Духовно-рыцарские ордена средневековья и их философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 01:27, реферат

Краткое описание

Современная ситуация в мире, процессы глобализации способствуют встрече разных религиозных традиций. Это приводит и к конфликтам, и к диалогу между ними. Существуют различные мнения о том, когда и как сложились первые религиозно-философские верования и учения. Ученые по-разному оценивают роль философии в жизни современного общества. И при этом становиться сложно, разобрать суть прошлого философского мира.
Нельзя получить представление о феномене религии и философии в целом, опираясь лишь на одну модель изучаемого объекта, который кажется тривиальным. Поэтому, чтобы понять в полном объеме философский спектр именно средневековой эпохи, предпримем попытку изучения рыцарских религиозных орденов, которые были самыми главными и влиятельными в свое противоречивое время.
Цель работы: охарактеризовать духовно-рыцарские ордена Средневековья: госпитальеры, тамплиеры, тевтонцы и изучить проблему спиритуалитета.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. СПИРИТУАЛИТЕТ РЫЦАРСКИХ ОРДЕНОВ В СРЕДНИЕ ВЕКА 5
1.1. Вопрос о роли и происхождении орденов 5
1.2. Проблема спиритуалитета 6
ГЛАВА II. ГОСПИТАЛЬЕРЫ – СУЕВЕРНЫЙ МАЛЬТИЙСКИЙ ОРДЕН 9
2.1. Название и статус 9
2.2. Основание и начальный этап существования 10
ГЛАВА III. ТАМПЛИЕРЫ – РЫЦАРИ ХРАМА И ХРИСТА 13
3.1. Начало и связь ордена с Храмом Соломона 13
3.2. Обвинения и суд: закат ордена 15
ГЛАВА IV. ТЕВТОНЦЫ: ЗАПАД И ВОСТОК 18
4.1. Структура ордена 18
4.2. Языческая Пруссия 19
4.3. «Гости» - крестоносцы 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
И ЛИТЕРАТУРЫ 25

Файлы: 1 файл

Религиозные оредна и средневековая философия.doc

— 142.00 Кб (Скачать)

    Общество  ордена Иоаннитов поделено на три  класса. Выделяют рыцарей знатного происхождения – для ведения  войны, пресвитеры ордена – для службы в церквях, служащая братия – для ухода за больными, немощными и охраны паломников.

    После того, как орден из монашеского превратился в духовно-рыцарский, были введены особо строгие правила ношения одежды. Для рыцарей высшего разряда обязательными считались два типа одеяний. Первым из них был красный супервест — что-то вроде полукамзола без рукавов, который надевался через голову. На груди у него нашивался белый восьмиконечный крест, символизирующий восемь блаженств Христовых, которые ожидают соблюдающего клятвы рыцаря в загробном мире. Главной частью официального костюма госпитальеров был черный шерстяной плащ с нашитым на левом плече белым крестом Святого Иоанна. В эпоху крестовых походов этот плащ стал своеобразным «фирменным знаком» иоаннитов, его ношение было обязательным для всех рыцарей ордена. Впоследствии они находились под полным покровительством пап и одаренные привилегиями, госпитальеры приобрели на всех христианских большие владения и оказывали огромное влияние.

    Если  продолжить изучение названия ордена, то «Орден госпитальеров» следует иметь в виду в относительном характере, так как это название считается жаргонным или фамильярным. В официальном названии Ордена нет слова «госпитальеры» («des hospitaliers»). Официальным названием Ордена является Гостеприимный орден («l’Ordre hospitalier»), а не «Орден госпитальеров». Таким образом, в новых исторических условиях, название «Гостеприимный орден» приобретает новое, особое звучание. Название следует трактовать так еще потому, что орден вел изначально гуманитарную и благотворительную политику.

    С точки зрения международного права, Мальтийский орден является не государством, а государствоподобным образованием.

    Иногда  рассматривается как карликовое государство-анклав, самое маленькое  государство мира (на территории Рима, но независимое от Италии), иногда —  как экстерриториальное государственное образование, иногда — просто как рыцарский орден. В международном праве суверенитет Ордена рассматривается на уровне дипломатических отношений (дипломатических миссий), но не как суверенитет государства. 

    1. Основание и начальный этап существования

    Вся история Ордена Госпитальеров начиналась со строительства госпиталя еще в 600 году по указу папы Григория Великого. Только через двести лет маленькое здание госпиталя было расширено, при котором построили библиотеку. Однако после халиф Аль-Хаким рузрушил здание лечебницы и только в 1023 году с разрешения египетского халифа Али Аль-Заира итальянским купцам было разрешено восстановить здание госпиталя в Иерусалиме. Обслуживался он бенедиктинцами.

      1113 год для ордена ознаменовался Первым Крестовым походом под руководством Жерара Благословенного, и его роль основателя подтверждена папой Пасхалием II. На территории всего Иерусалимского Королевства и за его пределами Жерар приобретал для своего ордена земли и имущество. Его преемник, Раймон де Пюи, учредил первый значимый лазарет госпитальеров возле Храма Гроба Господня в Иерусалиме. Изначально организация заботилась о пилигримах в Иерусалиме, но вскоре орден начал предоставлять пилигримам вооруженный эскорт, который быстро превратился в значительную силу. Орден Госпитальеров и орден рыцарей Храмовников, основанный в 1119 году, стали самыми могущественными христианскими организациями региона. 

      Орден не подчинялся никому, кроме Папы, не платил десятину и имел право владеть собственными духовными строениями. Множество значимых христианских фортификационных сооружений в Святой земле были построены Тамплиерами и Госпитальерами. Во время расцвета Иерусалимского Королевства госпитальерам принадлежали 7 крупных крепостей и 140 других поселений в регионе. Двумя крупнейшими опорами их могущества в Иерусалимском Королевстве и Княжестве Антиохии являлись Крак де Шевалье и Маргат. Владения ордена были разделены на приораты, приораты на бейливики, которые в свою очередь делились на комтурства. Фридрих Барбаросса, император Священной Римской империи, доверил свою безопасность рыцарям Святого Иоанна в хартии привилегий, дарованной им ордену в 1185.

      Одной из важнейших обязанностей госпитальеров  была оборона от мусульман крепостей  и замков, расположенных в Святой Земле. На это уходили огромные силы и средства, требовались немалые людские ресурсы. Поэтому большинство иоаннитских рыцарей постоянно находилось на этом переднем крае обороны. К XII веку орден достиг наивысшего расцвета. Земельные угодья и имения иоаннитов были разбросаны по всей Западной Европе. Братству воинов Христа принадлежало девятнадцать тысяч наследственных рыцарских вотчин. Службы в иоаннитских церквах вели четырнадцать тысяч собственных капелланов; госпитали и странноприимные дома стояли во всех крупных портовых городах Европы и чуть ли не в каждом городе Палестины. По своей финансовой и боевой мощи орден не уступал иному крупному европейскому государству. В битве под Газой (Ла-Форбье) иоанниты понесли огромные потери: более 9/10 госпитальерского рыцарства погибло или было взято в плен мусульманами. Орден еще смог оправиться от этого поражения: велик был пока запас прочности. Но наступление воинов ислама продолжалось, поражения следовали за поражениями.

      В 1291 году для иоаннитов наступил «судный  день» — мусульманские войска осадили и начали штурм главного оплота госпитальеров в Святой Земле, города-крепости Акры. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ГЛАВА III. ТАМПЛИЕРЫ – РЫЦАРИ ХРАМА И ХРИСТА 

    1. Начало  и  связь ордена с Храмом Соломона
 

    Бедные  Соратники Христа и Храма Соломона (латынь: Pauperes commilitones Christi Templique Solomonici), обычно известные как Рыцари Тамплиеры или Орден Храма (французский язык: Ordre du Temple или Templiers), были одним из самых известных Западных христианских военных орденов.

    Это духовно-рыцарский орден, основанный в Святой земле в 1119 году небольшой группой рыцарей во главе с Гуго де Пейном после Первого крестового похода. Один из первых по времени основания из религиозных военных орденов, наряду с госпитальерами. Первый крестовый поход был организован в 1095 году по инициативе римского папы Урбана II с целью освобождения священного города Иерусалима и Святой земли от мусульман. Вследствие чего Иерусалим находился в осаде больше месяца, город разграблен, люди вырезаны. Как свидетельствуют источники «кровь текла рекой».

    Но  чем же определялась их деятельность? В самом начале своей деятельности ордену предписывалось только охранять паломников, и первые рыцари ордена образовывали нечто вроде братства мирян. Орден составлял группу рыцарей на службе храма Гроба Господня - главная святыня христианского мира, гробница в скале. В различное время им выделялись отдельные территории и участки. Эти действия обеспечили ордену стойкое экономическое положение. Но продолжались споры о том, к какому государству будет принадлежать. Первоначально национальная принадлежность имела французский характер. Однако очень скоро идея присоединения к этому духовно-рыцарскому ордену захватила также и Лангедок, и Пиренейский полуостров, где близость враждебно настроенных мусульман заставляла местное население возлагать надежды по защите на крестоносцев.

    Если  вернуться к названию, то только около 1224-25 годов тамплиеры именовались «рыцарями Храма Соломона» или «рыцарями Иерусалимского Храма». Это также может подтвердить запись летописца-хрониста XII века Гильома (Вильгельма) Тирского: «Поскольку они не имели ни церкви, ни постоянного прибежища, король дал им на время местожительство в южном крыле дворца, близ Храма Господня». Именно «приписывание» ордена к Храму предопределила их дальнейшую философию и концепцию учений, хотя они не так ярко выражались. Цепь мыслей можно было проследить только в их действиях: войны, походы, споры, которые тоже обязательно заканчивались противостоянием.

    Толчком для их первостепенных взглядов, несомненно, стали присмотры пап римских, все-таки не стоит исключать влияние и Храма Соломонова.

    «Храм Соломона» — имеется в виду Второй иерусалимский Храм, построенный вернувшимися из Вавилонского Изгнания иудеями, во главе с пророками Ездрой и Неемией, и разрушенный римлянами в 70-х гг. н. э. К примеру, на плане Иерусалима 1200 года ясно можно прочитать «Темплу Соломонис». Он [Храм] дал не только название, а все же шанс на существование им и их идеологии. Последователи ордена проделывают огромную работу: «он печется больше о чистоте умов, а не о позолоте стен».

    Их  эмблема представляла двух рыцарей, едущих на одной лошади, подчеркивая  бедность Ордена. Однако обедневший статус Тамплиеров не длился долго. У них  был сильный защитник в лице Бернарда Клаувре, ведущего Церковного лица и племянника одного из рыцарей основателей Ордена. Он поддержал и сделал многое для официального признания Ордена Церковью в 1129 году. С этим формальным благословением Тамплиеры стали привилегированным орденом по всей Европе, получая деньги и землю. Хотя первичная миссия Ордена была военной, относительно немного участников было военными. Храмный Орден, хотя его участники поклялись индивидуальной бедности, был очень богатым Орденом вне прямых пожертвований. Дворянин, который заинтересовался участием в Крестовых походах, мог поместить все свои активы под Храмное управление, в то время как он был далеко, таким образом, Орден принял участие в раннем развитии банковской системы Европы. Итак, Орден имел не только глубокие философские размышления по вопросу церкви, но и развил свою экономическую систему, что важно для логики событий. 

    1. Обвинения и суд: закат ордена
 

    Орден тамплиеров оказался достаточно сильным, что вызывало зависть и вражду сильных «мира сего», особенно французского короля Филиппа IV Красивого. Тамплиеры очень боялись чужеземцев, которые вносили в их учения разногласия. Франция, тем не менее, преуспела в этом деле.

    Воспользовавшись, в качестве предлога, каким-то случайным доносом Филипп приказал без шума допросить нескольких тамплиеров и затем начал секретные переговоры с папой Климентом V, настаивая на расследовании положения дел в ордене. Опасаясь обострять отношения с королём, папа после некоторого колебания согласился на это, тем более, что встревоженный орден не рискнул возражать против проведения следствия.

    Осенью, 22 сентября 1307 года Королевский совет  принял решение об аресте всех тамплиеров, находившихся на территории Франции. Три  недели в строжайшем секрете велись приготовления к этой совсем нелёгкой для тогдашних властей операции. Королевские чиновники, командиры военных отрядов (а также местные инквизиторы) до самого последнего момента не знали, что им предстояло совершить: приказы поступили в запечатанных пакетах, которые разрешалось вскрыть лишь в пятницу, 13 октября. Тамплиеры были захвачены врасплох.

    Король  делал вид, что действует с  полного согласия папы. Тот же узнал  о мастерской «полицейской» акции, проведённой Филиппом, лишь после  её свершения. Арестованным сразу же были приписаны многочисленные преступления против религии и нравственности: богохульство и отречение от Христа, культ дьявола, распутная жизнь, различные извращения.

    Допрос  вели совместно инквизиторы и  королевские слуги, при этом применялись  самые жестокие пытки, и в результате следствие добилось показаний. Филипп IV даже собрал в мае 1308 года Генеральные штаты, чтобы заручиться их поддержкой и тем самым нейтрализовать любые возражения папы. Формально спор с Римом вёлся о том, кому надлежит судить тамплиеров, по существу же — о том, кто унаследует их богатства. Был подорван авторитет обоих империй, Франции – за столь низкие и подлые действия в сторону ордена, Рима (Ватикана) – за сдачу ордена французским инквизиторам.

    За  эти последовал ряд обвинений:

    1. Отречение от Иисуса Христа и плевок на крест.
    2. Поцелуи в различные части тела. Генри Ли предполагает, что это могло быть либо испытанием на повиновение, либо издевательство рыцаря над служащим братом. Поцелуи обычно требовали только от служащих.
    3. Содомия – различные виды полового поведения, из-за чего погибли два города Содом и Гоморра за грехи жителей.
    4. Освящение носимой поперёк тела веревки вокруг идола.
    5. Священники Ордена не освящали Святые Дары при причастии и искажали формулу мессы.

    Еще большими были притеснения со стороны  инквизиторов:

    1. Рыцари поклонялись некоему коту, который иногда являлся им на их собраниях;
    2. В каждой провинции у них были идолы, а именно головы (некоторые из них имели три лица, а некоторые только одно) и человеческие черепа;
    3. Они поклонялись этим идолам, в особенности, на своих собраниях;
    4. Они почитали этих идолов, как представителей Бога и Спасителя;
    5. Тамплиеры утверждали, что голова могла спасти их и сделать богатыми;
    6. Идолы дали все богатства ордену;
    7. Идолы заставляли землю плодоносить, а деревья цвести;
    8. Они обвязывали головы каждого из этих идолов или просто касались их короткими верёвками, которые затем носили на теле под рубахой;
    9. Во время принятия нового члена в ряды ордена ему выдавались вышеупомянутые короткие верёвки (или одна длинная, которую можно было разрезать);
    10. Всё, что они делали, они делали из благоговения перед этими идолами.

Информация о работе Духовно-рыцарские ордена средневековья и их философия