Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 00:43, курсовая работа
Античная философия, то есть философия древних греков и древних римлян, зародилась в VI в. до н. э. в Греции и просуществовала до VI в. н. э. (когда император Юстиниан закрыл в 529 г. последнюю греческую философскую школу, Платоновскую Академию). Таким образом, античная философия просуществовала около 1200 лет. Однако её невозможно определять только с помощью территориальных и хронологических определений. Самый важный вопрос - это вопрос о сущности античной философии.
Введение……………………………………………………………………….…2
1. Основные этапы развития античной философии. Основные проблемы и школы античной философии. ………………………......................................….3
2.Особенности античной философии, её социально-историческая обусловленность ………………………………………………………………...11
3. Теоретические источники античной философии и науки……………….....15
4. Общая характеристика основных периодов развития античной философии……………………………………………………………………..…16
5. Представители античной философии …………………………………….…19
6. Современная значимость проблем, поставленных античными мыслителями ………………………………………………………………………………….…23
Заключение…………………………………………………………...……...….25
Список использованной литературы………………………………………..27
В целом античная философия имеет следующие особенности:
* античная
философия была оторвана от
процесса материального
* стержневой
идеей древнегреческой
* на поздних этапах -- смешение космоцентризма и антропоцентризма (в базе которого были трудности человека);
* допускалось существование богов;
* древнегреческие боги были частью природы и близки людям;
* человек не выделялся из окружающего мира, был частью природы;
* были заложены два направления в философии - идеалистическое ("линия Платона") и материалистическое ("линия Демокрита"), причем данные направления попеременно доминировали: в досократический период - материалистическое, в классический - имели однообразное влияние, в эллинистический - материалистическое, в римский - идеалистическое.
В античной
философии в согласовании с пониманием
Космоса понимается и природа
человека. Человек - микрокосмос, в согласовании
с этим понимается взаимоотношение
человека и окружающего мира (гармония
человека, мира, разума человека, его
мышления). В качестве принципиального
вида человеческой деятельности признавалась
мыслительная, познавательная деятельность,
сплетенная с постижением и Космоса,
и человека, направленная на достижение
внутренней гармонии человека, социальной
гармонии, гармонии меж человеком
и Космосом. С этим связана таковая
характерная черта философии
и античной культуры как рационализм
познавательный и этический: Добро
- результат знаний, Зло - итог незнаний.
конкретно поэтому идеалом
3. Теоретические источники античной философии и науки
Большинство
текстов греческих философов
представлены в средневековых рукописях
на греческом языке. Кроме того, ценный
материал представляют собой средневековые
переводы с греческого на латынь, сирийский
и арабский языки (особенно в случае,
если греческие оригиналы
Филологи-классики
провели грандиозную работу по компановке
и воссозданию из фрагментов целостной
мысли античных авторов и по изданию
произведений античных авторов: Ф.Шлейермахер
подготовил 5 томов сочинений Платона
(1804-10), в 1899-1906 гг. И.Бернет издает в Оксфорде
5 томов Платона. М.Орелли - всех сочинений
Цицерона (1826-33), Дж.Грот написал трехтомную
работу о философии Платона (1865) и
двухтомный труд об Аристотеле (1872), Ф.Г.Мищенко,
известный переводчик сочинений
Страбона, Геродота, Фукидида, написал
«Очерки по истории рационализма
в древней Греции» (Киев, 1881). В.Н.
Карпов издает на русском языке шеститомное
собрание сочинений Платона (СПб.1863).
В 1870 г. Г. Бонитц выпускает «Индекс
Аристотеля», Г.Перлс - лексикон понятий
Платона. В.С.Соловьев выпустил в свет
перевод в двух томах сочинений
Платона, в 20-х гг. 20 в. издательство
«Academia» под ред. С.А. Жебелева, Л.П.Карсавина
и Э.Л.Радлова предприняло
Сократические
школы представлены в издании
Ф.Муллаха (Париж,1881), Эпикура - в издании
Г.Узенера (1887), фрагменты древних
стоиков в трехтомном собрании Й.фон
Арнима (1903-05), тексты стоиков по логике
и теории познания изданы К.Хюльзером
(Т.1-4.1987-88), фрагменты текстов античной
философии представлены К.де Фогелем (т.1-Ш,
Лейден. 1953-59). Шеститомный труд Э.Целлера
«Философия греков в ее историческом развитии»
(1-ое изд. 1844-82; 6-ое в 1920-23) документирован
фрагментами греческих философов. А.Ф.
Лосев в фундаментальных трудах «Античный
космос и современная наука», «Очерки
античного символизма и мифологии» (1930),
«История античной эстетики» (т. 1-8. М.,
1963-80), в «Эллинистическо-римской эстетике
1-П в.н.э.(1979) привел множество текстов
в переводе на русский язык со своими комментариями.
Он же был переводчиком ряда текстов Платона,
Прокла, Плотина, фрагментов по музыкальной
античной эстетике и др. Л.Ю.Лукомский
подготовил издание «Платоновской теологии»
Прокла (СПб., 2001) и комментария Прокла
к «Пармениду» Платона (СПб.2006). В 2005 г.
закончено издание «Эннеад» Плотина. В
1998 г. издан первый том фрагментов ранних
стоиков в переводе и с комментариями
А.А.Столярова. На русском языке выпущены
в свет собрания сочинений Аристотеля
(тт. 1-4), Платона (тт. 1-3), труды Секста Эмпирика,
«Античные риторики» (1978), Беседы Эпиктета
(1997), «Евдемова этика» Аристотеля (2005)
и др. Многотомная «История греческой
философии» У.Гатри издается с 1962 г. в Кембридже.
4. Общая характеристика основных периодов развития античной философии
Античная
философия в собственном
* досократический
- зарождение и формирование
* классический (сократический) - зрелость и расцвет;
* эллинистический - закат;
* римский
- период упадка и смерти
Представители первого периода: милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) ; атомисты (Демокрит, Левкипп); элейская школа; Гераклит Эфесский и пр. Главные трудности, которыми занимались "досократики": объяснение явлений природы, сущности Космоса, окружающего мира, поиски первоначала всего сущего. Способ философствования -- декларирование собственных взглядов, перевоплощение их в догму. Представители сократического этапа: софисты, Сократ, Платон, Аристотель.
Философы этого периода также пробовали объяснить сущность природы и Космоса, но сделали это глубже "досократиков":
* меньше
уделяли внимания поиску
* выдвинули
идеалистическую версию
* допускали
роль богов и идей в
* положили
начало спору меж
* показали энтузиазм к проблеме человека, общества, страны;
* от
декларативно-догматического
* внесли
вклад в развитие логики.
Для эллинистического периода типично: распространение антиобщественной философии киников; зарождение стоического направления философии; деятельность "сократических" философских школ: Академии Платона, Ликея Аристотеля, киренской школы (киренаиков) и др.; философия Эпикура и пр.
Отличительные
черты эллинистической
* кризис
античных моральных и
* понижение ужаса перед богами и другими сверхъестественными силами, уважения к ним;
* отрицание
прежних авторитетов,
* поиск физической и духовной опоры в самом себе;
* рвение к отрешению от реальности.
более известными философами римского периода являлись: Сенека, Марк Аврелий, Тит Лукреций Кар; поздние стоики; ранешние христиане.
Для философии римского периода было типично:
* взаимовлияние
древнегреческой и
* фактическое
слияние древнегреческой и
* влияние
на античную философию
* маленькое
внимание к проблемам
* завышенное внимание к проблемам человека, общества и государства;
* расцвет эстетики;
* расцвет
стоической философии,
* преобладание идеализма над материализмом;
* все
более нередкое объяснение
* завышенное внимание к проблеме погибели и загробной жизни;
* рост
влияния на философию идей
христианства и
* постепенное
слияние античной и
5. Представители античной философии
Сократ совершил в философии коренной переворот. Поняв, что натурфилософия во многом безразлична человеку, Сократ переиначивает основное философское вопрошание: в чем природа и главное содержание человека? Не физику, а этику ставит Сократ на первое место. Именно философия человека должна стать ключом к философии природы, а не наоборот. В этой связи Сократ придает первостепенное значение тому, что человек есть существо познающее, разумное.
Человека отличает от других существ душа, считает Сократ. Душа - это способность человека осознавать, проявлять мыслительную активность, быть совестливым и моральным, добродетельным. Потенциал души реализуется в познании, недостаток последнего есть невежество. Тело человека не довлеет над его душой, наоборот, оно является инструментом души. Сократ занимается телесными упражнениями, но еще больше душевными. Без последних нельзя воспитать в себе добродетели, среди которых главные - мудрость, справедливость, умеренность. Развивая свои добродетели, человек достигает гармонии души, даже физическое насилие не может ее разрушить. А это означает, что человек становится свободным. В этом и состоит его счастье.
Платон - выдающийся мыслитель античности, ученик Сократа, он развивает его представления. Стратегия та же: на первом плане этика, а не натурфилософия. Сердцевину же философии Платона составляет концепция идей.
Вещи
не рассматриваются Платоном только
в их кажущемся столь привычным
эмпирически-чувственном
Идея - это то самое единое, которое составляет суть многообразия. Итак, проблему единого и многого Платон разрешает следующим образом: единое это идея, а ее проявления это многое. Идея соотносится как с материальными так и с душевными явлениями. Сам Платон связавает сущность идеи с понятием прекрасного. Известно много прекрасных вещей. Но каждая вещь прекрасна по-своему, поэтому нельзя прекрасное связывать с одной вещью, ибо в таком случае другая вещь уже не была бы прекрасной. Но все прекрасные вещи имеют нечто общее - прекрасное как таковое, это их общая Идея, или Эйдос, или Сущность. Все три термина - идея, эйдос, сущность - обозначают одно и то же, единое. Прекрасное как идея присуще вещам в разной степени, поэтому есть более и менее прекрасные вещи. Платон не считал все идеи равнозначными. Вслед за Сократом он превыше всего ставил идею блага. Для него благо было причиной всего прекрасного как в мире, так и в жизни людей. Так, мир познаваем благодаря благу. Благо, по Платону, это - мировой принцип. Современные философы придают благу более земное содержание, они обычно считают его ценностью, сознательно избранным человеком образом действия по достижению добра, успешного совместного жительства людей.
Аристотель - великий ученик Платона, учившийся у него 20 лет. Накопив огромный потенциал, Аристотель развил собственное философское учение. Аристотель перенес акцент философской мысли с идеи на форму.
Аристотель рассматривает отдельные вещи: камень, растение, животное, человека. Всякий раз он выделяет в вещи материю (субстрат) и форму. В бронзовой статуе материя - это бронза, а форма - очертания статуи. Сложнее обстоит дело с отдельным человеком, его материя - это кости и мясо, а форма - душа. Для животного формой является животная душа, для растения - растительная душа. Что важнее - материя или форма? На первый взгляд кажется, что материя важнее формы, но Аристотель не согласен с этим. Ведь только благодаря форме индивид становится тем, чем он является. Значит, форма есть главная причина бытия. Всего причин четыре: формальная - сущность вещи; материальная - субстрат вещи; действующая - то, что приводит в движение и обуславливает изменения; целевая - во имя чего совершается действие.