Античная философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 17:51, контрольная работа

Краткое описание

Античная философия зародилась в конце VII — начале VI в. до н. э. и просуществовала до V в. н. э. Это особый исторический тип философствования, порожденный специфическими условиями рабовладельческого общества. Она являет собой последовательно развивавшуюся философскую мысль. Несмотря на все разнообразие воззрений мыслителей этого периода, античная философия вместе с тем есть нечто единое, неповторимо оригинальное и чрезвычайно поучительное. Она развивалась, не изолировано – она черпала мудрость Древнего Востока, культура, которая уходит в более глубокую древность, где еще до греков происходило становление цивилизации: формировалась письменность, зачатки науки о природе и развивались собственно философские воззрения. Это относится к таким странам, как Ливия, Вавилон, Египет и Персия.

Файлы: 1 файл

Античная философия.docx

— 64.69 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Термин «античность»  происходит от латинского слова «antiquus» - древний. Им принято называть особый период развития философии Древней  Греции  и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием.

Античная философия - уникальное явление,  давшее импульс в развитии буквально  во  всех областях духовной и материальной деятельности. Все поколения философов,  жизнь которых практически укладывается в классический период истории Древней Греции, заложили основы европейской цивилизации и создали образы для подражания на тысячелетия вперёд.  Отличительные черты античной философии: духовное многообразие, подвижность и свобода – позволили грекам достичь небывалых высот в построении своей цивилизации.

Античная философия зародилась в конце VII — начале VI в. до н. э. и просуществовала до V в. н. э. Это особый исторический тип философствования, порожденный специфическими условиями рабовладельческого общества. Она являет собой последовательно развивавшуюся философскую мысль. Несмотря на все разнообразие воззрений мыслителей этого периода, античная философия вместе с тем есть нечто единое, неповторимо оригинальное и чрезвычайно поучительное. Она развивалась, не изолировано – она черпала мудрость Древнего Востока, культура, которая уходит в более глубокую древность, где еще до греков происходило становление цивилизации: формировалась письменность, зачатки науки о природе и развивались собственно философские воззрения. Это относится к таким странам, как Ливия, Вавилон, Египет и Персия. Имело место влияние и более отдаленных стран Востока – Древнего Китая и Индии. Но различные поучительные заимствования греческих мыслителей ни в какой степени не умаляют удивительной оригинальности и величия античных мыслителей.

Античная философия является первым в истории Европы феноменом мета-культуры, а также не только первым историческим типом философствования, но и первой формой концептуального мышления вообще. В силу этого она содержит в себе такие предметные области, которые в будущем конституируются как самостоятельные теоретические дисциплины (математика, астрономия, медицина, лингвистика и др.). Развитие античной философии является важнейшим этапом исторической динамики предмета философского познания, сыграв принципиальную роль в разворачивании проблемных полей философии как таковой.

  1. СТАНОВЛЕНИЕ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ И ЭТАПЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ

 

Античной философией называют совокупность философских учений, развивавшихся в древнегреческом и древнеримском рабовладельческом обществе с конца VII в. до н. э. вплоть до V в. н. э. Несмотря на длительность этого периода, обнимающего свыше тысячи лет интенсивного развития, существуют веские основания рассматривать античную философию как единое и своеобразное, хотя отнюдь не изолированное явление в развитии философского сознания человечества. Разработка истории философии и истории науки обществ Древнего Востока, особенно исследования последних десятилетий, доказали связь по происхождению античной философии с культурой народов Передней Азии и Африки, которые раньше греков развили цивилизацию, письменность, науки о природе и зародыши философии. Особенно значительным было влияние Ливии, Вавилона, Египта и Персии. Помимо непосредственной генетической связи история культуры отметила ряд фактов соответствия между некоторыми явлениями в развитии античной философии и аналогичными явлениями в развитии философии весьма отдаленных от Греции Древнего Китая и Древней Индии.

Несомненной была зависимость античной философии от науки и философии Вавилона и Египта. Рано завязавшиеся экономические, торговые и политические связи ионийских поселений греков на западном побережье Малой Азии с восточными народами, более древних цивилизаций, а также исключительная восприимчивость и многосторонняя одаренность греков привели к тому, что в ионийские города, прежде всего в Милет, были перенесены и здесь своеобразно переработаны зачатки физических, математических, астрономических знаний, стал развиваться примитивный научный инструментарий, сложился календарь и т. д.

Своеобразной чертой античной философии была связь ее учений с учениями о природе, из которых впоследствии развились самостоятельные науки: астрономия, физика, биология. В 6 и даже в 5 вв. до н. э. философия еще не существовала отдельно от познания природы, а знание о природе — отдельно от философии. Эта нераздельность характерна для раннего периода развития также и древней вавилонской, и древней египетской мысли. Однако особенность античной философии в том, что внутри нерасчлененного единства зачаточных философских понятий и понятий научных воззрения, относящиеся к природе, играют роль во многих отношениях решающую: первые греческие философы были не только первыми математиками, физиками, астрономами, физиологами, их научные представления о мире вместе с тем определяли свойственную для них постановку и решение вопросов философских. И для науки древних греков, и для античной философии характерно обилие почти одновременно возникавших научных гипотез и типов философских учений. Объясняется это тем, что при рано возникшей острой научной пытливости древние греки могли удовлетворять ее только в тех условиях и границах, которые предоставляло им слабое развитие техники и почти полное отсутствие эксперимента. Для античного рабовладельческого общества характерно пренебрежительное отношение рабовладельцев к физическому труду.

В соответствии с тремя стадиями развития рабовладения можно выделить и три стадии развития античной философии.

Первая из них – период становления античной философии. Исторически это ранняя классика, начинающаяся развитием городов-государств в VII в., становлением классического  рабовладения и характеризующаяся политической борьбой аристократии и демократии в рабовладельческом обществе. Ее завершение в Греции – Пелопоннесская война, знаменовавшая существенный сдвиг в древнегреческом обществе и его культуре. Также этот период обычно называют досократовским, а философы, работавшие в это время, характеризовались как досократики.

Второй период, обычно опускаемый историками ввиду его кратковременности, - по существу это неполный IV в. до н.э. – для нас имеет особое значение. Исторически это переломный период, когда крупное рабовладение, не вмещающееся уже в границы полиса, разрушает его, переводя общественное развитие в форму мировой державы, стремящейся охватить весь известный культурный мир. Именно этот век дал «высокую классику» философии – зрелые системы античного материализма и идеализма, представленные в своей исходной противоположности системами Демокрита и Платона, а затем и колоссальный философский синтез Аристотеля. Назовем этот период развития классической греческой философией.

Наконец, господство крупного рабовладения в эллинистически-римский период (III в. до н.э. -  VI в. н.э.) и соответствующие процессы развития науки, искусства, религии находят отражение в серии философских учений и школ, объединяемых традиционно под названием эллинистически-римской философии. Здесь доводятся до логического завершения тенденции мысли, имманентно заложенные в ее предшествующем развитии.

Разнообразие возникавших в Древней Греции типов философских учений сделало античную философию школой философского мышления для всех последующих времен. Чрезвычайно важным условием последующего развития и последующих успехов античной философии было то, что началом и исходной точкой этого развития оказался философский материализм.

  1. НАТУРФИЛОСОФСКИЕ ОРИЕНТАЦИИ ДОСОКРАТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

 

Первый этап античной философии представляет собой натурфилософию ранних греческих философов (VI-V вв. до н.э.). Этот период обычно называют досократовским, а философов, соответственно, - досократиками.

Основной проблемой для философов данного периода была проблема первоначала. Они пытались ответить на вопрос: что является первопричиной всего существующего?

Основные особенности данного периода:

  •    Космологизм: в центре внимания философов этого периода находился античный космос, его возникновение и устройство. Космос рассматривается как большое, но конечное материальное тело, построенное по законам математической пропорции, подобно пропорциям совершенной структуры. Это - идеал гармонии, к которому должен стремиться в своей жизни и человек. Космос – образец для подражания во всех сферах жизни.
  •    Объективизм: вся реальность, включая человеческие представления, понимается предельно объективно. Даже разум и душа человека рассматриваются как жалкое подражание объективному разуму и душе космоса. Жизнь человека подчинена тем же природным законам, что и жизнь космоса.
  •    Синкретизм: невыделенность человека из природы и общества. Человек античности не воспринимал себя как самодостаточную личность, противостоящую природе, роду, полису. В древнегреческом языке даже нет термина «личность».

Основной школой досократовской философии является милетская школа.  Также известна как первая философская школа. В ней впервые сознательно был поставлен вопрос о первоосновах всего сущего.

На первом месте здесь стоит вопрос о сущности мира. И хотя отдельные представители милетской школы этот вопрос решают по-разному, их взгляды имеют общий знаменатель: основу мира они видят в определенном материальном принципе. Можно сказать, что эта первая греческая философская школа стихийно тяготеет к материализму. Разумеется, вопрос о взаимном отношении материального и духовного принципов еще не ставился, он был сформулирован позже. Представители милетской школы интуитивно понимали мир как материальный. Вместе со стихийным материализмом в мышлении этих философов проявляется и «наивная» диалектика, с помощью понятийных средств которой они стремятся постичь мир в динамике его развития и перемен.

Главный предмет размышлений досократиков – космос. Он представлялся им состоящим из обычных чувственно постигаемых стихий – земли, воды, воздуха и т.д., взаимно переходящих друг в друга. Человек и сфера социального, как правило, не вычленяются досократиками из общекосмической жизни. Индивид, общество, космос изоморфны и подчиняются действию одних закономерностей. Ведущие представители досократовской философии, как правило, не являлись философами – “профессионалами” – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, Ксенофан, Пифагор, Парменид, Эмпедокл, Анаксагор, Левкипп, Демокрит и др.

Исходя из всего этого можно сделать вывод о некоторых общих чертах древнегреческой философии первого (досократовского) этапа.

Во-первых, эта философия возникла и развивалась в тесной связи с зачатками конкретных знаний о природе. Первые древнегреческие философы были одновременно и естествоиспытателями. Они делали попытки научно объяснить происхождение Земли, Солнца, звезд, животных, растений и человека.

Во-вторых, в этот период были высказаны интересные идеи о бытии, первооснове, движении, материи, познании, которые определили основные направления философствования на достаточно длительный последующий период.

В-третьих, спецификой древнегреческой философии в ее начальный период является стремление понять сущность природы, мира в целом, космоса, т.е. космогонизм.

  1. СОКРАТ И СОКРАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ

 

Сократ (469 – 399 гг. до н.э.), сын каменотёса Софроникса и повивальной бабки Фенареты, происходил из афинского дема (территориального округа) Алопека. Он получил обычное начальное образование, т.е. изучал музыку, словесность (чтение, письмо, заучивание и коментирование классических текстов), арифметику, начала геометрии, получил достаточное для гражданина и воина физическое воспитание. В качестве тяжеловооруженного пехотинца он участвовал в битвах при Потидее, Делии и Амфиполе. Участвовал в общественной жизни Афин, далеко не всегда соглашаясь с мнением большинства в народном собрании или суде присяжных. Свои несогласия с большинством Сократ считал результатом того, что он всегда стремился к соблюдению законов и справедливости, о чем не всегда заботилось большинство. В 399 г. он был обвинен «в том, что не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества, и повинен в том, что развращает юношество; а наказание за то - смерть». К смерти он и был приговорен 361 голосом из 500 судей.

Сократ не фиксировал своих воззрений в письменной форме, считая, что только устное общение приводит к нужному результату – воспитанию личности. Поэтому не легко реконструировать учения Сократа. Но все же кое-что можно восстановить достоверно.

Прежде всего это метод Сократа, его знаменитая «диалектика». Диалектика Сократа по форме состоит из иронии и майевтики, по содержанию же делится на индукцию и определение. Ирония – по существу воспроизведение софистического способа аргументации, раскрывающего внутренние противоречия в речи противника или в исследуемом воззрении. С иронией связана индукция, т.е. перебор и рассмотрение мнений, позволяющие выявить некоторые из них, ведущие к знанию, а потому предпочтительные. На этой основе осуществляется майевтика – «родовспоможение», но только мысль должен родить собеседник. Это и будет определение – та истина, во имя которой велся спор.

Информация о работе Античная философия