Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 13:03, доклад
Исторически сложилось так, что развитие Китая в течение длительного периода времени шло обособленно от развития европейских стран. Знания китайцев об окружающем их мире были очень ограниченными. Это способствовало появлению в Древнем Китае представлений о том, что Китай является центром мира, а все остальные страны находятся в вассальной зависимости от него. Что же касается Европы, то она по-настоящему “открыла” Китай лишь в период позднего средневековья, когда после путешествия Марка Поло в Китай стали прибывать миссионеры для обращения многомиллионной массы китайцев в христианство.
Значительное место
в истории древнекитайской
В III в. до н. э. с проповедью идей эгалитаризма выступает Сюй Син, представитель так называемой школы “аграрников”. В утопической концепции Сюй Сина отражены представления обездоленных и угнетенных масс чжоуского общества. Значение концепции состояло в том, что она подрывала догматы конфуцианства о незыблемости и справедливости общественного порядка в Поднебесной. Мэн цзы, с точки зрения конфуцианцев, считает наилучшей системой организации труда - совместную обработку общественных полей и взаимопомощь членов общины. Лао цзы выступал с идеей создания общества без эксплуатации и угнетения, но его идеалом была патриархальная община.
Прогрессивным моментом
социальных утопий и крупным завоеванием
политической мысли Древнего Китая
является идея естественного происхождения
государственной власти как результата
общественного соглашения людей. Период,
предшествующий появлению государства,
всеми мыслителями, за исключением
конфуцианцев, изображается в самом
неприглядном свете.
Природа человека
В древне-китайском обществе в силу устойчивости кровно-родственной общины (патронимии) человек рассматривался как частица общины, рода, клана. Поэтому при рассмотрению природы человека древнекитайские мыслители брали в качестве объекта не индивида, а некую абстракцию, “человека вообще”. Однако и в Китае по мере развития классовой борьбы и роста имущественной дифференциации внутри общины шел процесс выделения человека как индивида; он постепенно становился предметом размышления философов.
Первый вопрос о природе человека поставил Конфуций в своей концепции воспитания и обучения.
Сама идея Конфуция была весьма плодотворной, ее дальнейшее развитие привело к появлению двух противоположных концепций - о “доброй природе” и о “злой природе”. Общей для той и другой концепции была убежденность в том, что природа человека с помощью воспитания, усовершенствования общества, законов может быть изменена. Моисты развивали идею о том, что обстоятельства жизни людей делают их добрыми или злыми, а сама по себе изначальная природа человека весьма неустойчива и может быть и доброй и недоброй.
Впервые вопрос о человеке как индивиде поставил Ян Чжу. Этические воззрения сводятся к положениям о раскрытии человеком тех свойств, которые заложены в нем от рождения природой. Он рассматривал жизнь и смерть как форму бытия природы. Отвергая идеи Ян Чжу, конфуцианцы приводят в систему взгляды Конфуция о воспитании и управлении. Они утверждали, что природа человека изначально врожденно добра. Высшими критериями доброты, согласно Мэн Цзы, является конфуцианские этические принципы.
Древнекитайские мыслители,
особенно выражавшие интересы сил, оппозиционных
наследственной аристократии, в своих
взглядах на человека делали упор не только
на возможность переделать его природу,
но подчеркивали активную преобразующую
роль человеческой деятельности. Впервые
этот вопрос поставил Мо-Цзы, который
в способности людей к
Взгляды сторонников даосизма на природу человека вытекают из их учения о первозаконе. Природа человека соответствует дао, она пуста, непознаваема, смысл жизни - в следовании естественности и недеянии.
Чжуан-цзы считал,
что природа человека и окружающий
мир в следствии свое бесконечной
и скоротечной изменчивости непознаваемы.
Природа знания и логические идеи
Человеческое сознание, мышление в китайской философии стали предметом специального исследования лишь в конце IV в. до. н. э. До этого времени по вопросу о природе мышления имелись лишь отдельные высказывания. Вопрос о знании и его источниках сводился в основном к изучению древних книг заимствованию опыта предков. Древнекитайских мыслителей не интересовало понятийно-логическая основа знания.
Конфуций считал основным методом получения знаний - обучение, а источником знания древнее придание и летописи. Он проповедовал способ восприятия знаний через призму традиционных установлений и подгонки новых знаний, нового опыта под авторитеты древности. Превратившись в освященную авторитетом веков традицию и привычку, конфуцианский образ мышления стал серьезным препятствием развития науки и мысли в Китае.
Антиподом конфуцианства
была школа ранних и поздних моистов.
Их взгляды на познание были не только
обобщением достижений китайских мыслителей
V-III в. до н. э. в области изучения
мышления и процесса познания, но и
вершиной достижения китайской философии
в области гносеологии и логики
вплоть до конца XIX в. Заслуга Мо-цзы
и моистов в истории китайской
философии состоит в том, что
они первыми начали изучать сам
процесс познания, поставили вопрос
о критерии знания, об источнике
знания, о путях познания человеком
окружающего мира и самого себя.
Они рассматривали вопросы о
целях и практическом значении знания,
о критерии истинности и пытались дать
ответы на них.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исторически сложилось
так, что развитие Китая в течение
длительного периода времени
шло обособленно от развития европейских
стран. Знания китайцев об окружающем
их мире были очень ограниченными. Это
способствовало появлению в Древнем
Китае представлений о том, что
Китай является центром мира, а
все остальные страны находятся
в вассальной зависимости от него.
Что же касается Европы, то она по-настоящему
“открыла” Китай лишь в период
позднего средневековья, когда после
путешествия Марка Поло в Китай
стали прибывать миссионеры для
обращения многомиллионной
С легкой руки миссионеров
Китай то представал как страна особых,
неповторимых в своей оригинальности
традиции и культуры, где люди всегда
жили по иным социальным законам и
нравственным нормам, чем в Европе,
то как страна где якобы в первозданной
чистоте сохранились утраченные
на Западе истинные моральные принципы.
Это привело к появлению двух
диаметрально противоположных точек
зрения на историю китайской культуры
и философии. Одна из них сводилась
к противопоставлению западной и
китайской культуры и философии
за счет принижения последних, а другая
- к превращению отдельных
Информация о работе Древнеиндийская философия. Философия Древнего Китая