Философия русского космизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 19:57, курсовая работа

Краткое описание

Русский космизм является философским направлением с большими

традициями в культуре России и объединяет не только философов, а также

учёных, религиозных мыслителей, писателей, поэтов, художников. Само

существование “русского космизма” как философского течения даже в наше

время вызывает острые дебаты.

Файлы: 1 файл

Философия русского Космизма.doc

— 234.50 Кб (Скачать)

геометрических  построениях  (понятия  симметрии  и  диссиметрии   природных

объектов).

2) В  физическом  мире  (мире  механического   перемещения  тел)  как  в

макромире больших величин и обычных  скоростей, так и в микромире  малых  тел

и  огромных  скоростей, причина времени не  содержится.  Т.е.   время   и

пространство - не признаки физической реальности. Они  не формируются в  мире

волн, колебаний, орбит и траекторий, не являются их признаком.

      3)   Все   характеристики   времени-пространства   и   жизни   в    её

биогеохимическом   выражении   не   только   соотносятся,   но    и    самым

непосредственным  образом совпадают.

      И время, и жизнь - необратимы, Живое вещество никогда не  возвращается

в прежнее  состояние. Не только клетка,  как  основная  часть  живого,  но  и

орган многоклеточного тела, биогеосистема, биосфера - в целом  всегда  новые

и в  каждый данный момент не похожи  на  себя  прежних.  Биосфера  непрерывно

изменяется.  Поэтому  необратимость  времени  отражает  собой   этот   самый

массовый  природный процесс, к  которому  принадлежит  и  сам  действующий  и

познающий реальность человек. Кроме времени  жизни (биологическое время),  по

мнению  Вернадского, других неких специфических  времён  нет.  Это  категории

языка, привычки мышления. Биологическое время - единственно, и на  его фоне

идут  все остальные события космической  истории  человечества.  Однако  чаще

всего, в философии считают  время  и  пространство  объективными  признаками

всеобщего движения природных процессов. Вернадский вводит уточнение -  каких

именно  процессов - биологических. Объективность  и  реальность  пространства-

времени позволили  Вернадскому  уверенно  заявить  о  космическом  характере

жизни и обосновать третий синтез Космоса, новое единство, в котором жизнь  и

живое  вещество  занимают  не  подчинённую,  а  равную  позицию  с   другими

природными  сущностями. Вернадский объединяет изученные  и обобщённые в  науке

реальные  черты  всеохватывающего  Космоса.  Материя,   радиация,   энергия,

проявления  жизни - кроме этих сущностей в мире нет ничего. Эти  сущности  не

сводятся  друг к другу, существуют вечно как  качественно разнородные  области

и одновременно вместе с другими, не эволюционируют  одна  в  другую.  Всегда

есть  устойчивая материя в виде атомов, всегда  есть  радиация,  всегда  есть

энергия. И всегда  есть  жизнь,  имеющая  космическое  значение.  Вернадский

вводит  понятие пласта реальности, под которым  он обозначает слои  окружающей

нас природы, связанные между собой, но сводимые  друг  к  другу.  Существуют

"...три  раздельных пласта реальности... Эти три пласта,  по-видимому,  резко

отличны по свойствам пространства-времени,  они  проникают  друг  друга,  но

определённо замыкаются, резко отграничиваются  друг от друга в  содержании  и

методике  изучаемых  в  них  явлений.  Эти   пласты:   явления   космических

просторов,  явления  планеты,  нашей  близкой  нам   "природы"   и   явления

микроскопические, в  которых  тяготение  отходит  на  второй  план.  Научные

явления  жизни  наблюдаются  только  в  двух  последних   пластах   мировой

реальности" [11]. Вернадский не утверждает, что мир  устроен  так-то  и  так-

то, а  утверждает: в науке на основе его  законов  лучше  всего  считать,  что

мир  устроен  так-то  и  так-то.  Учение  Вернадского  открывает  нам  новую

страницу  в познании человеком самого себя - как разумной части  живого  мира

и  одновременно  наиболее  сложного  и  закономерного  явления   мироздания.

Древнее ощущение единства и осознание  себя  частью  космической  реальности

получает  в   наше   время   действительное   обоснование,   переводится   в

рациональный  план.

   1.2.4. Космическая философия К.Э.Циолковского

      Космическая философия К.Э.Циолковского -  является  одним  из  столпов

русского  космизма.  Она  ощутимо  повлияла   на   современную   цивилизацию

посредством космонавтики, которая стала одним  из основных  направлений  НТР.

Немаловажно и то, что она относится к  числу  немногих  в  русском  космизме

образцов  целостной философско-мировоззренческой  системы.

      Взгляды Циолковского о сущности философии навеяны эпохой  Просвещения.

Он считал, что философия - "вершина научного знания, его  венец,  обобщение,

наука  наук"  [12].  Все   предшествующие   философские   системы   казались

Циолковскому "странными" и их терминология  ненужной,  говоря,  что "трудно

связать  мою  философию  с  другими".  Однако,   в   космической   философии

обсуждались в основном традиционные философские  проблемы, рассматриваемые  с

"космической   точки  зрения".  Также   традиционны   были   и   представления

Циолковского  о  структуре  философского  знания:  философия   "состоит   из

метафизики, гносеологии и этики. Первые два  отдела  служат  подготовкою  для

этики или научных основ нравственности. Иногда эту  подготовку  не  отделяют

от этики. Так  отчасти  делаю  и  я".  Тем  не  менее  Циолковский  дополнил

философское знание ещё одним разделом -  социологическим,  т.е.  построением

схем "идеального строя жизни" [12].

      В философско-мировоззренческой  концепции Циолковского  можно  выделить

три основных этапа. Первый этап (1898-1914 гг.) охватывает работы:  "Научные

основания  религии"  (1898г.),  наиболее  фундаментальный  философский  труд

Циолковского "Этика или естественные основы  нравственности"  (1902-1903гг.,

исправлено  в  1914г.),  "Нирвана"  (1914г.).  На  этом  этапе основным  был

принцип,  сформулированный  Циолковским   впоследствии   (1934г.):   "Судьба

существа  зависит от судьбы Вселенной". Под  "существом"  подразумевается  не

только  человек. "Простейшее  существо",  согласно  космической философии -

"атом-дух". Совокупность "атомов-духов"  образует  субстанциональную  основу

мира. Космос - иерархия существ, включая и человека. Сам космос тоже  "живое

существо",  "причина"  и  "воля"  которого  в  строгих   рамках   определяет

поведение человека и других "существ" космоса.

На втором этапе (1915-1923 гг.) Циолковский основное внимание  уделяет

другим  проблемам, отличным от Космоса:  1)  изложению  "научного"  понимания

библейских  текстов; 2) проблемам общества будущего, разрешаемым в социально-

утопическом духе ("Горе и гений", 1916г.; "Идеальный  строй жизни", 1917г.  и

др.); 3) проблемам строения и жизни человеческого  тела  ("Человек.  Свойства

человека",  1917г.).  Циолковский  подчёркивает  несовершенство   социальных

отношений,   несправедливость   в   обществе   и   др.   Проблемы   космизма

затрагиваются в  работах:  "Первопричина"  1918г.,  "Социология  (фантазия).

Приключения атома" 1918г. и некоторых других.

      На  третьем  этапе  (1923-1935  гг.)  Циолковский  разрабатывает   так

называемый "активно-эволюционный" принцип  космизма.  Его  смысл  состоит  в

следующем:  "Судьба  Вселенной  зависит  от  космического  разума,  т.е.  от

человечества  и  других  космических  цивилизаций,   их   преобразовательной

деятельности". Этот принцип обосновывается во  многих  статьях  и  брошюрах:

"Живая  Вселенная"  (1923г.),  "Монизм  Вселенной"  (1925-1931гг.),  "Будущее

Земли и человечества" (1928г.), "Космическая  философия"  (1935г.)  и  многих

других.  Интересно,  что  "активно-эволюционный"  смысл принципа   космизма

сосуществует  у Циолковского с более  традиционным  смыслом  этого  принципа:

"Судьба  существа зависит от судьбы  Вселенной".  Всё  это   создаёт  сложности

при понимании  космической философии на завершающем этапе её становления.

      Важнейшими принципами космической  философии, которые  лежат   в  основе

метафизики  и  научной   картины   мира   Циолковского   являются   принципы

атомистического  панпсихизма,  монизма,  бесконечности,  самоорганизации   и

эволюции.

Принцип  атомистического  панпсихизма  напрямую  связан  с  пониманием

Циолковским материи. Циолковский говорил, что "Я  не только  материалист,  но

и панпсихист, признающий чувствительность всей  Вселенной.  Это  свойство  я

считаю  неотделимым от материи". Все тела  Вселенной  "имеют  одну  и  ту  же

сущность; одно начало, которое мы называем духом  материи (сущность,  начало,

субстанция, атом  в  идеальном  смысле)",  что  очень  сходно  с  философией

Платона. "Атом-дух" ("идеальный атом", "первобытный дух")  по  Циолковскому,

"есть  неделимая основа или сущность  мира.  Она  везде  одинакова.  Животное

есть  вместилище бесконечного числа атомов-духов, так же,  как  и  Вселенная.

Из них  только она и состоит, материи, как  её  прежде  понимали,  нет.  Есть

только  одно  нематериальное,  всегда  чувствующее,  вечное  неистребляемое,

неуничтожаемое, раз и навсегда созданное или  всегда  существовавшее"  [13].

Следовательно, "атом-дух" - это элемент метафизической  субстанции,  лежащей

в основе мира и отличной от элементарных частиц в современной физике.

Информация о работе Философия русского космизма