Античная философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 10:42, контрольная работа

Краткое описание

Античная философия, то есть философия древних греков и римлян, зародилась в VI в. до н.э. в Греции и просуществовала до VI в. н.э. Ее завершение связано с закрытием императором Юстинианом в 529 г. последней греческой философской школы, Платоновской Академии и с гибелью «последнего римлянина» Боэция в 524 г.

Оглавление

Введение
1..Античная натурфилософия
2..Философия Платона и Аристотеля
3. Эллинистическая философия: эпикуреизм, скептицизм, стоицизм
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

контр. по философии.docx

— 43.55 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

среднего  профессионального образования

«Осинский аграрный техникум» 
 
 
 

    Контрольная работа

    по дисциплине: «Основы философии»

    Тема: «Античная философия» 
 
 

                                                                        Выполнила: студентка группы Б 3- 11-3

                                                                                        3 курса заочного отделения 

                                                                                        специальности 080114

                                                                                  «Экономика и бухгалтерский учёт»           

                                                                                        Толстикова Елена Викторовна   

                                                                                  Проверил: преподаватель Пешина 

                                                                                  Екатерина Александровна 
 
 
 
 

    Оса, 2012 
 

Оглавление

Введение

1..Античная натурфилософия

2..Философия Платона и Аристотеля

3. Эллинистическая философия: эпикуреизм, скептицизм, стоицизм

Заключение

Список используемой литературы

 

    

    Введение

    Античная философия, то есть философия древних греков и римлян, зародилась в VI в. до н.э. в Греции и просуществовала до VI в. н.э. Ее завершение связано с закрытием императором Юстинианом в 529 г. последней греческой философской школы, Платоновской Академии и с гибелью «последнего римлянина» Боэция в 524 г.

    При всех существенных различиях философских  систем античности им свойственны некоторые  общие черты, обусловленные их принадлежностью  к античному типу рабовладельческой  формации и единому социокультурному комплексу. Прежде всего следует отметить, что становление и развитие античной философии было связано с высвобождением от мифологических представлений о мире и человеке и с переходом к их рациональному постижению, то есть с переходом от «Мифа к Логосу». Своеобразной чертой античной философии являлась также ее первоначально тесная связь с учениями о природе, выступавшая в виде натурфилософии. В ходе дифференциации последней происходит выделение самостоятельных наук и философии как особого компонента духовной культуры. Характерной чертой античной философии является космоцентризм. Центральным элементом этого типа мировоззрения стало учение о космосе, включающем в себя природу, людей и богов. Важной чертой этой философии является также то, что в ней на основе созерцательности вырабатывается первая историческая форма диалектики. Космос мыслится как находящийся во взаимосвязи его составных частей, в изменении, движении, становлении. В отличие от древневосточной философии, которая стремилась к практической полезности, к социально-психологической и этической проблематике, античная философия лишь на закате своего существования выходит на эту проблематику, переходя от общеметафизических проблем к социально-этической проблематике и углублению во внутренний мир человека.

    Ее  основная периодизация связана в  первую очередь с общекультурным развитием античности. В эволюции античной философии, на основе ее содержательного  анализа, выделяются следующие взаимопроникающиеся, а порою накладывающиеся друг на друга, пять периодов:

    1) космологический, с его онтологией  и вытекающей из него гносеологией  и этикой, называемый порою досократическим или натурфилософским (VI-V вв. до н.э.);

    2) антропологический, представленный  софистами, Сократом и сократическими  школами (2-я пол. V-IV вв. до н.э.);

    3) классический, связанный с деятельностью Демокрита, Платона и Аристотеля (V-IV вв. до н.э.);

    4) эллинистический, связанный с  возникновением и распространением  эпикуреизма, стоицизма и скептицизма,  а также неоплатонизма (конец  IV в. – I в. до н.э.);

    5) римский, представленный философией  Цицерона, Лукреция Кара, а также  римским стоицизмом, эпикуреизмом, скептицизмом и философией позднеримского мыслителя Боэция (I в. до н.э. - VI в. н.э.). 
 

    1. Античная натурфилософия.

    Возникновение античной философии тесно связано  с относительно высоким уровнем  развития материального производства и с общим духовным скачком  в VII-VI вв. до н.э. в Греции, который  именуется «греческим чудом».

    Период  возникновения ионийской философии  явился временем семи мудрецов, людей  практической житейской мудрости.

    Основоположником  Милетской школы является Фалес (ок. 624-547 гг. до н.э.). В его лице мы имеем не только философа, но также ученого и политика. Это был деятель, соединявший интерес к запросам практической жизни с глубоким интересом к вопросам строения мира, с поискам и его первоначал. Фалес начал преобразовывать мифологическое мировоззрение в философское, отвечающее духу времени. Он впервые в истории человеческой мысли ставит проблему начала мира с позиций нового, философского мировоззрения, опираясь при этом не только на миф, но и отправляясь от «чувственной видимости».

    У Фалеса впервые в истории человеческого  мышления ставится проблема начала явлений  материальной действительности с точки  зрения ее понятийного осмысления. Основой всего сущего признается вода, которая понимается как жидкость вообще, являющаяся не только началом, но и концом всего существующего. Воду Фалес мыслил как «физис» - жидкий, текучий, а то, что мы пьем, является лишь одним из его состояний.

    Учеником  Фалеса был Анаксимандр (около 611-545 гг. до н.э.), написавший философское  сочинение “О природе”. Он сделал дальнейший шаг вперед по пути от конкретного к абстрактному, от чувственного к понятийному осмыслению “начал” реального бытия. Анаксимандр считал, что единым и постоянным источником рождения всех вещей является не какое-либо отдельное вещество, а первовещество. Апейрон - это абстрактная, неопределенная материя, вместо “предельной” воды сущностью всего существующего объявляется “беспредельное”.

    Из  апейрона как единого выделяются противоположности. Из вечного и рождающего (апейрона) выделяются «начала» - противоположности сухого и влажного, теплого и холодного. Таким образом, первоначало порождает вещи не непосредственно, а через единство «начал» - противоположностей. Это означает, что Анаксимандр выдвигает важнейшее методологическое положение, принцип, согласно которому «части изменяются, целое же остается неизменным».

    Первые  живые существа, по Анаксимандру, родились во влаге и были покрыты колючей  чешуей. Человек произошел от животных. Он зародился и развился до взрослого  состояния внутри какой-то громадной  рыбы, а затем вышел на сушу.

    Анаксимен (около 560-480 гг. до н.э.), написавший сочинение  «О природе», возвращается от абстрактного к конкретному, физическому и берет в качестве первоначала всего сущего одну из четырех стихий - воздух. Анаксимен называет воздух беспредельным, то есть апейрос. Так апейрон превратился из субстанции в ее свойство.

    Все многообразие стихий Анаксимен объясняет  степенью сгущения воздуха. Душа также  состоит из воздуха. «Подобно тому, - пишет он, - как душа наша, будучи воздухом, сдерживает нас, так дыхание и воздух объемлют мир». Воздух обладает свойством бесконечности. Его сгущение Анаксимен связывал с охлаждением, а разрежение - с нагреванием. Являясь источником и души, и тела, и всего космоса, воздух первичен даже по отношению к богам. Он не отрицал богов, но считал, что «не богами создан воздух, а они сами из воздуха».

    У Анаксимена намечается количественный подход к объяснению природы. Само возникновение  множества вещей и возвращение  их в единое первоначало он объясняет  процессом сгущения и разрежения воздуха. Для него характерно признание  семи переходных состояний воздуха (первоначала): огонь, чистый воздух, ветер, облака, вода, земля и камни.

    Обобщая взгляды представителей Милетской  школы, отметим, что философия у  них возникает не как простая  рационализация мифа, а как определенный синтез мифического и эмпирического  знания, знания и мудрости. На этой основе они пытались дать целостную картину  мира. «Первоначало» представителей Милетской школы, будь то вода Фалеса, воздух Анаксимена или апейрон Анаксимандра, порождает (непосредственно, как у Фалеса и Анаксимена, или опосредованно, через «противоположности», как у Анаксимандра) все многообразие существующих вещей, объемлет все сущее.

    Значительный  вклад в развитие античного материализма и диалектики внес Гераклит Эфесский (около 540-480 гг. до н.э.), написавший произведений «О природе». Его учение явилось  первым сознательным переходом от чувственного воззрения на мир к его понятийно-категориальному  восприятию. В основу всего сущего Гераклит кладет материальное первоначало - огонь. Гераклит видел в огне не только то, что лежит в основе всего сущего, но и то, из чего все  возникает и во что превращается: «Огонь живет земли смертью, и  воздух живет огня смертью; вода живет  воздуха смертью, земля - воды (смертью)». Этот процесс цикличен и осуществляется как вверх, так и вниз, то есть происходит обратная трансформация  всех стихий в огонь. Возникновение космоса Гераклит называет «путем вниз», «упорядочением» и «недостатком» огня, а гибель космоса называется им «путем вверх» и «избытком огня».

    Гераклита можно считать основоположником учения о познании. По его мнению, «человек обладает двумя средствами познания истины: чувственным восприятием  и логосом». Различая чувственное  и рациональное познание, он полагал, что истина постигается умом, который  познает сущность (логос) мира. Мудростью  же является «знание мысли, которая  везде и всем правит».

    С именем Гераклита связано развитие диалектических взглядов в Древней  Греции. Широкую известность получили его высказывания: «все течет и  все изменяется», «нельзя войти  в ту же реку дважды» и др.

    Диалектика  Гераклита - это диалектика не идей, а диалектика космоса, который дан  конкретно-наглядно, как единый в своей противоречивости образ-эйдос.

    Таким образом, ионийская философия поставила  вопрос о едином начале, из которого возникают и в которое возвращаются все вещи, и решила этот вопрос на основе движения. Все вещи возникают  и уничтожаются в ходе и в результате движения.

    Пифагореизм имел свою длительную историю - от основателя школы, полулегендарного Пифагора (VI в. до н.э.) до неопифагореизма (I в. до н.э. - III в. н.э. ). Первоначально он существовал как религиозный орден, учения которого должны были оставаться тайной для непосвященных. Здесь ставились практические нравственные и религиозные цели - очищение человеческой души для спасения ее от круговорота рождений и смертей. Одним из важных средств очищения пифагорейцы считали научные занятия, прежде всего занятия математикой и музыкой.

    Помимо  учения о бессмертии души, ее божественной природе и ее перевоплощениях  Пифагор учил о том, что все  в мире есть число. Об этом основном принципе пифагорейской философии  Аристотель писал, что здесь «число есть сущность всех вещей и организация  Вселенной».

    Пифагор был первым, обозначившим космос со всеми находящимися в нем вещами, как порядок, который устанавливается  числом. Этот порядок доступен разуму, сознается им, что позволяет совершенно по-новому видеть мир. Процесс познания понимается как познание чисел, управляющих  миром. Причем объекты мысли более  реальны, чем объекты чувственного познания, так как числа имеют  вневременную природу, то есть вечны.

    В пифагорейской философии имеется  учение о противоположностях, которое  находится в прямой связи с  теорией чисел. Число 10 рассматривается пифагорейцами как священное и поэтому указывалось 10 пар противопоставляемых «начал», противоположностей: предел - беспредельное, нечет - чет, единое - множество, правое - левое, мужское - женское, покоящееся - движущееся, прямое - кривое, свет - тьма, хорошее - дурное, квадрат - параллелограмм.

Информация о работе Античная философия