Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 12:34, реферат
По данным В.П. Беспалько, учащиеся российских школ усваивают 30-40% информации на ученическом (репродуктивном) уровне, не поднимаясь в своей массе до творческого уровня усвоения. Традиционная стратегия образования тормозит развитие общих и специальных способностей растущего человека, что порождает значительное число неудачников, снижает возможности дальнейшей социальной адаптации выпускников школ. По данным, корреляция между уровнем обученности и развитием интеллекта ученика составляет лишь 33%, в число детей с высоким уровнем обученности по учебным программам попадают учащиеся со средним и даже низким уровнем развития интеллекта (по Векслеру). Среди детей со средним и даже низким уровнем обученности можно встретить учеников с высоким уровнем развития интеллекта, который не реализовал себя в учебной деятельности.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российский
государственный торгово-
Уфимский институт (филиал)
Факультет юриспруденции и заочного обучения
Курс 2 (3,5 г.)
Специальность 080502 «Экономика и управление на предприятии туризма и гостиничного хозяйства»
Кафедра «Заочного отделения»
Васильева Екатерина Александровна
Качество как ценность в образовании
Реферат
по дисциплине: «Философия»
К защите допускаю:
Руководитель: ст.преп. Латыпова Х.Ш.
_____________ (подпись)
_________________ (дата)
Оценка при защите
______________________________
Дата_________Подпись__________
Уфа-2012
«Качество — это достоинство человека, нации и общества. Качество — это будущее России»; «Качество — это всегда результат качества труда, выражение качества человека» [Субетто А.И.]
· «Учащийся народ как идеал» (В.И. Вернадский).
· «Не устремленные к качеству пусть лучше и не говорят о культуре»
Качество образования неразрывно связано с целью и стратегией образования. Отсутствие четко выраженной цели, ее расплывчатость и сохранение традиционной стратегии образования (наукознание) являются основными причинами низкого уровня его результативности, несоответствия результатов новым требованиям общества, предъявляемым к человеку.
По данным В.П. Беспалько, учащиеся российских школ усваивают 30-40% информации на ученическом (репродуктивном) уровне, не поднимаясь в своей массе до творческого уровня усвоения. Традиционная стратегия образования тормозит развитие общих и специальных способностей растущего человека, что порождает значительное число неудачников, снижает возможности дальнейшей социальной адаптации выпускников школ. По данным, корреляция между уровнем обученности и развитием интеллекта ученика составляет лишь 33%, в число детей с высоким уровнем обученности по учебным программам попадают учащиеся со средним и даже низким уровнем развития интеллекта (по Векслеру). Среди детей со средним и даже низким уровнем обученности можно встретить учеников с высоким уровнем развития интеллекта, который не реализовал себя в учебной деятельности.
Среди
причин такого дисгармоничного
развития ребенка в процессе
образования можно назвать
Проблема качества образования неразрывно связана с проблемой качества человека, с его опережающим развитием в системе образования, которая формирует общественный интеллект как фактор прогрессивного развития общества. Школа выдает выпускнику аттестат зрелости, который должен отражать не только результаты его успеваемости, но и готовности к самостоятельной жизнедеятельности, интегральный результат процессов обучения, развития и воспитания – социальную зрелость.
Исследуя вопрос о качестве образования, важно изучить представления самих педагогов о качестве школьного образования, так как это дает возможность скорректировать цели и содержание процесса повышения их квалификации. С этой целью в ряде школ был проведен опрос учителей. Им было предложено ответить на вопрос “Что Вы понимаете под качеством образования в современной школе?” Ответы были объединены в 4 группы соответственно показателям:
1) качества знаний, успеваемости, поступаемости в вузы выпускников;
2) интеллектуального развития, мотивации образования и самообразования, способности к творчеству учащихся;
3) социально-личностного развития и воспитанности школьников;
4) качества процесса образования.
1 место заняли показатели 1 группы, отражающих качество знаний учащихся. Учителя отмечали: “Качество образования – это совокупность знаний, достаточных для самообразования и получения дальнейшего образования в вузах”; “Качество образования – это высокий уровень знаний по учебным предметам, умение выдержать конкурс при поступлении в вузы; умение применять знания в жизни”; “Сформированность знаний и умениях их применять” и т.п.
2 место получили показатели интеллектуального развития учащихся (вторая группа показателей). В своих ответах учителя подчеркивали: “Качество образования включает способность к развитию, высокий уровень интеллектуальных умений”, “Творческий потенциал ученика”, “Умение анализировать, сопоставлять и применять полученный фактический материал”, “Вкус к творческой работе”, “Умение добывать знания самостоятельно”, “Общая культура” и т.п.
Третья группа показателей заняла соответственно 3 место по числу ответов учителей, которые можно было рассматривать как показатели социально-личностного развития и воспитанности школьников: “Желание человека постоянно совершенствоваться”, “Умение ориентироваться в жизни”, “Воспитанность”, “Ответственность, адаптированность и гибкость”, “Умение аргументировано отстаивать свою позицию”, “Способность к личностной самооценке” и т.п.
Ответы учителей показали, что их представления о качестве образования сводятся, в основном, к качеству результата (ученика-выпускника), и недостаточно внимания уделяется качеству процесса образования, педагогическому процессу: “Профессионализм учителей”, “Современные технологии и современное обеспечение процесса обучения”, “Гуманизация образования”, “Организация самостоятельной работы учеников”, “Комфортность сосуществования в школе ученика и учителя” и др.
Социально-экономические отношения, складывающиеся в нашей стране, коренным образом повлияли на все сферы жизни, в том числе и на образование.
Неудовлетворенность современным образованием – явление всеобщее и, как показывает жизнь, начинает охватывать весь мир.
Разные авторы заостряют внимание на различных его аспектах: бездуховность и кризис ценностей, недостаток или чрезмерность профессионализма, недостаточная или избыточная специализация, неспособность выпускников оптимально адаптироваться к социальным условиям общества.
А что значит сегодня хорошее образование? Мы привыкли слышать, что качественное образование – это будущее России. А может быть, качественное образование – это главный ресурс человека, который обеспечит ему свободу? Свободу не сегодня или завтра, а в будущем, свободу не вообще, а скорее способность свободно и эффективно действовать в новых условиях неопределенности, свободно выбирать. Ведь истина свободы очень проста: если у меня нет образования, я выбирать не могу. Меня “тащат” обстоятельства. Если же у меня есть образование, я могу выбирать, могу обеспечить себе и близким хорошие жизненные условия.
Главная цель сегодняшней системы образования — это воспитание свободной, самоопределяющей личности, самостоятельно адаптирующейся в коллективе и обществе.
Качественное образование – это, прежде всего становление человека, обретение им себя, своего образа: неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Качественно образовать человека – значит помочь ему стать субъектом культуры, научить жизнетворчеству. Сегодня очень важно не сформировать, а найти, поддержать, развить человека в человеке и заложить в нем механизмы самореализации, саморазвития, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания, помочь человеку жить в мире и согласии с людьми, природой, культурой, цивилизацией.
Для школы возникает очень важная цель – подготовить не отдельных элитных учащихся к жизни, а обеспечить качественную жизнь всем, помочь осуществить свое жизненное и профессиональное самоопределение, обеспечить социальную и профессиональную мобильность личности, способной при необходимости быстро менять профессию, осваивать новые социальные роли и функции, быть конкурентоспособным.
Основными задачами качественного образования являются:
Самой главной ценностью качества образования должна стать его индивидуализация. Индивидуализация образования – это подход к ребенку и педагогу как к индивидуальностям, создание наиболее благоприятных условий для становления и реализации потенциала каждого ребенка и педагога.
Сегодня содержание образования – величайшая ценность и показатель его качества.
Что же должно измениться в содержании обучения? Нужно уйти от низкопредметной направленности, характерной для традиционного обучения.
Предметные знания должны быть органичны с методологическими, рефлексивными, культурологическими знаниями. Целесообразно в каждой школе включить в образовательный процесс спецкурсы “Познай себя”, “Сотвори себя сам”, “Человековедение”, “Музейная педагогика”, “Человек и культура” и т.д.
Не менее важным приоритетом качества образования является его стандартизация. Очень важно, что в стандартах отражены две группы требований: к уровню образования и к уровню подготовленности учеников. ГОС стимулирует увеличение объема знаний и в меньшей мере – развитие способностей личности и индивидуальности учащихся. В таких условиях возникает опасность, что учителя станут узкими специалистами в соответствующих областях. Сегодня необходимо включиться в поиск способа решения проблемы, заключающейся в сохранении высокого уровня требований стандарта к научности обучения и одновременно развития самостоятельности, творческой инициативы учащихся в освоении и применении знаний.
Следующая чрезвычайно важная задача по обеспечению качества образования – освоение учителем различных образовательных технологий. От того, как и какими технологиями обучения и учения школьников владеет педагог, насколько гибко он может изменить свои методы в зависимости от тех или иных особенностей учащихся, зависит качество обученности и обучаемости школьников.
И здесь главной является педагогическая помощь и поддержка. Поддержка основывается на трех принципах педагогической деятельности по Ш.А. Амонашвили:
1) знать и любить детей;
2) очеловечивать среду, в которой они живут;
3) проживать в ребенке свое детство.
Главное сегодня – это вернуть закон активного учения в школу. Как это сделать? Педагог должен четко представить различие между обучением и учением, стремиться создавать условия для успешного учения, целью которого есть – формирование системы знаний, умений, навыков, отвечающих существующим нормам и потребностям ученика (в отличие от цели обучения – формирование системы знаний, умений, навыков в соответствии с заданными стандартами, нормативными документами).
Основным стержнем современной образовательной политики является обеспечение приоритета интересов личности, гуманизация образования. Из системы, обеспечивающей интересы тоталитарного государства, образование
превращается в систему, удовлетворяющую интересы обучающихся, семьи, различных общественных групп, объединений. Для этого необходимо:
Одним из решающих факторов в процессе самоопределения ребенка – создание культурного пространства школы (культурная среда обучения и преподавания, воспитания, традиции школы, дизайн-среда, оформление школы, общение детей и взрослых, среда семьи, среда дополнительного образования – кружки, секции, художественной жизни школы – театры, музеи и т.д. Только такая многообразная личностно-ориентированная культурная среда школы будет способствовать развитию высокоинтеллектуальной и нравственной зрелости личности.
Качество образования предполагает:
1. Достичь четыре главные цели:
– обеспечить необратимость гуманизации и демократизации образования;
– увеличить ресурсы школ за счет выявления новых источников и более эффективного их использования;
– обеспечить ГОС, создать условия для достижения учащимися уровня образованности, обеспечивающего развитие свободной саморазвивающей личности;