Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2014 в 22:40, реферат
Целью реферата является рассмотрения социального образования как общественной ценности, а также раскрытие его роли в современном обществе. Также будут затронуты вопросы понятия и развития социального образования, его проблемы и состояние в настоящее время.
Введение 3
1.Роль социального образования в обществе 6
2.Эволюция социального образования в современном обществе 12
Заключение 18
Библиографический список 20
Содержание:
Реалии современной социальной жизни диктуют обществу новые условия существования и развития. Однако каждый отдельный индивид стремиться к получению высшего профессионального образования, которое дает возможность быть более современным, гибким, просвещенным, успешным, образованным. Так же высшее образование дает возможность любому человеку быть социально – активным, быть более грамотным во многих социальных, экономических, политических, культурных, юридических и многих других вопросах, которые имеют сегодня повышенную актуальность.
Но что же означает в современном понимании термин социальное образование? Под социальным образованием человека понимается образование личностных качеств и освоение знаний и умений, необходимых человеку для жизни в обществе.
Социальное образование понимается как часть общего процесса социализации человека в пространстве региона, как одна из составляющих структур его профессионального становления, и, как сфера подготовки специалистов социальной сферы. Общая направленность социального образования результируется в становлении субъектных качеств человека.1
Образовательные учреждения во многих странах мира стали наиболее благодатной, стабильной сферой социальной работы и одновременно средством влияния на различные категории населения, духовного и культурного возрождения людей, гармонизации отношений между личностью и обществом.
Последнее десятилетие в России стало временем серьезного переосмысления подходов к содержанию и организации социального образования, определению критериев его качества, поиску эффективных образовательных технологий. Претерпели изменения известные определения социального образования, соответствующего обучения и воспитания, широкое распространение получил опыт социального образования за рубежом, дореволюционный опыт России в этой области образовательной деятельности.
Развитие социального образования - новая тема в отечественном историческом познавательном пространстве. Её появление продиктовано назревшей необходимостью всестороннего системного изучения социального образования в России, потребностью в определённом использовании исторического опыта при проведении современной модернизации социальных институтов. Несмотря на то, что отдельные конкретные вопросы становились предметом исторических, социологических, педагогических и философских исследований они, до настоящего времени, не получали своего должного отражения и не носили системного характера.
Выделяются основные задачи социального образования:
В числе главных задач социального образования называют установление баланса потребностей человека и общества, что достигается выдвижением приоритетных ценностей в виде соблюдения интересов человека.
Можно также выделить социальную функцию социального образования, заключающуюся в социализации личности в процессе профессиональной деятельности и культурную функцию, направленную на развитие способностей будущего специалиста социальной сферы и преобразование социальной действительности.
К стратегиям социального образования относят:
Цель социального образования выражается в подготовке специалистов, готовых к разработке и апробации технологий социальной интеграции личности в общество, социальной экспертизы проектов в социальной сфере, социального менеджмента учреждений и организаций.
В задачи данной работы входит:
В современный период резко актуализировались социальные проблемы жизнедеятельности человека, особенно в связи с потребностями социальной адаптации, реадаптации и социального воспроизводства. Однако и в науке и в педагогической практике это понятие трактуется неоднозначно.
Социальные образования – это конкретный вид образований, специфика которых представлена (заключена) признаком социальное. Именно социальное представляет некоторую реальность, позволяющую выделить вид социальных образований.2
Это, безусловно, общественно значимый процесс. В определенном смысле понятие социального образования тавтологично, поскольку феномен образования в целом является социальным. И в этом смысле несоциального образования не может быть. В то же время выделяются отдельные направления образования, например, профессиональное, экономическое, юридическое и т.д. Социальное образование в таком случае обозначает часть адаптационного процесса. Выступает как часть ситуации вхождения человека в социум.
Наиболее обстоятельная работа в этом отношении является докторская диссертая Беспарточного Б. Д., который трактует социальное образование как инновационное, а соединение профессионального и социального образования интерпретируется им как основание для выхода российского образования из полосы кризиса.3
«Цель социального образования выражается в подготовке специалистов, готовых к разработке и апробации технологий социальной интеграции личности в общество, социальной экспертизы проектов в социальной сфере, социального менеджмента учреждений и организаций. Выделяются основные задачи социального образования: профилактика социальных проблем; разработка и внедрение инновационных технологий личностной реализации; реализация социальных технологий в социальных учреждениях и др. В числе главных задач социального образования выделяют установление «баланса» потребностей человека и общества, что достигается выдвижением приоритетных ценностей в виде соблюдения интересов человека»4
Можно сказать также, что социальное образование направлено преимущественном на подрастающее поколение, хотя в последние годы возрастает значение непрерывного образования взрослых. Субъекты социального образования многообразны. В широком смысле слова к ним относятся учебные заведения, церковь, учреждения культуры, семья, политические партии, СМИ и т.д.
Социальное образование структурно
состоит из трех основных уровней подготовки,
первый из которых - подготовительно-
Социальное образование, с точки зрения объектной, можно понимать: в трех аспектах:
Таким образом, становление социального образования как качественно нового и самостоятельного направления в национальной образовательной политике России обусловлено формированием современной системы социальной защиты населения и необходимостью обеспечения социальной сферы страны корпусом высококвалифицированных специалистов, сформированных как духовно богатые, социально активные, интеллектуально развитые личности, носители высокой общей и профессиональной культуры, гуманистических ценностей в социальной деятельности.
Главные цели социального образования являются важным фактором формирования и развития человека, как основной ценности новой - личностно-ориентированной - российской социальной политики. Социальное образование представляет собой открытую социокультурную информационную систему, адаптирующуюся к изменениям ситуации, готовую к инновациям и органически воспринимающую развитие социальной сферы. Она основывается на высших духовно-нравственных идеалах, глубоких исторических корнях и традициях милосердия и добровольной благотворительности, на богатом арсенале социально-образовательных и социально-воспитательных практико-ориентированных разработок.
Начало социальному российскому образованию положило введение не только профессии социального работника, но и профессии госслужащего, а позже началось обучение специальностям социальных сервисов, культурному обслуживанию, социальному менеджменту и деловому администрированию. Социальное образование нацелено на подготовку социального эксперта и социального менеджера широкой квалификации, а также узких специалистов, например, по социальной работе в системах здравоохранения, МВД, ГУИН. Задачами социального образования становятся в том числе:
Речь идет не только о функциональной, но и социальной компетентности, когда жизненный путь или проблемы человека рефлексируются не с позиций нормы, но в аспектах социального исключения, которое воспроизводится подчас неравноправными отношениями специалиста и пользователя услуг. Понимаемое таким образом социальное образование реализует в своих программах принципы социальной политики.
Подготовка кадров по социально ориентированным профессиям отчасти стала следствием процессов глобализации, захвативши образование и социальную политику в целом и последовавшего отказа от технократической доминанты.
Целью социального образования выступает не только рефлексия, анализ социальных или личностных проблем, но и разработка практических технологий социальной и экзистенциальной терапии, социальной интеграции.
Острейшая глобальная проблема, важный и неразработанный аспект реформы образования по моему мнению - социальная объединение детей и подростков с отклонениями в развитии, созвучная концепции нормализации и устранения социального исключения. Поэтому интеграция детей с отклонениями в развитии в среду обычных детей выступает социальной инновацией современной системы социального образования.
Институт социального образования выступает в качестве условия самореализации и жизненного успеха человека, отражая в своем функционировании социальные проблемы, которые присущи социуму, сопровождают процессы общего и профессионального образования.
Социальное образование является знаковым для эпохи нынешних трансформаций и отражает все ее трудности и достижения, в нем – параметры инновационной демократической модели в терминах принципов постнеклассического образовательного пространства. Эти параметры выступают основанием для разработки образовательных программ, идеологии партнерства, сотрудничества студента и преподавателя в процессе обучения. Поэтому социальное образование по определению не может быть звено в авторитарной цепи управления, где отсутствует гласность, но сохраняется властная дистанция, дискриминация по отношению к студентам, академическим кругам, научным лидерам.
Социальное образование помогает реализоваться человеку в обществе, за счёт своих знаний, умений, творческих способностей, но это очень длительный процесс. Осознание его обществом произошло недавно, поэтому его роль (социального образования) не осознается до конца.
Социальное образование внедряется постепенно в общество и начинает пониматься им. Без социального образования не было бы связанного процесса обучения и развития человека в общем. Оно захватывает все сферы жизни и все слои населения.
Образование в современной России сохраняет стратегически серьёзную дестабилизирующую роль, формирует фундамент новой неустойчивости российского общества, разрушает «состыковку» оптимальной личностной и общественной субъектности в российском социуме, ослабляет цементирующую роль русской культуры и русских в новой России. И это при всём том, что в годы кризисного развития, реформ радикально-либерального толка 1990-х гг., имеющих недопустимо высокую цену, рост безработицы, образование играло в известной мере роль сдерживающего, ослабляющего социальную напряжённость фактора.