Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 19:57, курсовая работа
Русский космизм является философским направлением с большими
традициями в культуре России и объединяет не только философов, а также
учёных, религиозных мыслителей, писателей, поэтов, художников. Само
существование “русского космизма” как философского течения даже в наше
время вызывает острые дебаты.
Принцип монизма выражает единство субстанциональной основы мира,
образуемой "атомами-духами". "Материя едина, и основные свойства её во всей
Вселенной должны быть одинаковы" [13]. Это означает:
1) единство материального и
2) единство живой и неживой материи: "материя едина, так же ее
отзывчивость и
3) единство человека и Вселенной, т.е. его участие в космической
эволюции, в противовес христианским представлениям о бессмертии
души;
4) выводимость этических норм из метафизики космоса.
Принцип бесконечности распространялся Циолковским и на мир как целое,
и на свойства пространства и времени, и на строение элементарных частиц
вещества, и на структурную иерархию уровней космических систем, и на ритмы
космической эволюции, и на возрастание могущества космического разума, и на
отсутствие пределов для его возможной экспансии во Вселенной. Вселенная, по
Циолковскому, бесконечна в пространстве и времени и включает в себя
бесконечную иерархию космических структур - от атомов до "эфирных островов"
разного уровня сложности. Мысль Циолковского о возможности сосуществования
во Вселенной множества космосов намного опередила своё время и теперь она
нашла своё развитие в квантовой космологии.
Принципы самоорганизации и эволюции также являются ключевыми для
метафизики космической философии и вытекающей из неё научной картины мира.
"Всё живо", т.е. способно к бесконечной самоорганизации и эволюции.
Циолковский был не согласен с толкованием космической эволюции как
неуклонной деградации и его несогласие нашло своё выражение в принципах
самоорганизации и эволюции. Ритмические изменения Вселенной в метафизике
космической философии очень близки бесконечным циклам эволюции. Эти
принципы
приобретают в контексте
1) эволюция как периодические трансформации, в ходе которых возникают и
разрушаются бесчисленные союзы "атомов-духов", образующих
космические структуры разных уровней;
2) самоорганизация как
структур из более простых;
3) эволюция и самоорганизация как "глобальный эволюционизм" (эти
процессы могут быть
Идея первопричины (причины) космоса как считал Циолковский "не может
убедить и не имеет вида научной истины. Но я не могу лично обойтись без
первопричины, всемогущей и благостной к своему созданию" [13]. По словам
Циолковского всё, что для нашего ума безначально и бесконечно, то для
первопричины конечно, даже нуль, т.е. для неё мир мог иметь начало.
Всемогущая и нежно любящая своё творение первопричина находится вне
Вселенной и может её уничтожить по своей воле. Причина "безмерно выше
космоса" и несоизмерима со своим творением, т.к. создаёт вещество и
энергию, что "космос сам не в силах делать". Проникновение в свойства
причины приводит к неожиданным выводам этического значения, которые "не
могут не иметь благотворного влияния на поступки человека и других
сознательных" [13]. Её доброта, счастье, мудрость и могущество бесконечны и
отсюда следует, по Циолковскому, ряд выводов:
1) "удовлетворение
2) "смирение перед причиной";
3) "чувство
благодарности за не
4) "могущество причины не
Основные идеи космизма
Циолковского о "воле Вселенной". Если всё вокруг "порождено Вселенной. Она
- начало всех вещей", то "от неё всё и зависит. Человек или другое высшее
существо и его воля есть только проявление воли Вселенной". В контексте
"живой
Вселенной" метафизика
нет. В процессе возникновения и распада союзов "атомов-духов" смерть
"сливается
с рождением". Новая жизнь "хотя
и разрушима, но новое
сольётся с новым совершенным рождением... Разрушения или смерти будут
повторяться, бесчисленное множество раз, но все эти разрушения есть не
исчезновения, а возникновения". Согласно космической философии "души хотя и
нет", жизнь в ритмах эволюции Вселенной "непрерывна, счастлива,
могущественна, никогда не прекращалась и никогда не прекратится", т.к. во
временно мёртвом веществе нет субъективного ощущения времени. Такой подход
к судьбе человека в космизме характерен только для Циолковского и является
очевидной альтернативой "активно-эволюционного подхода". В соответствии с
идеями космизма Циолковский считал, что человек отнюдь не вершина эволюции.
Человечеству предстоит "идти вперёд и прогрессировать - в отношении тела,
ума, нравственности, познания и технического могущества. Впереди его ждёт
нечто блестящее, невообразимое". По истечении тысячи миллионов лет "ничего
несовершенного ... на Земле уже не будет. Останется одно хорошее, к чему
неизбежно
приведёт наш разум и его сила".
Космическое бытие
Циолковскому "может быть подразделено на четыре основных эры:
1. Эра рождения, в которую вступит человечество через несколько
десятков лет и которая
2. Эра становления. Эта эра
будет ознаменована
по всему космосу. Длительность этой эры - сотни миллиардов лет.
3. Эра расцвета человечества. Теперь
трудно предсказать её
- очевидно, сотни миллиардов лет.
4. Эра терминальная займёт
человечество ... сочтёт за благо включить второй закон термодинамики
в атоме, т.е. из
Что такое лучевая эра космоса - мы ничего не знаем и ничего
предполагать не можем" [13].
Современный космизм представляет собой программу становления
человечества
и космическая философия
перспективный вариант осуществления такой программы.
1.2.5.
Единый природный субстрат А.Л.
К.Э.Циолковский оказал огромное влияние на формирование научного
мировоззрения и методов научной работы А.Л.Чижевского. Идея единства живого
и неживого, человека и Космоса, психического и физического является
основной для Чижевского и определяет направления его научных исследований.
Выдвижение смелых гипотез с последующей их эмпирической проверкой
становится для Чижевского основным методом научного познания природы.
Поражает объём исследований, выполненных Чижевским в 1917-1924гг. В этот
период он выполняет работы по экспериментальной биофизике, социологии,
эволюционной морфологии, истории науки, литературоведению, многие из
которых стали классическими. В своей работе "Основное начало мироздания.
Principium Universale Circulationis" (1920-1921гг.) единство природы
Чижевский видит в едином природном субстрате - электронном, и в едином
правящем миром принципе, который должен обобщить многочисленные частные
законы.
Единство мироздания должно основываться на едином природном субстрате,
единой "стихии" - таково воззрение древнегреческих философов ионийской
школы. У Фалеса таким субстратом выступает вода, у Анаксимена - воздух, у
Гераклита - огонь, у Анаксимандра - гипотетический апейрон [1]. Чижевский
видит
субстрат-первооснову в
единице вещества - электроне. "Материальный мир есть арена
последовательных, а потому закономерных, комбинаций, единого субстрата-
электрона!" - отмечает Чижевский. "Если мы всмотримся в окружающий нас мир
животных и растений, какое безграничное разнообразие увидим мы! Но во всём
этом внешнем разнообразии мы находим единую для всех организмов основу -
живую клетку и всеобщность коллоидного состояния. Последнее мало того, что
учит нас великому единству природы, оно учит нас верить в вечное её
существование, целесообразность и гармонию; ... мы имеем единство живого
вещества; ... нисходя в глубину всего живого, и далее - в глубину материи,
мы познаём единое начало, единую основу всего сущего - единство материи -
электрон" [14]. Необходимо отметить, что открытый в конце XIX в. электрон
долгое время был единственной известной элементарной частицей. В начале XX