Античная философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 00:43, курсовая работа

Краткое описание

Античная философия, то есть философия древних греков и древних римлян, зародилась в VI в. до н. э. в Греции и просуществовала до VI в. н. э. (когда император Юстиниан закрыл в 529 г. последнюю греческую философскую школу, Платоновскую Академию). Таким образом, античная философия просуществовала около 1200 лет. Однако её невозможно определять только с помощью территориальных и хронологических определений. Самый важный вопрос - это вопрос о сущности античной философии.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….…2
1. Основные этапы развития античной философии. Основные проблемы и школы античной философии. ………………………......................................….3
2.Особенности античной философии, её социально-историческая обусловленность ………………………………………………………………...11
3. Теоретические источники античной философии и науки……………….....15
4. Общая характеристика основных периодов развития античной философии……………………………………………………………………..…16
5. Представители античной философии …………………………………….…19
6. Современная значимость проблем, поставленных античными мыслителями ………………………………………………………………………………….…23
Заключение…………………………………………………………...……...….25
Список использованной литературы………………………………………..27

Файлы: 1 файл

реферат 2.docx

— 59.98 Кб (Скачать)

План 

Введение……………………………………………………………………….…2

1. Основные этапы развития античной философии. Основные проблемы и школы античной философии. ………………………......................................….3

2.Особенности античной философии, её социально-историческая обусловленность ………………………………………………………………...11

3. Теоретические источники античной философии и науки……………….....15

4. Общая характеристика основных периодов развития античной философии……………………………………………………………………..…16

5. Представители античной философии …………………………………….…19

6. Современная значимость проблем, поставленных античными мыслителями ………………………………………………………………………………….…23

Заключение…………………………………………………………...……...….25

Список  использованной литературы………………………………………..27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Античная  философия, то есть философия древних  греков и древних римлян, зародилась в VI в. до н. э. в Греции и просуществовала  до VI в. н. э. (когда император Юстиниан закрыл в 529 г. последнюю греческую  философскую школу, Платоновскую Академию). Таким образом, античная философия  просуществовала около 1200 лет. Однако её невозможно определять только с  помощью территориальных и хронологических  определений. Самый важный вопрос - это вопрос о сущности античной философии.

Согласно  учению о том, что процесс исторического  развития есть смена общественно-экономических  формаций, а формация есть «общество, находящееся на определенной ступени  исторического развития, общество со своеобразным отличительным характером», необходимо отдавать себе отчет в  том, что такое общинно- родовая  формация и что такое формация рабовладельческая.

Античная  философия в VI в. до н. э. как раз  и зарождается вместе с рабовладельческой  формацией, но общинно-родовая формация целиком никогда не исчезала в  античное время, а в последнее  столетие своего существования оказалась  даже прямой реставрацией именно общинно-родового мировоззрения. Живучесть общинно-родовых  элементов в течении всего  тысячелетнего античного рабовладения производит разительное впечатление. Поэтому дофилософская основа античной философии, проявлявшая себя как  общинно-родовая и рабовладельческая  формация, должна быть учтена в первую очередь. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Основные этапы  развития античной  философии. Основные проблемы и школы античной философии.

Античная  философия (сначала греческая, а  затем и римская) охватывает период непосредственного существования  с VII—V вв. до н. э. по V—VI в. н. э. Античная философия зародилась в древнегреческих  полисах (городах-государствах) и направленностью  содержания, методом философствования отличалась от древних восточных  способов философствования и от мифологического  объяснения мира, характерного для  произведений Гомера и сочинений  Гесиода. Ранняя греческая философия  тесно связана с мифологией, чувственными образами и метафорическим изъяснением. В мифе — рефлективной форме сознания — образ мира и действительный мир неразличимы и соответственно несоотносимы. Для древних греков, живших в период становления цивилизации, мир — огромное скопление различных  природных и общественных сил  и процессов. Бытие ассоциировалось  со множеством стихий, постоянно меняющихся, а сознание — с ограниченным количеством  занятий, отрицающим стихии в неподвижном  и постоянном виде. Поиск устойчивого  первоначала в постоянно изменчивом круговороте явлений, событий необъятного  Космоса — главная цель древних  философов.

Основные  этапы развития античной философии:

О периодизации античной философии пишут многие видные  философы,  это Чанышев А.Н. (Курс лекций по древней философии, М.,1981г.), Смирнов И.Н.,Титов  В.Ф.  («Философия»,  М.,1996г.),  Асмус  В.Ф.  (История   античной философии  М.,  1965г.),  Богомолов  А.С.  («Античная  философия»,   МГУ, 1985г.).  Для удобства  анализа необходимо  привлечь  более лаконичную периодизацию, представленную Смирновым И.Н. Так,  он  отмечает,  что  при анализе греческой философии в ней  выделяют  три  периода:  первый  –  от Фалеса до Аристотеля, второй – греческую  философию  в  римском  мире  и, наконец, третий – неоплатоновскую философию. История греческой философии представляет собой общий и вместе  с  тем живой индивидуальный образ духовного развития вообще.

Первый  период  по преобладающим в  нем  интересам  можно  назвать  космологическим,  этико-политическим  и  этико-религиозно  философским.  Абсолютно  все   ученые-философы отмечают,  что  этот  период  развития  античной  философии  был периодом натурфилософии.  Своеобразной  чертой  античной  философии  была связь ее учений с учениями о природе, из которых в последствии  развились самостоятельные науки: астрономия, физика, биология. В VI и V вв. до н.э. философия еще не существовала отдельно от познания природы,  а  знание  о природе – отдельно от  философии.  Космологическое  умозрение  VII  и  VI столетий до н.э. поднимает вопрос  о  последнем  основании  вещей.  Таким образом  появляется  понятие  мирового  единства,  которое   противостоит множеству  явлений  и  через  которое  пытаются  объяснить  связь   этого множества и многообразия, а также  закономерность,  проявляющуюся  прежде всего в самых общих космических процессах, в смене дня и ночи, в движении звезд.     Простейшая форма есть понятие единого  мирового  вещества,  из которого в  вечном  движении  происходят  вещи  и  в  которое  они  опять превращаются.

Второй  период  греческой философии (V-VI  в.  до  н.э.)  начинается постановкой антропологических проблем. Натурфилософское мышление достигло границ, за  которые  оно  в  то  время  не  могло  выйти.  Данный  период представлен софистами,   Сократом  и  сократиками.  В  своей  философской деятельности Сократ руководствовался двумя принципами,  сформулированными оракулами: «необходимостью каждому познать самого себя и тем, что ни один человек ничего не знает достоверно и только истинный мудрец знает, что он ничего не знает». Сократом завершается натурфилософский период в  истории древнегреческой  философии  и  начинается   новый   этап,   связанный   с деятельностью Платона и Аристотеля. Платон далеко переступает за  границы сократовского духа. Платон – сознательный и последовательный  объективный идеалист. Он первый среди философов поставил основной  вопрос  философии, вопрос о соотношении духа и материи. Строго говоря, о философии в Древней Греции со значительной степенью  определенности  можно  говорить,  только начиная с Платона.

Третий  период античной философии – век эллинизма.  Сюда  относятся стоики, эпикурейцы, скептики. Он включает в себя период раннего эллинизма (III-I вв. до н.э.) и период позднего эллинизма (I-V вв. н. э.). Культура раннего  эллинизма  характеризовалась   прежде   всего   индивидуализмом, обусловленным  освобождением  человеческой  личности   от   политической, экономической  и  моральной  зависимости  от  полиса.  Главным  предметом философского исследования становится субъективный мир личности. В  период позднего эллинизма  были  доведены  до  логического  завершения  основные тенденции развития античной философской мысли. Произошел как бы возврат к идеям  классики,  к  ее  философским  учениям  о  бытии  (неопифагореизм, неоплатонизм),  но  возврат,  обогащенный  знанием   субъективного   мира личности. Взаимодействие с восточными культурами в рамках единой  Римской империи привело философскую мысль к частному  отходу  от  рационализма  и обращению к мистицизму. Философия  позднего  эллинизма,  освобождаясь  от свободомыслия раннего эллинизма,  пошла  по  пути  сакрального,  то  есть религиозного постижения мира.

Четвертый этап в развитии античной философии (Iв. до н.э.— V—VI вв. н. э.) — период, когда решающую роль в античном мире стал играть Рим, под влияние которого попадает и Греция. Римская философия формируется под влиянием греческой философии, особенно эллинистического периода. Соответственно в римской философии выделяют три направления: стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий), скептицизм (Секст Эмпирик), эпикуреизм (Тит Лукреций Кар). В III—Vвв. н. э. в римской философии возникает и развивается неоплатонизм, наиболее видным представителем которого выступил Плотин. Неоплатонизм оказал огромное влияние не только на раннюю христианскую философию, но и на всю средневековую религиозную философию.

Проблемы  античной философии.

Совокупную  проблематику  античной   философии   можно   тематически определить следующим образом: космология (натурфилософы), в ее  контексте тотальность реального  виделась  как  “physis”  (природа)  и  как  космос (порядок),  основной  вопрос  при этом:  «Как  возник  космос?»;  мораль (софисты) была определяющей темой в познании человека и его специфических способностей;    метафизика    (Платон)     декларирует     существование интеллигибельной  реальности,  утверждает,   что   реальность   и   бытие неоднородны, причем мир  идей  выше  чувственного;  методология  (Платон, Аристотель) разрабатывает проблематику генезиса и природы  познания,  при этом  метод  рационального  поиска  понимается   как   выражение   правил адекватного мышления; эстетика разрабатывается как сфера решения проблемы искусства и прекрасного самого по себе; проблематика протоаристотелевской философии может  быть  сгруппирована  как  иерархия  обобщающих  проблем: физика  (онтология-теология-физика-космология),   логика   (гносеология), этика; и в  завершение  эпохи  античной  философии  формируются  мистико- религиозные проблемы, они характерны для христианского периода  греческой философии. Необходимо отметить, что в русле  античной  способности  воспринимать этот  мир  философски  теоретическая  философская  мысль   представляется наиболее важной для последующего становления  философского  познания.  По крайней мере, доктрина философии как жизни в настоящее  время  претерпела существенное изменение: философия – это уже  не  просто  жизнь,  а  жизнь именно в познании. Разумеется, что сохраняют  свое  значение  и  элементы практической философии, развивающие идеи античной практической философии: идеи  этики,  политики,  риторики,  теории  государства  и  права.  Таким образом,  именно  теорию  можно   считать   тем   философским   открытием античности, которое определило не только мышление современного  человека, но и его жизнь. И без сомнения, «обратное влияние»  механизмов  познания, порожденных древнегреческим сознанием, очень сильно  сказалось  на  самой структуре сознательной жизни человека. В этом  смысле,  если  теория  как принцип организации познания и его результатов  вполне  выверена,  то  ее «обратное» воздействие как реверсивного принципа организации сознания еще не вполне ясно.

        

Школы античной философии.

По подсчетам  римских историков, в Древней  Греции было 288 философских учений, из которых помимо  великих  философских  школ  выделяется  учение киников и киренских  философов.  В  Афинах  существовало  четыре  большие школы: Академия Платона, Ликей Аристотеля, Портик  (стоическая  школа)  и Сад (эпикурейская школа).

Ионийская (или милетская, по месту возникновения) школа – древнейшая натурфилософская школа. Как считает Чанышев А.Н., «Ионийская философия  – это протофилософия. Для нее  характерно  еще  отсутствие  поляризации  на материализм и идеализм…, наличие многих образов  мифологии,  значительных элементов антропоморфизма, пантеизма, отсутствие  собственно  философской терминологии, представление физических процессов  в  контексте  моральной проблематики». Но ионийская философия уже философия в основном  смысле этого слова, потому что  уже  ее  первые  творцы  –  Фалес,  Анаксимандр, Анаксимен – стремились понять то или иное начало  как  субстанцию  (вода, воздух, огонь  и  т.д.).  Их  первоначало  всегда  одно  (в  этом  смысле ионийские философы – монисты), оно вещественно, но  также  разумно,  даже божественно. Каждый из философов в качестве этого начала  определял  одну из стихий. Фалес –  основатель милетской, или ионийской школы,  –  первой философской  школы.  Он  был  одним  из   родоначальников   философии   и математики,   первым   сформулировал   геометрические   теоремы,   изучал астрономию и  геометрию  у  египетских  жрецов.  Фалес  стал  основателем натурфилософии  и  сформулировал  две  ее  основные  проблемы:  начала  и всеобщего. Началом он полагал воду,  в  которой  покоится  земля,  а  мир считал наполненным богами, одушевленным. Также Фалес разделил год на  365 дней. Гераклит говорил, что все рождается  из  огня  путем  разрежения  и сгущения и через определенные периоды сгорает. Огонь символизирует борьбу противоположностей в космосе и его постоянное  движение.  Также  Гераклит ввел понятие  Логоса  (Слова)  –  принципа  разумного  единства,  который упорядочивает мир из противоположных  начал.  Логос  управляет  миром,  и познать мир можно только через него. Анаксимандр (610 – ок. 540  годы  до н.э.) считал началом всего бесконечную  природу  –  нечто  среднее  между четырьмя элементами. Он говорил, что возникновение  и  уничтожение  миров представляет вечный циклический процесс. Анаксимен  (ум.  525  до  н.э.), ученик  Анаксимандра,  считал  первоначалом  воздух.  Разрежаясь,  воздух становится огнем, сгущаясь – ветром, водой и  землей.  Анаксагор,  ученик Анаксимена, ввел  понятие  Нуса  (Ума),  организующего  космос  из  смеси беспорядочных стихий.  С  ионийской  школой  связывают  зарождение  основ астрономии, математики, географии, физики, биологии и др. наук.

Независимо  от этих древних малоазиатских ионийцев в  нижне-италийских колониях греков выступают мыслители, проникнутые той  же  идеей  мирового единства. К ним относятся прежде всего Пифагор  и  его  ученики,  которые исследовали мировое целое.  Они  замечали  прежде  всего  правильность  в движении небесных тел и от них пытались  перенести  эту  правильность  на земные явления, явления физического  и  морального  миров.  Пифагорейская школа была основана Пифагором в Кротоне (Южная Италия) и просуществовала до начала IV в. до н.э., хотя гонения на нее начались  практически  сразу после смерти Пифагора в 500 г. до н.э.  По  сути,  это  было  религиозно- философское аристократическое братство,  оно  имело  большое  влияние  на греческие полисы Южной Италии и Сицилии. Союз отличался строгими обычаями и  высокой  нравственностью.  Однако  и  облик,  и  поведение  были  лишь следствием взглядов философов  на  человеческую  душу  и  ее  бессмертие, подразумевавших  в  здешней,  земной   жизни   определенное   воспитание. Пифагорейская  школа  положила  начало   математическим   наукам.   Числа понимались как суть всего существующего, им придавался мистический смысл. Основу пифагорейской математики составляет учение о  декаде:  1+2+3+4=10. Эти четыре числа описывают все процессы, происходящие в мире. Им  мировой порядок представлялся в виде  господства  чисел;  и  в  этом  смысле  они переносят на мир, «как целое, понятие  космос,  первоначально  означавшее порядок, украшение». Если задать себе вопрос «философской  направленности Пифагора, то, кажется, можно с полной уверенностью сказать, что это  была прежде всего философия числа, этим  оно  резко  отличалось  от  ионийской натурфилософии, стремившейся свести  все  существующее  к  той  или  иной материальной стихии с подчеркиванием ее качественного своеобразия  (вода, воздух, огонь, земля)».

Информация о работе Античная философия