Древнеиндийская философия. Философия Древнего Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 13:03, доклад

Краткое описание

Исторически сложилось так, что развитие Китая в течение длительного периода времени шло обособленно от развития европейских стран. Знания китайцев об окружающем их мире были очень ограниченными. Это способствовало появлению в Древнем Китае представлений о том, что Китай является центром мира, а все остальные страны находятся в вассальной зависимости от него. Что же касается Европы, то она по-настоящему “открыла” Китай лишь в период позднего средневековья, когда после путешествия Марка Поло в Китай стали прибывать миссионеры для обращения многомиллионной массы китайцев в христианство.

Файлы: 1 файл

Древнеиндийская философия.docx

— 46.06 Кб (Скачать)

 

    Древнеиндийская философия. Философия  Древнего Китая 
    ВВЕДЕНИЕ

Первые попытки  человека осмыслить окружающий мир - живую и неживую природу, космическое  пространство, наконец, самого себя - относят  к тому периоду человеческого  существования (предположительно его  можно датировать вторым тысячелетием до нашей эры), когда человек в  процессе эволюции, прежде всего умственной, начал дифференцировать природу  как средство своего обитания, постепенно выделяя себя из нее. Именно вследствие того, что человек стал воспринимать животный и растительный мир, космос как нечто отличное и противостоящее ему, у него стали появляться способности  осмысливать действительность, а  затем и философствовать, т. е. делать умозаключения, выводы и выдвигать  идеи об окружающем его мире.

Философская мысль  человечества зарождалась в эпоху, когда на смену родовым отношениям приходили первые классовые общества и государства. Отдельные философские  идеи, обобщавшие многотысячный опыт человечества, можно обнаружить в  литературных памятниках Древнего Египта, Древнего Вавилона. Наиболее древней  является философия, возникшая в  Индии и Китае.

Цель данной работы - ознакомление с основными идеями древнеиндийской и древнекитайской  философии, а также попытка разобраться, в чем же привлекательность и  живучесть этих идей. 
 
    I . Древнеиндийская философия.

x 1. Возникновение,  основные периоды и школы индийской  философии Философия в Индии  возникла на основе одной из  самых древнейших человеческих  цивилизаций, ее тысячелетние  традиции, восходящие к 15-10 вв. до  н. э. , сохранились до настоящего  времени. В истории индийской  философии различают 4 периода: 1) ведийский; 2) классический, или брахмано-буддийский–  с 6 в. до н. э. до 10 в. н.  э. ; 3) послеклассический –10-18 вв. ; 4) новая и современная индийская  философия. К дрревнеиндийской  философии относят ведийский  период и часть классического  с 6 в. до н. э. до 2 в. до  н. э.

К 6 в. до н. э. в Индии  складываются предпосылки для экономического, политического, социального и, следовательно, духовного перелома в развитии страны - появление первых государств, скачок в развитии производительных сил, связанный  с переходом от бронзы к железу, формирование товарно-денежных отношений, рост научных знаний, критика установившихся нравственных представлений и установок. Эти факторы послужили основой  для появления ряда учений или  школ, которые подразделяют на две  большие группы. Первая группа - это  ортодоксальные философские школы  Древней Индии, признающие авторитет  Вед - Веданта (IV-II в. в. до н. э. ), Миманса (VI в. до н. э. ), Санкхья (VI в. до н. э. ), Ньяя (III в. до н. э. ), Йога (II в. до н. э. ), Вайшешика (VI-V в. до н. э. ). Вторая группа - неортодоксальные школы, не отрицающие непогрешимость Вед - Джайнизм (IV в. до н. э. ), Буддизм (VII-VI в. до н. э. ), Чарвака-Локаята. 
 
    x2. “Первый памятник мысли древних индийцев”

Ведийский период характеризуется  господством брахманизма, основанного  на племенных верованиях и обычаях, которые были изложены в четырех  Ведах (с санскрита "знание, ведение")–сборниках гимнов, молитв, заклинаний, песнопений в честь богов. Веды называют “Первым  памятником мысли древних индийцев”.

Веды, возникнув  между вторым и первым тысячелетием до нашей эры, сыграли огромную, определяющую роль в развитии духовной культуры древнеиндийского общества, включая  развитие философской мысли. В них  впервые делается попытка философского толкования окружающей человека среды. Хотя в них содержится полусуеверное, полумифическое, полурелигиозное объяснение окружающего человека мира, тем не менее их рассматривают в качестве предфилософских, дофилософских источников. Собственно, первые литературные произведения, в которых делаются попытки философствования, т. е. толкования окружающего человека мира, по своему содержанию не могли  быть другими. В образном языке Вед  выражено весьма древнее религиозное  мировоззрение, первое философское  представление о мире, человеке, нравственной жизни. Веды делятся на четыре группы (или части). Древнейшая из них - Самхиты (гимны). Самхиты, в свою очередь, состоят из четырех сборников. Самый ранний из них - Ригведа, сборник  религиозных гимнов (около полутора тысяч дет до нашей эры). Вторая часть Вед - Брахманы (сборник ритуальных текстов). На них опиралась религия  брахманизма, господствовашая до возникновения  буддизма. Третья часть Вед - Араньяки ("лесные книги", правила поведения  для отшельников). Четвертая часть  Вед– Упанишады – и есть собственно философская часть, возникшая около  тысячи лет до нашей эры. Уже в  это время возникли первые элементы философского сознания, началось формирование первых философских учений (и религиозно-идеалистических  и материалистических).

Обратимся к самому раннему памятнику древнеиндийской  культуры, каковым являются Ригведы. Как уже отмечалось, это сборник  религиозных гимнов. Уже в этой ранней книге видны первые проявления сомнений в истинности жреческих  заклинаний и ритуалов, сомнения в  существовании богов: 
 
    Состязаясь, спойте прекрасную песнь, 
    Восхваляющую Индру истинную, 
    если она истинна. 
    "Нет Индры, - иные говорят, - кто видел его? 
    Кого воспевать нам? "

Индра в древнеиндийской  мифологии является повелителем  разных божеств (дэвов) и одновременно повелителем молний, а также хранителем напитка или растений, дающих бессмертие, вечную молодость и мудрость. 
 
    В Ригведах можно прочитать гимн Пуруше: 
    Тысячеглавый, тысячеглазый и тысяченогий пуруша.... 
    Пуруша - это все, что стало и станет.... 
    Чем стали уста его, чем бедра, ноги? 
    Брахманом стали уста его, руки - кшатрием, 
    Его бедра стали вайшьей, из ног возникла шудра. 
    Луна родилась из мысли, из глаз возникло солнце, 
    Из уст Индра и Агни, из дыхания возник ветер, 
    Из пупа возникло воздушное пространство, 
    Из головы возникло небо. 
    Из ног - земля, страны света - из слуха. 
    Так распределялись миры.

Упомянутые выше брахманы - это жреческая варна (группа). Кшатрии - варна военной аристократии. Вайшьи - варна земледельцев, ремесленников, торговцев. Шудры - низшая варна, не имеющая  права на общинную собственность, находящаяся  в подчинении у остальных варн. Варны - группы впоследствии легли в  основу кастовой системы. По древнеиндиской мифологии Пуруша - первочеловек, из которого возникли элементы космоса, вселенская душа, "Я". Пуруша выступает в роли материального "заполнителя" Вселенной. Он повсюду одновременно существует, все заполняет. Одновременно Пуруша - космический разум: он "знаток вед", в него, "вложена мысль". Позднее (в Упанишадах) он отождествляется с мировой душой - Атманом.

Упанишады ("сидеть около", т. е. у ног учителя, получая  наставления; или "тайное, сокровенное  знание")- философские тексты, появившиеся  около одной тысячи лет до нашей  эры и по форме представлявшие, как правило, диалог мудреца-учителя  со своим учеником или же с человеком, ищущим истину и впоследствии становящимся его учеником. В общей сложности  известно около сотни Упанишад. В  них доминирует проблема первопричины, первоначала бытия с помощью  которого объясняется происхождение  всех являений природы и человека. Господствующее место в Упанишадах занимают учения, полагающие в качестве первопричины и первоосновы бытия  духовное начало - Брахман, или атман. Брахман и атман употребляются  обычно как синонимы, хотя Брахман  чаще употребляется для обозначения  бога, вездесущего духа, а атман - души. Начиная с Упанишад, Брахман  и атман становятся центральными понятиями всей индийской философии. В некоторых Упанишадах идет отождествления Брахмана и атмана с материальной первопричиной мира - пищей, дыханием, вещественными первоэлементами (вода, воздух, земля, огонь), или со всем миром  в целом. В большинстве же текстов  Упанишад Брахман и атман трактуются как духовный абсолют, бестелесная  первопричина природы и человека.

Красной нитью через  все Упанишады проходит идея о  тождестве духовной сущности субъекта (человека) и объекта (природы), что  нашло свое отражение в знаменитом изречении: "Тат твам аси" ("Ты есть то", или "Ты - одно с тем"). Упанишады и изложенные в них  идеи не содержат логически последовательной и целостной концепции. При общем  преобладании объяснения мира как духовного  и бестелесного в них представлены и другие суждения и идеи и, в частности, делаются попытки натурфилософского  объяснения первопричины и первоосновы  явлений мира и сущности человека. Так, в некоторых текстах проявляется  стремление объяснить внешний и  внутренний мир, состоящим из четырех  или даже пяти вещественных элементов. Порой мир представляется как  недифференцированное бытие, а его  развитие как последовательно прохождение  этим бытием определенных состояний: огонь, вода, земля, или же - газообразное, жидкое, твердое. Именно этим и объясняется  все то многообразие, которое присуще  миру, в том числе человеческому  обществу.

Познание и приобретенное  знание подразделяются в Упанишадах на два уровня: низшее и высшее. На низшем уровне можно познавать только окружающую действительность. Это знание не может быть истинным, так как  оно по своему содержанию является отрывочным, не полным. Высшее - познание истины, т. е. духовного абсолюта, это  восприятие бытия в его целостности. Приобрести его можно только с  помощью мистической интуиции, последняя  же в свою очередь формируется  в значительной степени благодаря  йогическим упражнениям. Именно высшее знание дает власть над миром.

Одна из важнейших  проблем в Упанишадах - исследование сущности человека, его психики, душевных волнений и форм поведения. Мыслители  Древней Индии отмечают сложность  структуры человеческой психики  и выделяют в ней такие элементы, как сознание, воля, память, дыхание, раздражение, успокоение и т. п. Подчеркивается их взаимосвязь и взаимовлияние. Несомненным достижением следует  считать характеристику различных  состояний человеческой психики  и, в частности, бодрсчтвующее состояние, легкий сон, глубокий сон, зависимость  этих состояний от внешних стихий и первоэлементов внешнего мира.

В области этики  в Упанишадах преобладает проповедь  пассивно-созерцательного отношения  к миру: высшим счастьем провозглашается  избавление души от всяких мирских  привязанностей и забот. В Упанишадах проводится различие между материальными и духовными ценностями, между благом, как спокойным состоянием души, и низменной погоней за чувственными удовольствиями. Кстати, именно в Упанишадах впервые высказывается концепция переселения душ (самсара) и воздаяния за прошлые действия (карма). Здесь выражено стремление определить причинно-следственную связь в цепи человеческих поступков. Делается также попытка с помощью нравственных принципов (дхармы) скорректировать поведение человека на каждой стадии его существования. Упанишады по существу являются фундаментом для всех или почти всех последующих философских течений, появившихся в Индии, так как в них были поставлены или разрабатывались идеи, которые длительное время "питали" философскую мысль в Индии.

Говоря о философии  Древней Индии нельзя не упомянуть  и обширную эпичекую поэму Махабхарату, состоящую из восемнадцати книг. Наибольший интерес с философской точки  зрения представляет одна из книг - Бхагавад-Гита (божественная песнь). В отличе от Упанишад, где философия представлена в  виде отдельных высказываний и положений, здесь появляются уже развернутые  и цельные философские концепции, дающие трактовку мировоззренческих  проблем. Главное значение среди  этих концепций приобретает учение санкхьи и тесно связанной  с ним йоги, которые эпизодически упоминались в Упанишадах. Основу концепции составляет положение  о пракрите (материи, природе), как  источнике всего бытия (в том  числе и психики, сознания) и независимом  от нее чистом духе - пуруше (именуемом  также Брахманом, атманом). Таким  образом, мировоззрение дуалистично, основано на признании двух начал.

Основное содержание Бхагавад-Гиты составляют поучения бога Кришны. Бог Кришна, согласно индийской  мифологии, является восьмой аватарой (воплощением) бога Вишну. Бог Кришна говорит о необходимости для  каждого человека выполнять свои социальные (варновые) функции и  обязанности, быть безразличным к плодам мирской деятельности, все свои помыслы  посвящать богу. Бхагавад-Гита содержит важные представления древнеиндийской  философии: о тайне рождения и  смерти; о соотношении пракрити и  природы человека; о гунах (трех материальных началах, рожденных природой: тамас - косное инертное начало, раджас - страстное, деятельное, возбуждающее начало, саттва - возвышающее, просветленное, сознательное начало. Их символами являются соответственно черный, красный и белый цвета), определяющих жизнь людей; о нравственном законе (дхарме) исполнения долга; о  пути йогина (человека, посвятившего себя йоге совершенствованию сознания); о подлинном и не подлинном  знании. Главными достоинствами человека называются уравновешенность, отрешенность от страстей и желаний, непривязанность  к земному.

x3 . Основные ортодоксальные  учения древнеиндийской философии  Веданта (“завершение вед”)

Основные положения  Веданты изложены Бадараяном в сочинении  Веданта-сутры. В ведантах существует два направления–адвайта и вишишта-адвайта. Основателем адвайты был Шанкара  в 8 в. Согласно адвайте в мире не существует никакой другой реальности, кроме единой высшей духовной сущности–Брахмана, который неопределим, необусловлен и бескачествнен. Представление  о многообразии предметов и явлений  вселенной является результатом  неведения–кроме бога все является иллюзией. Основные методы познания, согласно адвайте, это интуиция и откровение, а вывод и ощущение играют второстепенную роль. Цель человека– постижение того, что за всем многообразием стоит  единое божество. Согласно вишишта-адвайты, основоположником которого является Рамануджи, существует три реальности: материя, душа и бог. Они находятся во взаимоподчинении: индивидуальная душа подчиняет себе материальное тело, а бог господствует над ними обоими. Без бога и душа и тело могут существовать только как чистые понятия, а не как действительность. Цель чедлвека–освобождение от материального существования, которого можно достичь путем духовной активности, знаний и любви к богу. 
 
    Миманса

Цель Мимансы  –оправдание ведического ритуала, но содержащиеся в Ведах философские  и религиозные положения должны быть логически обоснованы.

В основе учения лежит  убеждение в том, что конечное освобождение от воплощенного состояния  не может быть рационально объяснено, оно достижимо только с помощью  знаний и сознательных усилий. Основное внимание должно быть направлено на неукоснительное  соблюдение религиозного о общественного  долга дхармы, который заключается  в выполнении обрядов и в подчинении запретам, налагаемым кастой. Следование дхарме приведет индивида к конечному  освобождению. Миманса признает существование  материального и духовного начал  во вселенной. 
 
    Санкхья

Информация о работе Древнеиндийская философия. Философия Древнего Китая