Ценность социального образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2014 в 22:40, реферат

Краткое описание

Целью реферата является рассмотрения социального образования как общественной ценности, а также раскрытие его роли в современном обществе. Также будут затронуты вопросы понятия и развития социального образования, его проблемы и состояние в настоящее время.

Оглавление

Введение 3
1.Роль социального образования в обществе 6
2.Эволюция социального образования в современном обществе 12
Заключение 18
Библиографический список 20

Файлы: 1 файл

ценность со.docx

— 50.69 Кб (Скачать)

 

 

 

Содержание:

 

 

Введение

Реалии современной социальной жизни диктуют обществу новые условия существования и развития. Однако каждый отдельный индивид стремиться к получению высшего профессионального образования, которое дает возможность быть более современным, гибким, просвещенным,  успешным,    образованным. Так же высшее образование дает возможность любому человеку быть социально – активным, быть более грамотным во многих социальных, экономических, политических, культурных, юридических и многих других вопросах, которые имеют сегодня повышенную актуальность.

Но что же означает в современном понимании термин социальное образование? Под социальным образованием человека понимается образование личностных качеств и освоение знаний и умений, необходимых человеку для жизни в обществе.

Социальное образование понимается как часть общего процесса социализации человека в пространстве региона, как одна из составляющих структур его профессионального становления, и, как сфера подготовки специалистов социальной сферы.  Общая направленность социального образования результируется в становлении субъектных качеств человека.1

Образовательные учреждения во многих странах мира стали наиболее благодатной, стабильной сферой социальной работы и одновременно средством влияния на различные категории населения, духовного и культурного возрождения людей, гармонизации отношений между личностью и обществом.

Последнее десятилетие в России стало временем серьезного переосмысления подходов к содержанию и организации социального образования, определению критериев его качества, поиску эффективных образовательных технологий. Претерпели изменения известные определения социального образования, соответствующего обучения и воспитания, широкое распространение получил опыт социального образования за рубежом, дореволюционный опыт России в этой области образовательной деятельности.

Развитие социального образования - новая тема в отечественном историческом познавательном пространстве. Её появление продиктовано назревшей необходимостью всестороннего системного изучения социального образования в России, потребностью в определённом использовании исторического опыта при проведении современной модернизации социальных институтов. Несмотря на то, что отдельные конкретные вопросы становились предметом исторических, социологических, педагогических и философских исследований они, до настоящего времени, не получали своего должного отражения и не носили системного характера.

Выделяются основные задачи социального образования:

  1. профилактика социальных проблем;
  2. разработка и внедрение инновационных технологий личностной реализации;
  3. реализация социальных технологий в социальных учреждениях и др..

В числе главных задач социального образования называют установление баланса потребностей человека и общества, что достигается выдвижением приоритетных ценностей в виде соблюдения интересов человека.

Можно также выделить социальную функцию социального образования, заключающуюся в социализации личности в процессе профессиональной деятельности и культурную функцию, направленную на развитие способностей будущего специалиста социальной сферы и преобразование социальной действительности.

 К стратегиям социального  образования относят:

  1. универсализацию;
  2. свободу выбора;
  3. инновационное изменение среды и региональной инфраструктуры;
  4. участие в становлении гражданского общества.

Цель социального образования выражается в подготовке специалистов, готовых к разработке и апробации технологий социальной интеграции личности в общество, социальной экспертизы проектов в социальной сфере, социального менеджмента учреждений и организаций.

В задачи данной работы входит:

  1. рассмотрение понятия «социальное образование»;
  2. выявление роли социального образования в обществе;
  3. определить этапы эволюции социального образования в современном обществе.

Целью реферата является рассмотрения социального образования как общественной ценности, а также раскрытие его роли в современном обществе. Также будут затронуты вопросы понятия и развития социального образования, его проблемы и состояние в настоящее время. 
1.Роль социального образования в обществе

 

В современный период резко актуализировались социальные проблемы жизнедеятельности человека, особенно в связи с потребностями социальной адаптации, реадаптации и социального воспроизводства. Однако и в науке и в педагогической практике это понятие трактуется неоднозначно.

Социальные образования – это конкретный вид образований, специфика которых представлена (заключена) признаком социальное. Именно социальное представляет некоторую реальность, позволяющую выделить вид социальных образований.2

Это, безусловно, общественно значимый процесс. В определенном смысле понятие социального образования тавтологично, поскольку феномен образования в целом является социальным.  И в этом смысле несоциального образования не может быть. В то же время выделяются отдельные направления образования,    например,  профессиональное, экономическое, юридическое и т.д. Социальное образование в таком случае обозначает часть адаптационного процесса. Выступает как часть ситуации вхождения человека в социум.

Наиболее обстоятельная работа в этом отношении является докторская диссертая Беспарточного Б. Д.,  который трактует социальное образование как инновационное, а соединение профессионального и социального образования интерпретируется им как основание для выхода российского образования из полосы кризиса.3

«Цель социального образования выражается в подготовке специалистов, готовых к разработке и апробации технологий социальной интеграции личности в общество, социальной экспертизы проектов в социальной сфере, социального менеджмента учреждений и организаций. Выделяются основные задачи социального образования: профилактика социальных проблем; разработка и внедрение инновационных технологий личностной реализации; реализация социальных технологий в социальных учреждениях и др. В числе главных задач социального образования выделяют установление «баланса» потребностей человека и общества, что достигается выдвижением приоритетных ценностей в виде соблюдения интересов человека»4

Можно сказать также, что социальное образование направлено преимущественном на подрастающее поколение, хотя в последние годы возрастает значение непрерывного образования взрослых. Субъекты социального образования многообразны. В широком смысле слова к ним относятся учебные заведения, церковь, учреждения культуры, семья, политические партии, СМИ и т.д.

 Социальное образование структурно состоит из трех основных уровней подготовки, первый из которых - подготовительно-ориентировочный, второй - реализация и контроль, третий - саморазвитие. Первый уровень включает семь блоков профессиональной подготовки, второй - три блока, третий уровень подготовки представлен одним блоком.

Социальное образование, с точки зрения объектной,  можно понимать: в трех аспектах:

  1. Как процесс способствующий становлению общественного самосознания и адаптации человека в социальной среде. Социальное образование в регионе является частью миссии университета, которая реализуется через многообразные связи вуза и сообщества, через подготовку и переподготовку кадров. Последние десятилетия ставят под сомнение полноту реализации миссии. Состояние социального образования таково, что приходится прибегать к феноменологической редукции и говорить скорее о социальном просвещении,  чем об образовании.
  2. Как составную часть профессионального становления человека в процессе обучения. Среди традиционных форм  просвещения особо выделяется общее и профессиональное образование, в рамках которого проходит социализация человека. Социальное образование в этом аспекте можно соотнести с понятием специального образования.  В последние десятилетия наблюдается тревожная тенденция ухода при подготовке специалиста от мировоззренческой проблематики вообще.  Явно или неявно ставится задача формирования узкого профессионала. И это не только российская проблема.
  3. как подготовку по относительно новым социальным профессиям госслужащего, социального работника и социолога, специалиста в сфере сервиса, социального менеджмента, делового администрирования. Для процессов гуманизации реформационных процессов особое значение имеет социальное образование как сфера подготовки профессиональных специалистов, способных осуществлять социальное развитие человека.  Это специалисты по рекламе, общественным связям, социологи, врачи, социальные менеджеры, юристы.5

Таким образом, становление социального образования как качественно нового и самостоятельного направления в национальной образовательной политике России обусловлено формированием современной системы социальной защиты населения и необходимостью обеспечения социальной сферы страны корпусом высококвалифицированных специалистов, сформированных как духовно богатые, социально активные, интеллектуально развитые личности, носители высокой общей и профессиональной культуры, гуманистических ценностей в социальной деятельности.

Главные цели социального образования являются важным фактором формирования и развития человека, как основной ценности новой - личностно-ориентированной - российской социальной политики. Социальное образование представляет собой открытую социокультурную информационную систему, адаптирующуюся к изменениям ситуации, готовую к инновациям и органически воспринимающую развитие социальной сферы. Она основывается на высших духовно-нравственных идеалах, глубоких исторических корнях и традициях милосердия и добровольной благотворительности, на богатом арсенале социально-образовательных и социально-воспитательных практико-ориентированных разработок.

Начало социальному российскому образованию положило введение не только профессии социального работника, но и профессии госслужащего, а позже началось обучение специальностям социальных сервисов, культурному обслуживанию, социальному менеджменту и деловому администрированию.  Социальное образование нацелено на подготовку социального эксперта и социального менеджера широкой квалификации, а также узких специалистов, например, по социальной работе в системах здравоохранения,  МВД,  ГУИН. Задачами социального образования становятся в том числе:

  1. профилактика и предупреждение социальных проблем;
  2. разработка и внедрение инновационных социальных, социально-педагогических, медицинских,   психотерапевтических технологий;
  3. повышение эффективности деятельности общественных объединений;
  4. реализация социальных технологий в образовательных пространствах – школа, вуз, общественность.6

Речь идет не только о функциональной, но и социальной компетентности, когда жизненный путь или проблемы человека рефлексируются не с позиций нормы, но в аспектах социального исключения,  которое воспроизводится подчас неравноправными отношениями специалиста и пользователя услуг.  Понимаемое таким образом социальное образование реализует в своих программах принципы социальной политики.

Подготовка кадров по социально ориентированным профессиям отчасти стала следствием процессов глобализации, захвативши образование и социальную политику в целом и последовавшего отказа от технократической доминанты.

Целью социального образования выступает не только рефлексия, анализ социальных или личностных проблем, но и разработка практических технологий социальной и экзистенциальной терапии, социальной интеграции.

Острейшая глобальная проблема,  важный и неразработанный аспект реформы образования по моему мнению -  социальная объединение детей и подростков с отклонениями в развитии, созвучная концепции нормализации и устранения социального исключения. Поэтому интеграция детей с отклонениями в развитии в среду обычных детей выступает социальной инновацией современной системы социального образования.

Институт социального образования выступает в качестве условия самореализации и жизненного успеха человека, отражая в своем функционировании социальные проблемы, которые присущи социуму, сопровождают процессы общего и профессионального образования.

Социальное образование является знаковым для эпохи нынешних трансформаций и отражает все ее трудности и достижения, в нем – параметры инновационной демократической модели в терминах принципов постнеклассического образовательного пространства. Эти параметры выступают основанием для разработки образовательных программ,        идеологии партнерства, сотрудничества студента и преподавателя в процессе обучения. Поэтому социальное образование по определению не может быть звено в авторитарной цепи управления, где отсутствует гласность, но сохраняется властная дистанция,   дискриминация по отношению к студентам, академическим кругам, научным лидерам.

Социальное образование помогает реализоваться человеку в обществе, за счёт своих знаний, умений, творческих способностей, но это очень длительный процесс. Осознание его обществом произошло недавно, поэтому его роль (социального образования) не осознается до конца.

Социальное образование внедряется постепенно в общество и начинает пониматься им. Без социального образования не было бы связанного процесса обучения и развития человека в общем. Оно захватывает все сферы жизни и все слои населения.

 

 

 

2.Эволюция социального образования в современном обществе

Образование в современной России сохраняет стратегически серьёзную дестабилизирующую роль, формирует фундамент новой неустойчивости российского общества, разрушает «состыковку» оптимальной личностной и общественной субъектности в российском социуме, ослабляет цементирующую роль русской культуры и русских в новой России. И это при всём том, что в годы кризисного развития, реформ радикально-либерального толка 1990-х гг., имеющих недопустимо высокую цену, рост безработицы, образование играло в известной мере роль сдерживающего, ослабляющего социальную напряжённость фактора.

Информация о работе Ценность социального образования