Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 19:30, реферат
В философии индии вделяют три основных этапа:
1) ведийский период (1500—500 до н. э.),
2) классический, или брахмано-буддийский (500 до н. э. — 1000 н. э.) и
3) период послеклассический, или индуистский (с 1000).
Философия древней Индии
В
философии индии
вделяют три основных
этапа:
1) ведийский период (1500—500
до н. э.),
2) классический, или
брахмано-буддийский (500
до н. э. — 1000 н. э.) и
3) период послеклассический,
или индуистский (с 1000).
Дхарма
– учение, доктрина,
в нашем понимании
философия. На востоке
дхарма – это философия
и религия вместе (неотделимые),
дхарма это моральный
долг и путь каждого
благочестивого человека.
Веды – древние(до 1500
до н. э.), священные тексты
индуизма, написанные
на санскрите (Ведийский
санскрит). Веды и комментарии
к ведам лежат в основе
индийской философии.
Веды подреазделяются на две категории шрути и смрити. Категория шрути – считаются богооткровенными писаниями без автора, вечное трансцендентное знание, запись звуков истины. Истина передавалась в устной форме со времён появления вселенной.
Примерно 5000 лет назад индийский мудрец Вйасадева записал Веды для людей. Он разделил Веды на четыре части по видам жертвоприношений: Риг, Сама, Йаджур, Атхарва.
1)
Риг-веда – веда хвалы,
состоит из 1017 гимнов
в стихотворной форме,
большая часть стихов
прославляет Агни, бога
огня и Индру, бога дождя
и райских планет.
2) Само-веда – веда песнопений,
описание молитвы при
жертвоприношениях
3) Йаджур-веда – веда
жертвоприношений, описание
ритуала жертвоприношения.
4) Атхарва-веда – веда
заклинаний, описания
заклинаний, содержит
различные песни и обряды,
в большинстве предназначенные
для излечения болезней
После этого, для людей с низким интеллектом - женщин, рабочих и недостойных потомков высших каст Вйасадева составил 18 Пуран и эпос “Махабхарату” которые относятся к категории смрити. Мантры (священные гимны индуистов, которые требую точное воспроизведение звуков), Брахманы (тексты для жрецов), Араньяки ( священные писания индуизма, которые описуют ритулы жертвоприношений для ограниченного использования), 108 Упанишад (услышанное от учителя), и некоторые другие веды - составляют ведическую литературу.
Рита – мировой ритм, порядок вещей, мировой закон бытия, универсальный космичесий закон, истина в широком смысле слова. Понятие риты является философской основой концепции дхармы. Боги – подчиняются Рите.
Анрита – нарушение мирового ритма.
Карма
– это закон
причины и следствия,
даже боги имеют и
зависят от кармы.
Майя – философская
категория, которая
постулирует утверждение
что все, что окружает
человека является лишь
иллюзией. Человек, в
силу своего неведения,
создает иллюзорное
представление о мире,
именно это представление
и является майей.
Цель буддиста – осознать мир таким, какой он есть, а не таким как он кажется.
Атман – отождествляется с брахманом, и явлеятеся вечной неизменной духовной сущностью.
Философия индии начинает формироваться в период упанишад. Этот период характеризуется отходом от варн. Как известно, переход из одной варны в другую, при жизни человека - невозможен, это вызывало протест людей и как следствие развитие – уход несогласных людей в джунгли, именно там, в джунглях они думали над достижением абсолюта.
Абсолют – бог или первопричиная основа бытия всего мира.
Итак, мир гармоничное целое элементов, баланс к котором поддерживается Дхармой. Поведение и действия человека оценваются с точки зрения соответствия их Дхармой, поступки влияют на карму, карма влияет на вечный курс перерождения человека – круг сансары. Акты реинкорнации происходят до тех пор пока не достигается цель каждого индуиста – мокша. Мокша осзначает освобождение от мирского существования и начала пребывания в боге.
Пути достижения абсолюта или мокши:
Джняна-марга -
“путь знаний”. Предполагает
размышления, обретение
знания Единого Абсолюта -
Бога. Развитие интеллектуальных
способностей и сверхчувственной
интуиции, стремление
постичь высшую мудрость
Вед.
Карма-марга - “путь
деяний”, человек должен
следовать своей дхарме,
исполнять свой долг
бескорыстно, не думая
о результатах.
Бхакти-марга - путь
всепоглощающей преданности
своему богу, безграничное
вверение себя ему. Любовь
и Преданность очищают
сердце и направляют
мысль к высшему знанию.
В старейших ортодоксальных философских школах древней Индии утверждается, что всё в мире происходит по причине взаимодействия пуруши (духа или души) и пракрити (материи, творческой потенции, энергии). Материи, присущи три основных качества(гуны): устойчивость (саттва), действие (раджас), и бездействие (тамас), которые известны как три гуны материальной природы, т.е. три качества материи.
Традиционные философские школы индии делятся на ортодоксальные и неортодоксальные. Ортодоксальные признают авторитет Вед.
Ортодоксальные школы Древней Индии.
1)
Ньяя – рассмотрены
вопросы логики, вера
в Веды, идея Брахмана.
Материальный мир существует
и человек познает его
при помощи пяти органов
чувств, все, что выходит
за рамки пяти органов
чувств – не существует.
Существуют четыре источника
знания: восприятие,
умозаключение, сравнение,
и слово авторитета.
2) Вайшешика – основана риши Канадой. Существует два мира: чувственный и сверхчувственный. Основа всего – неделимые частицы. Пространство между частицами заполнено веществом акаша (эфир). Брахман – изначальная жизненная сила атомов. Существуют два источника знания: восприятие и умозаключение.
3) Мимамса – в основе лежит авторитет Вед. Сосредоточены на правильном толковании вед и важности ритуалов описанных в ведах.
4) Санкхья – признает что мир объективен и материален, характеризуется 3мя гунами, состоит из пуруши и пракрити.
5) Веданта – конец Веды, сосредоточена на философии, изложенной в Упанишадах.
6) Йога – система практических действий, направленных на познание абсолюта. Базовый трактат – йога сутра. Йога посвящена специфически определению движущей силы процесса освобождения, описанию практических методов для достижения сомадхи.
Неортодоксальные школы индийской философии.
1) Индивидуальный материализм. Школы – Локаяды – считают что мировая религия не нужна, существует только то что чувствуем, душа есть тело. Цель жизни – получение удовлетворения (гедонистическая философия)
2) Джайнизм – первооснова мира – вечная, несотворенная субстанция (материя). Субстанция является носителем энергии и обладает простым и поступательным движением, ее общее количество не уменьшается. Весь мир состоит из атомов различного веса, атомы сливаются в вещи. Закон кармы ( сверхтонкая материя, которая определяет движение атомов). Существует 2 вида предметов: души и неживая материя. Основной жизненный принцип – неприменение вреда всему живому.
3)
Буддизм. Четыре
благородных истины
Будды:
а) Жизнь – страдание
б) причина страданий
– желания и страсти
в) от страданий можно
избавится путем отказа
от желаний
г) венец всему – освобождение
от уз сансары.