по дисциплине « Философия»
( в помощь студентам
при подготовке к ПГК)
МОДУЛЬ 1 (основной вариант).
Философия
Древней Индии и Китая. Античная
философия.
1. Древнеиндийский литературный
памятник:
- Книга истории
+Веды
- Книга перемен
- Книга обрядов
- Книга песен
2. Какая из частей вед наиболее древняя?
- Яджурведа
- Самаведа
- +Ригведа
Атхарваведа
- Упанишады
3. Какие философские школы Древней
Индии относятся к ортодоксальным?
- +Признающие авторитет Вед: веданта, вайшешика, йога, миманса, ньяя, санкхья
- Признающие авторитет учения Будды: хинаяма, махаяна, вирдаяна
- Не признающие авторитета Вед: локоята(чарвака),буддизм, джайнизм
- Признающие авторитет сунны: сунниты,
Признающие авторитет учения Конфуция
4. Какие философские школы Древней
Индии относят к «неортодоксальным»?
- Признающие авторитет Вед: веданта, вайшешика, йога, миманса, ньяя,санкхья
- +Не признающие авторитета Вед: локоята (чарвака),буддизм, джайнизм
- Признающие авторитет учения Будды: хинаяна, махаяна, вирдаяна
- только буддизм хинаяны
- только буддизм вирдаяна
5. Что такое «брахман»
в древнеиндийской философии?
- +высшая объективная Реальность, безличное Абсолютное начало Бытия
- высшее субъективное духовное начало Бытия, высшее духовное начало человека
- круговорот жизни
- закон воздаяния
- путь богов
6. Что такое «атман»
в древнеиндийской философии?
- высшая объективная Реальность, безличное Абсолютное начало Бытия
- +высшее субъективное духовное начало Бытия, высшее духовное начало человека
- круговорот жизни
- закон воздаяния
- путь богов
7. Четыре благородные
истины являются центром какого
учения Древней Индии?
джайнизма
- брахманизма
- +буддизма
- индуизма
- веданты
8. Сиддхартха Гаутама
основатель религиозно-философского
учения:
даосизма
кинизма
- +буддизма
- конфуцианства
- джайнизма
9. В каком произведении
впервые был систематизирован
буддизм?
- «Махабхарата»
- «Рамаяна»
- «Веды»
+«Типитака» («Три корзины учений»)
«Благавад-Гита»
10. В каком учений
одна из главных истин гласит:
«Жизнь – это страдание»?
- в даосизме
- в конфуцианстве
- в джайнизме
- +в буддизме
- в индуизме
11. Какова цель познания с
точки зрения буддизма?
- Пробуждение к высшим духовным ценностям
- +Освобождение от страданий
- Доказательство существования бога
- Исследование законов природы
Поиск первопричины
12. Закон человеческого
существования в индийской философии
выражен в понятиях:
- +карма, сансара
- нирвана
- креационизм
дао и мокша
- атман и брахман
13. В древнеиндийской
философии концепция, означающая
«колесо перерождений»:
- +сансара
познание
- истина
- красота
- вера
14. В древнеиндийской
философии закон действия и
нравственного воздаяния:
нирвана
- познание
- +карма
- атман
- вера
15. Каким понятием в
древнеиндийской философии определялось
освобождение от сансары и
земной кармы?
- нирвана
- жень
- дао
- брахман
- +мокша
16. Какой термин означает конечную
цель всех человеческих усилий,
освобождение в философии
буддизма:
+нирвана
- познание
- красота
- атман
- вера
17. Целью «Восьмеричного
Благого Пути» в буддизме
является:
+нирвана
- познание
- карма
атман
- сансара
18. Основоположником джайнизма
являлся:
- Сидхартха Гаутама
- Мо-цзы
- Джаймини
- +Джина Махавира
- Шан Ян
19. Какое философское
учение Древней Индии считается
материалистическим?
- Индуизм
- Джайнизм
- Буддизм
- +Локоята (чарвака)
- Веданта
20. Какие первоначала
утверждала школа локаята(чарвака)?
- апейрон
- +земля, вода, огонь, воздух
- дерево, металл
монада
- единое
21. Учение, какого философа
заложило с древности идеологический
фундамент китайского общества:
- Лао-цзы
- Мо-цзы
+Кун Фу-цзы
- Мао-цзе-дун
- Ден-сяо-пин
22. Кто из древних китайских
мыслителей является автором
книги «Люнь Юй» («Беседы и суждения»)?
- Сюнь Дзы
- Мэн Цзы
- Лао Цзы
- +Конфуций
- Ван Чун
23. Какие вопросы находились
в центре внимания конфуцианства?
- развитие мира
- вопросы диалектики
- +проблемы воспитания, образования, социальной стабильности
- проблемы бытия и становления
- гносеология
24. Суть этико-политических
взглядов Конфуция в теории
управления с помощью:
- +добродетели
- государства
законности
- насилия
- общества
25. Центральный принцип
добродетели философии Конфуция:
- +путь «золотой середины»
- путь приобщения к божественным сущностям
избавление от страдания
- удовлетворение потребностей
эгоизм
26. Укажите категории учения
Конфуция:
- порядок, добродетель, бытие
- +порядок, добродетель, человечность
- диалектика, мера, истина
- разум, мужество, истина
- номинализм, реализм, схоластика
27. Основное понятие этики Конфуция:
- «Инь» и» янь» – мужское и женское начало
- «Тянь» – небо
- «Чень» – истина
- +«Жэнь» - человеколюбие, гуманизм
- «Дао»- путь
28. Краеугольным камнем социальной
организации древнего Китая является
понятие "ли", что оно означает:
- культ предков
+правило, церемониал
- путь
- почитание родителей
- почитание старшего брата
29. Что означает «сяо» в конфуцианстве?
- верность долгу
- стремление к образованности
- человечность
- +сыновняя почтительность
- любовь к миру
30. «Жэнь» - человеколюбие,
«шу» - взаимность,«чжун юн»-золотая
середина, - составляют основу учения:
А. даосизма
В. легизма
С. моизма
D. + конфуцианства
Е. натурфилософии
31. Что означает «исправление
имен» в философии Конфуция?
переименование
- +исправление действительности
- воспитание отдельного человека
- праведная вера
- медитационная практика
32. «Естественный путь» вещей
в древнекитайской философии:
- инь
- янь
- жень
- сяо
- +дао
33. Учение о пути в
древнекитайской философии:
- +Даосизм
- Конфуцианство
- Джайнизм
- Буддизм
- Индуизм
34. Кто был основателем
даосизма?
- Конфуций
- +Лао-Цзы
- Мэн-Цзы
Гуан Чжу
Е. Ян Чжу
35. Кто автор трактата
«Дао–дэ-цзин» («Каноническая
книга о дао и дэ»)?
- +Лао-цзы
- Будда
- Хань-Фей
- Лю-цзы
- Сюнь-цзы
36. Чем является «дао» в
даосизме: «Путь, который проходят
все вещи»,есть?
- Воля Творца
- +Принцип, закономерность
- Человеческое знание
- Названия предметов природы
- «Церемония, ритуал»
37. Определите философскую
традицию, к которой относится
принцип «у-вэй» (не-деяние)?
- Буддизм
- Джайнизм
- Конфуцианство
- +Даосизм
- Христианство
38. Заслуга детальной
разработки теории закона в
Древнем Китае принадлежит видному
государственному деятелю, автору
«Книги правителя области Шан»:
- +Гуньсунь Яну (Шан Яну)
- Мо-цзы
- Кун Фу-цзы
- Мэн-цзы
- Дун Чжуншу
39. Видный мыслитель и
политик, один из выдающихся
представителей школы закоников
«Фацзя»(легизм), создавший модель
деспотического государства, автор
теории «искусства управления»:
+Хань-Фэй-цзы
- Кун фу-цзы
- Сократ
- Лао-цзы
- Гераклит
40. Как назывались школа
законников «Фацзя» в Китае:
- ваны
- даосы
- +легисты
- натурфилософы
- номиналисты