Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 11:42, контрольная работа
Любое общество существует лишь при условии, что его члены следуют принятым в нем нормам поведения. Человек становится личностью в процессе социализации, благодаря которой он обретает способность выполнять социальные функции. Некоторые ученые понимают социализацию как пожизненный процесс, связывая ее и с переменой места жительства и коллектива, и семейным положением, и с приходом старости.
Введение 3
Образование как социальное явление 4
Типы и виды образования 6
Модели образования 7
Заключение 9
Список использованной литературы 11
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ФГБОУ ВПО «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Выполнил:
Студентка 1 курса Ступка Д.А., группа №3212045041
1 семестр
Нижневартовск, 2012
Оглавление
Введение
Любое общество существует лишь при условии, что его члены следуют принятым в нем нормам поведения. Человек становится личностью в процессе социализации, благодаря которой он обретает способность выполнять социальные функции. Некоторые ученые понимают социализацию как пожизненный процесс, связывая ее и с переменой места жительства и коллектива, и семейным положением, и с приходом старости. Однако социализация этим не исчерпывается. Она предполагает и развитие, и самоопределение, и самореализацию личности. Причем такие задачи решаются как стихийно, так и целенаправленно, всем обществом, специально созданными для этого институтами и самим человеком. Этот целенаправленно организованный процесс управления социализацией и называется образованием, которое представляет собой сложнейший социально-исторический феномен с множеством сторон и аспектов, исследованием которых занимается ряд наук.
Понятие образования – весьма сложное. В законе Российской Федерации об образовании оно определяется как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства» и трактуется как воспитание в широком педагогическом смысле. В образовательном процессе происходит усвоение человеком систематизированных знаний, навыков и умений, развитие ума и чувства, формирование мировоззрения и познавательных процессов. Образованным человеком можно назвать такого, который владеет общими идеями, принципами и методами, определяющими общий подход к рассмотрению многообразных фактов и явлений, располагает высоким уровнем развитых способностей, умением применять изученное к возможно большему числу частных случаев; кто приобрел много знаний и, кроме того, привык быстро и верно соображать, у кого понятия и чувства получили благородное и возвышенное направление. Очень важно подчеркнуть, что также и в соответствии с современным пониманием образованности оно включает и воспитанность.
Следовательно, в понятии образования включены не только знания, навыки и умения как результат обучения, но и умения критически мыслить, творить, оценивать с нравственных позиций все происходящее вокруг как процесс, бесконечно развертывающийся в деятельности и общении человека с ему же подобными. Достигая это путем включения человека в важнейшие виды деятельности.
Образование как социальное явление
Образование как социальное явление — это относительно самостоятельная система, функцией которой является систематическое обучение и воспитание членов общества, ориентированная на овладение определенными знаниями, идейно-нравственными ценностями, умениями, нормами поведения, содержание которых определяется социально-экономическим и политическим строем данного общества и уровнем его материально-технического развития. Система образования намного сложнее любых других, более жестко детерминированных — технических, кибернетических, экономических и т.п. Система образования — открытая система, способная к обогащению, преобразованию в силу тех изменений, которые непрерывно происходят как в макросоциуме, так и внутри системы. Гуманистическая направленность современного образования усиливает такие его характеристики, как гибкость и динамичность. Образование как социальная система превращается в дифференцированную и открытую для изменений сферу образовательных услуг. Не система образования со своими учреждениями навязывается человеку, а человек сознательно выбирает индивидуальную образовательную траекторию в соответствии со своими образовательными потребностями и способностями. Педагогические ценности, как и любые другие духовные ценности, утверждаются в жизни не спонтанно. Они представляют собой нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система, которая служит связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога. Широкий диапазон педагогических ценностей требует их классификации, однако их классификация до настоящего времени в педагогике не разработана. Правда, имеются попытки определить совокупность общих и профессионально-педагогических ценностей. Среди последних выделяют такие, как содержание педагогической деятельности и обусловленные им возможности саморазвития личности; общественная значимость педагогического труда и его сущность и др. Аксиологическое Я как система ценностных ориентации содержит не только когнитивные, но и эмоционально-волевые компоненты, играющие роль ее внутреннего ориентира. В нем ассимилированы как социально-педагогические, так и профессионально-групповые ценности, служащие основанием индивидуально-личностной системы педагогических ценностей. Эта система включает:
• ценности, связанные с утверждением личностью своей роли в социальной и профессиональной среде (значимость труда педагога, престижность педагогической деятельности и др.);
• ценности, удовлетворяющие
потребность в общении и
• ценности, ориентирующие на саморазвитие творческой индивидуальности (развитие профессионально-творческих способностей, занятие любимым предметом, постоянное самосовершенствование и др.);
• ценности, позволяющие осуществить самореализацию (творческий, вариативный характер труда педагога, возможность помощи социально неблагополучным детям и др.);
• ценности, дающие возможность удовлетворять прагматические потребности (возможности получения гарантированной государственной службы, оплата труда и длительность отпуска, служебный рост и др.).
Типы и виды образования
Современный и будущий работодатели заинтересованы в таком работнике, который наделен следующими качествами:
- думать самостоятельно и
- обладать творческим мышлением;
- обладать богатым словарным
запасом, основанным на
По убеждению Ф.С. Шлехти, школьники, которые освоят успешно базовый курс школьной программы, научатся применять свои знания и даже получат дипломы, но не будут уметь работать с информацией, самостоятельно приобретать знания, не смогут рассчитывать на успех в информационном обществе XXI века. Таким образом, выпускник современной школы, который будет жить и трудиться в постиндустриальном обществе, для того чтобы на протяжении жизни иметь возможность найти в ней свое место, должен обладать определенными качествами личности:
- гибко адаптироваться в
- самостоятельно критически мыслить, уметь видеть, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей его действительности; быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить;
- грамотно работать с информацией;
- быть коммуникабельным, контактным
в различных социальных
- самостоятельно работать над
развитием собственной
Главное, стратегическое направление развития системы образования находится в решении проблемы личностно-ориентированного образования, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога, в котором деятельность учения - познавательная деятельность, а не преподавание, - была бы ведущей в тандеме учитель-ученик. Так построена система образования в лидирующих странах мира. Она отражает гуманистическое направление в философии, психологии и педагогике. Современное российское образование - это непрерывная система последовательных ступеней обучения, на каждой из которых действуют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов. Образовательные учреждения могут быть платными и бесплатными, коммерческими и некоммерческими. Им дано право заключать между собой соглашения, объединяться в учебно-воспитательные комплексы и учебно-научно-производственные объединения с участием научных, производственных и других учреждений.
Модели образования
Деятельность государственных, муниципальных образовательных учреждений строится на базе типовых положений, утвержденных Правительством РФ, о соответствующих типах и видах образовательных учреждений. На основе типовых положений разрабатываются уставы образовательных учреждений. Центральным звеном системы образования в Российской Федерации является общее среднее образование, которое обеспечивается средними общеобразовательными школами, школами с углубленным изучением отдельных предметов, гимназиями, лицеями, вечерними школами, образовательными учреждениями типа интернатов, специальными школами для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии, внешкольными образовательными учреждениями. Главные задачи общеобразовательных учебных учреждений состоят в том, чтобы создать благоприятные условия для умственного, нравственного и физического развития личности; способствовать выработке научного мировоззрения; обеспечить освоение учащимися системы знаний о природе, обществе, человеке, его труде; сформировать приемы самостоятельной деятельности. Международная Соросовская Программа Образования в области точных наук в период с 1994 по 1997 гг. ежегодно присуждала около 4000 индивидуальных грантов лучшим российским учителям, преподающим точные науки. Гранты выплачивались за счет средств, предоставленных известным американским меценатом Джорджем Соросом. Учитель получал грант по результатам конкурса предшествующего года. Списки Соросовских учителей публиковались в массовой печати. В целом, особенно в математике и физике, сохраняется программная основа, сложившаяся в течение многих десятилетий и ставшая традиционной. Именно эта основа обеспечивает признанно высокий уровень российской системы естественнонаучного образования, о чем я уже упоминала. Традиционность образования имеет много достоинств. В любой радио- или телепередаче, в любой публичной лекции, в любом печатном издании, если они обращены к массовому слушателю, зрителю или читателю, можно заранее рассчитывать на определенный уровень их образовательной подготовки, полученной в школе. Выверенные веками образовательные стандарты вполне могут донести до своих учеников даже учителя средних способностей, по уровню развития и интересов мало чем отличающиеся от рядового обывателя. Однако у Соросовских учителей даже преподавание по стандартной программе неизменно носит заметно выраженный творческий характер. Во-первых, они умеют создавать на уроке и даже вне его благоприятный климат для усвоения учебного материала. Соросовских учителей отличает более внимательное, уважительное и заинтересованное отношение к каждому ученику. Во-вторых, много нового вносится в технологию урока. В российских школах по-прежнему главенствует традиционная схема урока: опрос (проверка домашних заданий), затем объяснение нового материала; изредка - контрольная работа. Соросовские учителя этой схемой практически не пользуются. Вместо прямолинейной проверки домашних заданий, проводится коллективное обсуждение. Задавая дополнительные вопросы, по теме и в развитие темы, предлагая по ходу дела простенькие, но поучительные задачи, учитель добивается более глубокого понимания своего предмета, пробуждая к нему интерес - на такие уроки школьники и сами стремятся придти подготовленными. Для проверки индивидуальных знаний учителя всё шире прибегают к технике тестов, в том числе компьютерных, которые, как правило, сами и разрабатывают. Обычные хитрости, когда школьник вычисляет, когда его "вызовут" и только к этому уроку готовится, попросту теряют смысл - рано или поздно учитель основательно проверит знания каждого ученика по всей теме. Существенный прогресс достигнут некоторыми Соросовскими учителями в методике объяснения нового материала. Монолог уступает место диалогу с классом, коллективному обсуждению. Учитель добивается того, чтобы нужные, правильные и обоснованные выводы ученики сформулировали сами. Соросовские учителя не стремятся добиться на уроках полной тишины. Они предпочитают "рабочий гул" (выражение, взятое из одного отчета). Система преподавания, разработанная Заслуженным Соросовским учителем Н.Н. Константиновым: уроки проводит группа математиков (студенты, аспиранты), под руководством учителя; ученики в ходе урока свободно перемещаются по классу, что нисколько не снижает творческой атмосферы урока. В этом нет ничего удивительного: в таком же режиме работают сотрудники научно-исследовательских лабораторий. Формы уроков могут быть довольно разнообразны. Некоторые учителя практикуют уроки-конференции, на которых учащиеся делают подготовленные сообщения (с использованием научно-популярной литературы). В старших лицейских или гимназических классах, как правило, вводится лекционно-семинарская система, с последующим принятием индивидуальных зачетов по каждой теме. Лекции читаются одновременно всем параллельным классам. Контакты между лектором и слушателями, естественно, слабее, чем контакт хорошего учителя с каждым из учеников в ходе обычного урока. Тем не менее, жанр лекции оказывается более выигрышным, когда дается обобщающий или обзорный материал, где важно поддерживать цельность изложения. Лекции лучше приспособлены для демонстраций. Лекционная форма приучает школьников к ведению конспектов, что делает более плавным предстоящий им переход к вузовской форме обучения. В некоторых лицеях или в лицейских классах (например, в Лицее информационных технологий) практикуется защита выпускниками дипломных работ. В дипломной работе школьник должен продемонстрировать свою квалификацию, приобретенную за годы обучения. Как правило, в таких лицеях все школьники приобщаются к исследовательской работе, и в дипломную работу включают результаты своих исследований. В отдельных случаях такие дипломные работы вполне могут соперничать с дипломными работами студентов. В ходе защиты, как и полагается, выступает руководитель и рецензент, оценку дает экзаменационная комиссия.
Заключение
Образование оказывает влияние на все виды деятельности человека. Окончив школу, одни поступают в институт, другие в техникум, третьи не поступают никуда. Это являет собой определённый фильтр в выборе дальнейшей профессии человека, хотя не редки случаи, когда окончив институт человека идёт работать продавцом мороженого, особенно в нашей стране. Но, тем не менее, функция фильтрующего устройства образованием не утрачивается. Хэрн писал, что образование - разумный способ распределения людей в соответствии с их достоинствами. Согласно теории "человеческого капитала" образование не является чем-то немедленно потребляемым, скорее это капиталовложение в будущее человека. Как и все капиталовложения, в будущем оно приносит прибыль. В этой теории утверждается, что все усилия, затраченные в прошлом, будут вознаграждены в будущем. Вполне естественно, что вознаграждение соответствуют капиталовложениям. Это оправдывает неравенство между людьми, так как они затратили неравные средства на подготовку к разным видам деятельности. Отмечая особую роль образования в истории человечества, зарубежные и отечественные ученые говорят о несоответствии современной системы образования объективным требованиям нынешнего этапа общественного развития. Этот этап, наступивший во второй половине XX в., характеризуется серьезными, динамичными изменениями в различных социально-экономических сферах. Возрос интерес к человеку как фактору экономического прогресса, в связи с чем встал вопрос о гуманизации образования. Прогресс науки, техники, культурная и информационная революции превращают образование в необходимый атрибут повседневной жизни. Подлинный переворот в технике, технологии меняет характер и содержание многих видов труда. В результате чего от человека требуются уже не столько физические затраты, сколько интеллектуальные усилия, самостоятельность и ответственность в принятии решений. В обществе возникла объективная потребность в образованных, компетентных людях, возросла тяга к образованию, а демократизация социальной жизни сделала его более доступным для разных категорий населения, в том числе для национальных меньшинств, женщин, инвалидов, работающей молодежи и др. Пытаясь осмыслить новый и альтернативный педагогический опыт, сопрягая его с современными формами жизни культуры, мы выходим к проблеме отсутствия единой педагогической практики (традиционное образование, развивающее, новое гуманитарное, религиоэзотерическое и т.д.) Сегодня в России можно выделить три основных тенденции в сфере образования: кризис классической модели, создание экспериментальных школ, альтернативных форм обучения, интеграция в мировую культуру: демократизация школы, установление связи с основными созревающими субъектами культуры, создание системы непрерывного образования, гуманизация и компьютеризация образования. Третья тенденция - восстановление и развитие традиций русской школы. В России разработаны следующие философско-педагогические идеи: концепция поэтапного формирования умственных действий (П.Л. Гальперин), идеи развивающего обучения (В. Давыдов, А. Занков), проблемное обучение (И. Лернер), школа "диалога культур" (В. Библер), методологизация содержания процесса обучения (Г.П. Щедровицкий, Н.Г. Алексеев). В современной ситуации, когда закладываются основы экономического поведения, когда основной тезис жизни "на все есть цена", встает проблема формирования новой экономической культуры ребенка, которая призвана помочь ребенку войти в мир реалий. И в заключение хотелось бы поделиться своими впечатлениями от новой формы обучения - с помощью компьютера. Конечно, нельзя всё сводить к нему, - и количество часов, проведенных за экраном, не может служить критерием качества обучения, как это пытаются представить в некоторых частных школах. Но, несомненно одно - компьютер отличный помощник для организации индивидуального обучения. Ведь как только педагог перестает видеть в ученике просто сосуд, который нужно наполнить знаниями и умениями, ему приходится искать индивидуальный подход к каждому, подстраиваться под его интересы, темп усвоения материала, личные особенности психики. Например, в некоторых школах каждый ученик может выбрать для себя не просто интересующий его курс, но даже отдельные предметы. Компьютер же, как известно, выполняет ту программу, которая в него заложена, и предоставляет огромный выбор тем для изучения. Современные методы представления информации в компьютерах включают в себя не просто текст, но и картинки, видео, звуковые фрагменты. Это позволяет задействовать практически все органы чувств, используемых для восприятия информации, при этом происходит ее дублирование по различным каналам восприятия, что резко повышает скорость и качество усвоения материала. Компьютерный учебник нельзя уже сравнивать с книгой, как это было всего несколько лет назад - сейчас многие обучающие программы невозможно отличить от игр, и для того, чтобы победить в такой игре, понадобятся знания, которые ребёнку трудно принять как необходимые ему именно сейчас - ведь всем нам свойственно откладывать "на потом" решение многих проблем. А такой элемент современных компьютерных документов, как гипертекстовая ссылка позволяет при необходимости обратиться в любое место документа за дополнительной информацией, и в то же время при повторном изучении не перегружает исходный текст документа. Кстати, по принципу гипертекста устроена всемирная информационная сеть Internet, с помощью которой уже сейчас проводится так называемое "дистанционное обучение" - когда профессора крупнейших университетов выступают с лекциями и отвечают на вопросы не привычной студенческой аудитории, а перед теми, кто в данный момент подключен к их узлу сети. Несмотря на тишину и видимое отсутствие слушателей последних может быть не меньше, чем зрителей у телеэкрана, но в отличие от книги или телепередачи сохраняется обратная связь между преподавателем и учениками
Информация о работе Образование как общечеловеческая ценность