Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 22:27, контрольная работа
Мысли мудрых людей даже глубокого прошлого нам нужны и теперь. Кто не знает истории философии, в том числе и античной , тот и не может по настоящему знать и ее современного состояния . Изучение истории философии говорит о поучительности приобщения к летописи былой мудрости. И даже заблуждение гениальных умов куда более поучительны, нежели отдельные открытия просто способных людей, а тонкости и странности в рассуждениях мудрецов более богаты и полезны для нас, чем просто здравый смысл в суждениях среднего человека
Введение.2
Дофилософские формы сознания : проблема источников философии.3
Проблема возникновения философии.4
Самостоятельное происхождение философии.5
Особенности развития философии Запада и Востока. Различия в проблематике.6
Главные периоды.8
Милетская школа. Фалес, Анаксимандр и Анаксимен.9
Пифагор и его школа.10
Гераклит Эфесский.11
Элейская школа: Ксенофан, Парменид Зенон.11
Атомизм Левкиппа - Демокрита.13
Софисты и софистика: Протагор, Горгий, Продик.14
Сократ.15
Платон.15
Философия раннего эллинизма.16
Эпикур и эпикурейцы.18
Стоицизм.18
Неоплатонизм: Плотин и другие неоплатоники.19
Заключение.21
Список литературы.22
Введение.2
Дофилософские формы сознания : проблема источников философии.3
Проблема возникновения
Самостоятельное происхождение философии.5
Особенности развития философии Запада и Востока. Различия в проблематике.6
Главные периоды.8
Милетская школа. Фалес, Анаксимандр и Анаксимен.9
Пифагор и его школа.10
Гераклит Эфесский.11
Элейская школа: Ксенофан, Парменид Зенон.11
Атомизм Левкиппа - Демокрита.13
Софисты и софистика: Протагор, Горгий, Продик.14
Сократ.15
Платон.15
Философия раннего эллинизма.16
Эпикур и эпикурейцы.18
Стоицизм.18
Неоплатонизм: Плотин и другие неоплатоники.19
Заключение.21
Список литературы.22
Введение.
Античная
философия являет собой последовательно
развивавшуюся философскую
Мысли мудрых людей даже глубокого прошлого нам нужны и теперь. Кто не знает истории философии, в том числе и античной , тот и не может по настоящему знать и ее современного состояния . Изучение истории философии говорит о поучительности приобщения к летописи былой мудрости. И даже заблуждение гениальных умов куда более поучительны, нежели отдельные открытия просто способных людей, а тонкости и странности в рассуждениях мудрецов более богаты и полезны для нас, чем просто здравый смысл в суждениях среднего человека.
Философия
и ее история во многом определяются
личностными особенностями того
или иного мыслителя. Поэтому
постараемся пусть очень
Дофилософские формы сознания : проблема источников философии.
В исторической философии достаточно твердо установлено, что исходной формой общественного сознания или идеологией родового и раннерабовладельческого строя была мифология. И обычно становление науки и философии, как и совокупности, некой единой и нерасчлененной еще формы теоретического освоения мира выражается формулой ,, От мифа к логосу¢¢ , или, более развернуто , ,,от мифологических представлений к теоретическому мышлению¢¢. Философия возникает как разрешения противоречия между мифом и элементами первоначального эмпирического знания о природе и обществе.
В условиях, когда философское мышление только еще пробуждается, да, впрочем, и на протяжении всего периода становления философии, в общественном сознании в целом господствует миф. Следует при этом отметить, что возникающее философское мышление застает миф уже не в его первозданном виде. Он уже преобразован, систематизирован, во многом переосмыслен в эпосе и теогониях, представленных в Древней Греции и Гомером и Гесиодом. Они и дают нам тот непосредственный облик мифа, который предшествует философии, и все более преобразуется и разлагается под воздействием искусства и элементарных форм научного знания, свойственных той эпохе.
Миф - многослойное и полифункциональное образование. Складываясь в условиях первобытнообщинной формации, нерасчлененный стихийный коллективизм, который порождает перенос на всю действительность ,, непосредственно данных¢¢ человеку ,,естественных¢¢ отношений родовой общины, он предстает перед нами как описание некоторой совокупности фантастических существ, образующих общину, связанную кровным родством. Природно-космические, соц., и производственные функции распред5лены между этими существами. При этом мифическое повествование принимается мифическим субъектом совершенно не критически, выступая как правда, сколько бы ни неправдоподобно оно выглядело. Миф, следовательно, выступает для этого субъекта как вполне реальный ,, мир¢¢, может быть даже более реальный , чем мир обыденный . Но в то же время это мир отрешенный отчужденный от повседневного мира. Он одновременно и наглядный, чувственно данный и волшебный, сказочный и индивидуально – чувственный – и абстрактно-обобщенный и очевидно достоверный, практически действенный – и сверхъестественный. Главная его функция – регуляция общественной жизни в эмпирическом многообразии, и он выступает здесь как сама жизнь, где слились воедино социальные, идеологические и даже физиологические аспекты. Иначе говоря мифология – это форма практически духовного освоения мира. Именно поэтому она ,, преодолевает, подчиняет и преобразовывает силы природы в воображении и при помощи воображения , она исчезает , следовательно , вместе с наступлением действительного господства над этими силами природы¢¢.
Для того чтобы эти возможности в достаточной мере реализовались, потребовалось длительное развитие общества и самого первобытного сознания. Потребовалось, в частности, чтобы род мог стать над родом, ,, благородный над подлым¢¢, а индивид достаточно выделился из рода, став действительным субъектом труда, общественной жизни и познания, конечно, в той мере , в какой это допускал уровень развития общества и личности. Такое развитие происходит на протяжении огромного промежутка времени, когда завершается развитие прервобытно-общинной формации и открывается эпоха раннего рабовладения. В это время осуществляется переход от собирающего и охотничьего хозяйства к производящему, от камня к металлу, а от фетишизма к анализу.
Процесс разложения мифа и перехода от него к иным формам общественного сознания четко прослеживается именно в Греции. Исходный пункт этого процесса – мифология, представленная уже во вторичной форме эпоса, а также в ,,Теогонии¢¢ Гесиода и примыкающих к ней теогониях других авторов, сохранившихся в отрывках.
Бессмертным памятником античной культуры является творения Гомера ,, Илиада ¢¢ и ,,Одиссея¢¢. О философских воззрениях Гомера можно сказать, что он всецело находился на почве мифологии. Ему принадлежит изречение : ,, Мы все - вода и земля ¢¢. Он не задавался философским вопросом о происхождении мира . Такого рода вопросы первым выдвинул Гесиод – крестьянский поэт, автор знаменитых ,, Трудов и дней¢¢ и ,,Теогонии¢¢. Он изложил мифы как единое целое , описав родословную и перипетии в сонме Олимпийских богов.
,, Родословная
богов¢¢ начинается так: в
Начинается уже историческая полоса мифологии. Гесиод приводит нас к последнему поколению богов, потомков Зевса –,,олимпийцев¢¢, а отсюда – романтическая полоса вступления богов в интимную близость с земными женщинами, рождающими героев, о которых повествуют гомеровские поэмы, это упоительная фантастическая череда любовных приключений богов.
На ранней стадии истории мифологический образ мышления начал наполнятся рациональным содержанием и соответствующими формами мышления: возрастала сила обобщающего и аналитического мышления, зарождались наука и философия, возникали понятия и категории собственно философского разума, происходил процесс перехода от мифа к логосу (Логос - корневая основа логики), Однако логос не вытесняет мифологию, она бессмертна, ею преисполнена поэзия, она завораживает детское воображение, восхищает ум и чувства людей всех возрастов способствует развитию воображения, что благотворно влияет на развитие творческих возможностей человека во всех сферах его деятельности.
Проблема возникновения
Как ни странно может это показаться,
возникновение философии до сих
пор представляет проблему, по поводу
которой спорят многочисленные исследователи,
принадлежащие к различным
Самостоятельное происхождение философии.
Независимо от индийской философии так же, как и от духовного развития всех других восточных народов развивается западная философия. Если даже некоторые из позднейших греков и усматривали от части начало своей философии в египетской жреческой мудрости, то, однако, эти позднейшие, частью даже основывающиеся на мифах , показания имеют мало достоверности. Конечно, в частных областях знания как-то в математике,, астрономии и медицине, греки могли получить первые побуждения к их разработке от восточных народов, именно из сношений с египтянами, но возникновение западной философии, во всяком случае, является вполне продуктом греческого духа, отпечаток которого оно и имеет во всех отношениях.
Уже в начале греческой духовной жизни указанный нами процесс отделения философии от мифов совершился совершенно иначе, чем у родственных индийских народностей. Освобождение религиозного и научного мышления одновременно и в непосредственной связи совершается здесь не путем мирного внутреннего развития, но в форме борьбы, которую зарождающаяся наука начинает вести против религиозных представлений, в развивающейся еще среде мифов. Поэтому стремление греческой философии с самых ранних времен направляется не просто на удовлетворение познавательной потребности, но также на замену религиозных, в этическом отношении частью стоящих на низкой ступени представлений народной веры более чистыми научно обоснованными представлениями. Люди, предпринявшие эту борьбу, не принадлежали к жреческому сословию, они частные лица, располагающие широким кругом опыта и свободные от предрассудков при размышлении о мире и жизни. Благодаря этому западная наука с самого начала приобрела отличительный характер, характер свободного размышления о проблемах, руководимого только познавательной потребностью и неограниченного никакими внешними отношениями. Греческая философия – это именно философия, идейное формирование, качественно отличное от каких бы то ни было мифологических построений, сколько бы следов последних мы в ней не обнаруживали. Мифологические реминисценции включаются здесь в столь необычный новый контекст, что совершенно теряют свое прежнее значение, становясь элементами совершенно иной, чем мифология, системы мысли.
Выше мы сформировали тезис о том, что античная философия – это философия рабовладельческого общества. Раскрытие и обоснование этого тезиса требует обнаружения тех социальных оснований, тех внутренних противоречий общества, которые находят отражение, объяснения и оправдание в идеологии этого общества. В борьбе этих противоположных тенденций, определяемых противоречиями социальных классов и слоев античного общества, развертывается и становление философии как рационального осмысления нового динамичного и внутренне противоречивого мира. Человечество никогда не расстается с прошлым однозначным образом – проклиная старые порядки и восхваляя новые или наоборот. Не случайно типичными для философии образами стали ,,плачущий Гераклид и смеющийся Демокрит¢¢. Амбивалентность философии выражает изначальное стремление ученого выслушать и другую сторону., развить всесторонний анализ,.. который привел бы – по возможности – к однозначной позиции в делах земных, как и ,,небесных¢¢.
Социальные обстоятельства создают
условия для возникновения