Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 13:03, доклад
Исторически сложилось так, что развитие Китая в течение длительного периода времени шло обособленно от развития европейских стран. Знания китайцев об окружающем их мире были очень ограниченными. Это способствовало появлению в Древнем Китае представлений о том, что Китай является центром мира, а все остальные страны находятся в вассальной зависимости от него. Что же касается Европы, то она по-настоящему “открыла” Китай лишь в период позднего средневековья, когда после путешествия Марка Поло в Китай стали прибывать миссионеры для обращения многомиллионной массы китайцев в христианство.
Древнеиндийская философия. Философия
Древнего Китая
ВВЕДЕНИЕ
Первые попытки человека осмыслить окружающий мир - живую и неживую природу, космическое пространство, наконец, самого себя - относят к тому периоду человеческого существования (предположительно его можно датировать вторым тысячелетием до нашей эры), когда человек в процессе эволюции, прежде всего умственной, начал дифференцировать природу как средство своего обитания, постепенно выделяя себя из нее. Именно вследствие того, что человек стал воспринимать животный и растительный мир, космос как нечто отличное и противостоящее ему, у него стали появляться способности осмысливать действительность, а затем и философствовать, т. е. делать умозаключения, выводы и выдвигать идеи об окружающем его мире.
Философская мысль человечества зарождалась в эпоху, когда на смену родовым отношениям приходили первые классовые общества и государства. Отдельные философские идеи, обобщавшие многотысячный опыт человечества, можно обнаружить в литературных памятниках Древнего Египта, Древнего Вавилона. Наиболее древней является философия, возникшая в Индии и Китае.
Цель данной работы
- ознакомление с основными идеями
древнеиндийской и
I . Древнеиндийская философия.
x 1. Возникновение,
основные периоды и школы
К 6 в. до н. э. в Индии
складываются предпосылки для
x2. “Первый памятник мысли древних индийцев”
Ведийский период характеризуется господством брахманизма, основанного на племенных верованиях и обычаях, которые были изложены в четырех Ведах (с санскрита "знание, ведение")–сборниках гимнов, молитв, заклинаний, песнопений в честь богов. Веды называют “Первым памятником мысли древних индийцев”.
Веды, возникнув между вторым и первым тысячелетием до нашей эры, сыграли огромную, определяющую роль в развитии духовной культуры древнеиндийского общества, включая развитие философской мысли. В них впервые делается попытка философского толкования окружающей человека среды. Хотя в них содержится полусуеверное, полумифическое, полурелигиозное объяснение окружающего человека мира, тем не менее их рассматривают в качестве предфилософских, дофилософских источников. Собственно, первые литературные произведения, в которых делаются попытки философствования, т. е. толкования окружающего человека мира, по своему содержанию не могли быть другими. В образном языке Вед выражено весьма древнее религиозное мировоззрение, первое философское представление о мире, человеке, нравственной жизни. Веды делятся на четыре группы (или части). Древнейшая из них - Самхиты (гимны). Самхиты, в свою очередь, состоят из четырех сборников. Самый ранний из них - Ригведа, сборник религиозных гимнов (около полутора тысяч дет до нашей эры). Вторая часть Вед - Брахманы (сборник ритуальных текстов). На них опиралась религия брахманизма, господствовашая до возникновения буддизма. Третья часть Вед - Араньяки ("лесные книги", правила поведения для отшельников). Четвертая часть Вед– Упанишады – и есть собственно философская часть, возникшая около тысячи лет до нашей эры. Уже в это время возникли первые элементы философского сознания, началось формирование первых философских учений (и религиозно-идеалистических и материалистических).
Обратимся к самому
раннему памятнику
Состязаясь, спойте прекрасную песнь,
Восхваляющую Индру истинную,
если она истинна.
"Нет Индры, - иные говорят, - кто видел
его?
Кого воспевать нам? "
Индра в древнеиндийской
мифологии является повелителем
разных божеств (дэвов) и одновременно
повелителем молний, а также хранителем
напитка или растений, дающих бессмертие,
вечную молодость и мудрость.
В Ригведах можно прочитать гимн Пуруше:
Тысячеглавый, тысячеглазый и тысяченогий
пуруша....
Пуруша - это все, что стало и станет....
Чем стали уста его, чем бедра, ноги?
Брахманом стали уста его, руки - кшатрием,
Его бедра стали вайшьей, из ног возникла
шудра.
Луна родилась из мысли, из глаз возникло
солнце,
Из уст Индра и Агни, из дыхания возник
ветер,
Из пупа возникло воздушное пространство,
Из головы возникло небо.
Из ног - земля, страны света - из слуха.
Так распределялись миры.
Упомянутые выше брахманы - это жреческая варна (группа). Кшатрии - варна военной аристократии. Вайшьи - варна земледельцев, ремесленников, торговцев. Шудры - низшая варна, не имеющая права на общинную собственность, находящаяся в подчинении у остальных варн. Варны - группы впоследствии легли в основу кастовой системы. По древнеиндиской мифологии Пуруша - первочеловек, из которого возникли элементы космоса, вселенская душа, "Я". Пуруша выступает в роли материального "заполнителя" Вселенной. Он повсюду одновременно существует, все заполняет. Одновременно Пуруша - космический разум: он "знаток вед", в него, "вложена мысль". Позднее (в Упанишадах) он отождествляется с мировой душой - Атманом.
Упанишады ("сидеть около", т. е. у ног учителя, получая наставления; или "тайное, сокровенное знание")- философские тексты, появившиеся около одной тысячи лет до нашей эры и по форме представлявшие, как правило, диалог мудреца-учителя со своим учеником или же с человеком, ищущим истину и впоследствии становящимся его учеником. В общей сложности известно около сотни Упанишад. В них доминирует проблема первопричины, первоначала бытия с помощью которого объясняется происхождение всех являений природы и человека. Господствующее место в Упанишадах занимают учения, полагающие в качестве первопричины и первоосновы бытия духовное начало - Брахман, или атман. Брахман и атман употребляются обычно как синонимы, хотя Брахман чаще употребляется для обозначения бога, вездесущего духа, а атман - души. Начиная с Упанишад, Брахман и атман становятся центральными понятиями всей индийской философии. В некоторых Упанишадах идет отождествления Брахмана и атмана с материальной первопричиной мира - пищей, дыханием, вещественными первоэлементами (вода, воздух, земля, огонь), или со всем миром в целом. В большинстве же текстов Упанишад Брахман и атман трактуются как духовный абсолют, бестелесная первопричина природы и человека.
Красной нитью через
все Упанишады проходит идея о
тождестве духовной сущности субъекта
(человека) и объекта (природы), что
нашло свое отражение в знаменитом
изречении: "Тат твам аси" ("Ты
есть то", или "Ты - одно с тем").
Упанишады и изложенные в них
идеи не содержат логически последовательной
и целостной концепции. При общем
преобладании объяснения мира как духовного
и бестелесного в них представлены
и другие суждения и идеи и, в частности,
делаются попытки натурфилософского
объяснения первопричины и первоосновы
явлений мира и сущности человека.
Так, в некоторых текстах
Познание и приобретенное знание подразделяются в Упанишадах на два уровня: низшее и высшее. На низшем уровне можно познавать только окружающую действительность. Это знание не может быть истинным, так как оно по своему содержанию является отрывочным, не полным. Высшее - познание истины, т. е. духовного абсолюта, это восприятие бытия в его целостности. Приобрести его можно только с помощью мистической интуиции, последняя же в свою очередь формируется в значительной степени благодаря йогическим упражнениям. Именно высшее знание дает власть над миром.
Одна из важнейших
проблем в Упанишадах - исследование
сущности человека, его психики, душевных
волнений и форм поведения. Мыслители
Древней Индии отмечают сложность
структуры человеческой психики
и выделяют в ней такие элементы,
как сознание, воля, память, дыхание,
раздражение, успокоение и т. п. Подчеркивается
их взаимосвязь и взаимовлияние.
Несомненным достижением
В области этики
в Упанишадах преобладает проповедь
пассивно-созерцательного
Говоря о философии
Древней Индии нельзя не упомянуть
и обширную эпичекую поэму Махабхарату,
состоящую из восемнадцати книг. Наибольший
интерес с философской точки
зрения представляет одна из книг - Бхагавад-Гита
(божественная песнь). В отличе от Упанишад,
где философия представлена в
виде отдельных высказываний и положений,
здесь появляются уже развернутые
и цельные философские
Основное содержание Бхагавад-Гиты составляют поучения бога Кришны. Бог Кришна, согласно индийской мифологии, является восьмой аватарой (воплощением) бога Вишну. Бог Кришна говорит о необходимости для каждого человека выполнять свои социальные (варновые) функции и обязанности, быть безразличным к плодам мирской деятельности, все свои помыслы посвящать богу. Бхагавад-Гита содержит важные представления древнеиндийской философии: о тайне рождения и смерти; о соотношении пракрити и природы человека; о гунах (трех материальных началах, рожденных природой: тамас - косное инертное начало, раджас - страстное, деятельное, возбуждающее начало, саттва - возвышающее, просветленное, сознательное начало. Их символами являются соответственно черный, красный и белый цвета), определяющих жизнь людей; о нравственном законе (дхарме) исполнения долга; о пути йогина (человека, посвятившего себя йоге совершенствованию сознания); о подлинном и не подлинном знании. Главными достоинствами человека называются уравновешенность, отрешенность от страстей и желаний, непривязанность к земному.
x3 . Основные ортодоксальные
учения древнеиндийской
Основные положения
Веданты изложены Бадараяном в сочинении
Веданта-сутры. В ведантах существует
два направления–адвайта и
Миманса
Цель Мимансы
–оправдание ведического
В основе учения лежит
убеждение в том, что конечное
освобождение от воплощенного состояния
не может быть рационально объяснено,
оно достижимо только с помощью
знаний и сознательных усилий. Основное
внимание должно быть направлено на неукоснительное
соблюдение религиозного о общественного
долга дхармы, который заключается
в выполнении обрядов и в подчинении
запретам, налагаемым кастой. Следование
дхарме приведет индивида к конечному
освобождению. Миманса признает существование
материального и духовного
Санкхья
Информация о работе Древнеиндийская философия. Философия Древнего Китая