Античная философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 10:42, контрольная работа

Краткое описание

Античная философия, то есть философия древних греков и римлян, зародилась в VI в. до н.э. в Греции и просуществовала до VI в. н.э. Ее завершение связано с закрытием императором Юстинианом в 529 г. последней греческой философской школы, Платоновской Академии и с гибелью «последнего римлянина» Боэция в 524 г.

Оглавление

Введение
1..Античная натурфилософия
2..Философия Платона и Аристотеля
3. Эллинистическая философия: эпикуреизм, скептицизм, стоицизм
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

контр. по философии.docx

— 43.55 Кб (Скачать)

    Основными представителями элейской школы являются Ксенофан (580-490 гг. до н.э.), Парменид (540-480 гг. до н.э.), Зенон Элейский (490-430 гг. до н.э.). Значение элеатов в становлении античной философии и науки велико. Они впервые поставили вопрос о том, как можно мыслить бытие, благодаря им вопрос о соотношении мышления и бытия становится предметом рефлексии.

    Основателем элейской школы считается Ксенофан, написавший поэму «О природе». Он полагал в качестве первоначала мира землю: «все рождается из земли и все в землю уходит». Бог, по Ксенофану, подобен шару и тождественен с космосом, который наделен неизменностью. Бог есть все, но это все берется не в многообразии, а в высшем единстве. В основе этого единства находится мысль бога, которая всемогуща.

    Основой философии элеатов стало учение Парменида, развившего понятие единого миробога Ксенофана в понятие единого бытия. В противоположность Гераклиту, который утверждал, что все меняется, Парменид писал, что ничто не меняется. Бытие, считал он, есть то, что охватывается мыслью. «Думать и быть - это одно и то же», «бытие есть, небытия нет». Основные характеристики бытия: оно вечно, едино, неизменно, неделимо, неподвижно. В отличие от мира бытия явления чувственного мира изменчивы, преходящи, подвижны, раздроблены на множество.

    Учеником  Парменида являлся Зенон, которого Аристотель назвал «изобретателем диалектики». Если Парменид доказывал существование единого, то Зенон - несуществование многого. Он выдвинул сорок доказательств против множественности и пять доказательств против движения в защиту неподвижности бытия. Его апории (неразрешимые затруднения) получили широкую известность: «Пшеничное зерно», «Стрела», «Ахиллес и черепаха». В последней апории Ахиллес догоняет черепаху, которая двинулась в путь раньше его. Пока он какое-то время преодолевает первоначально разделявшее их расстояние, черепаха за это время отойдет на новое расстояние. Рассуждая таким образом, Зенон приходит к логическому выводу, что расстояние между Ахиллесом и черепахой никогда не обратиться в нуль. Они никогда не окажутся в одной точке. Разум говорит, что самое быстрое никогда не догонит самое медленное. Отсюда делается вывод, что движение не истинно.

    В отличие от элеатов, Демокрит признает существование двух начал: бытия и небытия. Он исходит из чувственного опыта, на основании которого делается вывод, что существуют тела и пространство (пустота). Пустота отделяет одно тело от другого, а значит бытие - множественно, а не едино. Единением тел и пустоты является космос. Бытие делимо до тех пор, пока не исчерпана пустота. Исчерпание пустоты свидетельствует о том, что существуют атомы (неделимые частицы), «невидимые по причине их малости». Поэтому они постигаются только умом, а не чувствами. Атом, по Демокриту, неделим как физическое тело, однако он делим как математическая величина. Количество этих атомов бесконечно, как бесконечна и пустота, являющаяся пространством, «вместилищем» для атомов. Атомы можно сравнивать, так как они различаются по величине, то есть по форме (геометрической фигуре), а также по порядку и расположению. Атомисты утверждали, что атомы бывают шарообразными, угловатыми, крючкообразными, якореобразными, вогнутыми, выпуклыми и т.п. Такова их форма.

    Он  выделил три формы движения.

    Первую  из них он связывал с хаотичным  перемещением, напоминающим броуновское  движение. Вторую форму представлял  как вихревой поток, где атомарный  вихрь создавал условия для соединения однородных атомов и разъединения разнородных. Третья форма движения представляла собой испарение предметов космоса. Таковыми являлись запахи.

    Демокрит одним из первых дал развернутое представление о процессе познания, выделив в нем чувственную и рассудочную сторону и определив их соотношение. Познание, писал он, идет от чувств к разуму. Чувственное познание есть результат воздействия атомов, а различие чувственных образов обусловлено различием форм, строением атомов.

    Рациональное  познание есть продолжение чувственного. Разум - это более тонкий зрительный орган, то есть своеобразное «логическое зрение».

          Вывод:

    В натурфилософский период античной философии  были сформированы следующие тенденции:

    1.      становление философии как формы теоретического мировоззрения, философского стиля мышления (вычленение философских категорий: первоначало, бытие и мышление, небытие, движение, противоположность, становление);

    2.      освобождение сознания от мифологических и религиозных представлений;

    3.      становление противоположных философских направлений: материализма и идеализма;

    4.      формирование ранней метафизической и диалектической концепции бытия. 

    2. Философия Платона и Аристотеля

    Платон (427-347 гг. до н.э.) является первым греческим  философом, создавшим целостную  концепцию объективного идеализма, суть которого состоит в том, что  мир идей, понятий, мыслей признается им в качестве первичного по отношению  к миру вещей. Философские произведения Платона написаны в основном в  форме диалога: «Апология Сократа», «Федон», «Кратил», «Софист», «Пир», «Протагор», «Государство», «Тимей», «Законы» и др.

    Философия Платона явилась синтезом всего  предшествующего знания, изложенного  на общепонятном языке. Для него подлинное  бытие принадлежит вечному миру духовных сущностей. Этот мир первичен, мир же чувственных вещей представляет собой лишь тусклый отблеск, своего рода тень мира идей. Мир идей вечен  и неизменен.

    В философской системе Платона  можно выделить четыре составные  части философского знания того времени: онтологию, космологию, гносеологию  и этику.

    Бытие у Платона множественно, оно состоит  из идей. Условием существования бытия, то есть идеей является единое, которое  отождествляется с благом. С учением  о бытии тесно связано учение о космосе, космология. Платон развивает  учение о творении божеством Космоса  из первобытного Хаоса, где творцом  является Демиург. Признав, что неразумное творение не будет прекрасно, он вселил ум в душу Космоса, а душу в тело. Космос представлялся ему в виде шара, в центре которого располагается  наша планета, а вокруг нее вращаются  другие планеты и звезды, приводимые в движение их душами. Именно душа является основой разумности человека, дает ему возможность познавать окружающий мир.

    Теория  познания Платона построена на том, что человек имеет врожденные идеи, «припоминая» которые, он открывает  для себя мир. Прежде чем познать  вещь во всех проявлениях, по его мнению, следует знать смысл вещи, то есть нужно умом созерцать идеи.

    Учение  Платона о душе тесно связано  с учением о путях познания вечного мира идей. Душа состоит  из трех частей: разумной, волевой и  чувственной. Теория познания состоит  из трех частей. Первая - это учение об Эросе, то есть о состоянии мистического энтузиазма, сопровождающего и обусловливающего познание. Затем это теория воспоминания. Третья часть теории познания посвящена  определению роли теоретического мышления. Эта часть именуется диалектикой  и является разумным постижением  истинно сущих родов бытия  или идей.

    Отрицательный тип государства выступает в  четырех формах: тимократия (власть честолюбцев), олигархия (господство немногих), демократия (власть большинства), тирания (власть одного над всеми).

    Модель  идеального государства Платон основывает на своем учении о структуре души. Подобно тому как в душе три части (разумная, волевая и чувственная), так и в государстве должны быть три группы сословия. Разумной части души, добродетель которой состоит в мудрости, должно соответствовать сословие правителей-философов; волевой части, добродетель которой в мужестве - сословие воинов (стражей); вожделеющей части души - сословие земледельцев, ремесленников и торговцев. Именно такое государство, по Платону, является добродетельным. Правда, Платон ничего не может сказать о путях построения идеального государства и уповает на случай, который может привести к его возникновению в будущем.

    Формы идеального государства, по Платону, могут  быть различными (монархия, аристократия и демократия), хотя он предпочитает монархию. Для того, чтобы власти выражали не личный, а народный интерес, требуется правильная организация воспитания граждан. И здесь важная роль принадлежит отношению граждан к собственности. Именно частная собственность, по мнению Платона, разрушает целостность и единство государства, восстанавливает людей друг против друга. В связи с этим стражи и выходящие из их рядов философы не имеют никакой частной собственности. Ради блага целого, то есть государства, упраздняется им также семья.

    Аристотель (384-322 гг. до н.э.) считается величайшим энциклопедистом древности, вершиной древнегреческой философии. Наиболее важные произведения философа:«Категории», «Первая аналитика», «Вторая аналитика», «Топика», «Физика», «Метафизика», «Никомахова этика», «Эвдемова этика», «Политика», «История животных», «Риторика», «Поэтика» и др.

    Аристотелю  принадлежит заслуга впервые  провести разграничение наук, выделив  для каждой из них специальные  области исследования и установив  различие между теоретическими, практическими  и творческими науками. Теоретические: метафизика изучает первопричины всех вещей, первоначала всего сущего; физика изучает состояние тел  и определенные «материи»; математика изучает абстрактные свойства реальных вещей.

    Практические  науки: этика - наука о норме поведения  людей; экономика  - наука о хозяйственной деятельности; политика – наука о достижении общего блага.

    Творческие  науки: поэтика - теория стихосложения; риторика - теория ораторского искусства  и искусства ремесла.

    Критически  оценивая предшествующие философские  взгляды, он формулирует свое представление  о бытии, под которым понимает существование предметного мира, воспринимаемого с помощью ощущений. Материя есть всеобщая причина, так  как без нее нет бытия. Однако она пассивна и бесформенна и  является лишь материалом для того, чтобы вылиться в какую-либо форму. Под материей вообще понимается возможность  бытия, «бытие как потенция». Человек  всегда имеет дело с конкретным проявлением  материи, то есть с вещью. Благодаря  форме реализуется материя и  образуется конкретный предмет. Философ  считал, что существует «форма вообще», что является ничем иным как «формой  форм» или Богом.

    Аристотель  выделяет четыре вида причин: материальные, формальные, действующие и целевые. Он связывал движение с соответствующей  энергией, без которой не может  произойти превращение потенциального в актуальное. Указав, что движение вечно, Аристотель предположил, что должно существовать нечто, что приводит тела в движение. Это и есть перводвигатель, который для своей деятельности не нуждается в существовании других тел, он сам есть энергия, чистая деятельность.

    Душа  является формой по отношению к материи, однако она присуща лишь живому существу. Душа - это проявление активности живительной  силы и ею обладают только растения, животные и человек. Душа человека, как его сущность или форма  тела, дает смысл и направленность жизни. Аристотель выделяет три вида души: растительная, чувственная и  разумная.

    Под диалектикой Аристотель понимал  средство разрешения противоречия, с  которым сталкивается знание на уровне единичного. Поскольку сущность не может быть противоречивой, то на этом уровне диалектика исчезает. Диалектика связана с движением от знания единичного к знанию общему, но на уровне сущности действует уже логика (аналитика). Аристотель не признает противоречий в действительности и отрицает объективную диалектику.

    В философии Аристотеля большое внимание уделяется проблеме человека и его  общественной жизни. Человек рассматривается  как политическое животное, обладающее разумом и вступающее в различные  общественные отношения с другими  людьми: экономические, моральные, политические. Ему присуще, по Аристотелю, инстинктивное  стремление к «совместному жительству», обусловленное «сознанием общей  пользы». Человек стремится также  к совершенству, к благородной  цели. Благо отдельного человека совпадает  с благом государства.

    Государство рассматривается Аристотелем как  естественное явление, как высший род  общения по сравнению с селением и семьей. «Всякое государство, - пишет он, - представляет собой своего рода общение, всякое же общение организуется ради какого-либо блага». Через понятие  «общение» даются также определения  семьи и селения, которые рассматриваются  как части предшествующего им целого, то есть государства.

    Аристотель  выделил шесть форм правления, из которых, по его мнению, три (монархия, аристократия и полития) правильные, а другие три (тирания, олигархия и демократия) неправильные. Наилучшей формой объявляется полития, поскольку она сочетает свойства умеренной демократии и личное достоинство олигархии, присущее благородным людям.

    Вывод:

    Классический  период  (V – IVвв. до н .э.) – вершина античной философии. Основное философское содержание данного этапа:

    1.обоснование высокого нравственного философско-правового идеала античности, гражданской концепции;

    2. формирование противоположности субъективной и объективной диалектики;

Информация о работе Античная философия