Античная философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 17:51, контрольная работа

Краткое описание

Античная философия зародилась в конце VII — начале VI в. до н. э. и просуществовала до V в. н. э. Это особый исторический тип философствования, порожденный специфическими условиями рабовладельческого общества. Она являет собой последовательно развивавшуюся философскую мысль. Несмотря на все разнообразие воззрений мыслителей этого периода, античная философия вместе с тем есть нечто единое, неповторимо оригинальное и чрезвычайно поучительное. Она развивалась, не изолировано – она черпала мудрость Древнего Востока, культура, которая уходит в более глубокую древность, где еще до греков происходило становление цивилизации: формировалась письменность, зачатки науки о природе и развивались собственно философские воззрения. Это относится к таким странам, как Ливия, Вавилон, Египет и Персия.

Файлы: 1 файл

Античная философия.docx

— 64.69 Кб (Скачать)

Сократ по существу вводит в оборот понятие гипотезы, т.е. условно принимаемого допущения, логический анализ которого на основе взятых из жизни или даже вымышленных, но правдоподобных примеров должен показать, не ведет ли его принятие к противоречиям. Сократ закладывает, таким образом. Первые начала гипотетико-дедуктивного метода. Опираясь на это открытие, он приходит к важному выводу о том, что общее несводимо к отдельным его проявлениям, к единичному.

Учение Сократа о знании как об определении общих понятий и применявшиеся Сократом индуктивные приемы определения этических понятий сыграли роль в развитии логики. Основная черта этики Сократа, тесно связанная с его взглядом на роль понятий, состоит в отождествлении нравственной доблести со знанием. По Сократу, деятельность человека всецело определяется его понятиями о доблести, о благе и вытекающими из этих понятий целями. Поэтому никто не может заблуждаться или дурно поступать по доброй воле: нет человека, который, зная, что он может сделать нечто лучшее сравнительно с тем, что он делает, стал бы, напротив, делать худшее. Таким образом, Сократ сводил всякое дурное действие всецело к простому незнанию или заблуждению, а мудрость — к совершенному знанию. Этот этический рационализм Сократа был предметом удивления уже у древних: Аристотель отмечал, что Сократ превратил добродетели в понятия, в науки или познания особого рода. Учение Сократа о знании как усмотрении общего посредством понятий было развито учеником Сократа Платоном в его теории «видов», или «идей».

Сократические школы.

Под сократическими школами имеются в виду возникшие после смерти Сократа более или менее цельные в своих философских установках группы философов, ссылавшихся на Сократа как на своего учителя. Это – киники, киренаики, мегарцы и элидо-эритрейцы (впрочем, весьма сходные с мегарцами). Они существуют на протяжении всего IV века, выступая современниками и постоянным объектом полемики Платона и Аристотеля, а от части переходят в эпоху эллинизма. Оказав значительное воздействие на становление стоицизма и скептизма. Но логика их философствования настолько близка к софистике, с одной стороны, и сократизму – с другой, что вне их рассмотрения сократические школы просто непонятны.

Сократические школы синтезировали сократизм и софистику. Завершая логическое развитие древнегреческого Просвещения, они решают сократовы проблемы софистическими средствами и создают причудливые философские построения, подчеркивая и односторонне раздувая различные стороны познания, нравственности, сущности человека.

  1. Киники.

Основателями школы был Антисфен (около 444 – 368 гг. до н.э.), ученик софиста Горгия, а затем Сократа. Сын афинянина и рабыни-фракиянки, он считался незаконнорожденным. После смерти Сократа Антисфен основал школу в гимнасии Киносарг, покровителем которой был Геракл. Отсюда название школы и ее покровитель, к которому обычно обращались киники. Враги киников насмешливо звали их «собачниками» (Kynos – собака), имея в виду предельно упрощенный образ жизни, проповедуемый школой. Крупнейший ученик и продолжатель дела Антисфена – Диоген из Синоты, странствующий проповедник кинизма, затем раб-педагог. Последователями Диогена были Кратет из Фив и его жена Гиппархия. В III в. до н.э. к кинизму близок Менедем,  затем Блон из Борисфена и Телес.

Основная идея киников состоит в том, что философия есть жизненная мудрость, не нуждающаяся в отвлеченном знании. Подчеркивая примат чувственности в познании и текучесть всего сущего, они видят в разуме и его понятиях не более как «обозначение того, что было или есть». Отсюда односторонний сенсуализм и эмпиризм киников, утверждающих. Что познания ограничивается описанием вещей.

Отсюда следует несколько важных выводов. Во-первых, что киники видят источник знания только в опыте и ощущении. Во-вторых, мы можем констатировать сильную релятивистскую тенденцию. Вслед за Протагором «антисфеновцы» утверждают, что «не может быть противоречия, да пожалуй, что и говорить неправду тоже невозможно». В-третьих из заключения, что нельзя присоединять общее понятие к единичному объекту, ибо в результате получается логическое противоречие, явствует узость кинического сенсуализма, отвергающего значимость общего и исключающего единство общего, особенного и единичного в вещах и его отражение в понятиях.

Но кинизм прежде всего – этика. Она строится на тех же основаниях: если истинное понимание вещи сводится к ее «собственному имени», то истинное благо есть «собственное благо» каждого человека.

  1. Киренаики.

Киренская школа названа так по имени города Кирена в

Северной Африке, родине основателя школы Аристиппа и ряда его последователей. Подобно киникам, киренаики исходили из ненужности теоретического знания, но свою практическую философию основывали на принципе удовольствия, – отсюда название такого рода этических концепций – гедонизм (hedone – удовольствие, наслаждение). Наряду с софистами они полагали удовольствие и страдание реальным критерием человеческих действий, считая при этом, что всякое действие само по себе не является дурным либо хорошим, но признается таковым условно.

  К Киренской школе принадлежали ученик Аристиппа Антипатр, дочь Аристиппа Арета и ее сын Аристипп младший; учениками Антипатра были Гегесиц и Анникерид, учеником Аристиппа младшего – Феодор, прозванный Атеистом.

Деятельность киренаиков развертывается в IV – III в. до н.э. Выявить индивидуальный вклад того или иного из представителей школы в общее учение практически невозможно. Однако можно думать, что от Аристиппа идет учение, согласно которому человек подобен осажденному городу – он находится в плену своих собственных ощущений или аффектов, не получая известий извне.

  1. Мегарики.

Мегарская школа получила свое название от города Мегара, где жил друг и поклонник Сократа Евклид. Когда во время войны между Афинами и его родным городом мегарцам под страхом смерти запретили бывать в Афинах, Евклид, переодевшись гетерой, по ночам пробирался в город слушать Сократа. После смерти учителя многие из его учеников-афинян переселились в Мегару. Из продолжателей Евклида прославились Евбулид, Диодор Крон и Стилпон. Школа просуществовала до середины III века до н.э., постепенно переродившись в скептизм.

Философские воззрения мегарцев складывались под воздействием не только Сократа, но и элеатов, и софиста Горгия. Мегарики именовались также «эристиками» (спорщиками) и «диалектиками». Сократово требование знания общего сочеталось у них с элейским противопоставлением чувственного – рациональному и множественности «мнения» - единству и неделимости сущего. Сущее одно, и кроме него ничего нет, утверждал Евклид, - ни возникновения, ни уничтожения, ни какого бы то ни было движения.

Мегарики снискали себе в Античности славу создателей целого ряда софизмов, т.е. парадоксальных рассуждений, с помощью которых они вводили в заблуждение своих слушателей. 

В основе учения мегарской школы лежала мысль, будто предметом знания могут быть только «бестелесные виды» или общее, постигаемое посредством понятий. Общее совпадает с единым благом и неизменно по природе. Ни чувственный мир, ни удостоверяемые ощущениями возникновение, гибель, движение и изменение невозможны, и всякая попытка мыслить их ведет к противоречиям. Для обоснования этих положений мегарцы изобрели много доводов, в которых метафизически противопоставили общее единичному и в результате пришли к софистическому отрицанию возможности относить общее понятие к единичным предметам.

Софистами, Сократом и сократиками (последними – если не хронологически, то логически) завершается этап становления античной философии. Негативным итогом этого движения было убеждение в несостоятельности представлений фисиологов о «началах» сущего, выраженных качественно характеризуемыми элементами – стихиями. Но негативным выводом дело не могло кончиться.

Философия ищет выхода из сложившейся ситуации в двух направлениях. С одной стороны, это материалистическое учение Демокрита, усматривающего «начало» мира уже не в «стихиях», но в бескачественных атомах и их причинно обусловленных взаимодействиях. С другой – идеализм Платона, диалектически снимающий противоречия предшествующей фисиологии за счет понятия «идеи», представляющей сущность, принцип и закон одноименных ей чувственных предметов.

 

 

  1. ФИЛОСОФИЯ ПЛАТОНА И АРИСТОТЕЛЯ

 

Из всех писателей античности Платон, вероятно, пользуется наибольшей известностью. Этот мудрец древней Греции до сих пор возбуждает в человечестве острый интерес. Он был тонким диалектиком, строгим, абстрактным мыслителем и великим мастером по части всяческих словесных ухищрений. Его метафизика своей абстрактностью и своими тонкостями способна оттолкнуть от себя даже самого терпеливого читателя. Мораль и политика у Платона совершенно лишены какой-нибудь романтической окраски, напротив, их построение в высшей степени строго и логично. В этих сферах Платон предстает суровым мыслителем, не идущим ни на какие компромиссы, мыслителем, который вовсе не по плечу большинству.

Платон родился в 427 году до н.э. Он был коренным афинянином весьма знатного происхождения. По отцу, Аристону, его род восходил к царю Кодру, а по матери, Периктионе, – к родственникам Солона. Платон получил превосходное и разностороннее воспитание. В гимнастических упражнениях и борьбе он достиг такого совершенства, что смог успешно участвовать в состязаниях на Пифийских и Истмийских играх. Также Платон занимался поэзией, музыкой и риторикой.

Среди прочих своих занятий, Платон не оставлял и философии, интерес к которой у него проявился с ранних лет. Первоначально Платон учился у Кратила. Однако, только на двадцатом году жизни Платон услышал беседу Сократа и с той поры стал преданным его учеником и неизменным слушателем. Влияние Сократа оказалось огромным, оно изменило всю последующую жизнь Платона. В обществе Сократа Платон провел около десяти лет и не расставался с ним до самой его смерти. После смерти Сократа (399 г. до н.э.) он уехал в Мегару. Согласно сообщениям древних авторов, Платон, покинув Афины, странствовал в течении двух десятков лет. Среди этих путешествий он разрабатывал идеи Сократа, вносил в них некоторые новые элементы, но в то же время он неизменно остался верен методу Сократа. Вернувшись на родину около 387 г. до н.э., Платон, последовав примеру своего учителя Сократа, принялся распространять свои идеи. Точно также как и Сократ, он не брал плату за обучение. Свои беседы он проводил в Академии, которую основал в роще мифологического героя Академа.

Остаток дней своих Платон провел в спокойной тиши Академии. Чтение лекций и собственные сочинения были главными его занятиями. Составление тех диалогов, которые не перестают поражать человечество уже более двух тысячелетий, стало главной отрадой его старости. Он дожил до преклонного возраста и умер на 83 году жизни.

Авторитет Платона в эпоху поздней античности был огромным. Он был одинаково влиятелен и в своей правоте, и в своих заблуждениях. Платон является родоначальником объективного идеализма – одного из основных направлений в философии.

Не считая Платона всего лишь последователем Сократа и не рассматривая его в качестве творца новой философии, можно попытаться взглянуть на него как на философа, наследовавшего всю мудрость своего века. Ведь уяснив вполне важность метода Сократа, он не только усвоил его, но также развил и дополнил. Вместе с тем Платон также понял и значимость тех идей, которые с такими усилиями вырабатывались его предшественниками. Именно поэтому в его произведениях можно обнаружить в развитой форме главные черты учений пифагорейцев и элейцев, Анаксагора и Гераклита. Благодаря обширному запасу знаний и строгому методу, влияние Платона на умственное развитие человечества было столь мощным, что еще до сих пор следы его не совсем изгладились. Но Философия Платона носила критический, а не догматический характер. Он дополнял, совершенствовал взгляды других и внес мало нового в философию своего века. В Платоне, как мыслителе, греческая философия достигла своей кульминационной точки – в его сочинениях соединены и подчинены одному методу все разнообразные и противоположные тенденции предшествующих эпох.

Метод этот был, несомненно, методом Сократа с некоторыми изменениями или, лучше сказать, дополнениями. Теперь посмотрим, каков именно был тот метод, которым пользовался Платон. Известно, что Сократ считал индукцию (или рассуждение по аналогии) и определения двумя главными основами всякого исследования. Недостаточность этих основ вполне очевидна, и Платон сам счел необходимым дополнить их. Определения составляют фундамент всякой философии. Чтобы знать, каков данный предмет, необходимо также знать, каков он не есть. Для получения верных определений, Сократ прибегал к своему акушерскому искусству и продвигался к цели с помощью индукции. Платон также использовал эти приемы, но к ним он добавил еще более верный путь анализа и синтеза, обобщения и классификации.

Анализ, на необходимость которого во всяком философском исследовании первым указал именно Платон, заключается в разложении целого на составные части, что дает возможность после внимательного изучения всех частей составить правильное представление о целом. Говоря языком Платона, анализ есть видение Единого во Многом.

Информация о работе Античная философия