Античная философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 22:27, контрольная работа

Краткое описание

Мысли мудрых людей даже глубокого прошлого нам нужны и теперь. Кто не знает истории философии, в том числе и античной , тот и не может по настоящему знать и ее современного состояния . Изучение истории философии говорит о поучительности приобщения к летописи былой мудрости. И даже заблуждение гениальных умов куда более поучительны, нежели отдельные открытия просто способных людей, а тонкости и странности в рассуждениях мудрецов более богаты и полезны для нас, чем просто здравый смысл в суждениях среднего человека

Оглавление

Введение.2
Дофилософские формы сознания : проблема источников философии.3
Проблема возникновения философии.4
Самостоятельное происхождение философии.5
Особенности развития философии Запада и Востока. Различия в проблематике.6
Главные периоды.8
Милетская школа. Фалес, Анаксимандр и Анаксимен.9
Пифагор и его школа.10
Гераклит Эфесский.11
Элейская школа: Ксенофан, Парменид Зенон.11
Атомизм Левкиппа - Демокрита.13
Софисты и софистика: Протагор, Горгий, Продик.14
Сократ.15
Платон.15
Философия раннего эллинизма.16
Эпикур и эпикурейцы.18
Стоицизм.18
Неоплатонизм: Плотин и другие неоплатоники.19
Заключение.21
Список литературы.22

Файлы: 1 файл

философия.doc

— 174.50 Кб (Скачать)

Стоицизм.

 

Стоицизм как специфическое  направление философской мысли  просуществовало с третьего века до н.э. до третьего века. Стоицизм - это  наименее «греческая» из всех философских школ. Ранние стоики, в большинстве своем сирийцы Зенон Китионский с Кипра, Клеанф, Хрисипп. К поздним стоикам относятся Плутарх, Цицерон, Марк Аврелий – это в основном римляне. Стоики в своих воззрениях выдвигали на первый план понятие спокойного и всегда уравновешенного, даже «бесчувственного» мудреца. В этом проявлялся идеал внутренней свободы от страстей, который лелеяли почти все стоики.

 

Согласно Хрисиппу (ок. 280-208 до н.э.) существует мировая душа. Это чистейший эфир самый подвижный и легкий женственно-нежный , как бы тончайший вид материи.

 

Представитель позднего стоицизма  Марк Аврелий (121-180) был убежден, что  Бог дает каждому особого доброго  гения в руководители. Для него вселенная - тесно связанное целое, это единое, живое существо, обладающее единой субстанцией и единой душой.

 

Характеризуя различные свойства души, стоики особое внимание уделяли  феномену воли; учение было построено  на волевом принципе, на самообладании, терпении и.т.п. Они стремились к  полному самодавлению. Стоики исходили из принципа всеобщей целесообразности. Все имеет свой смысл: даже клопы полезны, поскольку они помогают просыпаться по утрам и не дают лежать слишком долго в постеле.

 

Свобода для знаменитого мыслителя, писателя и политического деятеля Сенеки – это божество, которое господствует над всеми вещами и событиями. Ничто не может ее изменить. Отсюда покорность , выносливость и стойкое перенесение жизненных невзгод. Стоический мудрец не сопротивляется злу, он его понимает и стойко прибывает в его смысловой текучести, поэтому он невозмутим и спокоен.

 

Ранние стоики в своих идеях  бытия следовали античной традиции. Они исходили из того, что тело мира образовано из огня, воздуха, земли  и воды. Душа мира – это огненная и воздушная пневма. Все бытие мыслилось как разная степень напряжения божественно-материального первоогня. Согласно учению стоиков об огненной стихии сущности мира этот огонь превращается во все прочие стихии по закону Логоса.

 

Логос мира у стоиков отождествляется  с Судьбой. По их утверждению, судьба есть Логос Космоса: он упорядочивает все в мире. Зенон говорил, что Судьба – это власть, двигающая материю. Он определял бога как пламенный разум мира: бог наполняет собой весь мир, он верховная глава, управляющая всем сущим.

 

По природе, учили стоики, все человеческие существа равны. Марк Аврелий в своем труде « Наедине с собой» хвалит политию , управляемую на основе равных прав и равной свободы слова, царское правление, которое уважает более свободу управляемых.

 

У стоиков мы находим многочисленные и тонко развитые логические и грамматические изыскания: истоки грамматики – именно в школе стоиков. С их точки зрения, собственно философское начало корениться в человеческом субъекте. Но это не был собственно субъективизм. Стоики использовали термин «лектон». Он обозначает тот предмет , который мы имеем в виду, когда пользуемся его обозначением. Лектон, когда мы используем его при обозначении или названии предмета, может быть и истинным, и ложным, т.е. оно выше как истины, так и лжи. Стоический лектон является только мыслительной конструкцией, связанной со словом, но не обладает причинно-метафизическим существование. Лектон – это чистый смысл.

 

В заключение заметим следующее. Философы обычно обладают известной широтой  ума и в основном способны не считаться  с несчастьями в своей личной жизни; но даже они не могут подняться выше наивысшего добра или зла времени. В плохие времена они придумывают утешения, а в хорошие – их интересы являются скорее чисто интеллектуальными. Этика стоиков соответствовала времени Марка Аврелия : она призывала скорее к терпению, чем к надежде.

Неоплатонизм: Плотин и другие неоплатоники.

 

Неоплатонизм – направление  античной философии позднего эллинизма (3-4 в.в.), систематизировавшее основные идеи Платона с учетом идей Аристотеля. Личностной спецификой неоплатонизма является учение о сохранении внутреннего покоя личности и ее защите от различного рода потрясений, характерных для данного периода истории римской империи и связанных с ее дряхлением и распадом. Философской сердцевиной неоплатонизма является разработка диалектики платоновской триады единое – ум – душа и доведение ее до космического масштаба. Так, развивалось учение Аристотеля об «уме – перводвигателе» и в его самосознании, в силу которого он выступал одновременно и субъектом, и объектом, содержа в себе свою собственную « умственную материю».

 

Основатель школы неоплатонизма  – плотин (ок. 205-ок. 270) . Согласно Плотину, центральная выдающаяся фигура всего  неоплатонизма – душа, не есть тело, но зато душа осуществляется в теле и тело есть предел ее существования. Ум тоже не есть тело. Но без ума вообще не существовало бы никакого организованного тела. Материя находиться так же в самом уме, поскольку ум есть всегда некоего рода организация, а всякая организация требует для себя материал, без которого нечего было бы организовывать, потому что вся организация потеряла бы смысл. Поэтому не удивительно, что кроме чувственной материи существует, по Плотину, еще и «умопостигаемая материя», а ум тоже есть известного рода тело, а именно смысловое тело. Плотин развивал идею действия «мировой души» по всему космосу.

 

Неоплатоники оставались на стадии  орфико-пифагорейского учения о переселении  и перевоплощении душ. Они много  внимания уделяли разработки логических проблем  определением понятий и классификациям, а также филологическим исследованиям.

 

Наиболее оригинальной частью системы  воззрения Плотина является учение о первой ипостаси – Едином как  трансцендентном начале, которое  выше всех иных категорий. С этим связана  и такая его идея, как восхождение души от чувственного состояния к сверхчувственному – экстазу.

 

Всякая вещь, созерцаемая как  таковая, отлична от всего другого: она - «одно», противополагаемая всему  иному, а Единое неразличимо и  нераздельно  соприсуще  всему сущему и всему мыслимому. Единое никак не дробиться, существуя везде и во всем. При этом « из нечего изливается» свет. Свет основной образ философии Плотина, соответствующий ее понятиям: « Единое – свет абсолютно чистый и простой (сила света); ум – солнце, имеющее свой собственный свет; душа – луна, заимствующая свет от солнца; материя – мрак".

 

Душа также не раздробляется  на части, представляя собой нечто  единое и не делимое; она есть особая, смысловая субстанция. Ее нельзя мыслить  как некую множественность психических состояний. Ни одна индивидуальная душа не может существовать самостоятельно от всех других душ: все индивидуальные души объемлются « мировой души».

 

Идеи Плотина были развиты Проклом (ок. 410-485) , который считал, что высший тип знания возможен только благодаря божественному озарению; любовь, по Проклу, связывается с божественной красотой, истина открывает божественную мудрость, а вера соединяет с благостью богов. Историческое значение учения Прокла, не столько в интерпретации мифологии, сколько в тонком логическом анализе, непосредственно не связанном ни с какой мифологией и представляющем огромный материал для изучения истории диалектики.

 

 

Заключение.

 

Если рассматривать  философию древнего мира в целом, следует оценить  огромное значение античной философии. Духовная цивилизация Запада оказалась более открытой изменениям, поискам истины в различных направлениях, в том числе атеистическом, интеллектуальном, практическом. В целом же философия древнего мира оказала огромное влияние на последующую философскую мысль, культуру, развитие человеческой цивилизации.

 

Мы кратко рассмотрели историю античной философии. В заключении следует сказать, что  античная философия, в которой содержались  зачатки основных видов философского мировоззрения, разрабатывавшиеся во все последующие века, - это не «музей древностей», а живая картина становления теоретической мысли, полная смелых оригинальных идей. Это великое торжество разума. Вот почему она никогда не потеряет своего высокого значения в глазах мыслящего человечества. Она явилась настоящей общественной силой античного мира, а затем и всемирно-исторического развития философской культуры и каждое новое поколение, получая высшее образование, призвано окунуться в этот вечно свежий поток юной, впервые себя опознавшей философской мысли. Античная философия вызывает живой интерес у каждого любознательного человека, которого волнуют философские вопросы. Многие проблемы, над которыми размышляли античные философы, не утратили своей актуальности и поныне. Изучение античной философии не только обогащает нас ценной информацией о результатах размышлений выдающихся мыслителей, но и способствует развитию более утонченного философского мышления у тех, кто с любовью и рвением углубляется в их творения.

 

    

 

   

 

 

Список  литературы.

 

1.      «Философия» Спиркин.

«Античная философия» Богомолов.

«Введение в философию» Вундт.

«Философия» Лавриненко.

«История  философии. Запад-Россия-Восток» Мотрошилова.


Информация о работе Античная философия