Античная философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 00:46, реферат

Краткое описание

В исторической философии достаточно твердо установлено, что исходной формой общественного сознания или идеологией родового и раннерабовладельческого строя была мифология. И обычно становление науки и философии, как и совокупности, некой единой и нерасчлененной еще формы теоретического освоения мира выражается формулой «От мифа к логосу», или, более развернуто от мифологических представлений к теоретическому мышлению. Философия возникает как разрешения противоречия между мифом и элементами первоначального эмпирического знания о природе и обществе.

Оглавление

 Введение.
 Проблема возникновения философии.
 Самостоятельное происхождение философии.
 Особенности развития философии Запада. Различия в проблематике.
 Главные периоды.
 Заключение.
 Список литературы.

Файлы: 1 файл

Реферат (философия).docx

— 25.44 Кб (Скачать)

     Оглавление. 

    • Введение. 
    • Проблема возникновения философии. 
    • Самостоятельное происхождение философии. 
    • Особенности развития философии Запада. Различия в проблематике. 
    • Главные периоды. 
    • Заключение. 
    • Список литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение. 

     Античная  философия являет собой последовательно  развивавшуюся философскую мысль  и охватывает период свыше тысячи лет – с конца 7 в. до н.э. вплоть до 6 в. н.э. Несмотря на все разнообразие воззрений мыслителей этого периода, античная философия вместе с тем  есть нечто единое, неповторимо оригинальное и чрезвычайно поучительное. Она развивалась, не изолировано – она черпала мудрость Древнего Востока, культура, которая уходит в более глубокую древность, где еще до греков происходило становление цивилизации: формировалась письменность, зачатки науки о природе и развивались собственно философские воззрения. Это относится к таким странам, как Ливия, Вавилон, Египет и Персия. Имело место влияние и более отдаленных стран Востока – Древнего Китая и Индии. Но различные поучительные заимствования греческих мыслителей ни в какой степени не умаляют удивительной оригинальности и величия античных мыслителей.

     Философия  и ее история во многом определяются личностными особенностями того или иного мыслителя.

     Дофилософские формы сознания: проблема источников философии.

     В исторической философии достаточно твердо установлено, что исходной формой общественного сознания или идеологией родового и раннерабовладельческого  строя была мифология. И обычно становление  науки и философии, как и совокупности, некой единой и нерасчлененной еще  формы теоретического освоения мира  выражается формулой «От мифа к логосу», или, более развернуто от мифологических представлений к теоретическому мышлению. Философия возникает как разрешения противоречия между мифом и элементами первоначального эмпирического знания о природе и обществе.  

     Проблема  возникновения философии. 

     Как ни странно может это показаться, возникновение философии до сих  пор представляет проблему, по поводу которой спорят многочисленные исследователи, принадлежащие к различным течениям и школам. По меньшей мере три обстоятельства обусловливают эту проблематичность.

     Во-первых, невозможность однозначно определить момент возникновения философии.

     Во-вторых, сказывается почти полная утрата текстов первых философов, а сохранившиеся  фрагменты известны нам, как правило, вне их внутренней логической связи, вкрапленными в тексты позднейших авторов, а потому неоднократно интерпретированными.

     Ну  и, конечно, в-третьих, сказывается сама неоднозначность понимания философии  различными ее направлениями, проявляющаяся  в позиции историков философии. Известны три основных цеха, где, практически  одновременно возникает духовное образование, которое может быть квалифицировано  как философия. Это Древняя Греция, Индия и Китай.

     Складывается философия, - естественно, не одноактно, а в ходе длительного и сложного процесса.  

     Самостоятельное происхождение философии. 

     Независимо  от индийской философии так же, как и от духовного развития всех других восточных народов развивается  западная философия. Если даже некоторые  из позднейших греков и усматривали  от части начало своей философии  в египетской жреческой мудрости, то, однако, эти позднейшие, частью даже основывающиеся на мифах , показания имеют мало достоверности. Конечно, в частных областях знания как-то в математике, астрономии и медицине, греки могли получить первые побуждения к их разработке от восточных народов, именно из сношений с египтянами, но возникновение западной философии, во всяком случае, является вполне продуктом греческого духа, отпечаток которого оно и имеет во всех отношениях.

     Уже в начале греческой духовной жизни  указанный нами процесс отделения  философии от мифов совершился совершенно иначе, чем у родственных индийских  народностей. Освобождение религиозного и научного мышления одновременно и  в непосредственной связи совершается  здесь не путем мирного внутреннего  развития, но в форме борьбы, которую  зарождающаяся наука начинает вести  против религиозных представлений, в развивающейся еще среде  мифов. Поэтому стремление греческой  философии с самых ранних времен направляется не просто на удовлетворение познавательной потребности, но также  на замену религиозных, в этическом  отношении частью стоящих на низкой ступени представлений народной веры более чистыми научно обоснованными  представлениями. Люди, предпринявшие  эту борьбу, не принадлежали к жреческому сословию, они частные лица, располагающие  широким кругом опыта и свободные  от предрассудков при размышлении  о мире и жизни. Благодаря этому  западная наука с самого начала  приобрела отличительный характер, характер свободного размышления о  проблемах, руководимого только познавательной потребностью и неограниченного  никакими внешними отношениями.

     Греческая философия – это именно философия, идейное формирование, качественно  отличное от каких бы то ни было мифологических построений, сколько бы следов последних  мы в ней не обнаруживали. Мифологические реминисценции включаются здесь  в столь необычный новый контекст, что совершенно теряют свое прежнее  значение, становясь элементами совершенно  иной, чем мифология, системы мысли.

     Античная философия – это философия рабовладельческого общества. Раскрытие и обоснование этого тезиса требует обнаружения тех социальных оснований, тех внутренних противоречий общества, которые находят отражение, объяснения и оправдание в идеологии этого общества. В борьбе этих противоположных тенденций, определяемых противоречиями социальных классов и слоев античного общества, развертывается и становление философии как рационального осмысления нового динамичного и внутренне противоречивого мира. Человечество никогда не расстается с прошлым однозначным образом – проклиная старые порядки и восхваляя новые или наоборот. Не случайно типичными для философии образами стали, плачущий Гераклид и смеющийся Демокрит. Амбивалентность философии выражает изначальное стремление ученого выслушать и другую сторону, развить всесторонний анализ, который привел бы – по возможности – к однозначной позиции в делах земных, как и, небесных.

     Социальные  обстоятельства создают условия  для возникновения идеологии  в целом, философии в частности, ставя задачу легитимации возникающих  общественных отношений. Одновременно идет опредмечивание и закрепление последних в социальных структурах и институтах общества и государства. И если в раннем рабовладельческом обществе преобладало представление о божественном происхождении и санкционированности этих структур и институтов, выразившиеся в генеалогии знатных, благородных семейств, возводимых к богам или героям, то в развитом рабовладельческом обществе преобладает идеологическая легитимация института через выявление его, природного характера, его природы. В дальнейшем она заменяется соотношением социальных институтов со сферой человеческого - обычая, закона искусства.

     Содержательный  аспект возникновения философии  оказывается в большей мере связан с наличным мыслительным материалом. Это предысторическое содержание, находимое и перенимаемое историческим периодом, усваивается, сохраняется в рождающейся мысли, но и переосмысливается, перерабатывается в ней.  

     Особенности развития философии  Запада. Различия в  проблематике. 

     В отличие от философии Запада философия  Востока сконцентрировала свое внимание на проблеме человека, в то время  как философия Запада является многопроблемной. Она исследует натурфилософские, онтологические, методологические, эстетические, правовые проблемы.

     Даже  в исследовании самой проблемы человека существует различие в философских  концепциях Запада и Востока. Восточная  философия исследует проблему человека с токи зрения практики, жизнедеятельности  людей, их образа жизни. Западная философия  обращается к человеку чаще не через  его психическое бытие или  этикет, а предлагает ему общие  принципы бытия и познания.

     Восточная философия развивается в тесном взаимодействии с религией: зачастую одно и тоже философское течение предстает и как собственно философия, и как религия. Западная же философия более привержена научной методологии и отмежевывается от религии.

     Философские учения Запада в эпоху древнего мира не превратились ни в одну из мировых  или хотя бы распространенных в Древней  Греции и Риме религии. Более того, в западной античной философии, прежде всего в сочинениях Демокрита, Эпикура, Лукреция и других философов, довольно сильна атеистическая тенденция. Разработка категориального аппарата в западной и восточной философии также имеет свою специфику.

     Разработка  философского категориального аппарата, выражающего суть философских систем и их борьбу, - заслуга прежде всего древнегреческой философии. Впервые систематически о категориях речь зашла в трактате Аристотеля «Категории». Он составил их таблицу на основе изучения предшествующей философской мысли. Эта таблица включает следующие категории: сущность, количество, качество, отношение, место, время, положение, состояние, действие, страдание. Таблица категорий Аристотеля оказала определяющее влияние на развитие учения о категориях вплоть до Нового времени, когда были предприняты попытки изменить ее состав в связи с достижениями философии и конкретных наук. Имеются различия и в учении о строении материи. В античной философии запада возникла атомистика как учение о дискретном строении материи. Ее основоположниками были древнегреческие философы Левкипп и Демокрит, идеи атомистики развивает Эпикур и древнеримский философ Лукреций. Демокрит учил, что мир состоит из атомов и пустоты. Атомы - мельчайшие тела, не имеющие качества. Качества же появляются от сочетаний атомов по форме, положению и порядку. Очертание - форма атома, соприкосновение есть порядок, а поворот – положение. Почему молоко легче пьется? Да потому, считал Демокрит, что оно состоит из круглых атомов. Почему горчицу нельзя пить как молоко? Потому, что атомы горчицы крючковатые. Так объяснял древнегреческий ученый качество вещей и их многообразие. В атомистике Демокрита на ряду наряду с наивными объяснениями причинности просматривается стремление увидеть всю ту же причинность в самих вещах, а точнее – в атомах.

     В восточной философии проблема дискретности материи, ее строения не ставиться. В  ней материя рассматривается  преимущественно как некая «помеха» душе, или в единстве с формой, или как некое субстанционное начало.

     Есть  различия в решении проблем познания. В западной философии познание рассматривается  не только как эмпирическое, чувственное  и рациональное, но и как логическое, т.е. дается разработка проблем логики. Большой вклад в их изучение внесли Сократ, Платон, особенно Аристотель. В  восточной философии  фактически проблемой логики занималась лишь индийская  школа Ньяя.

     Следует отметить, что специфика западной и восточной философии отчетливо  просматривается при рассмотрении в них социальной проблематики. В  восточной философии это проблемы и «вселенского человека», от которого пошло все прошлое, настоящее и будущее, а также рассмотрение общечеловеческих ценностей, человеческих добродетелей, необходимых для самосовершенствования, управления другими людьми. Важнейшей проблемой является проблема народа и правителя.

     В древнегреческой и древнеримской  философии социальная проблематика содержит более широкий спектр тем. Да и их рассмотрение отличается от рассмотрения в восточной философии. Во-первых, начиная с Демокрита, почти все философы древнего мира обращаются к проблемам государства, закона, труда, управления, власти, имущественного деления, общества. Во- вторых, ценным при рассмотрении эти социально-философских проблем является обращение к человеку в его единстве с обществом. Например, Демокрит пишет: « Общая нужда тяжелее частной нужды отдельного человека. Ибо в случае общей нужды не остается никакой надежды на помощь», «Закон хочет устроить жизнь людей, сможет же он это сделать лишь а том случае, если сами люди хотят, чтобы им было хорошо. Ибо закон обнаруживает свое благотворное действие лишь тем, кто ему повинуется», « Мудрому человеку вся земля открыта. Ибо для хорошей души отечество – весь мир». 

     Главные периоды. 

     Возникнув в связи и одновременно с переходом  древнегреческого общества от раннего  не развитого рабовладения, т.е. от общества, пронизанного традициями родового строя, к зрелому рабовладению, античная философия завершается крушением  рабовладения как системы хозяйства, - но главное, как системы отношений  человека, определившей универсальную  неравнозначность господина и раба собственно человека и «говорящего  орудия», «вещи», как совершенно недвусмысленно трактовался раб в римском  праве. Отчуждение личности как принципиально возможное дело, как социальный закон накладывает, однако, свой отпечаток не только на раба, но и на господина. Сущность человека в таком случае – это его тело, его вещественный элемент с его телесными же свойствами. Такой принцип понимания человека был универсализирован античной философией, понимающей все сущее как телесное вещественное, стихийное и в то же время живое, самодвижущее бытие, материально-чувственный и живой космос. С развитием рабовладельческого общества и его самосознания, с развитием знаний о природе, необходимых для совершенствования производства развивается и философия. В соответствии с тремя основными стадиями развития рабовладения можно выделить и три стадии развития античной философии.

Информация о работе Античная философия