Философия русского космизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 19:57, курсовая работа

Краткое описание

Русский космизм является философским направлением с большими

традициями в культуре России и объединяет не только философов, а также

учёных, религиозных мыслителей, писателей, поэтов, художников. Само

существование “русского космизма” как философского течения даже в наше

время вызывает острые дебаты.

Файлы: 1 файл

Философия русского Космизма.doc

— 234.50 Кб (Скачать)

      Принцип  монизма  выражает  единство  субстанциональной   основы  мира,

образуемой "атомами-духами". "Материя едина, и основные свойства её во  всей

Вселенной должны быть одинаковы" [13]. Это означает:

     1) единство материального и духовного  начал Вселенной;

     2) единство  живой  и  неживой   материи:  "материя  едина,  так  же  ее

        отзывчивость и чувствительность";

     3) единство человека  и  Вселенной,  т.е.  его участие в космической

        эволюции, в  противовес  христианским  представлениям  о  бессмертии

        души;

     4) выводимость этических норм  из метафизики космоса.

Принцип бесконечности распространялся  Циолковским и на мир как  целое,

и на свойства пространства и времени,  и  на  строение  элементарных  частиц

вещества, и на структурную иерархию уровней  космических систем, и  на  ритмы

космической эволюции, и на возрастание могущества космического разума, и  на

отсутствие  пределов для его возможной экспансии во Вселенной. Вселенная,  по

Циолковскому,  бесконечна  в  пространстве  и  времени  и  включает  в  себя

бесконечную иерархию космических структур - от атомов до "эфирных  островов"

разного уровня сложности. Мысль Циолковского о  возможности  сосуществования

во Вселенной  множества космосов намного опередила  своё время  и  теперь  она

нашла своё развитие в квантовой космологии.

      Принципы самоорганизации  и   эволюции  также  являются  ключевыми  для

метафизики  космической философии и вытекающей из неё научной  картины  мира.

"Всё   живо",  т.е.  способно  к   бесконечной  самоорганизации   и   эволюции.

Циолковский  был  не  согласен  с  толкованием  космической   эволюции   как

неуклонной  деградации и его несогласие  нашло  своё  выражение  в  принципах

самоорганизации и эволюции. Ритмические  изменения  Вселенной  в  метафизике

космической  философии  очень  близки  бесконечным  циклам   эволюции.   Эти

принципы  приобретают в контексте космической  философии следующие значения:

     1) эволюция как периодические  трансформации, в ходе которых  возникают и

        разрушаются   бесчисленные    союзы    "атомов-духов",    образующих

        космические структуры разных  уровней;

     2) самоорганизация как  возникновение   сложных  (в  том  числе,  живых)

        структур из более простых;

     3)  эволюция  и  самоорганизация   как  "глобальный  эволюционизм"  (эти

        процессы могут быть спонтанными  или направляться разумом).

       Идея первопричины (причины) космоса  как считал Циолковский "не  может

убедить и не имеет вида научной истины. Но я  не  могу  лично  обойтись  без

первопричины, всемогущей и благостной к своему  созданию"  [13].  По  словам

Циолковского  всё, что для  нашего  ума  безначально  и  бесконечно,  то  для

первопричины  конечно,  даже  нуль,  т.е.  для  неё  мир  мог  иметь  начало.

Всемогущая  и  нежно  любящая  своё  творение  первопричина  находится   вне

Вселенной и может её  уничтожить  по  своей  воле.  Причина  "безмерно  выше

космоса"  и  несоизмерима  со  своим  творением,  т.к.  создаёт  вещество  и

энергию, что "космос сам  не  в  силах  делать".  Проникновение  в  свойства

причины приводит к неожиданным  выводам  этического  значения,  которые  "не

могут  не  иметь  благотворного  влияния  на  поступки  человека  и   других

сознательных" [13]. Её доброта, счастье, мудрость и  могущество бесконечны  и

отсюда  следует, по Циолковскому, ряд выводов:

     1) "удовлетворение любознательности  и вытекающее отсюда спокойствие";

     2) "смирение перед причиной";

3) "чувство  благодарности за не кончающееся  возрастающее счастье";

     4) "могущество причины не принесёт  нам зла и в будущем".

      Основные идеи космизма находят  также  своё  отражение  в   рассуждениях

Циолковского  о "воле Вселенной". Если всё вокруг "порождено  Вселенной.  Она

- начало  всех вещей", то "от неё всё  и зависит. Человек  или   другое  высшее

существо  и его воля есть только  проявление  воли  Вселенной".  В  контексте

"живой  Вселенной" метафизика человеческой  судьбы состоит в том,  что  смерти

нет.  В  процессе  возникновения  и  распада  союзов  "атомов-духов"  смерть

"сливается  с рождением". Новая жизнь "хотя  и разрушима, но новое  разрушение

сольётся  с  новым  совершенным  рождением...  Разрушения  или  смерти  будут

повторяться, бесчисленное множество раз,  но  все  эти  разрушения  есть  не

исчезновения, а возникновения". Согласно космической  философии "души хотя  и

нет",  жизнь   в   ритмах   эволюции   Вселенной   "непрерывна,   счастлива,

могущественна, никогда не прекращалась и никогда не  прекратится",  т.к.  во

временно  мёртвом веществе нет субъективного  ощущения времени.  Такой  подход

к судьбе человека в космизме характерен только для Циолковского  и  является

очевидной альтернативой "активно-эволюционного  подхода".  В  соответствии  с

идеями  космизма Циолковский считал, что  человек отнюдь не вершина  эволюции.

Человечеству  предстоит "идти вперёд и прогрессировать -  в  отношении  тела,

ума, нравственности, познания и технического могущества.  Впереди  его  ждёт

нечто блестящее, невообразимое". По истечении тысячи миллионов лет "ничего

несовершенного ... на Земле уже не будет. Останется  одно  хорошее,  к  чему

неизбежно приведёт наш разум и его сила". Космическое бытие человечества  по

Циолковскому "может быть подразделено на четыре основных эры:

     1.  Эра  рождения,  в  которую   вступит  человечество  через   несколько

        десятков лет и которая продлится  несколько миллиардов лет.

     2. Эра становления. Эта эра  будет ознаменована расселением  человечества

        по всему космосу. Длительность этой эры - сотни миллиардов лет.

     3. Эра расцвета человечества. Теперь  трудно предсказать её длительность

        - очевидно, сотни миллиардов лет.

     4. Эра терминальная займёт десятки  миллиардов лет. Во  время   этой  эры

        человечество ... сочтёт за благо включить второй закон термодинамики

        в атоме, т.е. из корпускулярного  вещества  превратиться  в   лучевое.

        Что такое лучевая  эра   космоса  -  мы  ничего  не  знаем  и  ничего

        предполагать не можем" [13].

      Современный   космизм   представляет   собой   программу   становления

человечества  и космическая философия Циолковского может рассматриваться  как

перспективный вариант осуществления такой  программы.

  1.2.5. Единый природный субстрат А.Л.Чижевского

      К.Э.Циолковский  оказал  огромное  влияние  на  формирование  научного

мировоззрения и методов научной работы А.Л.Чижевского. Идея единства  живого

и  неживого,  человека  и  Космоса,  психического  и  физического   является

основной  для Чижевского и определяет направления его  научных  исследований.

Выдвижение  смелых  гипотез  с   последующей   их   эмпирической   проверкой

становится  для  Чижевского  основным  методом  научного  познания  природы.

Поражает  объём исследований, выполненных Чижевским  в  1917-1924гг.  В  этот

период  он  выполняет  работы  по  экспериментальной  биофизике,  социологии,

эволюционной  морфологии,  истории  науки,  литературоведению,   многие   из

которых стали классическими. В своей  работе  "Основное  начало  мироздания.

Principium  Universale  Circulationis"   (1920-1921гг.)   единство   природы

Чижевский видит в едином природном  субстрате  -  электронном,  и  в  едином

правящем  миром принципе,  который  должен  обобщить  многочисленные  частные

законы.

      Единство мироздания должно основываться на едином природном субстрате,

единой "стихии"  -  таково  воззрение  древнегреческих  философов  ионийской

школы. У Фалеса таким субстратом выступает  вода, у Анаксимена  -  воздух,  у

Гераклита - огонь, у Анаксимандра - гипотетический  апейрон  [1].  Чижевский

видит субстрат-первооснову в открытой в конце XIX в. структурной  субатомной

единице   вещества   -   электроне.    "Материальный    мир    есть    арена

последовательных, а  потому  закономерных,  комбинаций,  единого  субстрата-

электрона!" - отмечает Чижевский. "Если мы всмотримся в окружающий  нас  мир

животных  и растений, какое безграничное разнообразие увидим мы! Но  во  всём

этом  внешнем разнообразии мы находим  единую для  всех  организмов  основу  -

живую клетку и всеобщность коллоидного состояния. Последнее мало  того,  что

учит  нас великому  единству  природы,  оно  учит  нас  верить  в  вечное  её

существование, целесообразность и гармонию; ...  мы  имеем  единство  живого

вещества; ... нисходя в глубину всего живого, и далее - в  глубину  материи,

мы познаём  единое начало, единую основу всего  сущего -  единство  материи  -

электрон" [14]. Необходимо отметить, что открытый в конце  XIX  в.  электрон

долгое  время был единственной известной  элементарной частицей. В  начале  XX

Информация о работе Философия русского космизма