Античная философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 20:45, реферат

Краткое описание

1.Периодизация и основные черты древнегреческой философии.
2.Философские школы досократического периода.
3.Классический (сократический) период в развитии древнегреческой философии.
4.Философия эллинистического периода.

Файлы: 1 файл

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ.rtf

— 171.62 Кб (Скачать)

отрицание старых традиций, привычек, правил, основанных на недоказанном знании;

стремление доказать условность государства и права, их несовершенство;

восприятие норм морали не как абсолютной данности, а как предмета критики; 
субъективизм в оценках и суждениях, отрицание объективного бытия и попытки доказать то, что действительность существует не только в мыслях человека.

Свою правоту софисты доказывали с помощью софизмов - логических приемов, уловок, благодаря которым правильное на первый взгляд умозаключение оказывалось в итоге ложным и собеседник запутывался в собственных мыслях.

Пример - “Рогатый”: “То, что ты не потерял, ты имеешь, ты не потерял рога, значит, ты их имеешь”.

Данный результат достигается в результате некорректного использования логических смысловых операций. В данном софизме первая посылка ложна, но выдается за истинную, отсюда и результат.

Вклад софистов в греческую философию и культуру:

критически взглянули на окружающую действительность; 
распространили большое количество философских  и иных знаний среди граждан греческих полисов (за что впоследствии именовались д/г просветителями).

Основные положения философии представителя старших софистов Протагора:

  • вне человеческого сознания ничего не существует;
  • нет ничего раз и навсегда данного;
  • что хорошо для человека сегодня, то и есть хорошее в действительности;
  • вся окружающая действительность зависит от чувственного восприятия человека (“То, здоровому человеку покажется сладким, больному покажется горьким”);
  • окружающий мир относителен;
  • объективное (истинное) познание недостижимо;
  • существует только мир мнения.

Таким образом, софисты в качестве критерия оценки окружающей действительности выдвинули субъективное мнение человека.

Сократ - наиболее уважаемый из философов античности, чья деятельность имела важное историческое значение:

  • способствовал распространению знаний, просвещению граждан;
  • искал ответы на извечные проблемы человечества - добра и зла, любви, чести и .т.п.;
  • открыл метод майевтики, широко применяемый в современном образовании. Суть майевтики в том, чтобы благодаря логическим приемам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины.
  • ввел диалогический метод нахождения истины - путем ее доказательства в свободном споре, а не декларирования, как это делал ряд прежних философов;
  • был сторонником этического рационализма, согласно которому любое знание есть добро, а любое зло, порок совершается от незнания.

      Под влиянием идей Сократа и его учеников сложились так называемые сократические школы. киники, киренская школа, мегарская школа, Академия Платона, Элидо-эритрийская школа.

Одна из философских школ сократического периода - киники.

Главная их цель - не выработка глубоких философских теорий, а философское обоснование особого образа жизни - вне связи с обществом (нищенство, одиночество, бродяжничество и т.д.).;

возвели в абсолют асоциальную свободу;

игнорировали государство и законы, традиционную культуру;

предпочтение наихудших условий жизни, старой, изношенной одежды, пренебрежение к гигиене;

восхваление физической и духовной бедности;

крайний аскетизм;

замкнутость;

непризнание авторитетов;

воинственность и агрессивность в отстаивании своих взглядов и образа жизни;

неготовность к спору, стремление подавить собеседника;

концентрация внимания на пороках общества, худших человеческих чертах;

радикализм, парадоксальность, скандальность.

Наиболее известный представитель кинической философии - Диоген Синопский выдвинул лозунг “Без общины, без дома, без отечества”, вывел понятие “гражданин мира” (космополит); отвергал брак, жестоко высеивал сторонников традиционного образа жизни; не признавал никаких законов, кроме закона природы.

Философия Платона.

Платон - выдающийся мыслитель античности, занимающий особое место среди учеников Сократа. Основатель собственной философской школы - Академии. Его принято считать основоположником объективного идеализма.

       Платон стремился развить сократовские представления об общем и отдельном. Сократ уловил, что отдельным объектам данного класса присуще общее. Рассуждая о том, что есть прекрасное, Сократ отмечает, что есть много прекрасных вещей: и. кувшин, и девушка, и меч, и лошадь прекрасны по-своему.  Но прекрасное нельзя связать ни с одной из вещей. Все прекрасные вещи имеют нечто общее - прекрасное как таковое, это их общая идея, эйдос, или смысл.

      В своей главной концепции - концепции об идеях, Платон доказывает, что все вещи данного класса имеют один смысл, общую идею. Есть множество лошадей, пегих и вороных, карликовых и нормальных, но у всех у них имеется один и тот же смысл - лошадность. Так же точно можно говорить о прекрасном вообще, благом вообще, доме вообще и так далее.

      Центральная для Платона идея - идея блага. Идеи блага, добра, справедливости не могут быть порождениями мира, “который осудил на смерть достойнейшего из  людей. Поправ тем самым идеи справедливости и истины”. Значит, кроме чувственного мира существует другой мир - мир чистых сущностей, мир идей. Причем, мир идей - это не просто мир сущностей, а мир благих сущностей. То есть идеальный мир противостоит чувственному не только как сущность - явлению, но и как благо - злу.

      Мир идей - это мир подлинного, неизменного и вечного бытия. Антиподом бытия у Платона является мир небытия, где господствует не идея, а материя. У Платона такого понятия “материя” нет. Платон употреблял термин “хора” - вещество, материал. Мир чувственных вещей, природы образуется в результате соприкосновения идеи с материей.

      Главный для Платона - это мир идей. Мир вещей - это мир возникновения и постоянной гибели. В природе все изменчиво, непрочно, преходяще, смертно, несовершенно.

      Что такое платоновская идея, существующая сама по себе, независимо от человеческого сознания, от отдельной вещи?

      По-гречески слово идея, или эйдос,  означает “внешний вид”, “образ”, качество, форму. То есть у Платона под идеей понимается не мысль, а общее данного класса вещей, некий эталон, образец, модель, идеальный предмет, облик которой “копируют” вещи. Это первообраз вещи.

      Идея одна - вещей, воплощающих идею, много. Вещь существует в течение ограниченного времени, идея - вечна, неизменна.

      Душа, по Платону, бессмертна. Бессмертие души Платон доказывает следующим образом. Душа привносит жизнь в то, во что входит. То, что приносит жизнь другому, само не может быть смертно. Если душа бессмертна, то она и неуничтожима, а таковое подобно Богу. Поэтому, будучи подобной Богу, душа неуничтожима и нетленна. Она вечна, поскольку невозможно помыслить ничего способного разрушить ее.

      Тело - полная тому противоположность. Телесное начало - не только низшее по сравнению с духовным, но само по себе злое, отрицательное.

      Платон является сторонником теории переселения душ. Этим объясняется процесс познания. Познание Платон представляет как анамнезис, припоминание душой того, что она когда-то созерцала, находясь в мире идей.

       С концепцией идей тесно связано учение Платона об идеальном государстве. Платон не исследует реальное общество, а строит идеальное государство, которое должно быть неизменным, как идея, основанным на идеале справедливости.

      Справедливое государственное устройство соответствует устройству души, состоящей из разумной, вожделеющей и аффективной частей. В идеальном государстве Платона имеются три сословия: правители (их отличает мудрость),  обладающие по преимуществу разумной частью души, воины, стратеги, аффективные (их добродетель - мужество), ремесленники, земледельцы, обладающие преимущественно вожделеющей душой (их добродетель - умеренность, сдержанность).

            Платон выделяет добродетель внесословную, общую для всех - меру. Ничего сверх меры - принцип, который выступает важнейшей этической ценностью не только у Платона, но у большинства греческих мыслителей. Когда Платона спросили о том, будут ли воины счастливы, он ответил, что им это и не нужно. Жизнь в идеальном государстве строго регламентирована. Права и обязанности каждого гражданина строго определены законами. Индивидуальное подчинено общественному, человек живет ради государства, а не наоборот, т.к. идеальное государство - высшее из того, что может существовать на Земле.  

      Платон подверг критике существующие формы государственного устройства. Он называет пять видов государственного устройства: при аристократии у власти стоят лучшие, второй вид - тимократия, когда у власти находятся честолюбцы, третий - демократия (власть толпы), затем - олигархия (власть богатых) и тирания - наихудший вид. Наиболее неприемлемы - тирания и демократия.

      Платона обвиняют в том, что он - враг открытого, демократического общества, создавший утопию. Но, главное, в учении Платона - не устаревшие идеи об общности жен и детей для стражей, об отмене для них собственности. Главное - Платон исходил из идеи, некоторого идеала. У него идеал - справедливость, и это вполне приемлемо. Но он отрицал идеал свободы. Поэтому у него в результате получилась утопия.

      Философия Аристотеля.

      Труды и учение Аристотеля.

      Аристотель (384-322 гг. до н.э.) - древнегреческий философ классического периода, ученик Платона, воспитатель А. Македонского. К наиболее известным трудам Аристотеля относятся: “Органон”, “Физика”, “Механика”, “Метафизика”, “О душе”, “История животных”, “Никомахова этика”, “Риторика”, “Политика”, “Афинская полития”, “Поэтика”.

      Историческое значение философии Аристотеля:

    • внес существенные коррективы в ряд положений философии Платона, критикуя учение о “чистых идеях”;
    • дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека;
    • выделил 10 философских категорий;
    • дал определение бытия через категории;
    • определил сущность материи;
    • выделил 6 типов государства и дал понятие идеального типа - политии;
    • внес существенный вклад в развитие логики (дал понятие дедуктивного метода - от частного к общему; обосновал систему силлогизмов - вывода из из двух и более посылок заключения).

      Рассматривая проблему бытия, Аристотель выступил с критикой философии Платона, согласно которой окружающий мир делится на мир вещей и мир идей. Ошибка Платона, по Аристотелю, в том, что он оторвал “мир идей” от реального мира и рассматривал “чистые идеи” вне всякой связи с окружающей действительностью.

      Аристотель иначе, чем Платон, трактует соотношение общего и единичного. У Платона идея заключает в себе сущность и выражает общее, вещь представляет собой явление.

      По Аристотелю, единичное бытие, вещь, есть сочетание материи и формы (эйдоса). Для него материя - первичный, исходный материал, возможность, потенция, ограниченная формой (например, медный шар - это медь, ограниченная шарообразностью, и т.д.). Придает материи актуальное состояние форма. Форма - это активный жизненный принцип, деятельное начало. Материя - это возможность бытия, некоторый субстрат, пассивное начало. Материя без формы лишена жизни. Форма - это сущность, принцип каждой вещи, а не только внешний вид. Понятие формы у Аристотеля заменяет платоновскую идею. Но у Платона идея (сущность) существует независимо от единичной вещи. По Аристотелю, сущность не может существовать раздельно с тем, сущностью чего она является. Сущность находится в самом предмете. Сущность - это единичное, самостоятельное бытие. Итак, всякая вещь есть единство материи и формы.

      Изменение хотя бы одного из этих качеств (либо материи, либо формы) приводит к изменению сущности самого предмета. Реальность - это последовательность перехода от материи к форме и от формы к материи. Высшей формой всего сущего является Бог, имеющий бытие вне мира.

        Поскольку бытие не есть “чистые идеи” и их материальное отражение, возникает вопрос: что такое бытие? Аристотель пытается ответить на этот вопрос через высказывания о бытии, через категории -  высшее отражение и обобщение окружающей действительности, без которых немыслимо само бытие:

  • сущность;
  • количество;
  • качеств;
  • отношение;
  • место;
  • время;
  • положение;
  • состояние;
  • действие;
  • страдание.

Аристотель первым из античных философов стал различать философское знание от конкретно-научного. Он выделил первую философию как науку о сущем, или о первых началах и причинах, и вторую философию, предмет которой - природа.

Информация о работе Античная философия