Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 22:30, реферат
Разумеется, античная философия в целом представляет собой необъятный объект исследования, но, желая познакомиться с ней ближе, целью работы я вижу выделить основные черты античной философии, ее особенности и наиболее известные достижения.
В связи с этим можно выделить две основных задачи исследования:
· рассмотреть основные черты, школы, направления античной философии;
· выделить наиболее известные философские учения периода античности.
Введение
1. Этапы развития и основные черты античной философии
2. Представители античной философии
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
1. Этапы развития и основные
черты античной философии
2. Представители античной
философии
Заключение
Список использованной
литературы
Введение
Античная философия
являет собой последовательно
Актуальность настоящего реферата обусловлена тем, что мысли мудрых людей даже глубокого прошлого нам нужны и теперь. Кто не знает истории философии, в том числе и античной, тот не может по-настоящему знать и ее современного состояния. Изучение истории философии говорит о поучительности приобщения к летописи былой мудрости. И даже заблуждения гениальных умов часто куда более поучительны, нежели отдельные открытия просто способных людей, а тонкости и странности в рассуждениях мудрецов более богаты и полезны для нас, чем просто здравый смысл в суждениях среднего человека. Разумеется, античная философия в целом представляет собой необъятный объект исследования, но, желая познакомиться с ней ближе, целью работы я вижу выделить основные черты античной философии, ее особенности и наиболее известные достижения.
В связи с этим можно выделить две основных задачи исследования:
· рассмотреть основные черты, школы, направления античной философии;
· выделить наиболее известные философские учения периода античности.
Реферат состоит
из 5 разделов. В первом сформулированы
цель и задачи исследования, во втором
описываются особенности
1.Этапы
развития и основные
черты античной
философии
Несмотря на наличие
в предфилософские времена в
Элладе различных специальных знаний,
древнегреческая наука
Уже первые античные
философы стали перерабатывать афро-азиатскую
вычислительную математику в дедуктивную
науку. На этой основе и стало возможным
возникновение античной философии
как рационализированного мировоззрения,
ищущего субстанциональную
Древнезападная, античная,
сначала только греческая, а затем
и римская, философия существовала
в течение более чем
В соответствии с этим история античной философии распадается на четыре периода:
1) зарождение и формирование (6 в. до н. э.);
2) зрелость и расцвет (5 - 4 вв. до н. э.),
3) закат - это греческая философия эпохи эллинизма и латинская философия периода Римской республики (3 - 1 вв. до н. э.);
4) период упадка
и гибели в эпоху Римской
империи (1 - 5 вв. н. э.).
Несмотря на разнообразие философских школ, и традиций, для этого периода можно выделить некоторые объединяющие черты. Античная философия синкретична, это означает, что для нее характерны большая слитность, нерасчлененность проблем, чем для последующей философии. В современной философии проводится обстоятельное расчленение мира, например на мир природы и мир человека. Для каждого из этих миров характерны свои расчленения. Современный философ вряд ли назовет природу доброй, для него добрым может быть лишь человек. Античный философ, как правило, распространял этические категории на весь космос. Античная философия космоцентрична: ее горизонты всегда охватывают весь Космос, в том числе и мир человека. Такой универсальный охват не всегда характерен для современной философии. Античная философия многого достигла на понятийном уровне - концепция идей Платона, понятие формы Аристотеля, понятие смысла у стоиков. Однако она почти не знает законов науки.
Этическое учение античности это по преимуществу этика добродетелей, а не этика долга или ценностей. Античная философия по-настоящему функциональна, это означает, что она призвана помочь людям в их жизни.
Античная предфилософская мифология существовала в трех разновидностях: гомеровской, гесиодовской и орфической. Этот период характеризуется мифологическим подходом к мироустройству и миропониманию, у орфиков доминирует мистический подход к осмыслению мира.
Следующий этап развития
античной философии - ионийская философия.
Если принять, что античная философия
плод древнегреческой мифологической
мировоззренческой и
Ионийская философия
была представлена в основном Милетской
школой и философом-одиночкой
Представителями милетской школы были ученые-естествоиспытатели Фалес (640-546), Анаксимандр (610-547), Анаксимен (575-528), которых интересовали и глубоко мировоззренческие вопросы. Они были озадачены поисками единого основания и начала сущего: "Из чего все?". Фалес усматривал его в воде, Анаксимандр - в апейроне, Анаксимен - в воздухе.
Так милетские мудрецы,
еще отягощенные
Гераклита интересует
и другая проблема - состояние мира:
как он существует? "Все сущее,
- отвечает философ, - течет (движется),
и ничего не остается на месте". Для
описания вечной изменчивости, динамичности
мира Гераклит использует образы "огня",
дающего представление о
В конце 6 в. до н. э. центр
зарождающейся европейской
Пифагор (570-497 гг. до н.э.), создает собственную школу и обосновывает математический подход к познанию действительности, в объяснении которой идет не от природы, а от числа - математического начала. Космос он рассматривает как упорядоченное гармоничное целое, выраженное в числах. "Число владеет вещами", "число - основа сущего", "лучшее числовое отношение - гармония и порядок" - таковы главные суждения Пифагора и его учеников, изложивших учение о числовой структуре мироздания. С пифагорейцев философия силой разума преобразует миф в теоретические конструкции, а образы превращает в понятия. Намечается тенденция освобождения философии от мифологии и формирования рационально-понятийного миропонимания.
Еще больше в процессе
перехода от образно-мифологического
мировоззрения к философско-
Заслуга Парменида
и элейской школы огромна. Было выделено
понятие бытия как
Вершиной философской мысли досократовского периода была идея античного атомизма, получившая проработку в философии Демокрит (460-370 гг. до н.э.). В своих рассуждениях он пытается разрешить противоречие, к которому пришла элейская школа, - противоречие между чувственно-воспринимаемой картиной мира и умозрительным ее постижением.
В отличие от Парменида
Демокрит допускает небытие, которое
"существует нисколько не менее
чем бытие". Под ним он подразумевает
пустоту. В то же время бытие мыслится
как совокупность мельчайших частиц,
которые взаимодействуют между
собой, вступают в различные отношения,
передвигаются в пустоте. Единому
неподвижному бытию элеатов, таким
образом, противополагается учение
о двух состояниях мира: атомах и
пустоте, бытии и небытии, и бытие
оказывается делимым. Атомы представляют
собой мельчайшие, неделимые, неизменяемые
и непроницаемые, абсолютно плотные,
бесконечные по числу первотельца,
которые, отличаясь друг от друга размерами,
формой и положением, сталкиваясь и сплетаясь,
образуют тела.
Классический период
- период расцвета древнегреческого общества
и его культуры с полисной демократией,
которая открывала большие
В философии осознается необходимость осмысления этих проблем. И первыми становятся софисты - античные просветители и учителя мудрости. В лице софистов философская мировоззренческая мысль Древней Греции поставила человека в фокус мировоззренческих изысканий. Свой релятивизм софисты распространили и на религиозные догмы. В целом релятивизм имеет одну положительную черту он антидогматичен. В этом смысле софисты сыграли особенно большую роль в Элладе. Там, где они появлялись, догматизм традиции был поколеблен. Относительно исторической последовательности можно говорить о «старших» и «младших» софистах. Среди старших софистов выделялись Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Ксёниад. Из младших софистов, действовавших уже в конце 5 - начале 4 в. до н. э., наиболее интересны Алкидам, Трасимах, Критий и Калликл.