Философия русского космизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 19:57, курсовая работа

Краткое описание

Русский космизм является философским направлением с большими

традициями в культуре России и объединяет не только философов, а также

учёных, религиозных мыслителей, писателей, поэтов, художников. Само

существование “русского космизма” как философского течения даже в наше

время вызывает острые дебаты.

Файлы: 1 файл

Философия русского Космизма.doc

— 234.50 Кб (Скачать)

Кроме человека все иные существа лишены божественного начала и  причастны  к

нему  лишь подчинением внешнему естественному  закону. Подобно  мировой  душе,

человек, причастный к всеединству Бога,  свободен  захотеть  иметь  его  как

Бог. Для  этого он "утверждает себя отдельно от Бога, вне Бога, отпадает  или

отделяется  от Бога в своём сознании так же, как первоначально  мировая  душа

отделилась  от Него во всём бытии своём" [5]. Таким  образом начинается  новая

фаза  уже  не  космогонического,  а  теологического  развития,  в   процессе

которого  человек проходит путь от астральных религий через  солнцепоклонство

к  фаллической,   где,   наконец,   возвращается   к   своему   собственному

материальному началу и высшее проявление мировой  связи  находит  в  сложном

единстве  родовой организации жизни.

      Можно выделить несколько бесспорных  идей космизма Соловьёва:

     1) Идея всеединства, вечного органически  целостного истинносущего мира,

        которая имеет религиозный характер (вне божественного начала бытие -

        это хаос).

     2) Тайна сопричастности человека  космосу в его (человека)  божественной

        природе (человек являясь  посредником   между  Богом  и  материальным

        бытиём, проводником единящего действия  на стихийную множественность,

        человек - устроитель и организатор  вселенной.

     3) В  космосе  Соловьёва   главенствуют  нравственно-религиозные   смыслы

        (целесообразности), которые определяют  существо всех фаз  и   узловых

        моментов его эволюции и бытия.

     4) Проблема полноты познания вообще  не  может быть  представлена  как

        гносеологическая  (полное  знание   -   это   религиозно-мистическое

        мировосприятие ("восприятие мира  в элементе софийности"), тем   самым

        Соловьёв критикует рациональность как отвлечённое начало, подчиняя и

        преобразуя её в свете религиозного  опыта и мистического созерцания.

  1.1.3. Философия общего дела Н.Ф.Фёдорова

      В своём основном философском  труде "Философия общего дела" Н.Ф.Фёдоров

провозглашает общечеловеческие,  общепланетарные задачи  эпохи ноосферного

выбора: управление природой ("внесение в  неё воли и  разума"),  которое  для

Фёдорова  является  исполнением  библейской  заповеди  об  обладании  землёй;

победа  над стихийными силами, над  голодом,  болезнями  и  смертью;  перевод

военной  мощи  в  созидательную  и  мирную.  Фёдоров  отчётливо  понимал  то

катастрофическое  направление,  в   котором   движется   развитие   нынешней

"эксплуатирующей,  а  не   восстанавливающей"   природу   цивилизации.   "Мы

виноваты, не в том только,  что  делаем  (хищничество),  но  и  в  том  зле,

которое происходит по нашему бездействию". Бездействие человека  содействует

приближению Конца,  означает  измену  эволюционному  предназначению  разума:

стать орудием "внесения порядка в беспорядок, гармонии в слепой  хаос".  Как

раз эту  задачу и ставит  разработанный  в  "Философии  общего  дела"  проект

"регуляции  природы" [6]. Он включает  некоторые   конкретные  предложения,  в

том числе, о регуляции погоды методом взрыва в облаках, который до  сих  пор

применяется, а также  и более глобальные  проекты  "регуляции  природы":  об

управлении  магнитными силами, движением земного  шара,  об  овладении  новыми

источниками энергии, о метеорической регуляции  в масштабах  не  только  всей

планеты, но и о выходе в космос и управлении космическими процессами.

      Космос, космическое в философском   сознании  обычно  были  воплощением

беспредельного,  абсолютного,   недоступного   ограниченному   человеческому

пониманию, оставаясь предметом медитации, высокого восхищения, смешанного  с

трепетом  ужаса перед бездной небытия.  Созерцательное отношение  к  космосу,

уходящее  в глубокую древность, преобладало  многие века. И только  начиная  с

Фёдорова,  в  философию  и  науку   входит   требование   преобразовательной

активности  со стороны человечества, направленной на макрокосмос.  "Борьба  с

разъединяющим пространством" [6] для мыслителя - "первый  шаг  в  борьбе  со

всепоглощающим  временем".  Две  глобальные  победы  человечества:   -   над

пространством  и  временем   -   взаимосвязаны   и   взаимозависимы.   Полем

преображённой,  бессмертной,  обоженой  жизни  может  быть  не  только   вся

Вселенная,  бесконечная   и   неисчерпаемая   в   своих   энергетических   и

материальных  возможностях, а также и долгоживущие,  а  потом  и  бессмертные

создания  с  биологически  гибким,  переделанным   организмом,   управляемым

сознанием, смогут жить и творить в  самых  невероятных  внеземных  условиях.

Суть  идеи "регуляции природы" не только в конкретных  проектах,  многие  из

которых  уже  осуществляются  или  могут  быть  осуществлены  -  она   более

радикальна, ставя высшей целью преобразование самого  статуса  природного  и

космического  бытия, самой природы человека.

Пророческая идея Фёдорова  о  неразрывной  связи  космоса  и  человека

находит своё подтверждение в современных  научных  подходах.  В  этой  связи

можно  привести  в  качестве  примера  антропный  принцип.  Он   состоит   в

следующем: мир не был бы таким, каков  он  есть,  если  бы  в  нём  не  было

наблюдателя, т.е. людей (чувствующих и мыслящих существ). Если  бы  мир  был

другим  хоть немного - и  нас  бы  не  было:  чуть  бы  сместились  параметры

составляющих  мира, какая-нибудь элементарная  частица  была  бы  другой  или

исчезла - не явились бы ни жизнь, ни  сознание.  Поэтому,  когда  мы  ставим

задачу  изменения или мира, или человека,  необходимо  будет  учитывать  этот

принцип.  Изменять  свою  (человеческую)  природу  можно  только  вместе   с

изменением  мира в том же направлении, и наоборот, когда человек, не  изменяя

себя, не став на путь  собственного  одухотворения,  начинает  покорять  или

преобразовывать природу (или мир), он приходит к неизбежному  дисбалансу,  к

кризису, экологическому и нравственному. Такое  одностороннее  вмешательство,

произведённое несовершенным, но самодовольным человеком  в  природу  (вместо

регуляции, сознательной и разумной) приводит к  истощению  природы,  которая

как бумеранг (в виде катастрофы) обрушивается на самого человека.

      Фёдоров  также  выдвинул  идею  о  необходимости  победы  над  смертью

("учение  о воскрешении"  или  более   развёрнуто  -  "учение  об  объединении

живущих  сынов  для  воскрешения  умерших")  [6].  Для  Фёдорова   "трудовое

воскрешение"  является  возможностью,  вытекающей  из   духа   христианского

учения. Фёдоров предложил новое определение - "Супраморализм,  или  всеобщий

синтез", которое затрагивает философские  и  этические  подходы  его  учения.

Эта философия  этическая и можно сказать  сверхэтическая  выдвигает  приоритет

должного  над сущим, зовёт к преображению бытия в  благобытие.  И  предлагает

последовательно синтетический способ мышления и  достижения  высших  целей  -

это   философия   синтеза,   "синтеза   двух   разумов   (теоретического   и

практического) и трёх предметов знания и дела" (Бог, человек и природа),  и,

наконец, "синтеза науки и искусства  в религии,  отождествляемой  с  Пасхой".

Подход, открывающий  принципиально  новые  возможности  науке  и  философии,

которые, по мнению Фёдорова, шли и идут  преимущественно  путём  разделения,

расчленения, анализа. Этому Фёдоров противопоставляет  путь  воскрешения  как

собирания, сложения,  синтеза  всего  разъединённого  и  разложенного  -  от

знания  до человеческого организма. Преобладающий  сегодня  аналитический тип

мышления  связан,  по  его  мнению,  с  промышленной  цивилизацией,  которая

умерщвляет, разделывает живые натуральные  продукты природы  и  земледелия  и

готовит из них мёртвые, искусственные вещи. Преобладание анализа  связано  с

подсознательным и сознательным согласием  на  смерть.  Сама  смерть  и  есть

главный  анализатор,  разделяющий  сложное  на   более   простые   элементы.

Воскрешение  же,  напротив,  -  воссоединение  простого  в  сложное   целое,

предполагающее  приобретение нового,  преображённого  качества.  Для этого

необходим синтез всех  способностей  и  возможностей  человечества.  Поэтому

основная  идея  философии  "всеобщего   синтеза"   состоит   в   преодолении

противоречий: города и села, знания и дела, чувства  и мысли, мечты  и  воли,

веры  и науки, эгоизма и альтруизма. На сегодняшнем  этапе  развития,  как  я

считаю, человечество  ещё  не  готово  к  идее  единства  и  поэтому  вполне

закономерно, что эта идея является утопической.

      Космос Фёдорова как и у  В.С.Соловьёва - это христианский космос.  Этот

космос  не дан,  а  задан,  так  как  сегодня  это  беспорядок  и  хаос,  мир

неразумия,  "странный  извращённый  порядок,  который  лучше  бы,   кажется,

назвать беспорядком". Такое состояние  есть следствие падения  человека,  так

как изначальный  мир,  судя  по  Творцу,  был  миром  невинности  и  чистоты.

Информация о работе Философия русского космизма