Философия Древнего Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 12:48, реферат

Краткое описание

В далеком прошлом, почти четыре тысячи лет назад, вслед за рождением рабовладельческого строя, начинается история развития китайской философии.
Философия и религия древнего Китая уникальна. Не случайно философия и религия стоят рядом, ибо два основных направления философии древнего Китая - конфуцианство и даосизм трудно отделить от религии.

Оглавление

Глава 1. Философия Древнего Китая …………………………………….4
1.1 Особенности развития философии в Китае…………………...5
1.2 Формирование китайской философской школы……………...6
Глава 2. Школы в Китайской Философии ..7
2.1. Конфуцианство ..8
2.2. Даосизм .14
2.3. Моизм. Цзоу и пять элементов .16
2.4. Легизм.………………………………………………. ………..

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 52.55 Кб (Скачать)

   МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

   Альметьевский государственный нефтяной институт

   Кафедра гуманитарного образования и  социологии 
 
 
 
 
 
 
 

   РЕФЕРАТ

   ПО  ФИЛОСОФИИ

   на  тему: «Философия Древнего Китая» 

   Выполнил: студент группы 69-11-03

   Гаялиев Артур Наилович

   Проверил:  кандидат философских наук

   Потапова  Светлана Викторовна 
 

   Дата  выполнения работы

   «___»____________2011 г. 
 

   Альметьевск 2011г.

   Содержание

    Введение  ………………………………………………………………….. 3

   Глава 1. Философия Древнего Китая …………………………………….4

              1.1 Особенности развития философии в Китае…………………...5

              1.2 Формирование китайской философской школы……………...6

   Глава 2. Школы в Китайской Философии ..7

             2.1. Конфуцианство ..8

             2.2. Даосизм .14

             2.3. Моизм. Цзоу и пять элементов .16

              2.4. Легизм.………………………………………………. ………..17

   Заключение  ………………………………………………………………..21

   Список  использованной литературы ……………………………………23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Введение

     В далеком прошлом, почти четыре тысячи лет назад, вслед за рождением  рабовладельческого строя, начинается история развития китайской философии.

     Философия и религия древнего Китая уникальна. Не случайно философия и религия  стоят рядом, ибо два основных направления философии древнего Китая - конфуцианство и даосизм  трудно отделить от религии.

     Первое  учение активно пользовалось языковыми, этическими, юридическими и ритуальными  конвенциями. Второе, наоборот, проповедовало  освобождение от навязанных обществом  конвенций и поиск не линейного, не абстрактного, а прямого и непосредственного  знания.

     Это два основных направления философии  и в тоже время, по мнению многих видных ученых - это две основных веры Китая. Более того, на протяжении исторически длительного периода  конфуцианство и даосизм были господствующей верой Китая. И в  этом смысле философия Древнего Китая  является уникальной.

     Древняя китайская философия весьма специфична. Определяется это, прежде всего, ее подчиненностью политической и моральной практике. Вопросы этики, ритуала, управления страной, построения идеального общества были в ней доминирующими. Совпадение с политикой было не только проблемным, но и, скажем так, должностным. Многие философы представляли влиятельные общественные силы и служили министрами, сановниками, послами. "Знание - действие - нравственность" - эта цепочка в Древнем Китае  составляла одну из главных линий  философствования.

     Китайская философия, как и китайская культура в целом, в период своего возникновения  и развития не испытывала существенного  влияния никаких иных, не китайских, духовных традиций. Это вполне самостоятельная  философия, в наибольшей степени  отличная от европейской философии.

     Несмотря  на то, что человек в Китае отождествляется  с природой и космосом и не выделяется из общества, он занимает центральное  место в китайской философии.

     Глава 1. Философия Древнего Китая.

     Философия и религия древнего Китая уникальна. Не случайно философия и религия  стоят рядом, ибо два основных направления философии древнего Китая – конфуцианство и даосизм  трудно отделить от религии. Это два  основных направления философии  и в тоже время, по мнению многих видных ученых – это две основных веры Китая. Более того, на протяжении исторически длительного периода  конфуцианство и даосизм были господствующей верой Китая. И в  этом смысле философия Древнего  Китая является уникальной. Частично это объясняется тем, что философия  Древнего Китая начало свое развитие и формировалось в изоляции, не испытывая влияния со стороны. Правда В.Ф. Асмус в работе Античная философия отмечает, что ряд фактов соответствия между некоторыми явлениями в развитии античной философии и аналогичными явлениями в развитии философии весьма отдаленных от Греции Древнего Китая и Древней Индии. Существует, например, некоторое соответствие между развитием софистики и логики в древнегреческой философии 4 в. до н. э. и приблизительно одновременным развитием логической школы «моистов» в древней китайской философии.

     К концу II тысячелетия до н. э. на территории Китая сложился ряд самостоятельных государств, наиболее сильное из которых - Чжоу -  поглотило государство Шан (Инь). Длительный и неоднородный этап, растянувшийся с XI по III век до н. э. и получивший название периода Чжоу, отмечен целым рядом важнейших культурных преобразований. Особенно значительные изменения в социальной и духовной жизни страны произошли в середине I тысячелетия до н. э. и на протяжении так называемого периода Чжаньго (Воюющих царств; У-Ш вв. дон. э.). Иньские культурные традиции к этому времени уступили место новым веяниям.

     Замена  к середине 1 тысячелетия до н. э. каменных и бронзовых орудий железными открыла новые возможности для развития земледелия и ремесел. Усовершенствовались ирригационные сооружения, улучшилась техника земледелия, появились в обращении монеты. В древнекитайских государствах возникли новые города. Накопились и неразрывно сплетенные с мифологией и древнейшими культами научные сведения о мире. Они воплотились в VII веке н. э. в создании лунно-солнечного календаря, а в IV веке до н. э. звездного каталога. 

   1.1 Особенности развития  философии в Китае.

     Специфика китайской философии непосредственно  связана с ее особой ролью в  той острой социально-политической борьбе, которая имела место в  многочисленных государствах Древнего Китая периодов "Весны и осени" и "Сражающихся царств". Развитие социальных отношений в Китае  не привело к четкому разделению сфер деятельности внутри господствующих классов. В Китае своеобразное разделение труда между политиками и философами не было ярко выражено, что обусловило прямую, непосредственную подчиненность  философии политической практике.

     Философы, первооснователи и распространители разных школ, странствующие конфуцианские  проповедники, представлявшие весьма влиятельный общественный строй, нередко  являлись министрами, сановниками, послами. Это привело к тому, что вопросы  управления страной, отношений между  различными классами и социальными  группами населения в обществе, заняли господствующее место в китайской  философии и определили сугубо практический подход к жизни общества. Вопросы  управления обществом, отношения между  различными социальными группами, - вот что преимущественно интересовало философов Древнего Китая. Другая особенность  развития китайской философии связана  с тем, что естественнонаучные наблюдения китайских ученых не находили, за небольшим  исключением, более или менее  адекватного выражения в философии, т.к. философы, как правило не считали  нужным обращаться к материалам естествознания.

     Оторванность  китайской философии от конкретных научных знаний сузила ее предмет. Обособленность древней китайской философии  от естествознания и неразработанность вопросов логики является одной из главных причин того, что формирование понятийного аппарата шло весьма медленно. Для большинства китайский философских школ метод логического анализа остался фактически неизвестным. 

                1.2 Формирование китайской  философской школы.

     В VII-III вв. до н.э. в идейной жизни Древнего Китая появляются новые явления, качественно отличные от того, что знала китайская мысль предшествующего периода и что было обусловлено серьезными социологическими сдвигами. В этот период в Древнем Китае происходят крупные экономические и общественные изменения, обусловленные появлением частной собственности на землю, развитием производительных сил, расширением видов ремесел, применением новых, железных орудий и инструментов в сельском хозяйстве и промышленности, улучшением самих способов обработки почвы.

     Глубокие  политические потрясения - распад древнего единого государства и укрепление отдельных царств, острая борьба между  крупными царствами за гегемонию - нашли  свое отражение в бурной идеологической борьбе различных философско-политических и этических школ. Этот период характеризуется  расцветом культуры и философии. Наследственная знать по-прежнему цеплялась  за религиозные идеи "неба", "судьбы", правда, несколько видоизменяя их применительно к особенностям борьбы того времени. Новые социальные группы, находившиеся в оппозиции к родовой  аристократии, выдвигали свои взгляды, выступая против веры в "небо" или  вкладывая в понятие небесной судьбы совершенно иной смысл. В этих учениях делались попытки осмыслить  исторический опыт, найти "идеальный  закон" управления страной, выработать новые правила взаимоотношений  между различными социальными группами населения, определить место отдельного человека, страны в окружающем мире, определить отношения человека с  природой, государством и другими  людьми.

     Подлинный расцвет древней китайской философии  приходится именно на период VI-III в. до н.э., который по праву называют золотым веком китайской философии. Именно в этот период появляются такие произведения философско-социальной мысли, как "Дао де цзин", "Лунь-юй", "Мо цзы" и другие. Именно в этот период происходит формирование китайской философской школы - даосизма, которая оказала затем громадное влияние на все последующее развитие китайской философии. Именно в этот период зарождаются те проблемы, те понятия и категории, которые затем становятся традиционными для всей последующей истории китайской философии, вплоть до новейшего времени. 

   Глава 2. Школы в Китайской  Философии.

     В 221 г. до н. э. в Китае пришла к власти династия Цинь. Время ее правления было весьма кратким (до 207 г. до н. э.), но значимым, так как за это время вновь произошло объединение Китая и формальная императорская власть наполнилась реальным содержанием. Китай был объединен единой властью и во время правления следующей династии – Хань – вплоть до 220 г. н. э.

     Столетие, предшествовавшее династии Цинь, было периодом государственного и социального разложения, в котором соперничали в борьбе за власть, отмирающая родовая знать и набирающая силу олигархия. Родовая знать стремилась к возвращению прежних порядков, сложившихся во времена династии Чжоу (1021—404 до н. э.). Олигархия, сила которой в обществе основывалась на экономических принципах владения, выступала с требованиями необходимости правового закона (фа), согласно которому социальные отношения регулировались бы без скидок на происхождение.

     Историки, которые занимались этой эпохой (эпохой «воюющих государств»), определяют этот расцвет философии как соперничество  ста школ. Ханьский историк Сыма Тань (ум. в 110 г. до н. э.) выделяет шесть следующих философских направлений:

     1) школа инь и ян (инь ян цзя);

     2) школа   конфуцианцев, литераторов (жу  цзя) ;

     3) школа моистов (моцзя);..

     4) школа имен (мин цзя);

     5) школа юристов, легистов (фа цзя);

     6) школа  пути и силы, даосы (дао дэ  цзя, Дао цзя);

     В “Ши цзи” (“Исторические записки”) Сыма Цяня (II-I вв. до н. э.) приводится первая классификация философских школ Древнего Китая. Позже, на рубеже нашей эры,  классификация школ  была дополнена еще четырьмя “школами”, которые, однако за исключением цзацзя, или “школы эклектиков”, собственно, к философии Китая не имеют отношения. Одни школы названы по характеру общественной деятельности основателя школы, другие - по имени основателя учения, третьи - по главным принципам понятия этого учения.

     Вместе  тем, несмотря на всю специфику философии  в Древнем Китае, отношение между  философскими школами сводилось  в конечном итоге к борьбе двух основных тенденций - материалистической и идеалистической, хотя, конечно, нельзя представить эту борьбу в чистом виде.

Информация о работе Философия Древнего Китая