обсуждения все более сводится лишь к коррекции его направления: поддержке конструктивных и пресечению деструктивных шагов диалога.
Одна
из задач, которую должен решить менеджер,
выступающий в роли посредника, состоит
в установлении особого типа отношений
с участниками конфликта. В эмоциональном
аспекте, безусловно, это должно быть
доброжелательное, заинтересованное,
вызывающее доверие, но нейтральное отношение.
Чувство эмоционального контакта, понимания
не должно сопровождаться у сотрудника
впечатлением, что руководитель “принял”
на себя его проблему или что он смотрит
на ситуацию его глазами. Важно дать почувствовать
работникам, что посредник хотя и заинтересован
в них, но не склоняется в пользу какой-либо
из сторон. Это требование к посреднику
закреплено в принципе сбалансированного,
“одинакового” поведения по отношению
ко всем участникам конфликта и ведущихся
переговоров, что накладывает специфический
отпечаток на рисунок его взаимодействия
с ними. Географическое распределение
азональных явлений, в отличие от зональных,
не является математически правильным,
так как в своём размещении по поверхности
земного шара азональные процессы и компоненты
не зависят от внешних (космических) источников
энергии и реферата на заказ. Например,
в совместном обсуждении проблемы наступает
перерыв. Заканчивая работу, посредник
обращается к одному из участников диалога:
“Я попрошу Вас, подумайте, пожалуйста,
что Вы могли бы сделать в этом отношении?”.
“Участник конфликта”, к которому обращены
эти слова, признается впоследствии, что
у него “возникает чувство, будто они
заодно, они оба “давят” на меня, вроде
бы это из-за меня мы не можем договориться”.
Это чувство возникло лишь потому, что
посредник обратился только к одному участнику
переговоров, только ему “дал поручение”.
Еще одной особенностью работы посредника
является необходимость постоянно поддерживать
на должном уровне чувство ответственности
участников переговоров за процесс урегулирования
сложившейся ситуации. В отличие от консультанта
и психотерапевта, которые могут оставить
за собой право определять пространство
работы, изменять его в зависимости от
динамики ситуации, менеджер таким правом
не обладает. Круг проблем, подлежащих
обсуждению и разрешению, определяет обратившийся
к посреднику участник конфликта. Другое
дело, что сами участники переговоров
в процессе совместного обсуждения проблемы
могут выйти за пределы обозначенного
ими круга тем, но этого не может сделать
посредник. На мой взгляд, посредник не
может работать с проблемами, которые
он видит, но на обсуждение которых он
не получил “санкции” сотрудников. Посредник
не должен также “подсказывать” проблему
работникам. В ситуации посредничества
право профессионала не в том, чтобы самому
решать, с чем работать, а в том, что он
может не браться за ситуацию, в эффективное
разрешение которой он не верит или которая
вызывает у него сомнения, например, по
этическим или другим соображениям. Говоря
о наиболее существенных трудностях, с
которыми сталкиваются психологи в процессе
обучения посредничеству, необходимо
упомянуть также об особенностях языка
общения с клиентами. Практические психологи
и особенно психотерапевты традиционно
большое внимание уделяют нюансам речи
клиента - столь важным для понимания его
проблем. При этом, однако, психологи далеко
не всегда приучены к необходимости точной
нюансировки своей собственной речи. И
когда позиция посредника требует нейтральности
и безоценочности высказываний, то поиск
точных формулировок нередко вызывает
затруднения у психологов.
Ситуационный подход к исследованию конфликта
Изучение конфликтов - тема, которая привлекает внимание многих ученых. В психологии имеются значительные традиции в изучении конфликтов. Большой теоретический и эмпирический материал, накопленный за почти столетний период, отражается в многообразии подходов и теоретических платформ. Можно условно выделить 2 этапа в истории изучения конфликта: начала XX века- 50-е гг.; конец 50-х гг. - настоящее время. Основанием различения служит степень выделения проблемы конфликта из ряда других проблем, рассматриваемых психологией. В первой половине века конфликт не выделялся в отдельный объект исследования, а рассматривался как составная часть более широких концепций (например, в психоанализе или социометрии). Психологов интересовали либо последствия конфликтов, либо некоторые из причин, приводящие к нему, но не сам конфликт как центральное звено исследования.
На рубеже 50-х - 60-х годов появляются исследования, где научный интерес психологов обращен непосредственно к этому феномену. Выделяются основные подходы, разрабатывается понятийный аппарат психологической теории конфликта. Среди направлений зарубежных психологических исследований конфликта в первой половине XX в. выделяются :
- психоаналитическое (3. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм);
- социотропное (У. Мак-Дугалл, С. Сигеле и др.);
- этологическое (К. Лоренц, Н. Тинберген);
- теория групповой динамики (К. Левин, Д. Креч, Л. Линдсей);
- фрустрационно - агрессивное (Д. Доллард, Л. Берковитц, Н. Миллер);
- поведенческое (А. Басе, А. Бандура, Р. Сире);
- социометрическое (Д. Морено, Э. Дженигс, С. Додд, Г. Гурвич);
- интеракционистское (Д. Мид, Т. Шибутани, Д. Шпигель).
- теория структурного баланса (Ф. Хайдер).
Психоаналитический
подход связан прежде всего с именем
австрийского психолога 3. Фрейда (1856-1939),
создавшего одну из первых концепций
человеческой конфликтности. Несмотря
на то, что 3.Фрейд занимался
Информация о работе Ситуационный подход к исследованию конфликта