Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 20:45, реферат
1.Периодизация и основные черты древнегреческой философии.
2.Философские школы досократического периода.
3.Классический (сократический) период в развитии древнегреческой философии.
4.Философия эллинистического периода.
АНТИЧНАЯ
ФИЛОСОФИЯ
1. Периодизация и основные черты древнегреческой философии Древнегреческая философия - выработанная греческими философами, проживавшими на территории современной Греции, а также в греческих полисах (торгово-ремесленных городах-государствах) Малой Азии, Средиземноморья, Причерноморья и Крыма, в эллинистических государствах Азии и Африки, в Римской империи. Нередко философию древнего Рима отождествляют непосредственно с древнегреческой, либо объединяют с ней под общим названием “античная философия”.
Особенности:
материальной основой расцвета данной философии был экономческий расцвет полисов;
древнегреческая
философия была оторвана от процесса материального
производства, а философы превратились
в самостоятельную прослойку, не отягощенную
физическим трудом и претендующую на духовное
и политическое руководство обществом;
стержневой идеей д/г философии является
космоцентризм (страх и преклонение
перед Космосом, проявление интереса прежде
всего к проблемам происхождения материального
мира, объяснению явлений окружающего
мира. Космоцентризм античной философии
означает, что ее теоретическую основу
составляет «диалектика идеи и материи,
разрабатываемая в виде чувственно-материального
космоса, движимого космической душой,
управляемого также космическим умом
и создаваемого сврехдушевным и сверхумственным
первоединством. Принцип, согласно которому
бытие в конечном счете представляет собой
единство, несмотря не множественность
существующих вещей, является исходным
принципом, который приводит к понятию
космоса как гармонической взаимосвязи
существующих вещей. Поэтому предметом
познания античной философии является
космос, в том числе и человек как его неотъемлемые
части.
На поздних этапах - смешение космоцентризма и антропоцентризма (в основе которого были проблемы человека);
допускалось существование богов;
древнегреческие боги были частью природы и близки людям;
человек не выделялся из окружающей среды, был частью природы;
были заложены направления в философии - идеалистическое (“линия Платона”) и материалистическое (“линия Демокрита”), причемданные направления поочередно доминировали: в досократический периодд - материалистическое, в классический - имели одинаковое влияние, в эллинистический - материалистическое, в римский - идеалистическое.
Краткая характеристика этапов древнегреческой философии:
Досократический период (7-5 вв. до н.э.) - объяснение явлений природы, сущности Космоса, окружающего мира, поиски первоначала всего сущего.
К досократическому периоду относятся:
Милетская школа (“физики”) (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен);
Гераклит Эфесский;
Элейская
школа;
атомисты (Демокрит, Левкипп).
Классический период (сократический) - (середина -конец 4 в. до н.э.) - время расцвета древнегреческой философии (совпавшее с расцветом древнегреческого полиса):.
Отличительные черты:
философско-просветительская деятельность софистов;
философия Сократа и зарождение сократическтх школ;
философия Платона;
философия Аристотеля.
Эллинистический период ( (4-2 вв. до н.э.). - период кризиса полиса и образования крупных государств в Азии и Африке под властью греков и во главе с сократиками А. Македонского и их потомками.
Особенности философии этого периода:
признание высшим благом счастья и удовольствия отдельного человека (физическое - киренаики, моральное - Эпикур).
Особенности философии этого периода:
признание высшим благом счасья и удовольствия отдельного человека (физическое - киренаики, моральное - Эпикур).
Римский период (1 в. до н.э. - 5 в. н.э.).
наиболее известные философы этого периода - Марк Аврелий, Сенека, Тит Лукреций Кар, поздние стоики, ранние христиане.
Особенности:
2. Философские школы досократического периода.
Особенности досократического периода:
- ярко
выраженный космоцентризм;
повышенное внимание к проблемам объяснения
явлений окружающей природы;
поиск первоначала, породившего все сущее;
гилозоизм (одушевление неживой природы);
Милетская школа (4 в. до н.э.) получила название от города, где она была основана: Милета - крупного торгово-ремесленного полиса в Малой Азии.
Представители: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.
Особенности:
Фалес первоначалом всешго сущего считал воду, Анаксимандр - “апейрон” - вечную, неизмеримю, бескоонечную субстанцию, Анаксимен - воздух.
Пифагорейцы - сторонники и последователи Пифагора (2-я половина 6-начало 5 в. до н.э.), д/г философа и математика.
Основные взгляды:
первопричина всего сущего - число (всю окружающую действительность можно свести к числу и измерить с помощью числа);
считали единицу мельчайшей частицей всего;
пытались выделить “протокатегории”, которые показывали диалектическое единство мира (четное - нечетное, светлое - темное, прямое - кривое, правое - левое и т.д.);
выступали за познание мира через число (считали познание через число промежуточным между чувственным и идеалистическим познанием).
Гераклит Эфесский (2 половина 6 - 1 пол 5 вв. до н.э. - крупный д/г философ-материалист.
Основные взгляды:
первоначалом
всего сущего считал огонь;
вывел закон единства и борьбы противоположностей
- ключевой закон диалектики;
считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении (“в одну и ту же реку нельзя войти дважды”);
был сторонником
круговорота веществ в природе и цикличности
истории;
признавал относительность окружающего
мира ( в разных ситуациях один и тот же
поступок человека может быть и хорошим,
и плохим;
всеобъемлющим, всепроникающим божеством
считал Логос - Мировой Разум;
выступал за материальность человеческой
и мировой души;
Движущей силой всех процессов считал
борьбу “война (борьба) есть отец всему
и мать всему”.
Элейская школа (философская школа, существовавшая в 6-5 вв. до. Н.э. в д/г полисе Элея на территории современной Италии.
Наиболее известные представители - Парменид, Зенон Элейский, Мелисс Самосский .
Основные взгляды:
изучали проблемы познания;
жестко
разделяли чувственное познание (мнение,
“докса”,) и высшее духовное идеалистическое;
были сторонниками монизма - выводили
всю множественность явлений из единого
первоначала;
считали все сущее материальным выражением идей (были предвестниками идеализма).
Атомисты - материалистическая философская школа, философы которой (Демокрит, Левкипп) “строительным материалом”, “первокирпичиком” всего сущего считали микроскопические частицы - атомы.
Демокрит:
весь материальтный мир состоит из атомов;
атом - мельчайшая частица, “первокирпичик” всего сущего;
атом неделим (данное положение было опровергнуто наукой только в наши дни);
атомы
имеют различную величину, форму;
между атомами существует пространство,
заполненное пустотой;
атомы находятся в вечном движении;
существует круговорот атомов: вещи, живые
организмы существуют, распадаются, после
чего из этих же атомов возникают новые
живые организмы и предметы материального
мира;
атомы невозможно увидеть путем чувственного
познания.
3. Классический период в развитии древнегреческой
философии
Софисты -философская школа в Др.Гр., существовавшая в 50первой пол. 4 вв. до н.э. Представители данной школы выступали не столько в качестве философов-теоретиков, сколько в качестве философов-педагогов, обучавших граждан философии, ораторскому искусству и другим видам знаний ( в перевде с греческого “софисты” - мудрецы, учителя мудрости).
Представители:
старшиен софисты - Протагор, Горгий, гиппий, Продик, Антифонт, Критий.
Младшие софисты - Ликофрон, Алкидамант и др.
Особенности:
критическое отношение к окружающей действительности;
стремление
все проверить на практике, логически
доказать правильность или неправильность
той или иной мысли;
неприятие основ старой, традиционной
цивилизации;