Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 00:43, курсовая работа
Античная философия, то есть философия древних греков и древних римлян, зародилась в VI в. до н. э. в Греции и просуществовала до VI в. н. э. (когда император Юстиниан закрыл в 529 г. последнюю греческую философскую школу, Платоновскую Академию). Таким образом, античная философия просуществовала около 1200 лет. Однако её невозможно определять только с помощью территориальных и хронологических определений. Самый важный вопрос - это вопрос о сущности античной философии.
Введение……………………………………………………………………….…2
1. Основные этапы развития античной философии. Основные проблемы и школы античной философии. ………………………......................................….3
2.Особенности античной философии, её социально-историческая обусловленность ………………………………………………………………...11
3. Теоретические источники античной философии и науки……………….....15
4. Общая характеристика основных периодов развития античной философии……………………………………………………………………..…16
5. Представители античной философии …………………………………….…19
6. Современная значимость проблем, поставленных античными мыслителями ………………………………………………………………………………….…23
Заключение…………………………………………………………...……...….25
Список использованной литературы………………………………………..27
Итак, по
Аристотелю, единичное бытие есть
синтез материи и формы. Материя
- это возможность бытия, а форма
есть осуществление этой возможности,
акт. Из меди можно сделать шар, статую,
т.е. как материя медь есть возможность
шара и статуи. Применительно к
отдельному предмету сущностью оказывается
форма. Форма выражается понятием. Понятие
справедливо и без материи. Так,
понятие шара справедливо и тогда,
когда из меди еще не сделали шар.
Понятие принадлежит уму
Аристотель по праву гордился тем, что им была развита, причем содержательнейшим образом, проблема цели. Цель - по-гречески телеос. Исходя из этого учение о цели называют телеологией. Цель есть, по Аристотелю, наилучшее во всей природе. Главенствующая наука та, "которая познает цель, ради которой надлежит действовать в каждом отдельном случае...". Конечной инстанцией поступков людей оказываются их цели, целевые приоритеты. Телеология, развитая Аристотелем, оказывается мощным инструментарием в деле понимания человека, его деяний и общества.
Последняя реальность - бог. Для Аристотеля форма в своей динамике выражает иерархичность бытия. Из меди можно изготовить много вещей, но медь остается медью. Намного более иерархично ведет себя форма. Сравним: форма неживых предметов - растительная форма - животная форма - форма (душа) человека. Это сравнение поднимает нас по лестнице форм, причем значение материи ослабевает, а формы - возрастает. А если сделать еще шаг и заявить, что есть чистая форма, освобожденная от материи? Аристотель твердо убежден, что этот шаг, предельный переход, вполне состоятелен и необходим. Почему? Потому что тем самым мы обнаружили перводвигатель всего, а значит, принципиально объяснили все многообразие фактов движения. Бог, как и все доброе и красивое, притягивает, влечет к себе, это не физическая, а целевая, финальная причина.
Бог Аристотеля - это перводвигатель. Это еще и ум, более развитой, чем человеческий. Бог неподвижен. Как источник движения он не имеет причину движения, ибо нам пришлось бы за одной причиной движения открывать другую и так далее, без конца. Бог - конечная причина движения; само это утверждение имеет смысл, если считать бога неподвижным. Итак, бог умственно совершенен, он источник всякого движения, неподвижен, не имеет истории, значит, вечен. Бог Аристотеля бесстрастен, он не принимает участия в делах людей.
Аристотель - основатель логики. В трудах Аристотеля высокой степени совершенства достигла логика. По сути, именно Аристотель впервые изложил логику систематично, в виде самостоятельной дисциплины. Логику обычно понимают как науку о законах мышления. Аристотель сумел выделить три закона логики.
Для Аристотеля
этика в отличие от физики и
математики есть практическая наука. Последней
целью и последним благом является
счастье. Но что такое счастье? Счастье
для Аристотеля - это не жизнь, растраченная
на удовольствия, наслаждения и развлечения,
это не почести и успех и
не богатство, а совпадение добродетели
человека с внешней ситуацией. Добро
связывается с обилием
Философские
учения Сократа, Платона, Аристотеля имели
колоссальное значение для формирования
мировой философской традиции. Сократ
положил предел моральному релятивизму
софистов, собственной жизнью утвердив
этический образец философа. Платон
создал последовательное и продуманное
идеалистическое учение, повлиявшее на
формирование многих последующих философских
школ, в особенности философии средневековья.
Аристотель - вершина античной философии,
его учение о первопричинах бытия и разработка
законов логики стали образцом глубины
философской мысли.
6. Современная значимость проблем, поставленных античными мыслителями
Совокупную проблематику античной философии можно тематически определить следующим образом:
-космология
(натурфилософы), в ее контексте
тотальность реального
-мораль
(софисты) была определяющей
-метафизика
(Платон) декларирует существование
интеллигибельной реальности, утверждает,
что реальность и бытие
-методология
(Платон, Аристотель) разрабатывает
проблематику генезиса и
-эстетика
разрабатывается как сфера
-проблематика
протоаристотелевской
-в завершение
эпохи античной философии
Необходимо
отметить, что в русле античной
способности воспринимать этот мир
философски теоретическая философская
мысль представляется наиболее важной
для последующего становления философского
познания. По крайней мере, доктрина
философии как жизни в
Заключение
Обозревая
общую историю античной философии,
мы приходим к одному непреложному
выводу, который не делается у многих
исследователей только потому, что
большинство излагателей
А) Вывод этот заключается в том, что античная философия началась с мифологии и кончилась тоже мифологией. Но та мифология, которая была вначале, была мифологией, нерасчлененной в идеологических понятиях, была полностью слитной в этом отношении, была мифологией дорефлективной. В связи с наступлением эпохи рефлективного мышления (а это эпоха началась в связи с разделением умственного и физического труда, т. е. в связи только с рабовладельческой формацией) мифология в качестве цельной и нераздельной уже стала трактоваться в античности как преодоленный и уже архаический период. В связи с этим античное сознание уже шло от мифа к логосу, т. е. от единого и целостного чувственно-материального космоса к его построению на основах разума.
Б) Однако отдельные элементы, из которых состоял древний миф, в конце концов тоже приходили к своему исчерпанию, и возникала потребность снова объединить все эти отдельные моменты мифа, но объединить их уже на основе разума. А так как миф весь состоял из противоречий, совмещаемых в одно целое, то новое совмещение этих противоречий, а именно совмещение на основе разума, необходимым образом становилось диалектикой, а с исчерпанием этой диалектики наступал конец и самой античной философии.
В) Таким
образом, античная философия началась
с дорефлективной мифологии, которую
она преодолевала путём рефлексии,
и кончилась уже мифологией рефлективной,
т.е. диалектикой. Идеальное и материальное,
общее и единичное, ум и душа, душа
и тело - все эти пары противоположностей,
создавшие собою тематику всей античной
философии, в конце этой последней
стали диалектически
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1) Лавриненко В.Н., Ратникова В.П., Философия: учебник для вузов. 2000 г.
2) Лосев А.Ф., История античной философии,1998 г.
3) Асмус В.Ф. История античной философии. М., 2001.
4) Богомолов А.С. Античная философия. МГУ, 1999.
5) Вундт В. Введение в философию. М., 1998.
6) Гаранов П.С. 500 шагов к мудрости. Кн. 1., 1996.
7) Иванов И.А. История философии. М.,1999.
8) Лосев А.Ф. Словарь античной философии. М., 1995.
9) Лосев А.Ф. Платон, Аристотель. М., 1993.
10) Сергеев К.А., Слинин Я.А. Природа и разум. Античная парадигма. М., 1999.
11)Смирнов И.Н., Титов В.Ф. Философия. в 2х кн., кн. 1., М., 1996.
12)Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981.
13)Философский словарь. 2001.
14)Царев Е.К. Истоки философии. М.,1993.
15)Яковлев И.А. Мир философии. М.,2001.