Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 00:43, курсовая работа
Античная философия, то есть философия древних греков и древних римлян, зародилась в VI в. до н. э. в Греции и просуществовала до VI в. н. э. (когда император Юстиниан закрыл в 529 г. последнюю греческую философскую школу, Платоновскую Академию). Таким образом, античная философия просуществовала около 1200 лет. Однако её невозможно определять только с помощью территориальных и хронологических определений. Самый важный вопрос - это вопрос о сущности античной философии.
Введение……………………………………………………………………….…2
1. Основные этапы развития античной философии. Основные проблемы и школы античной философии. ………………………......................................….3
2.Особенности античной философии, её социально-историческая обусловленность ………………………………………………………………...11
3. Теоретические источники античной философии и науки……………….....15
4. Общая характеристика основных периодов развития античной философии……………………………………………………………………..…16
5. Представители античной философии …………………………………….…19
6. Современная значимость проблем, поставленных античными мыслителями ………………………………………………………………………………….…23
Заключение…………………………………………………………...……...….25
Список использованной литературы………………………………………..27
Пифагорейцам принадлежит учение о музыке сфер и о музыкальном звукоряде, отражающем гармонию Солнечной системы, где каждой планете соответствует определенная нота, а все вместе они создают интервалы музыкальной гаммы. Ими же положено и начало музыкальной психологии: музыка использовалась как средство воспитания и исцеления души и тела. В пифагорейской школе начали развиваться астрономия и медицина. Ею создано множество аллегорических комментариев Гомера, а также грамматика греческого языка. Таким образом, пифагорейцев можно считать родоначальниками гуманитарной, естественной, точной и систематической наук.
Элейской школой называется древнегреческая философская школа, учения которой развивались, начиная с конца VI в. вплоть до начала второй половины V в. до н.э. с темя крупными философами – Парменидом, Зеноном и Мелиссом. Два первых – Парменид и Зенон – жили в небольшом италийском городе Элея, а третий – Мелисс – был уроженец далекого от Элеи Самоса. Но так как основные учения школы были выработаны Парменидом и Зеноном, гражданами из города Элеи, то школа в целом и получила название элейской. И если пифагорейцы рассматривали мировой порядок исключительно с его количественной стороны, то в противоположность им в VI веке выступают направления, которые подобно древним ионийским мыслителям, понимают идею мирового единства качественно, однако, видят при этом мировое единство не в едином мировом веществе, а в едином правящем мировом принципе, в едином понятии, господствующем над сменой всех явлений. Для элеатов таким понятием служит бытие, которое остается постоянным при всяком изменении вещей.
Появление школы софистов явилось ответом на потребность демократии в образовании и науках. Странствующие учителя за деньги могли обучить любого искусству речи. Их главной целью было подготовить молодежь к активной политической жизни.Деятельность софистов, релятивизировавшая всякую истину, положила начало поискам новых форм достоверности знания – таких, которые могли бы устоять перед судом критической рефлексии. Эти поиски продолжил великий афинский философ Сократ (ок. 470 – 399 годы до н.э.), сперва ученик софистов, а затем их критик. Различие Сократа от софистов в том, что мерилом при оценке поступков для него служит соображение, какими мотивами определяется решение, что полезно и что вредно. Мысли Сократа послужили основой для развития большинства последующих философских школ, которые основывали его ученики, в том числе и Академия Платона. Суть собственной философии он объяснял одной фразой: «Я знаю только одно, что я ничего не знаю». В своих беседах Сократ не отвечает на вопросы, он ставит их, искусстно побуждая собеседника к самостоятельному поиску истины. А когда тот, казалось бы, близок к ней, находит новые аргументы и доводы, чтобы показать тщетность этих попыток. Основной философский интерес Сократа сосредотачивается на вопросе о том, что такое человек, что такое человеческое сознание. «Познай самого себя» – любимое изречение Сократа.
Платон объединил в своем учении ценности двух своих великих предшественников: Пифагора и Сократа. У пифагорийцев он воспринял искусство математики и идею создания философской школы, которую он воплотил в своей Академии в Афинах. Учениками Платона были преимущественно «холеные молодые джентльмены» из аристократических родов (можно вспомнить хотя бы самого известного его ученика – Аристотеля). Для занятий была построена Академия в живописном уголке на северо-западной окраине города. Знаменитая философская школа просуществовала до самого конца античности, до 529 года, когда византийский император Юстиниан закрыл ее. Хотя Платон, подобно Сократу, и считал, что взимание платы за мудрость ничем не лучше взимания платы за любовь, и так же, как и он, называл софистов «проститутами от философии» за то, что они требовали деньги с учеников, это не мешало Платону принимать богатые подарки и всяческую помощь от сильных мира сего. У Сократа Платон научился и сомнению, и иронии, и искусству беседы. Диалоги Платона пробуждают интерес и учат размышлению над весьма серьезными проблемами жизни, которые не сильно изменились за две с половиной тысячи лет. Наиболее значимыми в философии Платона являются представления об Идеях, Справедливости и Государстве. Он пытался сочетать философское и политическое. Он готовил в своей школе правителей-философов, способных править справедливо, исходя из принципов общего блага.
В 335 г. до н.э. Аристотель, ученик Платона, основал собственную школу – Ликей, или Перипат, отличавшуюся исключительно философской направленностью. Однако стройную систему Аристотеля тяжело синтезировать по его работам, представляющими из себя зачастую сборники лекций и курсов. Одним из самых важных результатов деятельности Аристотеля в политике было воспитание Александра Македонского. На развалинах Великой Империи возникли Эллинистические государства и новые философы.
Если прежние этические учения видели главное средство нравственного совершенствования индивида в его включенности в общественное целое, то теперь, напротив, философы считают условием добродетельной и счастливой жизни освобождение человека от власти внешнего мира, и прежде всего – от политически-социальной сферы. Такова в значительной мере установка школы стоиков. Эта школа, основанная Зеноном в конце IV в. до н.э., существовала еще во времена Римской империи. Философия для стоиков – не просто наука, но прежде всего жизненный путь, жизненная мудрость. Только философия в состоянии научить человека сохранять самообладание и достоинство в трудной ситуации, сложившейся в эпоху эллинизма, особенно в поздней Римской Империи, где разложение нравов в первые века новой эры достигло высшей точки. Свободу от власти внешнего мира над человеком стоики считают главным достоинством мудреца; сила его в том, что он не есть раб собственных страстей. Настоящий мудрец, согласно стоикам, не боится даже смерти; именно от стоиков идет понимание философии как науки умирать. Главной идеей стоицизма является покорность судьбе и фатальность всего сущего. Зенон так говорил о стоике: «Жить последовательно, то есть согласно с единым и гармоническим жизненным правилом, ибо те, кто живет непоследовательно, несчастливы». Природа для стоика – это рок или судьба: примирись с роком, не сопротивляйся ему – вот одна из заповедей Сенеки.
Полный
отказ от социального активизма
в этике встречается у знаменитого
материалиста Эпикура (341 – 270
годы до н.э.). Наиболее известным
из римских эпикурейцев был Лукреций
Кар (ок. 99 – 55 годы н.э.).
Отдельный человек, а не общественное
целое – вот отправной пункт эпикуровской
этики. Тем самым Эпикур пересматривает
определение человека, данное Аристотелем.
Индивид – первичен; все
общественные связи, все отношения
людей зависят от отдельных лиц, от их
субъективных желаний и рациональных
соображений пользы и удовольствия.
Общественный союз, согласно
Эпикуру, не высшая цель,
но лишь средство для
личного благополучия индивидов;
в этом пункте Эпикур оказывается
близок к софистам. В 306 г. до н.э. в
Афинах он основал школу.
В отличие от стоической, эпикурейская
этика гедонистична: целью человеческой
жизни Эпикур считал счастье, понимаемое
как удовольствие. Однако подлинное
удовольствие Эпикур видел вовсе
не в том, чтобы без всякой
меры предаваться грубым чувственным
наслаждениям. Как и большинство греческих
мудрецов, он был привержен идеалу меры.
Высшим удовольствием считалось,
как и у стоиков, невозмутимость
духа (атараксию), душевный покой
и безмятежность, а такое состояние
может быть достигнуто только
при условии, что человек научиться умерять
свои страсти и плотские влечения,
подчиняя их разуму. Особенно много внимания
эпикурейцы уделяют борьбе с суевериями,
в том числе и с традиционной греческой
религией.
2. Особенности античной философии, её социально-историческая обусловленность
Античная философия возникла и жила в «силовом поле», полюсами которого являлись, с одной стороны, мифология, а с другой - формирующаяся именно в Древней Греции наука. Скачок в развитии производительных сил вследствие перехода от бронзы к железу, появление товарно-денежных отношений, ослабление родоплеменных структур, возникновение первых государств, рост оппозиции традиционной религии и ее идеологам в лице сословия жрецов, критика нормативных нравственных установок и представлений, усиление критического духа и рост научных знаний - вот некоторые факторы, их которых складывалась духовная атмосфера, благоприятствовавшая рождению философии. В античной Греции философия формируется в тот период, когда смысл человеческой жизни, ее привычный строй и порядок оказываются под угрозой, когда прежние традиционно-мифологические представления рабовладельческого общества обнаруживают свою недостаточность, свою неспособность удовлетворять новые мировоззренческие запросы.
Кризис
мифологического сознания был вызван
рядом причин. Главную роль здесь
сыграло экономическое развитие
Греции, экономический подъем в IX - VII
веках до н.э.: расширение торговли и
судоходства, возникновение и расширение
греческих колоний, увеличение богатства
и его перераспределение, рост народонаселения
и прилив его в города. В результате
развития торговли, мореходства, колонизаций
новых земель расширялся географических
горизонт греков, Средиземное море
стало известным до Гибралтара, куда
достигали ионийские торговые суда,
а тем самым гомеровское
В Греции
в VI веке до н.э. происходит постепенное
разложение традиционного типа социальности,
предполагавшего более или
К социокультурным
предпосылкам возникновения античной
философии прежде всего можно
отнести поэмы Гомера и творчество
гномических поэтов VII-VI вв. до н.э. (от
«гнома» - изречение, греческое - стихотворный
афоризм), создававших стихотворные
афоризмы. Протофилософское значение
гомеровского эпоса можно выразить
в следующих позициях: Гомеровские
поэмы структурированы в
К социокультурным
предпосылкам античной философской
мысли можно, конечно же, отнести
и общественную религию, орфические
мистерии. В греческой религии
различают две формы: публичную
и религию мистерий. В определенной
части собственного содержания они
совпадают, но порой антиномичны, к
примеру, в интерпретации понятий
смысла жизни, предназначения, судьбы,
человека. При этом для интерпретации
генезиса философии важнее рассмотрение
религии мистерий. По мнению Б. Рассела,
именно благодаря религиозным
Возникнув
в конце VII - начале VI в. до н.э., древнегреческая
философия до конца своего развития,
пресекшегося в VI в. н.э., оставалась характерным,
своеобразным и значительным явлением
культурной жизни античного общества.
Она возникла в греческих городах-
Основоположником
древнегреческой философии