Ценность социального образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2014 в 22:40, реферат

Краткое описание

Целью реферата является рассмотрения социального образования как общественной ценности, а также раскрытие его роли в современном обществе. Также будут затронуты вопросы понятия и развития социального образования, его проблемы и состояние в настоящее время.

Оглавление

Введение 3
1.Роль социального образования в обществе 6
2.Эволюция социального образования в современном обществе 12
Заключение 18
Библиографический список 20

Файлы: 1 файл

ценность со.docx

— 50.69 Кб (Скачать)

Впрочем, ситуация, когда социальные последствия нынешней роли образования в России не прогнозируются, не рассчитываются, сохраняется. Это грозит нам новыми обвалами неустойчивости, новыми социальными катаклизмами, новыми потерями.

Естественно, в такой ситуации весьма затруднён поиск оптимальной субъектности человека в новом российском обществе. И тем более, что это происходит в условиях тотального кризиса нормативного мышления и действия, социальной практики современной России, её правовой системы. Реальная ситуация требует сейчас от индивида в нашей стране пользоваться одним правилом - для достижения личной и общественной цели все средства хороши. Нам ещё предстоит понять и увидеть как это далеко от решения задач формирования в системе образования и общественной практики России оптимальной субъектности человека, учитывающей личное и общественное, глобальное, универсальное и национально-специфическое, региональное. Потому проблема качества образования, и особенно качества социального образования, в современном российском обществе весьма актуальна.

Эволюция ценностей образования и в то же время отношение к нему как ценности в главном обусловлены развитием потребностей и интересов социальных субъектов, общества в целом. На этой основе образование формируется как общественная система социальных отношений субъектов общественной жизни, обладающих определёнными жизненными силами и пространством жизне-осуществления.

Но надо учитывать, что система образования в целом, а социального, в особенности, неразрывно связана с той социально-экономической формацией, в рамках которой она сформировалась и существует.

В настоящее время, когда приняты фундаментальные законы, открывающие путь к кардинальным изменениям в жизни и деятельности общества, в том числе и в сфере образования, становится очевидной актуальность и необходимость разработки научной концепции перестройки управления образованием, создания инновационных моделей, механизмов её стабилизации и развития. Решение этих проблем выдвигает необходимость формирования концепции социального образования.

В принципиальном плане можно говорить об обострении, возникновении следующих проблем социального образования в России:

  1. Оно значительно осложнено осмыслением глобального противостояния двух встречных тенденций в развитии современного общества - с одной стороны, роста значимости глобально-универсалистских, стандартизирующе-унифицирующих форм общественной жизни, культурного развития человечества, а с другой – повышения роли национально-культурного, социальнотерриториального и поселенческого своеобразия, а также значимости ценностей и специфики индивидуально-личностного развития.
  2. Потребностью в последней трети XX в. согласовать эволюционный, ре-волюционалистский и цивилизационный, национально-культурно-своеобразный тип развития, соответствующие им подходы к пониманию своеобразия и этапов развития общества, его типов. Эта проблематика оказалась многократно осложнённой и тем, что во второй половине XX в. радикально изменились критерии оценки развитости общества, его зрелости.
  3. Ускорением темпов общественного развития, социокультурного процесса, стимулируемым коммуникационной революцией, определяющей переход от индустриальной к постиндустриальной, информационной цивилизации. Это во многом изменило роль инновационного и традиционного в обществе, возможности его использования для решения проблем и индивидуально-личностного и коллективно-общественного развития, а также возможности и роль социального интеллекта, индивидуального, личностного постижения смысла перемен, роли инноватики как общественного явления.
  4. Движением человечества к образовательному обществу, новым критериям образованности личности, к становлению непрерывного образования, его новой фундаментализации и специализации в новых общественно-исторических условиях.
  5. Изменением роли в общественной жизни различных её сфер, прежде всего с возрастанием значимости социальной сферы, «третьего сектора» общества, с усложнением духовного облика, потребностей, интересов современного человека. Такие изменения вполне самостоятельны, вполне автономны, значимы.
  6. Столкновением либеральных консервативных ценностей, сторонников традиционных взглядов на устойчивость общественного развития и приверженцев модернизации, процессов обновления. Но на этом фоне новый контекст возник в осмыслении противостояния капитализма и социализма, индустриализма и постиндустриализма, социально оправданных долей традиционного и инновационного в обществе.
  7. Трансформация содержания социогуманитарного образования, социальные и языковые в целом, коммуникационные изменения потребовали совершенствования систем дидактических единиц, прежде всего по истории, обществознанию, русскому языку, литературе. При этом очевидно, что такая проблематика оказалась тесно связана с проблемой госстандартов, дискуссиями о развивающем образовании, которые нередко оказываются противопоставленными практике разработки и применения образовательных госстандартов. 7

Масштабные изменения, происходящие в российской системе образования в последние годы, особенно в вузах России, как и следовало ожидать, и у населения страны, и у педагогической общественности вызвали различные оценки к происходящему. Во весь рост встала группа проблем, связанных с оценкой социальной и педагогической эффективности реформ образования вообще, а высшего профессионального образования в особенности. При этом со всей очевидностью встали вопросы социальной и национально-государственной безопасности отечественной системы образования, человека в ней, отдельных учебных заведений и педагогического сообщества страны.8

По инициативе Координационного совета УМО вузов России, а также Общественного совета по стандартизации образования стран СНГ были предложены конкретные меры, способствующие оптимизации реформ образования в нашей стране, в образовательном пространстве СНГ. В этой связи был поставлен вопрос об организации Центра мониторинга социальной и педагогической эффективности образования в России, о создании бюллетеня Рособразования по информационнометодическому обеспечению перехода вузов России на многоуровневую организацию высшего профессионального образования, о разработке соответствующего плана мероприятий, программы переподготовки кадров, повышения их квалификации в высшей школе и др. Эти меры во многом активизировали и действия общественности вузов, в том числе той, что работает в учебно-методических объединениях вузов России по направлениям подготовки кадров. Возникла новая ситуация взаимодействия вузов и органов управления, общественности и органов власти, работодателей и учебных заведений. Их эффективное сотрудничество, точная оценка происходящего, результатов реформирования высшей школы России последних лет сегодня - основной фактор и условие спасения не только системы образования, но и страны в целом.

И мы сегодня обязаны учитывать не только позитивные оценки экспертами реформ вузовского образования России, но и их очевидные социальные и педагогические издержки.

Они носят сейчас не столько политический или экономический характер, сколько экологодемографический и духовно-культурный резонанс, от которого зависит наша жизнь как людей, «социальных животных», культурных существ, живущих в образовательном пространстве, чем далее, тем более сложно, интенсивно, противоречиво, разнообразно...

В тоже время анализ научной литературы, материалов конференций, собственный опыт работы позволил выявить следующие тенденции в развитии социального образования:

  1. влияние зарубежного опыта теоретической и практической профессиональной подготовки специалистов по социальной работе;
  2. введение отечественных Государственных образовательных стандартов (1995 и 2000 гг.), обеспечивающих единство образовательного пространства;
  3. многоступенчатость и непрерывность профессиональной подготовки; углубление и расширение специализаций подготовки по специальности «Социальная работа»;
  4. переход отечественного социального образования на западноевропейские образовательные стандарты.

Именно по этим причинам заслуживает внимания обращение к изучению опыта социального образования за рубежом. При этом мы отдаем себе отчет в невозможности и нецелесообразности прямого копирования зарубежного содержания в отечественное социальное образование.

Однако очень важно учитывать специфические особенности российского государства при реформировании системы социального образования, поэтому отечественные ученые активно ведут разработку и модернизацию учебных пособий, монографий, статей по проблемам социальной работы, выпускаются специализированные журналы: «Отечественный журнал социальной работы», «Социальная работа», «Работник социальной службы», ведется научная, исследовательская деятельность в данной области.

Всё это способствует подготовке, переподготовке и повышении квалификации современных специалистов социальной сферы, обладающих чувством гражданской и социальной справедливости, умением работать с людьми, творческим мышлением, инновационными технологиями, а также иметь высокие духовно-нравственные качества.

Таким образом, можно говорить о том, что социальное образование в России сформировалось за достаточно короткий период времени. В его основы лег опыт зарубежных стран, который с учётом отечественного менталитета стал принципами социального образование в России.

Так же можно говорить о достаточно развитой теоретической части социального образования. В эту часть можно включить как отечественную литературу на эту тематику, так и зарубежную. Однако в отличии от довольно развитой практической части социального образования за рубежом, в России это направление ещё не развито. Но постепенно благодаря введению новых профессий и развитию гуманитарного и самостоятельно-общественного секторов эта проблема продвигается, и в ближайшем будущем найдёт своё решение.

Социальное образование в Российской Федерации пока ещё не понятный феномен, но, несомненно, важный для дальнейшего развития политической, экономической и общественной, а также образовательной сторон.

 

Заключение

В заключение, можно сказать, что содержание и объем понятия "социальное образование" в современном российском обществе существенно расширились.

В организационном плане для социального образования России последнего десятилетия характерно и то, что возникло большое количество кафедр, центров, призванных обеспечивать общее социальное образование.. Решая проблемы повышения общей культуры будущих специалистов различного профиля, повышения их культуры социального мышления и самоорганизации, управленческой деятельности, гуманизации образования, составляются организационные основы общего социального образования.

  По своей сути социальное  образование – медиум социального  государства,  катализатор групповых  солидарностей,  что позволяет  ему занять приоритетное место  на уровнях власти и российском  обществе в целом.

Социальное образование устанавливает «баланс» потребностей человека и общества, за счёт преобладания ценностей человека над другими.

В современной России во много раз увеличилось понимания термина «социальное образование», его значимость для общества, а также функции выполняемые им.

Современное общество не возможно сейчас представить без этого понятия, так как оно является главным основанием гражданского общества, а, следовательно, и правового государства – гаранта развития страны.

Прямым источником развития социального образования является социальное просвещение, которое постепенно набирает свои обороты в нашей стране, по примеру Европы.

Таким образом, социальное образование теперь неотъемлемая часть российского общества. Оно  ещё не до конца развито, но имеет большие перспективы. Также социальное образование строиться на основе менталитета российских граждан, что приведёт к его полному усвоению в обществе.

Российское социальное образование представляет собой открытую информационную систему, быстро изменяющуюся за счёт инноваций в социальной сфере и приводящую к большему усвоению новшеств.

Без понятия «социальное образование» в современном мире невозможно большинство процессов как внутри стран, так и в их взаимодействие. Таким образом, введение этого термина в российский лексикон и в отдельную дисциплину, расширило границы развития страны.

Если обобщит все понятия термина «социальное образование» то можно говорить, что оно отражает весь процесс обучения человека от рождения и до последней разумной мысли. Так как процесс обучения является самым важным для социализации и развития человека, то исходя из взаимосвязи социального образования и образования в целом, можно сделать вывод о важной и неотъемлемой роли этого пока нового термина «социальное образования».

 

 

Библиографический список :

Основная литература:

  1. «Обучение социальной работе: преемственность и инновации» / под ред. Ш. Рамон и Р. Сарри; перевод с англ. под ред. Ю. Б. Шапиро. М.,2006  стр.238
  2. «Теория социальной работы: Учебник» / Под. ред. проф. Е. И. Холостовой - М.: Юристь, 2009. - 334 с.

Периодические издания: 

  1. «Социальное образование как фактор ускоренного развития российского региона : науч.-метод. Материалы» / ФГБОУ ВПО «ИГУ»; [науч. ред. Т. И. Грабельных, В. А. Решетников]. – Иркутск: Изд-во Оттиск, 2013. – 153 с.
  2. В. Н. Ярская-Смирнова «Миссия социального образования в социальном государстве (Общая характеристика социального образования)»//Сборник статей по материалам IX Международной теоретико-методологической конференции / Серия «Интеллигенция и современность». Вып. IX . М.: РГГУ, 2008, С.5-7
  3. В. А. Никитин Г. П. Медведева «Направления и проблемы развития социального образования в современной России»//Журнал исследований социальной политики-2013-№2(3)- 331стр.
  4. Социальная и педагогическая эффективность «Года молодёжи» в России 2009 года (опыт экспертной оценки на основе всероссийского социологического исследования в феврале - апреле 2010 г.): препринт / под ред. С. И. Григорьева. М.: Изд-во РГСУ 2010. 32 с. Статья поступила в редакцию 18.01.2012 г.
  5. И. А. Ларионова «Тенденции социального образования и профессиональной подготовки специалистов в данной сфере» //Екатеринбург/Вестник социально-гуманитарного образования и науки. 2011. №2 с 101

Электронные ресурсы:

  1. Теория Педагогики  [Электронный ресурс]/Режим доступа  http://teoria.ru/glava-3-socialnye-obrazovaniya
  2. Современное социальное образование в России [Электронный ресурс]/Режим доступа http://www.rae.ru/use/?section=content&op=show_article&article_id=7784133
  3. Социология социального образования [Электронный ресурс]/Режим доступа  http://socio.rin.ru/cgi-bin/article.pl?id=782

 

1 Социальное образование как фактор ускоренного развития российского региона : науч.-метод. материалы /ФГБОУ ВПО «ИГУ» ; [науч. ред. Т. И. Грабельных, В. А. Решетников]. – Иркутск : Изд-во Оттиск, 2013. – 153 с.

2Теория Педагогики [Электронный ресурс]/Режим доступа http://teoria.ru/glava-3-socialnye-obrazovaniya

 

3 Современное социальное образование в России [Электронный ресурс]/Режим доступа http://www.rae.ru/use/?section=content&op=show_article&article_id=7784133

 

4 Обучение социальной работе: преемственность и инновации:Сб./под ред. Ш.Рамон и Р.Сарри; перевод с англ. под ред. Ю.Б.Шапиро. М.,2006  стр.238

5В.А.Никитин Г.П.Медведева Направления и проблемы развития социального образования в современной России//Журнал исследований социальной политики-2013-№2(3)- 331стр.

6 В.Н. Ярская-Смирнова  МИССИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕ (Общая характеристика социального образования)//Сборник статей по материалам IX Международной теоретико-методологической конференции / Серия «Интеллигенция и современность». Вып. IX . М.: РГГУ, 2008, С.5-7

 

7 Григорьев С. И. «Теоретико-методологические основы качества социального образования и культуры социологического мышления в современной России.» Барнаул: РНЦ, 2001. 55 с.

 

8 Социальная и педагогическая эффективность «Года молодёжи» в России 2009 года (опыт экспертной оценки на основе всероссийского социологического исследования в феврале - апреле 2010 г.): препринт / под ред. С. И. Григорьева. М.: Изд-во РГСУ 2010. 32 с. Статья поступила в редакцию 18.01.2012 г.

 


Информация о работе Ценность социального образования